Дидактические игры как средство формирования экологических знаний на уроках окружающего мира в начальной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 15.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования экологических знаний младших школьников посредством дидактических игр 6
1.1 Особенности формирования экологических знаний у младших школьников 6
1.2 Сущность понятия «дидактическая игра», классификация дидактических игр 9
1.3 Возможности использования дидактических игр в процессе формирования экологических знаний младших школьников на уроках окружающего мира 14
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Экспериментальное исследование по использованию дидактических игр как средство формирования экологических знаний на уроках окружающего мира в начальной школе 19
2.1 Уровни и показатели сформированности экологических знаний у учащихся 19
2.2 Организация и методика проведения уроков окружающего мира с использованием дидактических игр 21
2.3 Результаты педагогического исследования 25
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Раки, крабы, креветки, окуни [5].
Урок чередуется между различными видами деятельности. Физкультурное занятие проходило в игровой форме.
На этапе контроля и самоконтроля школьников ждал сюрприз, пришли письма от некоторых животных, о которых им нужно было догадываться. В первом письме было красочное словесное описание животного (синица), а в другом изображение (паук).
Для самостоятельной работы был проведен тест. Дети подвели итоги с помощью игры «Умники и умницы».
Таким образом, введение в урок дидактической игры вызвало у школьников интерес к новой теме. Игра помогла обобщить имеющиеся и приобретенные учениками знания о видах животных. Наглядный, яркий материал вызвал у детей желание принять участие в игре. Младшие школьники с низким уровнем знаний охотно поднимали руку и отвечали на заданные вопросы. В итоге, дидактическая игра и яркая наглядность помогли детям легко усвоить материал данного урока.
2. Урок № 2 на тему «Кто что ест?», цель урока – познакомить учеников с классификацией животных по видам пищи, показать их взаимосвязь и расширить представления об приспособленности животных к условиям жизни. Для достижения поставленных целей на уроке использовались разнообразные дидактические игры.
Проверка домашнего задания проводилась с помощью игры «Перекрестный огонь». Дети были разделены на две команды. Каждая команда задавала противоположные командные вопросы, основанные на заполненной домашней таблице классификации животных (чем лучше учащиеся знают материал, тем быстрее они смогут сформулировать вопрос, что гораздо сложнее, чем просто ответить на вопросы).
Для изложения проблемы и темы урока была прочитана сказка Н. Сладкова «Ежик бежал по тропинке».
На этапе изучения новой темы была проведена беседа «Кто что ест», которая помогла закрепить знания ребят о животном мире, его разнообразии и о том, что они едят.
В практической работе используются такие дидактические игры, как: «Пазлы», дискуссионная игра «Суд над мышами», игра «Стань любопытным», волейбол.
Игры имели яркий визуальный облик. Учитель заранее приготовил карточки с различными видами животных. Пищевые цепи. Все ребята быстро справились с поставленными задачами. Урок прошел увлекательно, дети были заинтересованы, с удовольствием играли и выполняли все задания.
3. Урок № 3 Домашние животные «О кошках и собаках». На данном занятии рассматривался вопрос о том, как ухаживать за кошкой и собакой [13].
Цель урока: расширить представления детей о домашних животных, была проведена дидактическая игра «Умницы и умники».
Чтобы настроить детей на урок, организационный момент был проведен в форме стихотворения. На этапе повторения пройденного материала с целью усвоения материала детям предлагалось закончить предложение:
«Животные, которых разводят люди, кормят и защищают ими, строят для них дома, заботятся об их потомстве, называются... (домашними)».
Дети быстро подобрали правильный ответ – домашние животные, а также назвали отличительные особенности домашних животных, почему за ними ухаживает человек.
Затем была проведена игра «Умницы и умники», чтобы обобщить полученные ранее знания.
Для повышения интереса учеников попросили создать стенгазету с фотографиями своих питомцев. Во время урока дети рассказывали о повадках домашних животных, породах и так далее.
4. Урок № 4 «Где живут белые медведи и слоны?» Цель урока – дать представление о северном и южном полюсах, используя дидактическую игру «Самый внимательный» [3].
Урок проводился в форме экскурсии с элементами презентации. Неожиданным моментом стало письмо с загадкой, которое прислал почтальон Печкин.
На этапе изучения новой темы была проведена дидактическая игра «Самый внимательный», которая помогла закрепить детям знания об одежде, необходимой в условиях Северного полюса.
Игра имела яркий визуальный облик. Заранее были подготовлены карточки с различными видами одежды. Все ребята быстро справились с поставленной задачей.
Урок был увлекательным, детям было интересно, и они с удовольствием выполняли задания.
5. Урок №5 «Профессии» была проведена ролевая игра «Собери названия профессий». Дети работали в группах и играли в дидактическую игру «Учись профессии».
На заключительном этапе было проведено внеклассное мероприятие на тему «Путешествие к неизвестным планетам», использовалась игра «Плюс, минус» [5].
Цель данной игры состояла в том, чтобы расширить и углубить, закрепить знания детей о названиях планет.
Как видим, на разных этапах всех занятий проводились дидактические игры различного типа: ролевые, предметные и другие.
Всего на формирующем этапе было проведено 5 уроков и внеклассное мероприятие. Уроки и внеклассные мероприятия показали повышение уровня знаний учеников и повышение интереса к предмету «Окружающий мир».
Интерес к данному предмету проявился в активном участии детей в проводимых дидактических играх и ответах на вопросы. Подводя итоги формирующего этапа, можно сделать вывод, что на уроках проводились и использовались дидактические игры.

2.3 Результаты педагогического исследования

На контрольном этапе подтверждения эффективности ранее установленной гипотезы были предложены следующие методы исследования: анкетирование и тестирование учеников 3-го «Б» класса. Был проведен второй опрос. Ответив на вопросы повторной анкеты, дети смогли показать, как изменилось их отношение к предмету «Окружающий мир».
Индикаторы опроса:
Полный ответ - 2 балла.
Неполный ответ - 1 балл.
Отрицательный ответ - 0 баллов.
Многие ученики стали по-другому воспринимать уроки окружающего мира, им это стало нравиться. Они запомнили названия игр и попросили их проводить практически на каждом уроке, дети стали активнее участвовать в устном опросе.
Также для проверки достигнутых результатов в классе было проведено повторное тестирование. Было протестировано 26 учеников.
Мы выяснили, что повысился уровень экологических знаний учеников.
Сравним результаты констатирующего и контрольного этапов. Констатирующий этап:
Уровень экологических знаний у школьников увеличился с 50% до 54%, средний уровень снизился с 50% до 42%, низкий уровень составляет 4%, это показатель ученика, пришедшего на тест после болезни.
Мы наблюдаем, что проведенная исследовательская работа полностью подтвердила вышеизложенную гипотезу.
Цель нашего исследования была достигнута. Таким образом, можно сделать вывод, что использование дидактических игр на занятиях влияет на повышение уровня экологических знаний младших школьников.

Выводы по главе 2

Экспериментальная работа проводилась в 3-м «Б» классе с целью проверки выдвинутой гипотезы: если правильно выбрать дидактические игры, определить методику их использования в учебном процессе, то качество и сформированность экологических знаний у учеников начальной школы на уроках окружающего мира повысятся.
В эксперименте участвовали 26 младших школьников, 14 девочек, 12 мальчиков, в возрасте 9-10 лет.
Таким образом, дидактическая игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника в процессе обучения.
Благодаря использованию дидактических игр на уроках окружающего мира у учеников развиваются наблюдательность, внимание, активность, любознательность. Игра способствует формированию экологических знаний и умений, ответственного отношения к окружающей среде.

Заключение

Процесс формирования у учащихся начальных классов экологических знаний длительный и многоплановый. Различные виды деятельности школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления экологического образования в начальной школе.
Анализ средств, методов и форм, используемых на уроках окружающего мира, показал, что необходимо использовать экскурсии, дидактические игры. Широкие возможности для формирования экологических знаний предоставляют тетради молодого эколога, экологическая практика. Выяснилось, что помимо уроков окружающего мира необходимо использовать внеклассную деятельность по формированию экологических знаний, которая имеет возможности для совершенствования и закрепления этих знаний.
Дидактические игры являются играми с готовыми правилами, которые используются как средство развития познавательной активности у детей и подростков. Дидактическая игра помогает решать задачи нравственного воспитания, общее развитие детей.
Существуют различные классификации дидактических игр, которые делят по разным критериям. Все словесные дидактические игры, в свою очередь, можно разделить на следующие основные типы: ролевые, театральные, дидактические, музыкальные, дидактические и подвижные игры.
В настоящее время у большинства детей сформировалось четкое деление животных на хороших и плохих, хороших и злых, полезных и вредных. Этому способствует большое количество карикатур и произведений искусства. Многие из них изображают хищников как плохих и злых, которые хотят съесть «хороших» поросят, зайцев и так далее.
Таким образом, одной из важнейших задач экологического воспитания является выработка одинаково бережного отношения ко всем живым существам, независимо от того, нравимся мы им или нет.
Мы провели экспериментальную работу в 3-м «Б» классе с целью проверки выдвинутой гипотезы: если правильно выбрать дидактические игры, определить методику их использования в учебном процессе, то качество и сформированность экологических знаний у учеников начальной школы на уроках окружающего мира повысятся.
В эксперименте участвовали 26 младших школьников, 14 девочек, 12 мальчиков, в возрасте 9-10 лет.
Всего на формирующем этапе было проведено 5 уроков и внеклассное мероприятие. Уроки и внеклассные мероприятия показали повышение уровня знаний учеников и повышение интереса к предмету «Окружающий мир».
Анализ результатов научно-исследовательской деятельности показал, что уровень экологических знаний у третьеклассников повышается на занятиях. Ответы учеников стали более четкими и уверенными. Дети с большим интересом изучают предмет «Окружающий мир».
Таким образом, дидактическая игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника в процессе обучения.
Благодаря использованию дидактических игр на уроках окружающего мира у учеников развиваются наблюдательность, внимание, активность, любознательность. Игра способствует формированию экологических знаний и умений, ответственного отношения к окружающей среде.


Список литературы

Бобылева Л.Д., Мягких Т.П., Бобылева О.В. Экологические игры в школе. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2002. – 92 с.
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2019. – 422 с.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. – №4. С.7.
Волошина Л. Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников. - М.: Учитель, 2018. – 230 c.
Дидактические игры как средство формирования экологических знаний на уроках окружающего мира. URL https://otherreferats.allbest.ru. (дата обращения 15.03.2021).
Жуков М. Н. Подвижные игры. – М.: Издательский центр Академия, 2015. – 260 с.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. - М.: Просвещение, 2004. – С. 12-15.
Казакова Г.М. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе. - М.: АРКТИ, 2016. – 500 c.
Кальней В.А., Милешкина Е.Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ, 2017. № 5. – с. 48-50.
Кемеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебн.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 218 с.
Логовеева Г.П. «Экологическое воспитание первоклассников». // Начальная школа. – 2019. – №15. – С. 130.
Методика формирования экологических знаний у младших школьников. URL https://knowledge.allbest.ru. (дата обращения 14.03.2021).
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар», 1996. – 128 с.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Технологии игры в обучении и развитии – М.: Педагогика, 2017. – 310 с.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы – М.: Политиздат, 2017. –398 с.
Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации. - М.: КноРус, 2016. – 112 c.
Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. – М., 2016. – 322 с. 
Финогенов А. В. Филиппов В. Э. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2018. – 380 с.
Хафизова Л. М. «Экологическое воспитание младших школьников» / Начальная школа. 2017. – №13. – С. 37.
Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.
Шмалов С.А Игры учащихся – феномен культуры - М.: Новая школа, 2019. – 117 с.














6

1. Бобылева Л.Д., Мягких Т.П., Бобылева О.В. Экологические игры в школе. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2002. – 92 с.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2019. – 422 с.
3. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. – №4. С.7.
4. Волошина Л. Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников. - М.: Учитель, 2018. – 230 c.
5. Дидактические игры как средство формирования экологических знаний на уроках окружающего мира. URL https://otherreferats.allbest.ru. (дата обращения 15.03.2021).
6. Жуков М. Н. Подвижные игры. – М.: Изда¬тельский центр Академия, 2015. – 260 с.
7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. - М.: Просвещение, 2004. – С. 12-15.
8. Казакова Г.М. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе. - М.: АРКТИ, 2016. – 500 c.
9. Кальней В.А., Милешкина Е.Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ, 2017. № 5. – с. 48-50.
10. Кемеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
11. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебн.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 218 с.
12. Логовеева Г.П. «Экологическое воспитание первоклассников». // Начальная школа. – 2019. – №15. – С. 130.
13. Методика формирования экологических знаний у младших школьников. URL https://knowledge.allbest.ru. (дата обращения 14.03.2021).
14. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар», 1996. – 128 с.
15. Пидкасистый П.И., Хайдаров Технологии игры в обучении и развитии – М.: Педагогика, 2017. – 310 с.
16. Подласый И.П. Педагогика начальной школы – М.: Политиздат, 2017. –398 с.
17. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации. - М.: КноРус, 2016. – 112 c.
18. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. – М., 2016. – 322 с.
19. Финогенов А. В. Филиппов В. Э. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2018. – 380 с.
20. Хафизова Л. М. «Экологическое воспитание младших школьников» / Начальная школа. 2017. – №13. – С. 37.
21. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.
22. Шмалов С.А Игры учащихся – феномен культуры - М.: Новая школа, 2019. – 117 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности формирования экологических знаний у младших школьников?

Одной из особенностей формирования экологических знаний у младших школьников является их большая пластичность и способность к активному усвоению новой информации. При этом, важно учитывать возрастные и психологические особенности детей и предлагать им игровые формы обучения, которые смогут привлечь их внимание и интерес.

Что можно отнести к понятию "дидактическая игра"?

Под понятием "дидактическая игра" понимается игровая активность, которая структурирована с педагогической целью и ориентирована на достижение определенных образовательных результатов. Такие игры разрабатываются с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлены на расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков.

Какие типы дидактических игр существуют?

Существуют различные типы дидактических игр, которые могут быть использованы для формирования экологических знаний у младших школьников. Например, это могут быть игры-ассоциации, игры-эксперименты, игры-ситуации, игры-соревнования и другие. Каждый тип игры имеет свои особенности и цели.

Какие возможности предоставляет использование дидактических игр в процессе формирования экологических знаний у младших школьников?

Использование дидактических игр в процессе формирования экологических знаний у младших школьников предоставляет ряд возможностей. Во-первых, игры позволяют активизировать учеников и заинтересовать их в учебном процессе. Во-вторых, игры способствуют формированию позитивного отношения к окружающей среде и экологической проблематике. В-третьих, игры развивают логическое мышление, воображение и коммуникативные навыки детей.

Какие особенности формирования экологических знаний у младших школьников представлены в статье?

В статье указывается, что особенности формирования экологических знаний у младших школьников заключаются в возрастных особенностях, например, важно использовать игровую форму обучения, поскольку игры являются одним из наиболее эффективных методов обучения в начальной школе, и дети в этом возрасте особенно открыты к игре. Также отмечается, что младшие школьники легко впитывают новую информацию через зрительную и слуховую память, поэтому игры, основанные на визуальной и звуковой информации, могут быть особенно эффективны для формирования экологических знаний.

Какие виды дидактических игр классифицируются в статье?

Статья предлагает классификацию дидактических игр на две группы: игры-наблюдения и игры-действия. Игры-наблюдения направлены на развитие у детей внимания, наблюдательности, а также умений анализировать и сравнивать данные. Игры-действия, в свою очередь, способствуют активному взаимодействию детей с окружающей средой, развитию моторики и координации движений.

Какие возможности использования дидактических игр в процессе формирования экологических знаний у младших школьников предлагает статья?

В статье предлагается использовать дидактические игры для развития восприятия и мышления детей, формирования интереса к изучению природы и окружающей среды, а также для овладения экологическими знаниями и навыками. Игры могут быть использованы для изучения различных аспектов экологии, таких как биологическое разнообразие, понятия о взаимодействии живых организмов со средой, особенностей разных экосистем и т.д.

Какие особенности есть у формирования экологических знаний у младших школьников?

Особенности формирования экологических знаний у младших школьников включают в себя возрастные особенности детей этого возраста, их познавательные способности и интересы. Также важно учитывать, что на данной стадии развития детей формируются основы экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде.

Что такое дидактическая игра и какие бывают классификации?

Дидактическая игра - это специально разработанная учебно-методическая игра, направленная на развитие определенных умений и знаний у детей. Классификации дидактических игр могут быть различными, но обычно они основываются на целях и задачах игры, характере игровой деятельности или предмете, который изучается через игру.

Какие возможности есть для использования дидактических игр в процессе формирования экологических знаний у младших школьников?

Дидактические игры могут быть эффективным средством для формирования экологических знаний у младших школьников. Они могут помочь детям усвоить основные понятия экологии, развить экологическое мышление, научиться применять полученные знания на практике. Игры могут быть организованы в виде ситуаций, ролевых игр, настольных игр, игр с заданиями и других форм.