Профилактика заикания у детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 27.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАИКАНИЯ 5
1.1 Заикание как вид речевого нарушения 5
1.2 Причины, симптоматика и классификация заикания 9
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ 19
2.1 Направления работы по профилактике заикания 19
2.2 Роль семьи в профилактике заикания у детей 30
Заключение 34
Список литературы 35
Данные формы являются наиболее доступными и легко воспринимаемыми для детей младшего дошкольного возраста возраста. Обязательным условием успешного формирования речевого ритма автор выделяет использование пестушек и потешек в режимных моментах, а также в домашних условиях родителями.
Следующая методика – методика Е.В. Шереметьевой. Автором разработана система комплексного коррекционно-предупредительного воздействия по развитию речи детей. Методика включает три блока: клинико-логопедический, музыкально-логопедический, социально-педагогический. В структуру коррекционной работы входит такое направление, как развитие темпо-ритмической организации речи.
Формирование темпо-ритмической организации речи детей в методике Е.В. Шереметьевой осуществляется на музыкально-логопедических занятиях. Автором разработан перспективный план, включающий комплекс занятий, построенный по определенной лексической теме, в соответствии с сезонностью явлений в природе и событиями общественной жизни.
Структура занятий включает следующие этапы:
– организация детей в групповой комнате;
– движение в музыкальный зал с внешней ритмической организацией стихотворным текстом в логике заданного сюжета;
– движение по музыкальному залу под ритм песни, подобранной по сюжету;
– остановка возле рояля;
– приветствие;
– появление сказочного героя или проблемы, которую необходимо разрешить (зачин);
– основная часть занятия;
– итог занятия;
– прощание;
– движение в групповую комнату в порядке, обратном движению в музыкальный зал.
В структуру занятий включены задания на формирования ритмической основы речи и задания для развития общей моторики. Формирование ритмической основы на первом этапе предполагает использование приемов ритмизации слов, фраз с помощью введения внешней схемы ритма. В качестве внешней схемы выступают:
– прохлопывания;
– пропрыгивания;
– простукивания.
Однако, учитывая особенности развития уровня произвольности двигательной сферы детей третьего года жизни, Е.В. Шереметьева предлагает задавать внутреннюю ритмическую структуру лексем через чувство ритма близкого взрослого в такой последовательности:
– педагог поднимает и опускает ребенка («пропрыгивает») столько раз, сколько слогов в слове;
– педагог берет руки ребенка в свои и «прохлопывает» необходимое количество слогов;
– педагог гладит ребенка таким образом, что количество поглаживающих движений соответствует количеству слогов произносимой взрослым лексемы;
– педагог применяет все вышеперечисленные приемы, присоединяя акцентуацию ударного слога: на ударный слог ребенка выше поднимают, громче хлопают или сильнее нажимают при поглаживании.
В дальнейшем педагог учит детей самостоятельно простукивать и прохлопывать ритмическую структуру звукоподражания, а затем и слова в последовательном нарастании сложности, предложенном А.К. Марковой:
– самостоятельное простукивание с помощью палочек и прохлопывание двусложных открытых слогов, несущих семантическую нагрузку: пи-пи, би- би и т.п.;
– самостоятельное простукивание с помощью палочек и прохлопывание трехсложных открытых семантически значимых для ребенка слогов: ко-ко-ко и т.д.;
– самостоятельное простукивание с помощью палочек и прохлопывание четырехсложных семантически значимых для ребенка открытых слогов: ку-ка-ре-ку и т.д.
Таким образом, в музыкально-логопедическом блоке решаются задачи ритмической организации речевой продукции (восприятие и воспроизведение ритма слова), развития интонации через формирование голоса, голосовых модуляций и речевого дыхания. Основными методами и приемами являются пропрыгивание (при помощи близкого взрослого), прохлопывание (сначала с помощью взрослого потом самостоятельно) ритма слова и фразы, утрированное интонирование обращенной к ребенку речи взрослого.
На втором этапе используется прием пропевания: сначала вместе со взрослым; пропевание фразы вслед за взрослым. В целях продуктивности усвоения ритма слова и фразы вместе с традиционными приемами Е.В. Шереметьевой предлагается прием аккордово-мелодического сопровождения ритма слова, который позволяет задавать рамки слова, слоговую структуру слова и ударный слог с помощью музыкального сопровождения. Прием заключается в следующем: музыкальный руководитель перекладывает ритм слова в аккордовый или мелодический вариант, что в сочетании с вербальной инструкцией логопеда даю возможность задать внешние рамки процессу детского прохлопывания.
Важным блоком коррекционной работы, по мнению Е.В. Шереметьевой, является социально-педагогический блок, которые предусматривает организацию взаимодействия с родителями. Это проведение консультаций, просмотров занятий, рекомендаций по развитию темпо-ритмической стороны речи и т.д.
Таким образом, мы рассмотрели методики формирования темпо-ритмической организации речи детей раннего возраста с нерезко выраженными отклонениями в овладении речью. Во всех методиках можно выделить общие моменты:
– поэтапная организация работы;
– постепенное усложнение музыкального и речевого материала;
– формирование умений воспринимать и воспроизводить темп и ритм;
– развитие речевого темпа и ритма во взаимосвязи с моторным темпом и ритмом;
– использование различных игр, упражнений, малых форм фольклора;
– организация взаимодействия с музыкальным руководителем и родителями.
2.2 Роль семьи в профилактике заикания у детей
В профилактической работе важную роль играют родители. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.
У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.
Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:
– речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;
– желательно, чтобы речь родителей была четкой;
– нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;
– речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
– взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
– при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов [4].
Речевые образцы взрослых играют особо важную роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.
Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания. В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к «сглаживанию» и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.
Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.). Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).
В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.
У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать правую руку.
Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).
Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием, должны быть созданы особые условия. Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.
Таким образом, для того чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, детском саду. Уже с самого раннего возраста в развитии речи ребенка на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Прежде всего необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье.
Заключение
Заикание – это речевое нарушение, при котором затруднено оформление высказывания. Это нарушение коммуникативной функции речи. Речевые нарушения при заикании зависят от множества факторов, в первую очередь от типа нервной системы, речевой среды.
При всех разнообразных проявлениях заикания в основе нарушения лежит механизм развития невроза. Заикание, как и невроз, формируется в результате воздействия факторов, которые вызывают перенапряжение процессов возбуждения и торможения, что приводит к образованию патологических условных рефлексов.
В основе заикания лежат физиологические механизмы, которые в свою очередь вызывают нарушения в познавательной сфере детей, вторичных дефектах в структуре психических процессов, эмоциональной, мотивационной и коммуникативной сферах личности. На основе физиологических расстройств формируются вторичные психологические особенности личности заикающегося, которые по принципу обратной связи оказывают негативное влияние на речевую деятельность.
В профилактике заикания выделяются три основных направления – предупреждение возникновения заикания у детей, предупреждение хронификации и рецидивов заикания, предупреждение нарушений социальной адаптации. Для формирования темпа и ритма речи используются различные упражнения и игры на формирование слухового контроля и ритмических движений.
Важную роль в профилактике заикания играют родители. Для этого должна быть создана благоприятная речевая среда, отсутствие эмоциональных перегрузок детей, охрана их нервной системы, своевременная диагностика речи и раннее начало коррекционной работы.
Список литературы
Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание : учеб. пособие [Текст] / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : В. Секачев, 2001. – 320 с.
Виноградова, М. А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников [Текст] / М.А. Виноградова. – СПб. : Каро, 2006. – 128 с.
Власова, Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов [Текст] / Н.А. Власова // Логопедия : Заикание : Хрестоматия ; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – С. 148–153.
Волкова, Г. А. Заикание и дизонтогенез [Текст] / Г.А. Волкова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств : межвуз. сб. науч. тр. ; под ред. Г. А. Волковой. – СПб. : Образование, 1994. – 184 с.
Ворошилова, Е. Л. Коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Ворошилова // Логопедия. – 2005. – № 3(9). – С. 41–46.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 224 с.
Дель, С. В. Клинико-психолого-педагогическое изучение и коррекция заикания у младших школьников [Текст] / С. В. Дель // Логопедия. – 2004. – № 3(5). – С. 27–35.
Дьякова, Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся [Текст] / Е. А. Дьякова // Логопедия : Заикание : Хрестоматия : учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – С. 128–134.
Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – М. : Союз, 1999. – 160 с.
Левина, Р. Е. Заикание у детей [Текст] / Р. Е. Левина // Преодоление заикания у дошкольников. – М. : Педагогика, 1975. – С. 3–22.
Леонова, С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С. В. Леонова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
Логопедия. Заикание. Хрестоматия [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – 304 с.
Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2002. – 384 с.
Поварова, И. А. Заикание: диагностика и коррекция [Текст] / И. А. Поварова. – СПб. : Речь, 2005. –274 с.
Преодоление заикания у дошкольников : методическое пособие [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
Селиверстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия : учеб. пособие [Текст] / В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 2000. – 208 с.
Сикорский, И. А. Заикание [Текст] / И. А. Сикорский. – М. : ACT : Астрель, 2008. – 191 с.
Смирнова, Л. Н. Помогите ребенку преодолеть заикание. Занятия с детьми 5-7 лет : пособие для логопедов, воспитателей и родителей [Текст] / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
Ястребова, А. В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений [Текст] / А. В. Ястребова. – М. : АРКТИ, 1999. – 96 с.
34
2. Виноградова, М. А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников [Текст] / М.А. Виноградова. – СПб. : Каро, 2006. – 128 с.
3. Власова, Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов [Текст] / Н.А. Власова // Логопедия : Заикание : Хрестоматия ; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – С. 148–153.
4. Волкова, Г. А. Заикание и дизонтогенез [Текст] / Г.А. Волкова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств : межвуз. сб. науч. тр. ; под ред. Г. А. Волковой. – СПб. : Образование, 1994. – 184 с.
5. Ворошилова, Е. Л. Коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Ворошилова // Логопедия. – 2005. – № 3(9). – С. 41–46.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 224 с.
7. Дель, С. В. Клинико-психолого-педагогическое изучение и коррекция заикания у младших школьников [Текст] / С. В. Дель // Логопедия. – 2004. – № 3(5). – С. 27–35.
8. Дьякова, Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся [Текст] / Е. А. Дьякова // Логопедия : Заикание : Хрестоматия : учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ; сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – С. 128–134.
9. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – М. : Союз, 1999. – 160 с.
10. Левина, Р. Е. Заикание у детей [Текст] / Р. Е. Левина // Преодоление заикания у дошкольников. – М. : Педагогика, 1975. – С. 3–22.
11. Леонова, С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С. В. Леонова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
12. Логопедия. Заикание. Хрестоматия [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – 304 с.
13. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2002. – 384 с.
14. Поварова, И. А. Заикание: диагностика и коррекция [Текст] / И. А. Поварова. – СПб. : Речь, 2005. –274 с.
15. Преодоление заикания у дошкольников : методическое пособие [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
16. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия : учеб. пособие [Текст] / В. И. Селиверстов. – М. : Владос, 2000. – 208 с.
17. Сикорский, И. А. Заикание [Текст] / И. А. Сикорский. – М. : ACT : Астрель, 2008. – 191 с.
18. Смирнова, Л. Н. Помогите ребенку преодолеть заикание. Занятия с детьми 5-7 лет : пособие для логопедов, воспитателей и родителей [Текст] / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
19. Ястребова, А. В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений [Текст] / А. В. Ястребова. – М. : АРКТИ, 1999. – 96 с.
Вопрос-ответ:
Что такое заикание?
Заикание – это вид речевого нарушения, при котором происходит повторение звуков, слогов или слов, задержка в произнесении, блокировка и другие нарушения в речи.
Какие причины и симптомы заикания?
Причины заикания могут быть различными, включая наследственность, неврологические расстройства, психологические факторы и др. Симптомы заикания включают повторение звуков или слов, торможение в речи, напряжение при попытке говорить, сопровождающуюся физическими проявлениями.
Как происходит профилактика заикания?
Профилактика заикания включает различные направления работы, такие как коррекционно-развивающие занятия, психологическая поддержка, речевая гимнастика и др. Также очень важную роль в профилактике заикания играет семья ребенка.
Какая роль семьи в профилактике заикания у детей?
Семья играет очень важную роль в профилактике заикания у детей. Родители должны общаться с ребенком, слушать его, поддерживать их самооценку, участвовать в речевых играх и занятиях, а также обратиться за помощью к специалистам, если у ребенка появятся признаки заикания.
Какие формы работы являются наиболее доступными для детей младшего дошкольного возраста?
Для детей младшего дошкольного возраста доступны и легко воспринимаемы формы работы, такие как игровые упражнения, речевые погремушки, развивающие игры с использованием движений, практика правильной артикуляции и др.
Что такое заикание?
Заикание - это вид речевого нарушения, при котором ребенок испытывает затруднения в произношении слов, повторяет звуки или слоги, или замедляет темп речи. Это может быть вызвано разными причинами.
Какие причины и симптомы заикания у детей?
Причины заикания у детей могут быть различными, такими как генетическая предрасположенность, эмоциональное напряжение, нейрологические проблемы и др. Симптомы заикания могут включать повторение звуков, замедление речи, блокировки в произнесении слов.
Как семья может помочь в профилактике заикания у детей?
Семья играет важную роль в профилактике заикания у детей. Родители могут обеспечивать ребенку устойчивый эмоциональный фон, создавать комфортную обстановку для общения, не торопить ребенка, проявлять терпение и поддержку. Также полезно проводить различные игры и упражнения для развития речи.