Угличское дело: иконография XVII-XIX вв.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 24 24 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 13.04.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание стр.


Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Загадочные обстоятельства смерти……………………………. 4
1.1. Последовательность событий………………………………………… 4
1.2. Канонизация…………………………………………………………… 10
Глава 2. Почитание………………………………………………………… 10
2.1. Лик царевича Дмитрия в иконах 17-19 века. Его особенности……. 13
2.2. Изменение истории осмысления убийства с 17 по 19 век………….. 19
Заключение…………………………………………………………………. 23
Список литры………………………………………………………………. 24
Фрагмент для ознакомления

Столб.С 1940-х годов. XVII С. Д. И. часто изображается вместе с другими.святые, особенно со Святыми князьями, в росписях колонн храмов (например, росписи 1640 г. Николая (Надеина) в Ярославле, где на колоннах изображены преимущественно Святые князья и цари; фрески 1684 г Успенского собора ТСЛ, где изображены мученики, князья и монахи; роспись 1690 г. О Святом Спасителе Святом Лике в С. NicolòSich p p-Ярославское здоровье, где изображены дни Ги - одного из последних представителей династии, Ndt) - занимающегося своими предками равноап. kN. Владимир). С русью. князья (рядом с вель. кн. Георгий) Д. И. изображен на нижнем поле иконы жития вожделенных князей Василия и Константина Ярославских 2-й пол. XVII век.из Успенского собора в Ярославле (ЯЯМЗ). На иконе "Хвала Владимирской иконе Божией Матери" ("древо Московского государства") 1668 года, грамоты Симона Ушакова от царя Свято - Троицкого в Никитниках (ГТГ), святой царевич с рулоном в руке изображен среди чудотворных Московских прославляющих Богородицу, недалеко от старшего брата, царя Феодора иоанновича. Примером развития этой темы является икона чудотворная Московская 2-я пол. XVII С., где, Д. И. как невинное дитя отождествляется композиционным образом по отношению к остальным святым-в центре, у подножия престола, с наградой за крестное знамение руки, что отражает особое почитание святого.Царевич как молитвенник за столицу и государство (Маркелов. Святой д-р Рус. Т. 1. С. 341).Известны случаи изображения Ди на иконах со святыми покровителями членов царской семьи (образ Божией Матери "Моление о народе "30-40-х гг. XVII в. (филиал ГИМ-музея" Новодевичий монастырь")) и со святыми разных ликов (символ Божией Матери" Моление о народе" начала XVIII в., ГМИР). Необычный символ композиции, сир. XVII век. (под регистрацией XIX в.) местный ряд иконостаса Софийского собора в Новгороде (над юж. Tor) Di представлен в нижнем регистре с SVT. St. Николай Чудотворец, почитаемые Сергий и Никон Радонежские и Алексий, Человек Божий (покровитель царя Алексея Михайловича); вверху помещены Тихвинская икона Божией Матери и Софии Премудрости Божией со святыми 8 Новгорода. Д. И. изображен в молитве, с крестом мучеников в правой руке, стараясь показать возраст святого - его маленькая фигурка помещена на высоком амвоне со ступенями. С ОТ. Андрей Стратилат Святой царевич изображен на ящике иконы "Успение богородицы" 1660 года, Успение ц. в Белозерске (Чермо).Изображения Д. И. часто встречаются на иконах минейных: XVII в. Москва Никольского мон-Рю (под 3 июня; см.: Гурьянов В. П. лик святцы XVII века никольского мон-Рю. М., 1904. С. 30), 1701 (ГТГ под 15 мая), 1758 письмо И. Ф. Ляпина (в Церк. СТИ.-археол. Музей Костромской епархии); на святых выгравированы Г. П. Тепчегорский 1722 и И. К. Любецкий 1730 (также под 15 мая) и др.В 1672 году миниатюра с поясным изображением Д. И. как одного из последних представителей московской ветви рода Рюриковичей и родственника Романовых была включена в Портретную галерею Руси. правители царского титула 1672 г. (ргада, см.: Портреты, гербы и печати великой государственной книги 1672 г. СПб., 1903. № 28; ВНД. С. 440. Л. 37; Ф. IV. 764. Л. 43). Святой Царевич изображен улыбающимся ребенком в княжеских одеждах, с вьющимися светлыми волосами на прямой пробор, с короной на голове, с крестом и ножом в руках. В 1675 году И. А. Безмин написал изображение Д. И. на одном из сотен знамен, принесенных царю Алексею Михайловичу (кочетков.Словарь иконописцев, С. 83). В то время образ святого Царевича мог быть частью убранства жилых квартир. Так было и в 80-х. В окнах одной из палат покоев княгини Екатерины Алексеевны были написаны фигуры святого. Константин, Елена, Владимир, мученик Борис, Глеб, ПРП. Иоасаф царевич и др.), вкл. народ в XVI - XVII веках, М., 2000. Т. 1: Домашняя жизнь руси. короли в XVI и XVII типах. Ч. 1. С. 198).Пример "государственного" понимания почитания Д. И. в эпоху имп. Петра I служит уникальная икона 1711 года церкви Святого Петра Великого Николая Чудотворца в Таллине со сложной аллегорической композицией, прославляющей победы России в северной войне: святые (в том числе покровители царской семьи) молятся Иисусу Христу, стоящему в евхаристической чаше с крестом в руке, среди них отмечен Д. И. (Красилин М. М. Иконизация государства / / Русь.поздняя икона 17 века). до начала. XX art / Ed. - сост.: М. М. Krasilin. М., 2001. С. 50-54).Большое количество фотографий д. и. в семнадцатом веке были Presv в порядке представители семьи например, 2 Строгановский подобных символов в иконографии с изображением 1621-1622 от собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Solvychegodsk (SIHM) иконы во второй половине семнадцатого века церковь во славу Святой. Божья Матерь в Орле-Городке, Пермское наследие Строгановых (ПГГ), на Д. И. изображена в молитве Божьей Матери с Младенцем. Возможно, почитание Святого царевича Строгановым связано и с его полевым изображением Владимирской иконы Божией Матери (сер.XVII век, ВУЯХМЗ).Особенно много фотографий D. I. сшитый в произведениях 20-х-60-х годов 17 века.Века, в ателье е. н. и А. и. Строганов были созданы (подвесные пелены для иконы, пелены, одежды духовенства-вклады stroganovs к вискам своей вотчиной и других городов). Как правило, Д. И. изображается фронтально, в толпе покровителей и т.д. почитается святыми Строгановыми (ансамбль одежд Ростовской Митры. Иона (Сысоевич) 60-х годов семнадцатого века.в собр. ГМЗРК, ЯМЗ), в том числе на полях савана с фигурой святого царевича в центре; в некоторых случаях он представлен на поле в молитве со Святителем Николаем. Анна Пророчица-небесная покровительница 2-й жены Д. А. Строганова (серия висячих парусов со сценами из праздников начала 50-х годов семнадцатого века, СИХМ).Специальная группа сшитых Строгановских изображений Д. И. состоит из висячих парусов с его фигурой, восходящих в иконографии к иконам Москвы 10-20-х годов семнадцатого века, особенно вблизи икон Орлиного города. Это саван 1654 года, вышитый, по надписи на обороте, А. И. Строгановой и монахиней Мартой "по отшельнику Веселке" (видимо, для украшения иконы 1621-1622 годов Благовещенского собора Сольвычегодска, СИХМ). Как и в 2 подобных завесах того же храма (СИХМ), в центре рядом с фигурой Святителя Николая.царевич показан в процессе убийства (по-видимому, сюжет был разработан строгановскими мастерами). На фоне обычных видение Углич-Кремля" убийца NikitkaKochalov показано", который поранил мальчика в образе усатых и безбородый человек в шляпе (тип палача или ложное), душа д. и. в виде обнаженной фигуры изо рта берется летающих ангелов.2.2. Изменение истории осмысления убийства с 17 по 19 векДумается, что документы, полученные в Угличе, являются документами Беловика, составленными в Москве Кабинетом Годунова, в то время как проекты опросов в Угличе не дошли до наших дней. Палеографическое исследование рукописи опровергает эту точку зрения. В опросе Углича можно найти около шести основных рукописей писателей. А кроме того, в тексте документа есть не менее 20 подписей свидетелей-угличан. Все подписи строго индивидуализированы и отражают различные степени грамотности книжников. Как свидетели в Москве не могли расписаться?Считается, что Годунов послал к Угличу преданных людей, которые не позаботились прояснить истину, а покрыли слух о насильственной смерти князя Углича. В этом заявлении не учитываются некоторые важные обстоятельства. Эпизод в Угличе вел князь Шуйский, едва ли не самый умный и изворотливый противник Бориса. Как мы помним, один брат был убит орденом Годунова, другой умер в монастыре. Сам Василий Шуйский провел несколько лет в изгнании, откуда вернулся незадолго до угличских событий. Инициатива назначения Шуйского, вероятно, принадлежала боярской думе. Исследователи были озадачены тем, что Шуйский неоднократно менял свои показания. Сначала он поклялся, что смерть Дмитрия была случайной, а потом стал рассказывать о своем убийстве. Такие изменения в показаниях заслуживали бы внимания, если бы Шуйский выступал в качестве свидетеля в прокуратуре. В то же время Шуйский был следователем, хотя и проводил расследование не в одиночку. Управление митрополит послал Helvasiusконтроля за его деятельностью. Включили в состав комиссии Шуйского также о К и д писаря В. Клешнин поддерживал дружбу с Годуновым, но он был и зятем "героя" Угличской истории Михаила Нагого.Члены комиссии придерживались различных политических ориентаций. Каждый из них внимательно следил за действиями "товарища" и был готов воспользоваться любой его оплошностью.Следственные документы сохранили как минимум две версии смерти Дмитрия.Версия убийства исходила от голых родственников жертвы. Михаил Нагой на протяжении всего продолжения настаивал на том, чтобы зарезали Дмитрия, сына дьякона Битяговского, его племянника Никиту Качалова и мужа его племянницы Осипа Волохова. Братья Майкл делали более осторожные заявления. В непосредственной близости от тела принца, - сказал Григорий Nagoy, собралось много людей и "pochali", неизвестно, что будто бы он зарезал принца."Naked Михаил и Григорий приехали с большим опозданием, на месте происшествия. Несмотря на это, они утверждали, что " царевич был еще жив и был с ними."Они явно были сбиты с толку. Андрей Нагой ужинал с царицей во дворце, когда под окнами кричали,"чтобы царевича не было". На дворе Андрей быстро рассказал, что " князь, лежавший на руках у няньки, умер, сказав, что его зарезали, и он не видел, что его зарезали."Причина ошибки, которую совершили Майкл и Грегори, довольно проста. Некоторые люди, видевшие их вблизи, не общаясь, показывали, что Михаил прибыл во дворец пьяным, "вскочил на пьяного коня во дворе", Григорий" обедал"с братом.Протоколы допросов позволяют обосновать, зачем была нужна голая версия убийства Дмитрия. Этой версией они пытались оправдать расправу с государем дьяконом Битяговским.Таким образом, версия о злостном убийстве Дмитрия появилась во время самосуда. Ню представил его как предлог для расправы с Битяговским. Но обвинение против прокурора Дьяка не выдержало критики. Семья Битяговских не могла участвовать в преступлении. Вдова Дьяка рассказала во время допроса, что члены ее семьи обедали в своем саду, когда зазвонил колокол. Гостем Битяговского в тот день был священник Богдан. Как духовник Григория Нагого воевал Богдан, царица и его братья. Но он просто подтвердил приказ Шуйского, который сидел за одним столом с дьяконом и его сыном, когда его ударили в набат. Таким образом, у Байтигеймеров было 100-процентное алиби.Допрос главных свидетелей привел к окончательному уничтожению версии об умышленном убийстве Дмитрия.Принц умер на полуденном солнце, на глазах у многих людей. Комиссия без труда установила имена непосредственных очевидцев события. До того, как Шужский вошел к Мамке Волоховой, няня, Арина Тучкова, жена Марья Колобова и четверо мальчиков играли с царевичем в Тычку. Чтобы придать показаниям мальчиков исключительное значение, следователи дважды задавали один и тот же вопрос, чтобы получить точный и ясный ответ. Сначала спросили: "Хто были тогда за царевичем?Мальчикиответили:"За царевичем стояли только четверо мужчин, няня и нищий". Услышав ответ, Комиссия Фронта спросила: Осип Волохов и Данило Битяговский"были ли тогда за царевича?" На этот вопрос "робятки" ответили отрицательно. Мальчики кратко, но точно и наглядно описывали то, что происходило на их глазах: "Царевич играл с ножом на заднем дворе, и на него наступала болезнь-падающая болезнь - и бросался на нож."Может, парни врали в глазах королевы? Может быть, они написали рассказ о болезни царевича в пользу Шуйского, не боясь гнева своего господина? Эти два предположения полностью опровергаются показаниями взрослых свидетелей.Три видных слуги Царицына двора-Лар Ларионов, Иванов и Г-показали следующее: когда царица села на обед "стояла в верху за по, Ажио деи прибежал в верху жильцов persil Колобов и сказал: забавляется деи Царевич с нами на дворе нож и пришел на деи его н п... да, в тот момент, когда ево било, я ударил ножом, и потому я умер."Петрушка Колобов был старшим из мальчиков, игравших с царевичем. Перед Шуйским он держал ответ всем своим товарищам. Колобов повторил перед следственной комиссией всего через несколько минут после смерти Дмитрия то, что он рассказал служащим суда.Показания Персила Колобова и его товарищей подтвердили Мария Колобова, Мамка Волохова и медсестра Тучкова. Слова няни отличались удивительной искренностью. В присутствии царицы и Шуйского ее называли виновницей несчастья:"Она не спасла его, когда Черная болезнь пришла к царевичу... и он ударил ножом..." и медсестра пользовалась полным доверием царицы. Не она, а Волохов был "убит" голым на погибшем сыне, хотя обе женщины тоже были виновны в том, что не спасли ребенка.Семь человек, стоявших во дворе рядом с царевичем, видели его разорение собственными глазами.Высказывания основных свидетелей Углича в основном последовательны и в словесном выражении довольно индивидуальны. Это показывает ваш авторитет.Версия о смерти царевича, со ссылкой на основные показания свидетелей, содержала два пункта, каждый из которых разрешалось провести полную экспертизу.первую минуту-болезнь Дмитрия, свидетель назвал "черной болезнью", "эпилепсией", "н п". Судя по описаниям припадков и их частоте, царевич страдал эпилепсией.Серьезный кризис произошел с Дмитрием примерно за месяц до его смерти.Последний приступ у Царевича продолжался несколько дней. Началось это во вторник, третий день царевич стал "Маленко полече", и мать взяла его в обеденное время, а потом отпустила в суд. В субботу Дмитрий пошел гулять во второй раз, а потом вдруг снова напал (мамино свидетельство).Буйство маленького эпилептика настолько вдохновило его нянек, что они не сразу взяли его на руки, когда кризис произошел при дворе в отсутствие королевы. Иначе как объяснить тот факт, что ребенка бросили оземь и долго били его"."Об этом факте свидетельствовали очевидцы.Мальчик склонился над полом, а рядом с ним крутились няни и матери. Когда медсестра подняла его с пола, было уже поздно.Второй момент-царевич играл на ножах. Свидетели описывали его удовольствие: князь "играл ножом через линию", "колол ножом","ходил по двору, прыгал колом в кольцо". Игра была такова: игра поочередно бросала нож в описанный на земле круг, нож обычно брал острием, бросал так ловко, что нож описывал в воздухе круг и вонзался в землю.ЗаключениеСмерть Дмитрия была Актом огромной политической важности. Вопрос " кому выгодно?"Служит лучшим обзором любого политического действия. Непоколебимая уверенность в том, что ликвидация последнего отпрыска Московской династии была выгодна Борису, полностью обесценила Угличские "изыскания".Картина смерти Дмитрия, нарисованная позже, отличалась редкой полнотой и достоверностью. Расследование не оставляло места для необъяснимых вопросов. Состав обследования, безупречный с палеографической точки зрения, был правильным и юридически правильным. В руках московских властей он давал бесспорный материал для возбуждения гонений на голых "мужиков"и Углич. Но этот материал, по-видимому, не опубликованный правительством для общего сведения, конечно, не мог убедить тех, кто верил в насильственную смерть царевича и приписывал убийство Битяговского, почитаемого первым чиновником за зверства Бориса Годунова. Всю жизнь, например, было несколько обнаженных натур; так шептала молва Москвы, получавшая всякие сплетни. Великая вероподобность Вражеских трактовок Бориса Угличского Драмы, объясняет их выносливость и распространенность.Но наступил смутный период, имя "царского младенца" было принято смелым авантюристом, правившим московским престолом, и смерть Дмитрия стала загадкой, окончательно не решенной и по сей день.Список используемой литературы1. Масса, И. Краткое известие о Московии в начале XVII в./И. Масса. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. 2. Беляев, И.С. Угличское следственное дело 15 мая 1591 года/И.С. Беляев. - М.: Типография штаба московского военного округа, 1907. 3. Платонов, С.Ф. Борис Годунов/С.Ф. Платонов. - М.: АГРАФ, 1999. 4. Скрынников, Р.Г. Борис Годунов/Р.Г. Скрынников. - М.: Наука, 1978. 5. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен/С.М. Соловьев. - Т.7 - М.: Голос, 1994.

Список используемой литературы

1. Масса, И. Краткое известие о Московии в начале XVII в./И. Масса. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937.
2. Беляев, И.С. Угличское следственное дело 15 мая 1591 года/И.С. Беляев. - М.: Типография штаба московского военного округа, 1907.
3. Платонов, С.Ф. Борис Годунов/С.Ф. Платонов. - М.: АГРАФ, 1999.
4. Скрынников, Р.Г. Борис Годунов/Р.Г. Скрынников. - М.: Наука, 1978.
5. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен/С.М. Соловьев. - Т.7 - М.: Голос, 1994.

Вопрос-ответ:

Что известно о последовательности событий Угличского дела?

Угличское дело было связано с загадочной смертью царевича Дмитрия, который якобы был убит в Угличе в 1591 году. События разворачивались следующим образом: царевич Дмитрий жил в Угличе под именем Федора. После его смерти в 1591 году началось расследование, которое закончилось канонизацией царевича.

Как произошла канонизация царевича Дмитрия?

Канонизация царевича Дмитрия состоялась после его загадочной смерти в Угличе в 1591 году. Официально царевич Федор, как его называли в Угличе, был признан святым в 1606 году церковной властью. В результате канонизации, его имя было включено в местники под номером 301 и было установлено памятное богослужение в его честь.

Каким был лик царевича Дмитрия в иконах XVII-XIX веков?

Лик царевича Дмитрия изображался на иконах XVII-XIX веков в образе молодого, благочестивого юноши с русыми волосами, на которые возлагалась особая символика. Возле него часто изображались атрибуты его мученичества, такие как меч и пальма.

Как изменялась история осмысления убийства царевича Дмитрия с XVII по XIX век?

С XVII по XIX век история осмысления убийства царевича Дмитрия претерпела значительные изменения. В начале XVII века он был канонизирован и признан святым, что подтверждало версию о его мученичестве. Однако в XIX веке появились научные исследования, которые привнесли сомнения в официальную версию и предложили альтернативные гипотезы о его смерти.

Какие источники можно использовать для изучения Угличского дела и его иконографии?

Для изучения Угличского дела и его иконографии можно использовать различные источники. В статье указывается список литературы, который можно использовать в качестве исходной точки для более глубокого исследования. Также, стоит обратить внимание на архивные материалы и научные работы, посвященные данной теме.

Какие обстоятельства окружали смерть иконографического дела Угличского?

Смерть Угличского иконографического дела была окружена загадочными обстоятельствами. Многие события, связанные с этим делом, вызывали много вопросов и неоднозначные интерпретации.

Как происходила последовательность событий в Угличском иконографическом деле?

Последовательность событий в Угличском иконографическом деле неоднозначна. Известно, что после канонизации культ Дмитрия Следопыта распространился по всей России, однако точные подробности процесса исследования и изучения дела остаются неясными.

Как происходила канонизация Угличского иконографического дела?

Канонизация Угличского иконографического дела произошла в неопределенной форме. Основанием для канонизации стало поклонение людей иконе царевича Дмитрия. Официальной церковной церемонии не было, но культ Дмитрия Следопыта стал одним из популярных в России.

Как особенности ликования царевича Дмитрия в иконах XVII-XIX веков?

Царевич Дмитрий обычно изображался на иконах с благодушным, благородным выражением лица. Он носил корону, его одежда была богатой и роскошной. Такие иконы создавались с учетом традиций православной иконографии того времени.

Как изменялась история осмысления убийства царевича Дмитрия с XVII по XIX век?

С течением времени история осмысления убийства царевича Дмитрия претерпела изменения. В XVII веке его смерть признавалась трагической, а в XIX веке начали появляться предположения о его самоубийстве. Важным фактором в изменении осмысления стала политическая обстановка и изменение отношения к династическим конфликтам.