Тенденции формирования и развития «экономики знаний»: зарубежный опыт и российская практика
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 16.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность экономики знаний 4
2. Анализ роли «экономики знаний» в экономическом росте в России и за рубежом 6
Заключение 12
Библиографический список 13
Приложение 1. Виды экономической деятельности по ОКВЭД стран, относимые к «экономике знаний» (Россия, США, ЕС, Германия) 14
Приложение 2. Виды деятельности для учёта «экономики знаний» Китая 15
Относительно российской экономики проблемы «экономики знаний» как набора видов деятельности представляются очевидными в отношении и величины таких видов деятельности, и динамики. Это требует изменения подхода в базовых секторах – науке и образовании, причём на всех уровнях, с тем, чтобы на всех участках организации хозяйственной жизни были востребованы знания и происходил процесс их создания и распространения с наименьшими издержками.ЗаключениеПодводя итог, сформулируем следующие выводы.Во-первых, если оценивать «экономику знаний» по ядру видов деятельности, отвечающих за производство и распространение знаний, то в России этот сектор занимает очень не высокую долю в создаваемой валовой добавленной стоимости и практически не влияет на темп экономического роста на всем исследуемом отрезке времени. В странах Европейского Союза наблюдается обратное явление – «экономика знаний» имеет большой вес и динамизм развития. В Китае масштаб «экономики знаний» не так значителен, но динамика позволяет сделать обнадёживающие оценки относительно перспектив. Тем самым складывающиеся тенденции развития «экономики знаний» определяют необходимость соответствующей политики применительно к российской экономике, однако, чтобы она была успешной, требуется изменение содержания макроэкономической политики, а также проведение системных изменений, создающих стимулы применения знаний во всех звеньях функционирования хозяйственной системы.Во-вторых, изменения в секторе образования являются базовыми с точки зрения оценки перспектив «экономики знаний». Поэтому институциональные коррекции, направленные на унификацию правил, ввод нормативов в области образования, подчинение образования, то есть процессов передачи знаний, задачам бизнеса и обучение только ремеслу, то есть некой компетенции выполнения работы, сужают исконные функции образования, и, в определенном смысле, противоречат содержанию «экономики знаний», поскольку способствуют априорному отсечению знаний ещё до их возможного применения, приводят к оценке знаний без учёта эффекта «отложенной стоимости». Именно этот эффект является определяющим при управлении знаниями и создаёт атмосферу накопления и бережного отношения к знаниям как интерспецифическому ресурсу.Библиографический списокВаравва М.Ю. Возрастание роли науки в свете новой парадигмы экономики, основанной на знаниях / М.Ю. Варавва // Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях: сборник научных трудов Двенадцатой международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова (Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова). - 2017. - С. 45-50.Варавва М.Ю. Экономика знаний: необходимость пересмотра традиционных положений экономической теории / М.Ю. Варавва // Сборник аннотаций докладов III Всероссийской научной конференции памяти академика А.И. Татаркина. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. - С. 33-34.Гохберг Л. М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. – 2003. – № 3. – С. 26–45Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование России. – 2006. – № 9. – С. 32–37Кочергина Д.Е. Теоретические аспекты экономики знаний: факторы влияния на общество / Д.Е. Кочергина // Право, экономика и управление: от теории к практике. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2021. – С. 71-74.National Bureau of Statistics of China http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualDataOECD, Education at a Glance 2020: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2020-enBureau of Economic Analysis (U.S. Department of Commerce) https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?Reqro=51&step=1Federal Reserve Economic Data http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/68nenkan/1431-03.htmlEurostathttps://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.doПриложение 1Виды экономической деятельности по ОКВЭД стран, относимые к «экономике знаний» (Россия, США, ЕС, Германия)[8, 9, 10]Шифр вида деятельности по ОКВЭДРасшифровка вида деятельности по ОКВЭДС 21Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целяхС 26Производство компьютеров, электронных и оптических изделийС 27Производство электрического оборудованияС 28Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировкиJ (59-60)Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот; деятельность в области телевизионного и радиовещанияJ 61Деятельность в сфере телекоммуникацийJ (62-63)Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги; деятельность в области информационных технологийM 71Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализаM 72Научные исследования и разработкиM (74-75)Деятельность профессиональная научная и техническая прочая; деятельность ветеринарнаяN 78Деятельность по трудоустройству и подбору персоналаP 85ОбразованиеQ 86Деятельность в области здравоохранения и социальных услугR(90-92)Деятельность творческая, в области искусства и организации развлечений, библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры, по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей.Приложение 2Виды деятельности для учёта «экономики знаний» Китая[6]
2. Варавва М.Ю. Экономика знаний: необходимость пересмотра традици¬онных положений экономической теории / М.Ю. Варавва // Сборник аннотаций докладов III Всероссийской научной конференции памяти академика А.И. Татаркина. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. - С. 33-34.
3. Гохберг Л. М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. – 2003. – № 3. – С. 26–45
4. Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование России. – 2006. – № 9. – С. 32–37
5. Кочергина Д.Е. Теоретические аспекты экономики знаний: факторы влияния на общество / Д.Е. Кочергина // Право, экономика и управление: от теории к практике. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2021. – С. 71-74.
6. National Bureau of Statistics of China http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData
7. OECD, Education at a Glance 2020: OECD Indicators, OECD Publishing, Par¬is. URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2020-en
8. Bureau of Economic Analysis (U.S. Department of Commerce) https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?Reqro=51&step=1
9. Federal Reserve Economic Data http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/68nenkan/1431-03.html
10. Eurostat https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do
Вопрос-ответ:
Что такое экономика знаний?
Экономика знаний - это экономическая модель, основанная на создании, распространении и использовании знаний как основного ресурса. В такой экономике ценность создается не только материальными товарами, но и интеллектуальными и информационными ресурсами.
Какая роль экономики знаний в экономическом росте России?
Экономика знаний играет важную роль в экономическом росте России. Развитие инноваций, научно-технического прогресса и высоких технологий является основой экономического развития страны. Кроме того, развитие образования, науки и инноваций способствует повышению квалификации и профессионализма работников, что также положительно влияет на экономику.
Каковы тенденции развития экономики знаний за рубежом?
В мире наблюдаются несколько тенденций в развитии экономики знаний. Во-первых, растет значимость инноваций и высоких технологий в экономике. Во-вторых, все больше внимания уделяется развитию образования и науки. В-третьих, происходит сдвиг от производства материальных товаров к созданию и продаже интеллектуальных продуктов и услуг.
Какие проблемы с экономикой знаний существуют в России?
В России существуют некоторые проблемы с развитием экономики знаний. Недостаточное финансирование науки и инноваций, низкий уровень образования и неразвитая инфраструктура инноваций - все это препятствует развитию экономики знаний в стране. Кроме того, отсутствие эффективной системы переноса технологий и малое внимание к коммерциализации научных разработок также ограничивают рост экономики знаний в России.
Какие типы экономической деятельности относятся к экономике знаний в России?
В России к экономике знаний относятся такие виды экономической деятельности, как научные исследования, разработка новых технологий, проектирование и создание инновационных продуктов и услуг, образовательные и консалтинговые услуги, информационные технологии и др. Все эти области направлены на создание и использование знаний как основного ресурса.
Что такое экономика знаний?
Экономика знаний - это экономическая система, основанная на создании, использовании, передаче и коммерциализации знаний и интеллектуального капитала. Она отличается от традиционной экономики, где основной актив - это материальные ресурсы, такие как земля, труд и капитал.
Какова роль экономики знаний в экономическом росте России и за рубежом?
Роль экономики знаний в экономическом росте очень важна как для России, так и для других стран. Экономика знаний обеспечивает создание новых технологий, инноваций и развитие высокотехнологичных отраслей. Она способствует повышению производительности труда, конкурентоспособности и улучшению качества жизни населения.
Какие виды экономической деятельности относятся к экономике знаний в разных странах?
В разных странах видах экономической деятельности, относимых к экономике знаний, могут отличаться. В России, США, ЕС и Германии к экономике знаний относятся такие отрасли, как научные исследования, разработка новых технологий, информационные технологии, образование и другие высокотехнологичные секторы. В Китае включена также культурная деятельность и развлечения.
Какие проблемы связаны с развитием экономики знаний в России?
В России существуют определенные проблемы, связанные с развитием экономики знаний. Одна из них - недостаточное финансирование научных исследований и инноваций. Также отсутствует эффективная система коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности. Недостаточное взаимодействие между наукой, бизнесом и государством также оказывает негативное влияние на развитие экономики знаний в России.