Понятие Правосознания в работе Л.И. Петражицкого «Теория государства и права в связи с теорией нравственности»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 23 23 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 11.04.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Понятие правосознания 4
Глава 2.Вклад Л. Петражицкого в разработку проблемы правосознания 7
Заключение 22
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Петражицкий отмечает: «В обществе принято относиться к праву как к чему-то низшему по сравнению с нравственностью, менее ценному, менее достойному уважения». Тем не менее, право является более активной регулятивной ветвью этики, которая является источником формирования более стабильного социального порядка. Из всех исторических форм морали самой высокой и труднодостижимой этот юрист считал христианство, поскольку оно воспитывает психику без злобы и эгоизма. Критерий разграничения права и нравственности предложенный ученым не выявлял оценочных форм внутренней регуляции поведения личности: грех, стыд, вина. Мораль в его теории описывалась без использования категорий добра и зла, в следствии отсутствовала тавтология, т.к. вводился новый компонент — эмоция. Право рассматривалось в его теории не как минимум морали, защищенный средствами государственного принуждения. Мораль трактовалась как эмоция, возникающая исторически на более позднем этапе, влекущая исторически беспритязательный стереотип поведения. Из феномена морали исключались взаимные договорные обязательства, например, человека и Бога, человека с человеком, человека с институтами власти и т.п. Поэтому оба стереотипа поведения, мотивированные эмоциями разного типа, существовали как равноположенные. Извечную проблему, почему человеческие существа действуют аморально, этот исследователь видел не в фактах аморальности, а в движении к пониманию субстрата морали. «И по моей теории, как и по господствующим учениям, негодяи руководствуются своими личными целями, пользуются бесчестными средствами, ложью, клеветой... Но по моей теории, в отличие от господствующей, не негодяи, люди с нормально развитым этическим сознанием, руководятся вовсе не только гедонистическими и эгоистическими мотивами, а и мотивами более высокого свойства; в частности, в них действуют констатированные мною специфические моторные возбуждения, эмоции нравственные правовые и т. д.»Утверждение Петражицкого о том, что право – это есть эмоция, существующая исключительно в области психики человека, никак не соотносилось с представлениями относительно объективного существования права, традиционным пониманием позитивного права и принципа законности. Как считал Петражицкий, человек под влиянием эмоций склонен заниматься приписыванием внешним авторитетам, себе, иным личностям различных прав и обязанностей, проецировать собственные убеждения относительно того, как нужно поступать в определенной ситуации.Соответственно, чтобы понять сущность права, следует учесть психологический аспект. Согласно позиции ученого, традиционное разделение психики на чувства, волю и познание тут мало чем может помочь. Соответственно, Петражицкий вводит понятие эмоции, эмоция воспринимается как базовый фактор влияния на то, как человек выстраивает собственное поведение. То есть, эмоция наделена двойственной и активно-пассивной природой. Например, совесть может запретить нам совершать те или иные поступки. Мы ощущаем, что должны поступать именно так, но не иначе. Таким образом, это позволило ученому сделать вывод о том, что наши права являются закрепленными за нами, принадлежащими нам, как наш актив, долгами иных лиц. Нравственные обязанности между тем следует отличать от правовых, поскольку правовым свойственно связывать волю человека. Право в социальном аспекте гораздо важнее нравственности. Поскольку право коренится в психике, то в обыденной жизни вообще не нужно знать официальные законы. Как считал Петражицкий, факт существования права не требует того, чтобы существовал какой-то организованный союз, например, государство. Право не нуждается в признании, в правоотношениях, в судах и такого рода явлениях. Тот факт, что государство руководит отношениями в обществе, Петражицкий трактует таким образом: людям свойственно приписывать известным лицам общее право повеленийи иных воздействий, чтобы реализовать миссию заботы об общем благе. Право, которое люди используют в обыденной жизни, ученый определяет как естественное или интуитивное. По мере того, как человечество развивается, некоторые нормы права отмирают, другие же закрепляются в сознании, поскольку именно они наиболее эффективны для того, чтобы обеспечить нормативное общественное функционирование. Необходимость в том, чтобы существовали общие правила поведения, приводит к тому, что возникает позитивное право, которое определяется ссылкой на внешние авторитеты. Именно так, с позиции Петражицкого, возникают религия и официальное право, власть, суды, которые предназначены были для того, чтобы ограничить «диссонанс правоотношений». Данные учреждения способствуют достижению согласия по спорным вопросам.Интуитивное право является более широким относительно позитивного и официального. Его развитие закономерно и постепенно, произволу здесь нет места. Единые нормы распространяются в результате таких процессов, как эмоционально-интеллектуальное общение и психическое заражение. Интересна мысль ученого о том, что эволюции права свойственно менять развитие психики народа, тогда как народное сознание способствует изменению права. Что же касается действия права какпсихического фактора общественной жизни то, оно возбуждает или подавляет мотивы к разного рода действиям, здесь речь идет о мотивационном, импульсивном действии права, кроме того, право укрепляет и развивает полезные склонности и черты характера личности, тогда как ослабляет и искореняет опасные. Во втором случае право оказывает педагогическое воспитательное влияние. Таким образом, ученый делает вывод о том, что правовое воздействие способно менять общественное сознание и поведение, воспитывать народ, повышать общую культуру. Правовое развитие устремлено к нравственному совершенству человеческого сознания. Нравственная мотивация – это своего рода идеал, к сожалению, не имеющий столь большой силы, какая есть у правовой мотивации. Петражицкий затрагивал проблему деформации правосознания.ОН считал, что у русского народа правосознание не является развитым, что вызывает многочисленные недостатки. Чтобы успешно использовать право, Петражицкий предлагает науку политики права. Ее задача заключается в том, чтобы рационально направить индивидуальное и массовое поведение через правовую мотивацию. Кроме того, такая наука совершенствует психику, очищает ее от антисоциальныхсклонностей. В развитии права могут быть скачки вперед, периоды застоя ивозвращения назад. Петражицкий предлагает сделать этот процесс положительнонаправленным, стимулируя с помощью науки нравственный прогресс. Основной метод воздействия – это моральные санкции, так как, к примеру, уголовное наказание способствует выработке грубых черт характера нации. Другое важное направление – это повысить эффективность законодательства, в частности, систематизировать, унифицировать, рационализировать. С помощью законодательстваполитика права, постоянно направляя мышление и поведение людей в болеевысоконравственное русло, будет воспитывать общество, совершенствовать правовой строй и правосознание. ЗаключениеТаким образом, Л. Петражицким была предложена психологическая теория права. Петражицкий полагал, что истоки права следует искать в психике индивида. Соответственно, и правосознание – это психологическая, а точнее, эмоциональная категория. Эмоции человека – это то, что выступает как источник права, как источник и определяющий фактор становления и развития правосознания. Соответственно, концепция правосознания Петражицкого часто определяется как эмоциональная. Становление правосознания Петражицкий связывалось с понятиями воли, коллективных переживаний, которые так или иначе отражаются в сознании людей.Эмоции – это и есть главный, побудительный элемент. Они заставляют людей совершать те или иные поступки в правовом поле. Кроме того, нельзя не отметить, что Петражицкий различал два вида эмоций: моральные и правовые. Моральные эмоции односторнние, они связаны с тем, что человек осознает свои обязанности и долг. Моральные нормы являются внутренними императивами. Правовые эмоции – это явление несколько иного рода. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. Правовые эмоции – двусторонние. В целом, можно сделать вывод о том, что теория Петражицкого базируется на безграничном расширении как понятия права, так и правосознания. Любые эмоциональные переживания, которые связаны с правами и обязанностями, могут быть тут отнесены к области правосознания. Л. Петражицкий считал, что правосознание следует планомерно воспитывать посредством совершенствования законодательства и науки о политике права. Список литературы Адамов, А.Е. О сущности правового нигилизма / А.Е. Адамов / Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 181-182. Дзанагова, М.К., Бетеева, М.М. Деформация правосознания. Причины и последствия. / М.К. Дзанагова, М.М. Бетеева // European research. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deformatsiya-pravosoznaniya-prichiny-i-posledstviyaИванников И.А. Леон Петражицкий о роли психики в становлении права. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/leon-petrazhitskiy-o-roli-psihiki-v-stanovlenii-pravaИстория политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/395195Касьянова, К. О русском национальном характере. / К. Касьянова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2016. – 559 с. Овчинникова Н.А. Эмоциональная теория права Л. И. Петражицкого. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-teoriya-prava-l-i-petrazhitskogo Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности в 2 ч. Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 237 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08031-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437526Поснов И.В. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л. И. Петражицкого. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-prava-i-nravstvennosti-v-psihologicheskoy-teorii-prava-l-i-petrazhitskogo

Список литературы

1. Адамов, А.Е. О сущности правового нигилизма / А.Е. Адамов / Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 181-182.
2. Дзанагова, М.К., Бетеева, М.М. Деформация правосознания. Причины и последствия. / М.К. Дзанагова, М.М. Бетеева // European research. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deformatsiya-pravosoznaniya-prichiny-i-posledstviya
3. Иванников И.А. Леон Петражицкий о роли психики в становлении права. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/leon-petrazhitskiy-o-roli-psihiki-v-stanovlenii-prava
4. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/395195
5. Касьянова, К. О русском национальном характере. / К. Касьянова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2016. – 559 с.
6. Овчинникова Н.А. Эмоциональная теория права Л. И. Петражицкого. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-teoriya-prava-l-i-petrazhitskogo
7. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности в 2 ч. Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 237 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08031-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437526
8. Поснов И.В. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л. И. Петражицкого. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-prava-i-nravstvennosti-v-psihologicheskoy-teorii-prava-l-i-petrazhitskogo



Вопрос-ответ:

Какое значение имеет понятие правосознания в работе Л.И. Петражицкого?

Понятие правосознания имеет важное значение в работе Л.И. Петражицкого, так как он рассматривает его как основу для понимания права и нравственности.

Что подразумевается под понятием правосознания?

Под понятием правосознания понимается совокупность представлений и убеждений индивида или общества о праве и его роли в обществе.

В чем заключается вклад Л.И. Петражицкого в разработку проблемы правосознания?

Л.И. Петражицкий внес значительный вклад в разработку проблемы правосознания, он предложил новые подходы к пониманию права и его связи с нравственностью, а также исследовал различные аспекты правосознания.

Почему в обществе принято относиться к праву как к менее ценному и менее достойному уважения по сравнению с нравственностью?

Это связано с традиционным представлением о нравственности как высшей форме регуляции поведения, в то время как право рассматривается скорее как внешний нормативный акт. Однако, Л.И. Петражицкий утверждает, что право является более активной регулятивной ветвью этики и играет важную роль в обществе.

Какую роль играет право в обществе, согласно Л.И. Петражицкому?

По мнению Л.И. Петражицкого, право играет важную роль в обществе как активная регулятивная ветвь этики. Оно не только накладывает нормы и ограничения на поведение людей, но и способствует развитию и укреплению нравственности в обществе.

Что такое правосознание?

Правосознание - это совокупность знаний, убеждений и ценностных ориентаций, связанных с пониманием законов и правил общества.

Какое отношение Л. И. Петражицкий имел к разработке проблемы правосознания?

Л. И. Петражицкий внес значительный вклад в изучение и разработку проблемы правосознания. Он анализировал взаимосвязь между правом и нравственностью, а также исследовал влияние правосознания на формирование правовой системы общества.

Почему в обществе право часто рассматривается как что-то менее ценное по сравнению с нравственностью?

В обществе сложилось представление о том, что нравственность является более высоким и принципиальным понятием, чем право. Нравственность связана с моральными принципами и субъективными оценками, в то время как право имеет более конкретные и регламентированные нормы поведения.

Как право и нравственность связаны между собой?

Право и нравственность взаимосвязаны и влияют друг на друга. Правовые нормы и законы частично базируются на нравственных принципах, и в то же время, нравственные убеждения людей могут формироваться на основе опыта и знаний о правовых нормах. Они оба влияют на поведение человека в обществе и служат основой для формирования правосознания.