Деятельность участковой медицинской сестры по профилактике осложнений у пациентов с бронхиальной астмой
Заказать уникальную дипломную работу- 48 48 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 14.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ПРФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ 6
1.1 Бронхиальная астма 6
1.1.1 Определение 6
1.1.2 Эпидемиология, этиология, патогенез 6
1.1.3 Классификация 11
1.1.4 Клинические проявления 12
1.1.5 Диагностика 14
1.1.6 Лечение 17
1.1.7 Профилактика 17
1.2 Роль участковой медицинской сестры в профилактике осложнений 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 27
2.1 Понятие санитарной грамотности 27
2.2 Исследование уровня санитарной грамотности пациентов 28
2.3 Рекомендации по повышению эффективности профилактики осложнений бронхиальной астмы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Ничего не слышали об осложнениях бронхиальной астмы 73,3% (22) опрошенных, 16,7% (5) показали осведомленность о возможных тяжелых осложнениях и только 10% (3) полагают, что осложнения могут привести к инвалидности человека.
О таком осложнении бронхиальной астмы, как астматический статус, знают 70% (21) участников опроса, а 30% (9) – не слышали о нем.
26,7% (8) респондентов считают, что к обострению бронхиальной астмы и развитию осложнений могут привести аллергены, 40% (12) - табачный дым, а 33,3% (10) – ничего не знают о факторах риска.
О самоконтроле бронхиальной астмы имеют понятие 63,3% (19), а 36,7% (11) не знают, что это такое.
Лучшим методом самопрофилактики бронхиальной астмы 63,3% (19) назвали здоровый образ жизни, 16,7 % (5) – диету, а 20% (6) – не знают о самопрофилактике.
Достаточно информированными о факторах риска и методах профилактики осложнений бронхиальной астмы назвали себя 63,3% (19) участников опроса, а 36,7% (11) осознают, что не обладают достаточными знаниями в этой области.
Графическое изображение результатов анализа анкетирования приведено в Приложении 6 (рис. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).
Вывод:
Опрошенные пациенты продемонстрировали достаточно низкий уровень санитарной грамотности в вопросах факторов риска бронхиальной астмы и ее осложнений, а средний медперсонал - слабую реализацию способности проводить санитарно-просветительную работу среди посетителей поликлиники.
Оказалось, что подход пациентов к своему здоровью остается по-прежнему традиционно инертным. Они не проявляют должный интерес к проблеме своего здоровья, а медработники не занимаются в достаточной мере их санитарно-гигиеническим воспитанием, не информируют о факторах риска развития обострений бронхиальной астмы и астматического статуса, важности осуществления самоконтроля заболевания и не объясняют им значение и необходимость проведения элементарных индивидуальных профилактических мер.
В вопросе здоровьесбережения пациенты полагаются на медработников, а медработники, в свою очередь, не стремятся к повышению уровня санитарной грамотности пациентов. Сохраняющиеся высокие показатели заболеваемости бронхиальной астмой в Российской Федерации свидетельствуют о необходимости активизации профилактической работы среднего медперсонала в целях повышения уровней санитарной грамотности и информированности пациентов о факторах риска и ее осложнениях. Таким образом, пропаганда здорового образа жизни, информирование о факторах риска бронхиальной астмы и обучение посетителей поликлиники методам профилактики ее осложнений пока не стали приоритетными задачами среднего медперсонала.
Рекомендации по повышению эффективности профилактики осложнений бронхиальной астмы
По результатам проведенного исследования для повышения информированности пациентов о факторах риска и эффективности профилактики осложнений бронхиальной астмы могут быть использованы следующие возможности:
Принятие к сведению участковыми медицинскими сестрами достаточно низкий уровень санитарной грамотности пациентов в вопросах факторов риска и методов профилактики осложнений бронхиальной астмы при разработке целевых профилактических программ, что позволит сделать их более результативными.
Расширение участия участковых медицинских сестер в профилактических образовательных мероприятиях с целью повышения информированности пациентов о мерах по снижению риска развития обострений заболевания и его осложнений путем повышения уровня санитарной грамотности, изменения образа жизни и усиления контроля своего здоровья.
Регулярные посещения участковыми медицинскими сестрами больных бронхиальной астмой в условиях их быта и проведение с ними бесед профилактического и образовательного содержания в неформальной обстановке.
Размещение в достаточном количестве наглядных материалов (плакатов, памяток, листовок), информирующих о факторах риска бронхиальной астмы, проявлениях заболевания, возможных осложнениях и методах их профилактики в лечебно-профилактических, образовательных и других учреждениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние десятилетия бронхиальная астма стала представлять серьезную социально-экономическую проблему в связи с ее широкой распространенностью, высоким уровнем временной и стойкой утраты трудоспособности, а также преждевременной смертности. Эта патология формирует целую армию бессрочных инвалидов-хроников по причине многолетней и неуклонно усугубляющейся стойкой нетрудоспособности. Отечественные исследования в этой области показали распространенность патологии среди взрослых 3%, а среди детей и подростков – около 16%. Однако, по мнению ряда авторов, фактическая распространенность бронхиальной астмы в России отличается примерно на порядок от данных официальной статистики и может достигать 25,7%.
Бронхиальная астма представляет собой хроническое гетерогенное заболевание дыхательных путей, сопровождающееся хроническим воспалением и присутствием респираторных симптомов таких как, одышка, различные по времени и интенсивности свистящие хрипы, кашель и заложенность в груди, которые проявляются вместе с многообразной обструкцией дыхательного тракта.
По причине высокого процента потери трудоспособности, а также широкого распространения бронхиальная астма является серьезной социально-экономической проблемой, ложится тяжелым экономическим бременем на систему национального здравоохранения и ведет к значительным экономическим потерям для общества в целом. Решение этой актуальной острой проблемы состоит в своевременной постановке диагноза, грамотном лечении, правильно построенной программе реабилитации и проведении мероприятий профилактического и образовательного спектра при активном участии среднего медицинского звена.
После врача участковая медицинская сестра является главным участником профилактического процесса при бронхиальной астме. Всегда следует помнить, что по своему статусу она находится на полшага поодаль лечащего врача. Однако эта дистанция сокращает расстояние между нею и пациентом. В процессе ухода участковая медицинская сестра общается с пациентом больше, чем врач, и пользуется у него безусловным доверием. И она главная в деле выхаживания пациента, поскольку от ее профессионализма, сердечного доброжелательного отношения к своему подопечному зачастую зависит качество его жизни.
Медицинская сестра проводит с пациентом занятия лечебной физкультурой, сеансы психологической поддержки, повышает уровень его знаний о бронхиальной астме и ее осложнениях. И именно медицинская сестра обучает пациента вновь выполнять то, что он вынужден, хочет или обязан делать, адаптируя сам вид деятельности и обстановку так, чтобы человек мог эффективнее выполнить стоящую перед ним задачу.
Трудно переоценить роль участковой медицинской сестры в профилактике осложнений заболевания. Она постоянно проводит санитарно-гигиеническое воспитание и повышение уровня санитарной грамотности больных, обучает их самоконтролю бронхиальной астмы, без которого не может быть успешного лечения. Первостепенное значение здесь принадлежит регулярной санитарно-просветительной работе и пропаганде личной профилактики. Поэтому одна из основных ролей в профилактическом процессе при бронхиальной астме принадлежит среднему медицинскому персоналу.
Таким образом, основная роль участковой медицинской сестры в профилактическом процессе при бронхиальной астме и ее осложнениях заключается в организации и осуществлении правильного обучения пациента самоконтролю заболевания и постоянном повышении уровня его санитарной грамотности путем систематического ведения санитарно-просветительной работы.
Проведенное нами исследование продемонстрировало достаточно низкий уровень санитарной грамотности пациентов, а также - слабую реализацию способности среднего медперсонала проводить санитарно-просветительную работу среди посетителей поликлиники. В вопросе здоровьесбережения пациенты полагаются на медработников, а медработники, в свою очередь, не стремятся к повышению уровня санитарной грамотности пациентов.
Сохраняющиеся высокие показатели заболеваемости бронхиальной астмой в Российской Федерации свидетельствуют о необходимости активизации профилактической и образовательной работы среднего медперсонала в целях повышения уровней санитарной грамотности и информированности пациентов о факторах риска и ее осложнениях. А принятие к сведению средними медицинскими работниками низкого уровня санитарной грамотности пациентов при разработке целевых профилактических программ бронхиальной астмы и ее осложнений позволит сделать их более результативными.
В процессе выполнения дипломной работы были:
Изучена и проанализирована научная медицинская литература по теме исследования.
Изучены лечебные, реабилитационные и профилактические мероприятия при бронхиальной астме.
Определена роль медицинской сестры в профилактике осложнений у пациентов с бронхиальной астмой.
Исследован уровень санитарной грамотности пациентов по вопросу факторов риска бронхиальной астмы и ее осложнений.
Разработаны рекомендации по повышению эффективности профилактики осложнений бронхиальной астмы.
Разработана памятка для пациентов с бронхиальной астмой (Приложение 7, рис. 12).
Таким образом, поставленные в дипломной работе задачи выполнены, гипотеза доказана, а цель дипломной работы достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению бронхиальной астмы, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации. – М., 2018. – 76 с.
Авдеев, С.Н., Ненашева, Н.М., Жуденков, К.В., Петраковская, В.А., Изюмова, Г.В. Распространенность, заболеваемость, фенотипы и другие характеристики тяжелой бронхиальной астмы в Российской Федерации // Пульмонология. - № 28. – 2018. С. 341–358.
Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы: пересмотр 2011 / под ред. А.С. Белевского. – М.: Российское респираторное общество, 2012. – 108 с.
Емельянов А.В., Сергеева Г.Р., Коровина О.В., Собченко С.А. Современная терапия бронхиальной астмы // Российский семейный врач. - №16. – 2012. С. 9–15.
Ильина, Н.И., Ненашева, Н.М., Авдеев, С.Н. и др. Алгоритм биофенотипирования и выбор таргетной терапии тяжелой неконтролируемой бронхиальной астмы с эозинофильным типом воспаления дыхательных путей // Российский аллергологический журнал. - № 14. – 2017. С. 5–18.
Каражанова, Л.К. Тяжелое обострение бронхиальной астмы Диагностика, лечение (лекция) / Л.К. Каражанова, А.С. Жунуспекова, М.Е. Сабербекова и др. // Наука и здравоохранение. - № 4. – 2014. С. 9-12.
Основы сестринского дела [Текст]: учеб. пособие / Т.П. Обуховец. - 6-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 469 с.
Уход за взрослым пациентом с астмой: содействие контролю над астмой (Adult Asthma Care: Promoting Control of Asthma): адаптированное клиническое сестринское руководство / Л.Т. Қасым, Р.Н. Касымова, У.Б. Мутиева - Нур-султан: Республиканский центр развития здравоохранения, 2019. - 63с.
Физическая реабилитация. В 2 т. Т. 2: учеб. для студ. Ф505 учреждений высш. мед. образования / под ред. С.Н. Попова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2016. - 304 с.
Санитарная грамотность. Убедительные факты / под редакцией I. Kickbusсh, J.M. Pelikan, F. Apfel и A.D. Tsouros. – Publications WHO Regional Office for Europe UN City, Marmorvej 5, DK-2100 Copenhagen Ø, Denmar, 2014. Код доступа: http://docplayer.ru/31932071-Sanitarnaya-gramotnost-ubeditelnye-fakty.html
Global Initiative for Asthma. 2018 GINA Report, Global Strategy for Asthma Management and Prevention. Available at: http://ginasthma.org/2018-gina-report-global-strategyfor-asthma-management-and-prevention
Puig-Junoy J., Pascual-Argente N. Socioeconomic costs of asthma in the European Union, United States and Canada: A systematic review. Rev. Esp. Salud. Publica. 2017; 91.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Рисунок 1 – Патофизиология бронхиальной астмы. Дыхательные пути при контролируемой и неконтролируемой астме.
Источник: Created by L. Cicutto and B. Jacobson at National Jewish Health Reprinted with permission.
Приложение 2
Таблица 1.
Диагностика астмы: критерии легочной функции
Измерения функции легких
Критерии
Предпочтительно: Спирометрия, демонстрирующая обратимую обструкцию
дыхательного тракта.
Уменьшенный ОФВ 1 / ФЖЕЛ.
Увеличение ОФВ 1 после бронходилятатора
либо после курса базисной терапии.
Меньше нижнего предела нормы
в зависимости от пола, роста, возраста и
этнической принадлежности (< 0,75-0,8) *
и ≥ 12% (минимум ≥ 200 мл).
Альтернатива: Изменчивость объема выдоха.
Увеличение после бронходилятатора либо после курса контрольной терапии либо суточные значения **
60 л/мин (минимум ≥ 20%) либо
> 8% на основе чтений дважды в день;
> 20% на основе нескольких
ежедневных чтений.
Альтернатива: положительный пробный тест.
Проба с метахолином либо упражнение.
ПК 20 < 4 мг/мл
(4 мг/мл - 16 мг/мл пограничное значение, > 16 мг/мл отрицательное значение) либо
≥ 10% - 15% снижение ОФВ1 после упражнения
* Ориентировочные нижние пределы нормальных соотношений для детей и взрослых;
** Разница между минимальным утренним значением бронходилятатора в течение 1 недели и максимальным ночным значением в % соотношении от последнего максимума.
ОФВ1 - Объем форсированного выдоха в 1 сек.
ФЖЕЛ - Форсированная жизненная емкость.
ПК 20 Провокационная концентрация метахолина, дающая 20% снижения ОФВ1.
Приложение 3
Рисунок 2 - Оценка и лечение обострений астмы и астматического статуса
Приложение 4
Таблица 2.
Ключевые компоненты обучения при бронхиальной астме
Компонент
Детализация
Патофизиология бронхиальной астмы
Информация о нормальном дыхательном тракте, контролируемой / неконтролируемой бронхиальной астме
Инструменты и медикаменты
Техника применения ингалятора.
Обоснование необходимости медикаментов, механизм их действия и показания к применению для облегчения симптомов. Побочные эффекты. Важность приема медикаментов соответственно назначению врача.
Самоконтроль
Что такое самоконтроль бронхиальной астмы. Симптомы и признаки контролируемой/неконтролируемой бронхиальной астмы. Контроль симптоматики. Методика пиклфлоуметрии. Мониторинг контроля бронхиальной астмы. Диагностика контроля над бронхиальной астмой (путем оценки симптоматики или пиклфлоуметрии). Мониторинг воздействия триггера. Ведение дневника бронхиальной астмы для контроля и записи симптомов.
Индивидуальный план действий, разработанный совместно с больным и предназначенный для самоконтроля заболевания.
Что такое план действий и как его использовать.
Необходимые шаги при неконтролируемой бронхиальной астме (изменение дозы медикамента, когда и как обращаться за дополнительной медицинской помощью).
Идентификация триггера и контроль бронхиальной астмы
Идентификация триггеров и стратегии, которые могут быть использованы для снижения или предотвращения триггерного воздействия (включая факторы на рабочем месте).
Отказ от курения
Информация о неадекватном контроле бронхиальной астмы и более высоких рисках для курильщиков.
Убедить больного, что ему потребуется много больше лекарств и усилий для контроля его заболевания, чем в случае, если бы он отказался от курения.
Приложение 5
Здравствуйте!
Мы рады видеть Вас в нашей поликлинике!
С целью улучшения качества оказываемой медицинской помощи ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы. Ваше мнение очень важно для нас! Опрос проводится анонимно, конфиденциальность гарантируем. Заранее Вас благодарим!
АНКЕТА
для изучения осведомленности пациентов
о факторах риска бронхиальной астмы и ее осложнений
Отметьте Ваш ответ знаком в (
Пол:
( мужской
( женский
Возраст:
( 18-28 лет
( 29-39 лет
( 40-50 лет
( 51 год и более
Причина, по которой Вы пришли на прием к терапевту?
( периодические приступы удушья
( другая причина
Страдают ли Ваши родственники бронхиальной астмой?
( да
( нет
( затрудняюсь ответить
Как Вы считаете, бронхиальная астма опасное заболевание?
( да
( нет
Чем, на Ваш взгляд, в первую очередь опасна бронхиальная астма?
( могут быть тяжелые осложнения
( может привести к инвалидности человека
( затрудняюсь ответить
Знаете ли Вы о таком осложнении бронхиальной астмы, как астматический статус?
( да
( нет
Что, по Вашему мнению, может привести к обострению бронхиальной астмы и развитию осложнений?
( генетическая предрасположенность
( аллергены
( табачный дым
( затрудняюсь ответить
Знаете ли Вы, что такое самоконтроль бронхиальной астмы?
( да
( затрудняюсь ответить
Что, на Ваш взгляд, является лучшим методом самопрофилактики осложнений бронхиальной астмы?
( здоровый образ жизни
( диета
( затрудняюсь ответить
Считаете ли Вы себя достаточно информированным о факторах риска и методах профилактики осложнений бронхиальной астмы?
( да
( нет
Ваши замечания и предложения по опросу:
________________________________________________________
Приложение 6
Рисунок 3 - Причина, по которой Вы пришли на прием к терапевту?
Рисунок 4 - Страдают ли Ваши родственники бронхиальной астмой?
Рисунок 5 - Как Вы считаете, бронхиальная астма опасное заболевание?
Рисунок 6 - Чем, на Ваш взгляд, в первую очередь опасна бронхиальная астма?
Рисунок 7 - Знаете ли Вы о таком осложнении бронхиальной астмы, как астматический статус?
Рисунок 8 – Что, по Вашему мнению, может привести к обострению бронхиальной астмы и развитию ее осложнений?
Рисунок 9 – Знаете ли Вы, что такое самоконтроль бронхиальной астмы?
Рисунок 10 - Что, на Ваш взгляд, является лучшим методом самопрофилактики обострений бронхиальной астмы?
Рисунок 11 - Считаете ли Вы себя достаточно информированным о факторах риска и методах профилактики осложнений бронхиальной астмы?
Приложение 7
Рисунок 12 – Памятка пациенту с бронхиальной астмой
48
2. Авдеев, С.Н., Ненашева, Н.М., Жуденков, К.В., Петраковская, В.А., Изюмова, Г.В. Распространенность, заболеваемость, фенотипы и другие характеристики тяжелой бронхиальной астмы в Российской Федерации // Пульмонология. - № 28. – 2018. С. 341–358.
3. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы: пересмотр 2011 / под ред. А.С. Белевского. – М.: Российское респираторное общество, 2012. – 108 с.
4. Емельянов А.В., Сергеева Г.Р., Коровина О.В., Собченко С.А. Современная терапия бронхиальной астмы // Российский семейный врач. - №16. – 2012. С. 9–15.
5. Ильина, Н.И., Ненашева, Н.М., Авдеев, С.Н. и др. Алгоритм биофенотипирования и выбор таргетной терапии тяжелой неконтролируемой бронхиальной астмы с эозинофильным типом воспаления дыхательных путей // Российский аллергологический журнал. - № 14. – 2017. С. 5–18.
6. Каражанова, Л.К. Тяжелое обострение бронхиальной астмы Диагностика, лечение (лекция) / Л.К. Каражанова, А.С. Жунуспекова, М.Е. Сабербекова и др. // Наука и здравоохранение. - № 4. – 2014. С. 9-12.
7. Основы сестринского дела [Текст]: учеб. пособие / Т.П. Обуховец. - 6-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 469 с.
8. Уход за взрослым пациентом с астмой: содействие контролю над астмой (Adult Asthma Care: Promoting Control of Asthma): адаптированное клиническое сестринское руководство / Л.Т. Қасым, Р.Н. Касымова, У.Б. Мутиева - Нур-султан: Республиканский центр развития здравоохранения, 2019. - 63с.
9. Физическая реабилитация. В 2 т. Т. 2: учеб. для студ. Ф505 учреждений высш. мед. образования / под ред. С.Н. Попова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2016. - 304 с.
10. Санитарная грамотность. Убедительные факты / под редакцией I. Kickbusсh, J.M. Pelikan, F. Apfel и A.D. Tsouros. – Publications WHO Regional Office for Europe UN City, Marmorvej 5, DK-2100 Copenhagen Ø, Denmar, 2014. Код доступа: http://docplayer.ru/31932071-Sanitarnaya-gramotnost-ubeditelnye-fakty.html
11. Global Initiative for Asthma. 2018 GINA Report, Global Strategy for Asthma Management and Prevention. Available at: http://ginasthma.org/2018-gina-report-global-strategyfor-asthma-management-and-prevention
12. Puig-Junoy J., Pascual-Argente N. Socioeconomic costs of asthma in the European Union, United States and Canada: A systematic review. Rev. Esp. Salud. Publica. 2017; 91.
Вопрос-ответ:
Что такое бронхиальная астма?
Бронхиальная астма - это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной реактивностью бронхов и приступами одышки.
Какие причины могут привести к развитию бронхиальной астмы?
Этиология бронхиальной астмы не до конца изучена, но основные факторы риска включают генетическую предрасположенность, аллергические реакции на пыльцу, пыль, мошку и другие аллергены, инфекции дыхательных путей и воздействие окружающей среды.
Как классифицируется бронхиальная астма?
Бронхиальная астма классифицируется на различные типы в зависимости от причин развития, тяжести симптомов и ответа на лечение. Одна из самых распространенных классификаций основана на разделении на варианты, такие как аллергическая, неаллергическая, инфекционная, особая форма астмы и так далее.
Какие клинические проявления сопровождаются бронхиальной астмой?
Клинические проявления бронхиальной астмы включают приступы одышки, затрудненное дыхание, свист в груди, кашель особенно ночью и утром, чувство сдавления в груди, утомляемость при физической нагрузке, а также повышенную чувствительность к различным аллергенам.
Какую роль выполняет участковая медицинская сестра в профилактике осложнений при бронхиальной астме?
Участковая медицинская сестра выполняет важную роль в профилактике осложнений при бронхиальной астме, ведь она осуществляет наблюдение за пациентами, обучает их техникам контроля болезни, собирает информацию о симптомах и помогает пациентам следовать назначенному лечению. Она также может проводить профилактические мероприятия, например, вакцинацию от гриппа, чтобы предотвратить обострение астмы.
Что такое бронхиальная астма?
Бронхиальная астма - это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся повышенной реактивностью бронхов и приступами удушья.
Какие причины возникновения бронхиальной астмы?
Причины возникновения бронхиальной астмы до конца не изучены, но основными факторами, способствующими ее развитию, являются генетическая предрасположенность, аллергические реакции на различные вещества (пыль, пыльцу растений, аллергены пищевого происхождения и др.), инфекционные заболевания и воздействие различных физических и химических факторов.
Каковы основные проявления бронхиальной астмы?
Основными проявлениями бронхиальной астмы являются приступы удушья, одышка, кашель, свистящее дыхание, ощущение стеснения в груди.
Как проводится диагностика бронхиальной астмы?
Диагностика бронхиальной астмы включает анамнез (осмотр и опрос пациента), клинический анализ крови, измерение показателей функции внешнего дыхания (с помощью спирометрии), проведение аллергических проб, рентгенографию грудной клетки и другие исследования.
Какую роль выполняет участковая медицинская сестра в профилактике осложнений у пациентов с бронхиальной астмой?
Участковая медицинская сестра играет важную роль в профилактике осложнений у пациентов с бронхиальной астмой. Она осуществляет наблюдение, контроль за состоянием пациента, помогает ему в следовании рекомендациям врача, проводит обучение по правильному использованию лекарственных препаратов, заботится о соблюдении гигиены дыхательных путей и других мер по профилактике осложнений.