Психологическая готовность курсантов в учебной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 14.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности курсантов в учебной деятельности 6
1.1 Особенности психологической готовности 6
1.2 Анализ учебной деятельности в отечественной науке и ее особенности в подростковом возрасте 9
Вывод по первой главе 16
Глава 2. Изучение практических аспектов психологической готовности курсантов в учебной деятельности 18
2.1 Организация, проведение и анализ диагностического исследования 18
2.2 Методическая разработка и ее обоснование 20
Вывод по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Также рассмотрим основные три аспекта, в рамках которых при организации занятия с использованием современных технологий, педагог должен направлять свою деятельность.Образовательный аспект, который включает в себя восприятие обучающимися учебного материала, а также осмысливание связей, отношений в изучаемых объектах.Развивающий аспект, который предполагает развитие познавательного интереса у обучающихся, а также умения анализировать, обобщать, сравнивать, активизацию творческой деятельности обучающихся.Воспитательный аспект, который включает в себя воспитание у учащихся научного мировоззрения, умений четко и ясно организовать самостоятельную, а также групповую работу, воспитание у курсантов чувства товарищества и взаимопомощи.К указанным направлениям, в связи со спецификой подготовки будущих военнослужащих, важно принимать во внимание работу по повышению стрессоустойчивости курсантов, по формированию психологической готовности к будущей профессии, связанной с риском.Таким образом, при использовании современных технологий, а также игровых приемов и включения разнообразных деятельностных заданий в структуру занятия, происходит поэтапное формирование навыков и умений, а преемственность этапов обучения и последовательность введения материала, в свою очередь, обеспечивают прочность усвоения нового материала.На основе приведенных положений и результатов диагностики предложим определенную методику, применение которой на занятиях в военном училище будет способствовать развитию мотивации учебной деятельности подростков. Так, нами определены условия формирования мотивации учебной деятельности (см. рис. 5).Рис. 5. Условия формирования мотивации учебной деятельности курсантовДля реализации данных условий нами предлагается применять с учащимися 1 курса военного училища (см. табл. 1).Таблица 1Технологии, способствующие реализации условийНазвание технологии, методаПримерПознавательные технологии, методыПобуждать обучающихся к поиску заранее неизвестных,либо альтернативных, решений задач, игрЭмоциональные технологии, методыПрименение поощрения, создания ситуации успеха подростков, учитывать важность свободногосамостоятельного выбора заданий учащимисяВолевые технологии, методыИнформирование курсантовоб обязательных результатах обучения, развитие у них рефлексивного поведенияСоциальные технологии, методыСоздание на занятияхситуаций, побуждающих к взаимопомощи, самопроверкеПомимо этого, предложено использовать метод рефлексии, а именно самоанализ курсантом собственного профессионализмапо критериям:1)способностьпонимать учебную задачу;2) умение сформировать план действий для решения учебной задачи;3) умение модифицировать существующую учебную задачу в задачу личную;4) умение минимизировать психологические затраты при реализации профессиональных задач;5)определение уровня удовлетворённостисобственной учебной деятельностью. Также на основе теоретической модели психологической готовности к учебной деятельности курсанта военного училища, педагогу можно предложить провести самоанализ наличия или отсутствия следующих характеристик у курсанта:1) мотивацияк будущей профессиональной деятельности (включает в себя интерес к профессии и профессиональную направленность, удовлетворенность выбранной специальностью, условиями будущей деятельности);2) саморегуляция в учебной деятельности (включает в себя умение эффективно использовать собственные ресурсы с целью решения учебных задач, способности успешно ставить цели и достигать их, навыки планирования и распределения времени, стремление к самообразованию);3) эмоциональная сфера в профессиональной деятельности включает в себя любовь к выбранной работе, осознание общественной и личной значимости трудовой деятельности военнослужащего;4) оценка собственной учебной деятельности включает в себя оценку и самооценку собственной подготовленности, что отражается в успеваемости курсантов и в стратегиях разрешения ситуации оценивания.Вывод по второй главеТаким образом, проведенное исследование показало, что хорошая учебная мотивация и высокий уровень учебной мотивации не связаны с отношением учеников к обучению. А низкая учебная мотивация не связана с негативным отношением к обучению. Половина подростков (50%) на 1 курсе имеют низкую мотивацию к обучению, что, в свою очередь, может быть связано с возрастно-психологическими особенностями подростков, которые важно учитывать педагогу при обучении курсантов данного возраста.В связи с полученными данными разработаны рекомпендации.ЗаключениеЦелью исследования было изучение психологической готовности курсантов в учебной деятельности. Для достижения цели были решены задачи работы.Описаны особенности психологической готовности. Определено, что под психологической готовностью понимают системное явление, которое проявляется в виде ситуативной (к примеру, состояние вдохновения), либо долговременной, устойчивой готовности, и является диалектическим единством психических состояний, а также свойств личности. В целом готовность представляет собой определенную систему личностной и функциональной, содержательной, а также оценочной сторон.Проведен анализ учебной деятельности в отечественной науке, рассмотрены ее особенности в подростковом возрасте.Выявлено, что универсальные учебные действия представляют собой взаимосвязь действий обучающегося, обеспечивающих толерантность, культурную идентичность, социальную компетентность, а также способность ученика усваивать новые знания и умения самостоятельно.Педагогические и возрастно-психологические особенности подростков позволили сделать вывод о том, что в процессе обучения подростков необходимо уделять внимание развитию уверенности в собственных силах, что, в свою очередь, достигается посредством постановки понятных и осуществимых для подростка задач. Определено, учебный процесс с курсантами военных училищ подросткового возраста целесообразно строить с применением интерактивных методов обучения, которые способствуют активному взаимодействию обучающихся и педагога, развивают и поддерживают интерес и мотивацию к обучению.Изучены практические аспекты психологической готовности курсантов в учебной деятельности посредством методики изучения направленности на приобретение знаний Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой. Итоги количественного и качественного анализа показали, что высокого уровня учебной мотивации нет у курсантов, а также отсутствуют молодые люди с хорошим уровнем учебной мотивации. Позитивное отношение к обучению отмечено у 9 курсантов 1 курса (40%), низкая мотивация у 11 подростков (50%), а также негативное отношение к обучению – у 2 курсантов (10%). В связи с полученными данными сформулирована и обоснована методическая разработка, способствующая повышению готовности к учебной деятельности курсантов.Определен приоритет использования современных образовательных технологий и методов на занятиях, предложены направления, которые могут применяться педагогом при использовании современных технологий в обучении курсантов. Рассмотренытри основных аспекта, в рамках которых при организации занятия с использованием современных технологий, педагог должен направлять свою деятельность.К указанным направлениям, в связи со спецификой подготовки будущих военнослужащих, важно принимать во внимание работу по повышению стрессоустойчивости курсантов, по формированию психологической готовности к будущей профессии, связанной с риском.Список литературыБочарова Н. Б. (МГПУ). Познавательный интерес как средство активизации творческой деятельности [Текст] / Н. Б. Бочарова // Изобретательство. - 2011. - Т. 11, N 2. - С. 15-20.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.Даммер М. Д. Метапредметное содержание учебного предмета / М. Д. Даммер // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. – 2014. – № 1. – Т. 6. – С. 46–52.Егорова А. А., Эйснер Е. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 1-4.Лобашов В. Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения / В. Д. Лобашов // Школьные технологии. - 2010. - N 2. - С. 118-129.Лукьянова М. Учебная мотивация школьников: психолого-дидактический аспект // Учительская газета. - 2001. - N4. - С. 18-27.Мещерякова A.B. Проблемы правовой психологии курсантов вузов МВД России: Дис... канд. юрид. наук. -Ростов н/Д., 1999.Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 351 с.Никулина Т. В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-111.Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД: Тактика и психология безопасной деятельности. -М, 1996.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 816 c.Своеобразие мотивации и конфликт в учении и социализации личности подростков / Роль вузов в решении проблем непрерывного образования и воспитания личности от школьного до последипломного. Харьков, 1995. - С. 45-47.Смирнов Б. А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Х.: Гуманитарный центр, 2007. 276 с.Стерхова А.А., Поликарпова Ю.Е., Светлаков И.А. Современные подходы к организации образовательного процесса // Материалы научно-практической конференции «Образовательные системы современной России». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 60–70.Сутович Е.И. Психолого-педагогические условия формирования и профессионального самосознания будущих специалистов. – Международная интернет-конференция, 2012.Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 406 c.Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Москва: ВШЭ, 2018. 168 с.Ушакова И.М. Психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, 2014.Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. – М.: Флинта, 2012. – С. 107.Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка : монография / Н.Е. Харламенкова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Институт психологии РАН, 2007. – 384 с.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. — СПб.: Речь, 2001. — 240 с.Лейтес Н.С. Одаренные дети [Электронный ресурс] - URL: http:// http://psychology-online.net/articles/doc-1518.html (дата обращения 27.02.2021).Минасян Н. А. ИКТ как средство повышения мотивации на уроках // Концепт, 2017. - № 58. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-uchaschihsya-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 03.11.2020).Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] - URL: http://www. standart.edu.ru/ (дата обращения 11.11.2020).
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
3. Даммер М. Д. Метапредметное содержание учебного предмета / М. Д. Даммер // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. – 2014. – № 1. – Т. 6. – С. 46–52.
4. Егорова А. А., Эйснер Е. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 1-4.
5. Лобашов В. Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения / В. Д. Лобашов // Школьные технологии. - 2010. - N 2. - С. 118-129.
6. Лукьянова М. Учебная мотивация школьников: психолого-дидактический аспект // Учительская газета. - 2001. - N4. - С. 18-27.
7. Мещерякова A.B. Проблемы правовой психологии курсантов вузов МВД России: Дис... канд. юрид. наук. -Ростов н/Д., 1999.
8. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 351 с.
9. Никулина Т. В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-111.
10. Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД: Тактика и психология безопасной деятельности. -М, 1996.
11. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 816 c.
12. Своеобразие мотивации и конфликт в учении и социализации личности подростков / Роль вузов в решении проблем непрерывного образования и воспитания личности от школьного до последипломного. Харьков, 1995. - С. 45-47.
13. Смирнов Б. А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Х.: Гуманитарный центр, 2007. 276 с.
14. Стерхова А.А., Поликарпова Ю.Е., Светлаков И.А. Современные подходы к организации образовательного процесса // Материалы научно-практической конференции «Образовательные системы современной России». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 60–70.
15. Сутович Е.И. Психолого-педагогические условия формирования и профессионального самосознания будущих специалистов. – Международная интернет-конференция, 2012.
16. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 406 c.
17. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Москва: ВШЭ, 2018. 168 с.
18. Ушакова И.М. Психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, 2014.
19. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. – М.: Флинта, 2012. – С. 107.
20. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка : монография / Н.Е. Харламенкова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Институт психологии РАН, 2007. – 384 с.
21. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. — СПб.: Речь, 2001. — 240 с.
22. Лейтес Н.С. Одаренные дети [Электронный ресурс] - URL: http:// http://psychology-online.net/articles/doc-1518.html (дата обращения 27.02.2021).
23. Минасян Н. А. ИКТ как средство повышения мотивации на уроках // Концепт, 2017. - № 58. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-uchaschihsya-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 03.11.2020).
24. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] - URL: http://www. standart.edu.ru/ (дата обращения 11.11.2020).
Вопрос-ответ:
Какие особенности психологической готовности курсантов в учебной деятельности рассматриваются в статье?
Статья рассматривает особенности психологической готовности курсантов в учебной деятельности, такие как организация проведения и анализ диагностического исследования, анализ учебной деятельности в отечественной науке и ее особенности в подростковом возрасте, и теоретические аспекты психологической готовности.
Какие результаты были получены в ходе анализа учебной деятельности в отечественной науке и ее особенностей в подростковом возрасте?
В ходе анализа учебной деятельности в отечественной науке были выявлены особенности учебной деятельности в подростковом возрасте, включая специфические особенности психологической готовности курсантов, их мотивацию и индивидуально-личностные характеристики.
Как организуется проведение и анализ диагностического исследования психологической готовности курсантов в учебной деятельности?
Организация проведения и анализа диагностического исследования психологической готовности курсантов в учебной деятельности включает применение определенных методов и инструментов, таких как психологические тесты, интервью, наблюдение. Полученные данные анализируются с целью определения уровня психологической готовности курсантов и разработки рекомендаций для их дальнейшего обучения.
В чем заключается основной вывод первой главы статьи?
Основной вывод первой главы статьи заключается в том, что психологическая готовность курсантов играет значительную роль в их учебной деятельности. Важно учитывать особенности этой готовности, такие как мотивация, индивидуально-личностные характеристики, а также проводить диагностическое исследование для определения уровня готовности и разработки рекомендаций.
Что изучается во второй главе статьи?
Во второй главе статьи изучаются практические аспекты психологической готовности курсантов в учебной деятельности. Особое внимание уделяется организации проведения и анализа диагностического исследования, которое позволяет выявить особенности учебной деятельности и разработать рекомендации для эффективного обучения.
Какие особенности психологической готовности курсантов в учебной деятельности рассматриваются в первой главе?
В первой главе рассматриваются особенности психологической готовности курсантов, включая анализ учебной деятельности в отечественной науке и ее особенности в подростковом возрасте.
Что включает в себя вторая глава статьи?
Вторая глава статьи включает в себя изучение практических аспектов психологической готовности курсантов в учебной деятельности, включая организацию, проведение и анализ диагностического исследования.
Какие аспекты психологической готовности курсантов в учебной деятельности рассматриваются в первой главе?
В первой главе рассматриваются особенности психологической готовности курсантов, включая анализ учебной деятельности в отечественной науке и ее особенности в подростковом возрасте.
Что включает в себя вторая глава статьи и какие аспекты психологической готовности курсантов она рассматривает?
Вторая глава статьи включает в себя изучение практических аспектов психологической готовности курсантов в учебной деятельности, а именно организацию, проведение и анализ диагностического исследования.