Стратегии ценообразования в условиях монополистической власти.Захват потребительского излишка.Примеры из Российской экономики
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 14.04.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
ЗАХВАТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ИЗЛИШКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Социально оптимальным результатом деятельности естественной монополии является результат, обеспечивающий наибольший совокупный излишек (сумма потребительского излишка и прибыли). Критерий оптимальности регулирования естественной монополии остается дискуссионным: как общество может получать выгоду от производства с минимальными издержками (которое требует производства в лице одного производителя), не страдая при этом от монопольного ценообразования.
В отношении ценового регулирования поиск баланса заключается в установлении цен, справедливо соотносимых между предельными и средними издержками естественной монополии (первое и второе «лучшие» решения). Введение той или иной формы регулирования определяется необходимостью преодоления изначально существующей во взаимоотношениях «регулятор-регулируемый» асимметричности распределения информации и власти. Это явление порождает неравенство в отношениях и создает почву для стратегически корыстных действий, «захвата» регулирующих органов, «раздуванию» издержек и так далее.
В связи с проведением реформ и ростом уровня производительных сил в отраслях естественных монополий директивное регулирование начало давать сбои: оно не могло адекватно реагировать на новые вызовы в условиях меняющейся социально-экономической среды. Эта ситуация привела к невозможности применения старых методов регулирования при новом уровне развития технологий и систем управления естественными монополиями. Перестройка механизма государственного регулирования и реформы естественных монополий должны проходить синхронно или даже опережающими темпами со стороны государственного регулирования.
Государственное регулирование должно проводить мероприятия, стимулирующие конкурентные начала в естественно-монопольных отраслях. Поскольку присутствие в них рыночной конкуренции невозможно, экономистами были предложены модели альтернативной конкуренции: модели состязательного рынка, конкуренции Демзеца, интермодальной конкуренции. Однако попытки их внедрения показали, что в практике регулирования возможно только избирательное использование отдельных элементов и схем данных моделей к отдельным отраслям.
Логичным выходом из этой ситуации является частичный отказ от прямых методов регулирования и переход к регулированию правил игры на рынках товаров/услуг общего экономического значения.
В отличие от конкурентного на естественно-монопольном рынке совокупный спрос может быть удовлетворен отдельным производителем в полном объеме, и при этом ценовая дискриминация является реальным методом формирования цен. Государственное ценовое регулирование призвано предупреждать произвольное установление цен/тарифов естественными монополиями.
По нашему мнению, оптимальным является тариф, который обеспечивает максимальный потребительский излишек и позволяет монополисту покрывать свои издержки. Таким образом, тариф является и экономическим поручением регулирующего органа в адрес потребителя, и экономической основой развития естественной монополии, и инструментом экономической и социальной политики.
Практика отечественного и зарубежного ценового регулирования не смогла выработать универсальных рецептов формирования тарифов, что объясняется рядом причин: уровнем развития институтов государства, природно-климатическими условиями, историческими особенностями развития инфраструктурных отраслей, масштабом сетевого покрытия. Обладая ограниченными сведениями о функциях спроса и издержек монополии, регулирующий орган должен стремиться гибко реагировать на изменение структуры и системы управления регулируемой отрасли, а также технологических инноваций. Такой подход вынудит орган регулирования комплексно применять как затратные, так и стимулирующие методы ценообразования.
Обобщая отечественный и международный опыт государственного регулирования, в частности ценовой, приходим к заключению, что на возникшие перед регулированием вызовы может быть дан адекватный ответ только посредством реформирования самого механизма государственного регулирования.
Заключение
Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.
Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает.
Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому, потребительский излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены.
Список использованной литературы
1. Архипов А.И. Экономика. – М., 2008.-232с.
2. Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело.- М., 2007.- 174с.
3. Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.- Международная академия современного знания.- 2006-181с.
4. Ромашкин П.С. Власть монополий. – М., 2008.-276с.
5. Янков Ю.П. Естественная монополия в переходах экономики: особенности регулирования. – Байкальский государственный университет экономики и права. – Иркутск, 2002. – 22с.
6. Бутыркин А. Проблемы реформирования естественных монополий //Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№12-с. 3-11
7. Гельвановский М.И., Глазова Е.С., Никитин С.М. Монополия в конкурентном и не конкурентном хозяйстве//Общественная наука и современность.-1991- №3-с. 31-42
8. Конспект лекций по курсу «Экономическая теория»
Архипов А.И. Экономика. – М., 2008.-С.56.
Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.- Международная академия современного знания.- 2006-С.67.
Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.- Международная академия современного знания.- 2006-С.67.
Бутыркин А. Проблемы реформирования естественных монополий //Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№12-с. 3.
3
1. Архипов А.И. Экономика. – М., 2008.-232с.
2. Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело.- М., 2007.- 174с.
3. Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.- Международная академия современного знания.- 2006-181с.
4. Ромашкин П.С. Власть монополий. – М., 2008.-276с.
5. Янков Ю.П. Естественная монополия в переходах экономики: особенности регулирования. – Байкальский государственный университет экономики и права. – Иркутск, 2002. – 22с.
6. Бутыркин А. Проблемы реформирования естественных монополий //Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№12-с. 3-11
7. Гельвановский М.И., Глазова Е.С., Никитин С.М. Монополия в конкурентном и не конкурентном хозяйстве//Общественная наука и современность.-1991- №3-с. 31-42
8. Конспект лекций по курсу «Экономическая теория»
Вопрос-ответ:
Какие существуют стратегии ценообразования в условиях монополистической власти?
В условиях монополистической власти существуют различные стратегии ценообразования, такие как установление максимально возможной цены для получения максимальной прибыли, ценообразование на основе издержек производства, дифференцированное ценообразование в зависимости от сегментов рынка и т.д.
Что такое захват потребительского излишка?
Захват потребительского излишка – это тактика монополистической фирмы, заключающаяся в установлении цены выше равновесной цены на рынке, что приводит к уменьшению потребительского излишка и увеличению прибыли монополиста.
Можете привести примеры стратегий ценообразования из российской экономики?
В российской экономике можно наблюдать примеры различных стратегий ценообразования. Например, монополистические компании в сфере энергетики могут использовать стратегию ценообразования на основе издержек производства, учитывая стоимость производства электроэнергии и регулирующие органы. Также, в сфере телекоммуникаций можно примером назвать дифференцированное ценообразование, например, различные тарифы для разных сегментов потребителей или по географическому признаку.
Какой критерий является оптимальным при регулировании естественной монополии?
Критерий оптимальности регулирования естественной монополии остается дискуссионным. Одним из возможных критериев может быть максимизация совокупного излишка, то есть суммы потребительского излишка и прибыли монополиста. Однако, в зависимости от целей и приоритетов общества, можно рассматривать и другие критерии, такие как эффективность использования ресурсов или справедливое распределение выгод от деятельности монополии.
Какой результат является социально оптимальным для естественной монополии?
Социально оптимальным результатом деятельности естественной монополии является результат, который обеспечивает наибольший совокупный излишек, который представляет собой сумму потребительского излишка и прибыли монополиста. Такой результат считается наиболее эффективным для общества.
Какие стратегии ценообразования используются в условиях монополистической власти?
В условиях монополистической власти могут применяться различные стратегии ценообразования, такие как ценообразование по марже, ценообразование по спросу, ценообразование по установлению максимально возможной цены и другие. Конкретный выбор стратегии зависит от целей и приоритетов монополиста.
Что такое захват потребительского излишка в условиях монополии?
Захват потребительского излишка в условиях монополии означает, что монополист устанавливает цену выше равновесной рыночной цены, что приводит к уменьшению потребительского излишка и увеличению его прибыли. При этом, потребители платят больше за товар или услугу, чем они были готовы заплатить на рынке с конкуренцией.
Можно ли привести примеры стратегий ценообразования в российской экономике?
Да, в российской экономике можно наблюдать различные стратегии ценообразования. Например, многие естественные монополии, такие как энергетические компании, устанавливают цены на электричество или газ с учетом возможности получения максимальной прибыли. Также, некоторые производители товаров высокого спроса, например, в сфере моды или медицинских установок, могут использовать стратегию ценообразования по марже для максимизации своих доходов.