Тенденции формирования и развития «экономики знаний»: зарубежный опыт и российская практика

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Микроэкономика
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 16.04.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность экономики знаний 4
2. Анализ роли «экономики знаний» в экономическом росте в России и за рубежом 6
Заключение 12
Библиографический список 13
Приложение 1. Виды экономической деятельности по ОКВЭД стран, относимые к «экономике знаний» (Россия, США, ЕС, Германия) 14
Приложение 2. Виды деятельности для учёта «экономики знаний» Китая 15

Фрагмент для ознакомления

Относительно российской экономики проблемы «экономики знаний» как набора видов деятельности представляются очевидными в отношении и величины таких видов деятельности, и динамики. Это требует изменения подхода в базовых секторах – науке и образовании, причём на всех уровнях, с тем, чтобы на всех участках организации хозяйственной жизни были востребованы знания и происходил процесс их создания и распространения с наименьшими издержками.ЗаключениеПодводя итог, сформулируем следующие выводы.Во-первых, если оценивать «экономику знаний» по ядру видов деятельности, отвечающих за производство и распространение знаний, то в России этот сектор занимает очень не высокую долю в создаваемой валовой добавленной стоимости и практически не влияет на темп экономического роста на всем исследуемом отрезке времени. В странах Европейского Союза наблюдается обратное явление – «экономика знаний» имеет большой вес и динамизм развития. В Китае масштаб «экономики знаний» не так значителен, но динамика позволяет сделать обнадёживающие оценки относительно перспектив. Тем самым складывающиеся тенденции развития «экономики знаний» определяют необходимость соответствующей политики применительно к российской экономике, однако, чтобы она была успешной, требуется изменение содержания макроэкономической политики, а также проведение системных изменений, создающих стимулы применения знаний во всех звеньях функционирования хозяйственной системы.Во-вторых, изменения в секторе образования являются базовыми с точки зрения оценки перспектив «экономики знаний». Поэтому институциональные коррекции, направленные на унификацию правил, ввод нормативов в области образования, подчинение образования, то есть процессов передачи знаний, задачам бизнеса и обучение только ремеслу, то есть некой компетенции выполнения работы, сужают исконные функции образования, и, в определенном смысле, противоречат содержанию «экономики знаний», поскольку способствуют априорному отсечению знаний ещё до их возможного применения, приводят к оценке знаний без учёта эффекта «отложенной стоимости». Именно этот эффект является определяющим при управлении знаниями и создаёт атмосферу накопления и бережного отношения к знаниям как интерспецифическому ресурсу.Библиографический списокВаравва М.Ю. Возрастание роли науки в свете новой парадигмы экономики, основанной на знаниях / М.Ю. Варавва // Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях: сборник научных трудов Двенадцатой международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова (Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова). - 2017. - С. 45-50.Варавва М.Ю. Экономика знаний: необходимость пересмотра традиционных положений экономической теории / М.Ю. Варавва // Сборник аннотаций докладов III Всероссийской научной конференции памяти академика А.И. Татаркина. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. - С. 33-34.Гохберг Л. М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. – 2003. – № 3. – С. 26–45Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование России. – 2006. – № 9. – С. 32–37Кочергина Д.Е. Теоретические аспекты экономики знаний: факторы влияния на общество / Д.Е. Кочергина // Право, экономика и управление: от теории к практике. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2021. – С. 71-74.National Bureau of Statistics of China http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualDataOECD, Education at a Glance 2020: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2020-enBureau of Economic Analysis (U.S. Department of Commerce) https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?Reqro=51&step=1Federal Reserve Economic Data http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/68nenkan/1431-03.htmlEurostathttps://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.doПриложение 1Виды экономической деятельности по ОКВЭД стран, относимые к «экономике знаний» (Россия, США, ЕС, Германия)[8, 9, 10]Шифр вида деятельности по ОКВЭДРасшифровка вида деятельности по ОКВЭДС 21Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целяхС 26Производство компьютеров, электронных и оптических изделийС 27Производство электрического оборудованияС 28Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировкиJ (59-60)Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот; деятельность в области телевизионного и радиовещанияJ 61Деятельность в сфере телекоммуникацийJ (62-63)Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги; деятельность в области информационных технологийM 71Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализаM 72Научные исследования и разработкиM (74-75)Деятельность профессиональная научная и техническая прочая; деятельность ветеринарнаяN 78Деятельность по трудоустройству и подбору персоналаP 85ОбразованиеQ 86Деятельность в области здравоохранения и социальных услугR(90-92)Деятельность творческая, в области искусства и организации развлечений, библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры, по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей.Приложение 2Виды деятельности для учёта «экономики знаний» Китая[6]

1. Варавва М.Ю. Возрастание роли науки в свете новой парадигмы эконо¬мики, основанной на знаниях / М.Ю. Варавва // Актуальные проблемы экономи¬ческой деятельности и образования в современных условиях: сборник научных трудов Двенадцатой международной научно-практической конференции, посвя¬щенной 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова (Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова). - 2017. - С. 45-50.
2. Варавва М.Ю. Экономика знаний: необходимость пересмотра традици¬онных положений экономической теории / М.Ю. Варавва // Сборник аннотаций докладов III Всероссийской научной конференции памяти академика А.И. Татаркина. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. - С. 33-34.
3. Гохберг Л. М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. – 2003. – № 3. – С. 26–45
4. Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование России. – 2006. – № 9. – С. 32–37
5. Кочергина Д.Е. Теоретические аспекты экономики знаний: факторы влияния на общество / Д.Е. Кочергина // Право, экономика и управление: от теории к практике. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2021. – С. 71-74.
6. National Bureau of Statistics of China http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData
7. OECD, Education at a Glance 2020: OECD Indicators, OECD Publishing, Par¬is. URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2020-en
8. Bureau of Economic Analysis (U.S. Department of Commerce) https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?Reqro=51&step=1
9. Federal Reserve Economic Data http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/68nenkan/1431-03.html
10. Eurostat https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do

Вопрос-ответ:

Что такое экономика знаний?

Экономика знаний - это экономическая модель, основанная на создании, распространении и использовании знаний как основного ресурса. В такой экономике ценность создается не только материальными товарами, но и интеллектуальными и информационными ресурсами.

Какая роль экономики знаний в экономическом росте России?

Экономика знаний играет важную роль в экономическом росте России. Развитие инноваций, научно-технического прогресса и высоких технологий является основой экономического развития страны. Кроме того, развитие образования, науки и инноваций способствует повышению квалификации и профессионализма работников, что также положительно влияет на экономику.

Каковы тенденции развития экономики знаний за рубежом?

В мире наблюдаются несколько тенденций в развитии экономики знаний. Во-первых, растет значимость инноваций и высоких технологий в экономике. Во-вторых, все больше внимания уделяется развитию образования и науки. В-третьих, происходит сдвиг от производства материальных товаров к созданию и продаже интеллектуальных продуктов и услуг.

Какие проблемы с экономикой знаний существуют в России?

В России существуют некоторые проблемы с развитием экономики знаний. Недостаточное финансирование науки и инноваций, низкий уровень образования и неразвитая инфраструктура инноваций - все это препятствует развитию экономики знаний в стране. Кроме того, отсутствие эффективной системы переноса технологий и малое внимание к коммерциализации научных разработок также ограничивают рост экономики знаний в России.

Какие типы экономической деятельности относятся к экономике знаний в России?

В России к экономике знаний относятся такие виды экономической деятельности, как научные исследования, разработка новых технологий, проектирование и создание инновационных продуктов и услуг, образовательные и консалтинговые услуги, информационные технологии и др. Все эти области направлены на создание и использование знаний как основного ресурса.

Что такое экономика знаний?

Экономика знаний - это экономическая система, основанная на создании, использовании, передаче и коммерциализации знаний и интеллектуального капитала. Она отличается от традиционной экономики, где основной актив - это материальные ресурсы, такие как земля, труд и капитал.

Какова роль экономики знаний в экономическом росте России и за рубежом?

Роль экономики знаний в экономическом росте очень важна как для России, так и для других стран. Экономика знаний обеспечивает создание новых технологий, инноваций и развитие высокотехнологичных отраслей. Она способствует повышению производительности труда, конкурентоспособности и улучшению качества жизни населения.

Какие виды экономической деятельности относятся к экономике знаний в разных странах?

В разных странах видах экономической деятельности, относимых к экономике знаний, могут отличаться. В России, США, ЕС и Германии к экономике знаний относятся такие отрасли, как научные исследования, разработка новых технологий, информационные технологии, образование и другие высокотехнологичные секторы. В Китае включена также культурная деятельность и развлечения.

Какие проблемы связаны с развитием экономики знаний в России?

В России существуют определенные проблемы, связанные с развитием экономики знаний. Одна из них - недостаточное финансирование научных исследований и инноваций. Также отсутствует эффективная система коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности. Недостаточное взаимодействие между наукой, бизнесом и государством также оказывает негативное влияние на развитие экономики знаний в России.