Становление российской модели бюджетного федерализма.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 16.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие бюджетного федерализма 4
2. Модели и принципы бюджетного федерализма 8
3. Анализ особенностей развития бюджетного федерализма в Российской Федерации 11
4. Проблемы бюджетного федерализма 17
Заключение 19
Список литературы 21
Для решения данной проблемы следует пересмотреть оба способа бюджетного выравнивания, так как они нуждаются в серьезных изменениях.Еще одной проблемой можно выделить то, что в современной России не существует законодательного определения «бюджетный федерализм», что пагубно воздействует на становление, развитие и реализацию бюджетного федерализма в государстве. По мнению ряда авторов, это свидетельствует о том, что пока не произошло системного осознания комплекса бюджетных проблем России как федеративного государства, и что разработчики Бюджетного кодекса, а впоследствии и законодатель не исходили из бюджетного федерализма как основополагающего принципа бюджетно-правового регулирования. Для того, чтобы устранить данную проблему необходимо на законодательном уровне закрепить понятие «бюджетный федерализм», которое будет точно охватывать сущность данного термина.Следующая проблема тесно взаимосвязана с предыдущими выделенными нами проблемами. Она заключается в том, что при низком уровне развития бюджетного федерализма Российская Федерация не может в полной мере без финансовых потерь преодолевать экономический кризис. Стабильность экономики также зависит от данного явления. Таким образом, чем выше уровень бюджетного федерализма, тем эффективнее развивается экономика страны, а также все общество в целом. Для решения поставленной проблемы следует развивать бюджетный федерализм в направлении сближения с макроэкономикой, а также законодательно поспособствовать улучшению норм, касающихсяфункционирования данного явления на всех уровнях федерации.ЗаключениеЦелью реформирования межбюджетных отношений было и остается создание через налогово-бюджетное законодательство необходимых исходных условий на всей территории страны в предоставлении населению бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже обеспечивающих соблюдение конституционных гарантий и равных возможностей по сбалансированию региональными и местными органами власти своих минимальных бюджетов (не лишая ответственности и заинтересованности их в обеспечении роста собственных доходов, экономном и эффективном расходовании средств) для реализации возложенных на них полномочий. Необходимой предпосылкой для достижения основной или конечной цели межбюджетных отношений является динамично растущий уровень производства и, соответственно, налогового потенциала на соответствующих территориях. Пути и конкретные меры реализации этой задачи должны быть привязаны к общей специфике социально-экономического развития России и ее регионов.Бюджетный федерализм жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов, разностью в их развитии. В многонациональной России бюджетный федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию интересов общества с интересами государства. В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, а сколько от того, чтобы оптимальная модель федерализма была гибкой, т.е. вовремя становиться то более централизованной, то более децентрализованной. Необходимо признать, что в настоящее время бюджетный федерализм в Российской Федерации развит недостаточно. Сложившаяся слабая модель политического и бюджетного федерализма ограничивает эффективное экономическое и политическое развитие, снижает действенность различных структурных реформ, осуществляемых в настоящее время, препятствуя их справедливому воплощению. Россия по-прежнему сталкивается с проблемами в попытках модернизировать собственную федеральную систему - правительству предстоит добиться эффективного внедрения множества предложенных законов и политических принципов на территории всей страны. Стабильность политических и общественных институтов - правовой системы, государственной службы, законодательной власти, федеральной системы и исполнительной власти -- является одним из важнейших факторов оценки уровня суверенного рейтинга. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.Список литературыКонституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2019. - № 1. - Ст. 59.Бабина К.И. Бюджетный кодекс Российской Федерации - источник распределения расходных функций // Финанс. право. - 2019. - N 7. - С.24Бигвава В.Б. Понятие и основные теории бюджетного федерализма // Экономика 2020: актуальные вопросы и современные аспекты. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 198-202.Бикмурина Н.С., Рутковская М.И., Капаев М.А. Бюджетный федерализм в России: проблемы и пути решения // Социально-политические науки. 2018. №2. - 3 с.Гоман К.И. Анализ условий формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации// В сборнике: Управление организационно-экономическими системами; Сборник трудов научного семинара студентов и аспирантов института экономики и управления. Под общ. ред. О.В. Павлова. 2020. С. 368-372.Гоман К.И. Исследование фактических показателей распределения налогово-бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы российской федерации / К.И. Гоман // Современная парадигма и механизмы экономического роста российской экономики и ее регионов: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2/ Под. общ. ред. Н.М.Тюкавкина. - Самара: АНО Издательство СНЦ, 2019. - С. 70-76Гоман К.И. Основные направления развития системы бюджетного федерализма в Российской Федерации // Концепция национальной экономической безопасности Российской Федерации и ее реализация на современном этапе. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под. общ. ред. Н.М.Тюкавкина., – Самара, 2020. – С. 129-137.Гоман К.И. Совершенствование механизмов бюджетного регулирования в РФ на основе зарубежного опыта// В сборнике: Совершенствование инструментария финансового обеспечения стратегического развития экономических систем РФ; Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под общ.ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2019. С. 176-185.Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М.: Юрайт, 2017. - 496 с.Кудрин А. Л. Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики / А. Л. Кудрин, И. А. Соколов // Вопросы экономики. - 2017. - № 11. - С. 5-32.Лагутин И.Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. - 2016. - № 9. - С. 17 - 21.Лагутин И.Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма // Финансовое право. - 2016. - № 8. - С. 15 - 18.Макеева Н.В., Миряева Ж.А. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 3. С. 62—70.Морозов И.А. Бюджетный федерализм в Российской Федерации: понятие и сущность. В сборнике: Ученые записки Нижний Новгород, 2016. - 4 с.Официальный сайт Министерства финансов РФ // Ежегодная информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/#ixzz4kLMRhnT3Официальный сайт Федеральной налоговой службы //Сводные отчеты в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской ФедерацииРежим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/Пешина Э.В., Стрекалова А.А. Фискальный и бюджетный федерализм: две системы управления публичными финансами // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 11. С. 34—52.Саломатин А.Ю., Макеева Н.В. Бюджетный федерализм: к вопросу о моделях в сравнительно-правовом ключе // Государство. Право. Экономика. Сборник научных статей. Под редакцией Г.Г. Бернацкого. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 104-112.Теблоева И. Б. Основные проблемы организации и исполнения федерального бюджета по доходам в Российской Федерации / И.Б. Теблоева, Р.Х. Бибоев // Транспортное дело России. - 2017. - № 2. - С. 3-7.Труфанова А.А. Сущность бюджетного федерализма и пути его совершенствования // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. сборник статей II Международной научно-практической конференции : в 2 ч. – Пенза, 2020. – С. 85-87.Шмелева А.В., Милова Л.Н. Роль федерального казначейства в процессе бюджетной реформы в Российской Федерации // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - 2017. - № 1. - С. 401 - 408.Шубина Л.В. Развитие операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, осуществляемых федеральным казначейством // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - № 1. - С. 60 - 65.Buchanan, James M. Federalism as an Ideal Political Order and an Objective for Constitutional Reform // The Journal of Federalism, Vol. 25, No. 2. 1995. - 31 p.Jin Hehui, YingyiQian and Barry R. Weingast Regional Decentralization and Fiscal Incentives: Federalism, Chinese Style // Journal of Public Economics, Vol. 89. 2005. - 23 p.Musgrave, Richard A. and Peggy B. Musgrave. Public Finance in Theory and Practice. SanFrancisco: McGraw-Hill. 1984. - 617 p.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2019. - № 1. - Ст. 59.
4. Бабина К.И. Бюджетный кодекс Российской Федерации - источник распределения расходных функций // Финанс. право. - 2019. - N 7. - С.24
5. Бигвава В.Б. Понятие и основные теории бюджетного федерализма // Экономика 2020: актуальные вопросы и современные аспекты. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 198-202.
6. Бикмурина Н.С., Рутковская М.И., Капаев М.А. Бюджетный федерализм в России: проблемы и пути решения // Социально-политические науки. 2018. №2. - 3 с.
7. Гоман К.И. Анализ условий формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации// В сборнике: Управление организационно-экономическими системами; Сборник трудов научного семинара студентов и аспирантов института экономики и управления. Под общ. ред. О.В. Павлова. 2020. С. 368-372.
8. Гоман К.И. Исследование фактических показателей распределения налогово-бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы российской федерации / К.И. Гоман // Современная парадигма и механизмы экономического роста российской экономики и ее регионов: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2/ Под. общ. ред. Н.М.Тюкавкина. - Самара: АНО Издательство СНЦ, 2019. - С. 70-76
9. Гоман К.И. Основные направления развития системы бюджетного федерализма в Российской Федерации // Концепция национальной экономической безопасности Российской Федерации и ее реализация на современном этапе. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под. общ. ред. Н.М.Тюкавкина., – Самара, 2020. – С. 129-137.
10. Гоман К.И. Совершенствование механизмов бюджетного регулирования в РФ на основе зарубежного опыта// В сборнике: Совершенствование инструментария финансового обеспечения стратегического развития экономических систем РФ; Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под общ.ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2019. С. 176-185.
11. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М.: Юрайт, 2017. - 496 с.
12. Кудрин А. Л. Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики / А. Л. Кудрин, И. А. Соколов // Вопросы экономики. - 2017. - № 11. - С. 5-32.
13. Лагутин И.Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. - 2016. - № 9. - С. 17 - 21.
14. Лагутин И.Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма // Финансовое право. - 2016. - № 8. - С. 15 - 18.
15. Макеева Н.В., Миряева Ж.А. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 3. С. 62—70.
16. Морозов И.А. Бюджетный федерализм в Российской Федерации: понятие и сущность. В сборнике: Ученые записки Нижний Новгород, 2016. - 4 с.
17. Официальный сайт Министерства финансов РФ // Ежегодная информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/#ixzz4kLMRhnT3
18. Официальный сайт Федеральной налоговой службы //Сводные отчеты в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
19. Пешина Э.В., Стрекалова А.А. Фискальный и бюджетный федерализм: две системы управления публичными финансами // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 11. С. 34—52.
20. Саломатин А.Ю., Макеева Н.В. Бюджетный федерализм: к вопросу о моделях в сравнительно-правовом ключе // Государство. Право. Экономика. Сборник научных статей. Под редакцией Г.Г. Бернацкого. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 104-112.
21. Теблоева И. Б. Основные проблемы организации и исполнения федерального бюджета по доходам в Российской Федерации / И.Б. Теблоева, Р.Х. Бибоев // Транспортное дело России. - 2017. - № 2. - С. 3-7.
22. Труфанова А.А. Сущность бюджетного федерализма и пути его совершенствования // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. сборник статей II Международной научно-практической конференции : в 2 ч. – Пенза, 2020. – С. 85-87.
23. Шмелева А.В., Милова Л.Н. Роль федерального казначейства в процессе бюджетной реформы в Российской Федерации // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - 2017. - № 1. - С. 401 - 408.
24. Шубина Л.В. Развитие операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, осуществляемых федеральным казначейством // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - № 1. - С. 60 - 65.
25. Buchanan, James M. Federalism as an Ideal Political Order and an Objective for Constitutional Re¬form // The Journal of Federalism, Vol. 25, No. 2. 1995. - 31 p.
26. Jin Hehui, Yingyi Qian and Barry R. Weingast Regional Decentralization and Fiscal Incentives: Federalism, Chinese Style // Journal of Public Economics, Vol. 89. 2005. - 23 p.
27. Musgrave, Richard A. and Peggy B. Musgrave. Public Finance in Theory and Practice. San Fran¬cisco: McGraw-Hill. 1984. - 617 p.
Вопрос-ответ:
Что такое бюджетный федерализм?
Бюджетный федерализм - это система управления финансами, в которой финансовые ресурсы между различными уровнями власти (центральным и региональным) распределяются на основе определенных принципов и моделей.
Какие модели и принципы бюджетного федерализма существуют?
Существуют различные модели и принципы бюджетного федерализма, включая сбалансированный бюджет, финансовую автономию регионов, фискальную ответственность и др. Каждая из них имеет свои особенности и цели.
Какие особенности развития бюджетного федерализма можно наблюдать в России?
В России бюджетный федерализм развивается с учетом особенностей страны, таких как большие территориальные и социально-экономические различия между регионами. Важными особенностями являются также использование системы бюджетного выравнивания и финансовой поддержки от центрального правительства.
Какие проблемы существуют в сфере бюджетного федерализма в России?
Одной из проблем является необходимость пересмотра системы бюджетного выравнивания, поскольку текущий механизм нуждается в серьезных изменениях. Также существует проблема отсутствия законодательной базы, регулирующей бюджетный федерализм в России.
Какие изменения нуждаются в системе бюджетного федерализма России?
Для решения проблемы необходимо пересмотреть оба способа бюджетного выравнивания и внести серьезные изменения в их механизмы. Также следует разработать и принять законодательную базу, регулирующую бюджетный федерализм в России.
Что такое бюджетный федерализм?
Бюджетный федерализм – это система распределения финансовых ресурсов между различными уровнями власти в государстве, в которой центральная власть действует совместно с региональными и местными властями для обеспечения финансовой стабильности и развития всей страны.
Какие модели и принципы лежат в основе бюджетного федерализма?
Существует несколько моделей бюджетного федерализма, таких как сильная централизация, которая предполагает, что основная часть финансовых ресурсов находится в руках центральных органов власти, и децентрализация, где региональные и местные власти имеют большую финансовую самостоятельность. Принципы бюджетного федерализма включают принципы субсидиарности, автономии и солидарности.
Какие особенности развития бюджетного федерализма можно выделить в Российской Федерации?
В России модель бюджетного федерализма была установлена с принятием Конституции 1993 года. Одной из особенностей является фискальная централизация, когда основная часть налоговых доходов перечисляется в федеральный бюджет. Также существуют механизмы бюджетного выравнивания между регионами, чтобы компенсировать сильное неравенство в экономическом развитии различных регионов страны.
Какие проблемы существуют в бюджетном федерализме в России?
Одной из проблем является то, что существующие механизмы бюджетного выравнивания неэффективны и несправедливы. Еще одной проблемой является недостаток финансовой самостоятельности у регионов, что препятствует их развитию и способствует возникновению финансовых дисбалансов. Также отсутствует необходимое законодательство, которое бы регулировало процессы бюджетного федерализма в России.
Что такое бюджетный федерализм?
Бюджетный федерализм - это принцип организации финансовых отношений между центральным и региональными уровнями власти. Он предполагает передачу определенных полномочий и финансовых ресурсов от центра к регионам, что позволяет им вести самостоятельную бюджетную политику и обеспечивать свое развитие на местном уровне.