Экономическая теория

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 29 29 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 18.04.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект антимонопольной политики современного государства 5
1.1 Характеристика степени монополизации российской экономики 5
1.2 Анализ монополистов на современном рынке 9
2.Направления и тенденции современной антимонопольной политики РФ 13
2.1 Антимонопольное законодательство и направления антимонопольного регулирования в России 13
2.2 Устройтво и деятельность Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ в современный период 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29



Фрагмент для ознакомления

Предполагается, что эти меры смогут устранить недобросовестную конкуренцию и полностью обеспечить права потребителей товаров и услуг.Полномочия ФАС — это определенный список прав для выполнения определенных действий, предоставленных указанному ведомству, в соответствии с которыми оно осуществляет свои функции и реализовывает поставленные задачи. Антимонопольная служба — это особое ведомство, основными задачами которого являются защита конкуренции и недопущение формирования монопольной власти на современном рынке.Учреждено это ведомство на основании указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314.Ключевыми документами, которые устанавливают порядок его работы, являются:Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331.Закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — ФЗ № 135).Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» от 07.04.2004 № 189.Прочие нормативные акты, содержащие ссылки на необходимость использования антимонопольного законодательства в таких сферах, как:реклама;естественные монополии;заключение контрактов на проведение работ для государственных нужд;торговая деятельность;инвестирование.Функции ФАС довольно обширны и содержатся сразу в нескольких нормативных актах, например:Контроль и надзор за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрации, выявление правонарушений и предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.Мониторинг и надзор за соблюдением законодательства о естественных монополиях.Надзор за государственными закупками (ст. 99 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).Осуществление контроля и надзора в сфере рекламной деятельности (ст. 34-37 Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).Другие функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывают на необходимость антимонопольного регулирования.Основные полномочия ФАС России, которые она осуществляет в процессе своей деятельности, перечислены в статье 23 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ:Возбуждение и рассмотрение административных дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.Оформление предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции.Оформление и выдача органам власти (исполнительные органы, местное самоуправление, их должностные лица) предписаний, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции.Оформление и направление в ЦБ РФ предложений о внесении изменений в акты при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства.Направление в арбитражные суда исков, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.Участие в судебных заседаниях по вопросам несоблюдения антимонопольного законодательства.Ведение реестра хозяйствующих субъектов в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.Ведение и размещение в общедоступной сети интернет решений по вопросам, затрагивающим неопределенный круг лиц.Установление доминирующего положения компании.Проверка соблюдения законодательства всеми предприятиями.Другие полномочия, указанные в иных нормативных актах.Основная миссия ФАС - эффективная защита конкуренции и предпринимательства для развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует следующие цели: Создание благоприятных условий для развития конкуренции. Обеспечение равного доступа к рынку для среднего и малого бизнеса.Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок. Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий. Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов государственной власти на функционирование рынков.В состав Антимонопольной службы входят руководитель и одиннадцать его заместителей, в том числе статс-секретарь, заместители главы, а также подразделения по основному направлению деятельности - управление, возглавляемые руководителями. Департаменты функционируют внутри отделов.Федеральная антимонопольная служба включает центральный аппарат и территориальные управления. Центральный офис находится в Москве по адресу: Садовая-Кудринская улица, дом 11.В регионах Российской Федерации ФАС осуществляет антимонопольное регулирование через территориальные органы, которых в настоящее время насчитывается 82. Они обладают теми же полномочиями, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль за оборонным заказом осуществляется только шестью территориальными управлениями ФАС России.С 2015 года антимонопольному органу предоставлены полномочия по осуществлению контроля в сфере гособоронзаказа. Мониторинг ценообразования на продукцию военного назначения, ведение реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники, возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях законодательства в сфере оборонного заказа - это далеко не все, чем занимается антимонопольная служба в этой сфере. Помимо вышеперечисленных обязанностей, ФАС готовит нормативные правовые акты.В число этих документов входят, в том числе, проекты федеральных законов, проекты постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также приказы ФАС России, регулирующие более узкие вопросы в этой сфере.Помимо перечисленного, ФАС осуществляет деятельность по мониторингу сделок, заключение которых может повлечь установление контроля со стороны других стран и международных организаций над российскими предприятиями, имеющими стратегическое значение для обороны страны.В рамках данного мониторинга Федеральная антимонопольная служба осуществляет предварительное одобрение различных сделок иностранных инвесторов со стратегическими организациями, например, сделок по приобретению определенной доли в таком предприятии.Таким образом, антимонопольная политика не ограничивается влиянием на монопольные структуры только законодательством. Он также включает ряд экономических мер, включая прямое и косвенное регулирование.ЗаключениеАнтимонопольное регулирование в Российской Федерации ведет свою историю с 1991 г. Тогда был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка». В настоящее время регулирование данной отрасли осуществляется в том числе Федеральным законом от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».Русский монополизм носил не производственный, а управленческий характер. Решением было создание государственной экономики. Демонополизация российской экономики означает, прежде всего, ее разгосударствление путем демонтажа административно-командной системы управления и изменения мотивационного поведения хозяйствующих субъектов через формирование механизма, инициирующего предпринимательскую инициативу и конкуренцию.Одним из элементов демонополизации является закрепление правовой базы, исключающей монополистические действия государственных органов и участников хозяйственного оборота.Особое место в демонополизации экономики занимает проблема крупных предприятий, фрагментация которых часто связана с преодолением монополизма в российской экономике. Фрагментация крупных фирм может способствовать усилению конкуренции в отрасли за счет автономизации структурных связей.Фактором, не позволяющим демонополизировать экономику, является отсталость экономики в целом. В конце концов, во многих других странах гораздо меньшее количество компаний, доминирующих на определенном рынке.В нашей стране, к сожалению, нет ни денег, ни сил, ни желания. К тому же СМИ говорят нам об обратном: что у нас высокий уровень конкуренции, и она вовсе не несовершенна. Фактически, возможность побороться за «место под солнцем» существует только на низкорентабельных рынках. А чтобы соревноваться на высоком уровне в нашей стране, нужны не только отличная идея, отличное выступление и огромное желание, но и прочные связи «наверху». Ведь те предприятия, которые получают хороший доход без конкурентов, не собираются менять свою позицию. И будут добиваться этого всеми возможными способами.Список используемой литературыНормативно-правовые актыПостановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 6. - Ст. 4.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.02.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 2. - Ст. 14.Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 7. - Ст. 4.Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 7. - Ст. 2.Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 29.06.2018)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 3. - Ст. 4.Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 7. - Ст. 4.Научная литератураАвдеев, А.П. Макроэкономика Учебное пособие. – М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2015. – 352 с.Борисов, Е.Ф. Основы экономики. – М.: Юристъ, 2017. – 336 с.Гаджиев, М.М. Экономика. – М.: Экономика, 2015. – 360 с.Грицюк, В.В. Макроэкономика. Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 504 с.Завадская, З.Л. Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2015. – 496 с.Кошкин, В.И. Рыночная экономика России. – М.: Экономика, 2013. – 443 с.Крохина, Ю.А. Макроэкономика. Учебник. – М.: Инфра-М, Норма, 2015. – 624 с.Лопатина, Н.Е. Теневая экономика и как с ней бороться. – М.: Экономика, 2016. – 632 с.Малышев, В.Л. Экономика. – М.: Экономика, 2013. – 416 с.Маховикова, Г.А. Антимонопольная политика РФ. – М.: Юрайт, 2015. – 40 с.Пансков, Т.А. Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015. – 320 с.Рассолов, А.М. Правовое обеспечение экономики. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 534 с.Трусова, Н.К. Макроэкономика. – М.: НИМБ, 2015. – 624 с.Юсупова, А.А. Экономика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 430 с.Юсупова, Н.Е. Экономика. – М.: Экономика, 2014. – 592 с.Электронные ресурсыДегтянцева Е. А. Эффективность антимонопольного законодательства. «Дело Microsoft» // Актуальные вопросы экономики и управления— М.: РИОР, 2011. — С. 24-26. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/630/ (дата обращения: 14.03.2021).Кутлина О. А., Вишневская Н. Г. Развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 151-154. — URL https://moluch.ru/archive/152/43035/ (дата обращения: 14.03.2021).Мирзоева Э. Р. Регулирование монопольной деятельности посредством мер законодательного и экономического характера // Новый юридический вестник. — 2018. — №3. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/91/3081/ (дата обращения: 14.03.2021).Рассказова А. К. Антимонопольное законодательство // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 123-127. — URL https://moluch.ru/archive/209/51165/ (дата обращения: 14.03.2021).Филиппова И. А., Шалгина О. Р., Шаргунова А. М. Основные характеристики антимонопольной политики в России // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 287-288. — URL https://moluch.ru/archive/154/43511/ (дата обращения: 14.03.2021).

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 6. - Ст. 4.
2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.02.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 2. - Ст. 14.
3. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 7. - Ст. 4.
4. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 7. - Ст. 2.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 29.06.2018)// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 3. - Ст. 4.
6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 7. - Ст. 4.


Научная литература

7. Авдеев, А.П. Макроэкономика Учебное пособие. – М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2015. – 352 с.
8. Борисов, Е.Ф. Основы экономики. – М.: Юристъ, 2017. – 336 с.
9. Гаджиев, М.М. Экономика. – М.: Экономика, 2015. – 360 с.
10. Грицюк, В.В. Макроэкономика. Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 504 с.
11. Завадская, З.Л. Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2015. – 496 с.
12. Кошкин, В.И. Рыночная экономика России. – М.: Экономика, 2013. – 443 с.
13. Крохина, Ю.А. Макроэкономика. Учебник. – М.: Инфра-М, Норма, 2015. – 624 с.
14. Лопатина, Н.Е. Теневая экономика и как с ней бороться. – М.: Экономика, 2016. – 632 с.
15. Малышев, В.Л. Экономика. – М.: Экономика, 2013. – 416 с.
16. Маховикова, Г.А. Антимонопольная политика РФ. – М.: Юрайт, 2015. – 40 с.
17. Пансков, Т.А. Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015. – 320 с.
18. Рассолов, А.М. Правовое обеспечение экономики. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 534 с.
19. Трусова, Н.К. Макроэкономика. – М.: НИМБ, 2015. – 624 с.
20. Юсупова, А.А. Экономика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 430 с.
21. Юсупова, Н.Е. Экономика. – М.: Экономика, 2014. – 592 с.

Электронные ресурсы

22. Дегтянцева Е. А. Эффективность антимонопольного законодательства. «Дело Microsoft» // Актуальные вопросы экономики и управления— М.: РИОР, 2011. — С. 24-26. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/630/ (дата обращения: 14.03.2021).
23. Кутлина О. А., Вишневская Н. Г. Развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 151-154. — URL https://moluch.ru/archive/152/43035/ (дата обращения: 14.03.2021).
24. Мирзоева Э. Р. Регулирование монопольной деятельности посредством мер законодательного и экономического характера // Новый юридический вестник. — 2018. — №3. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/91/3081/ (дата обращения: 14.03.2021).
25. Рассказова А. К. Антимонопольное законодательство // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 123-127. — URL https://moluch.ru/archive/209/51165/ (дата обращения: 14.03.2021).
26. Филиппова И. А., Шалгина О. Р., Шаргунова А. М. Основные характеристики антимонопольной политики в России // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 287-288. — URL https://moluch.ru/archive/154/43511/ (дата обращения: 14.03.2021).

Вопрос-ответ:

Какие аспекты антимонопольной политики включает современное государство?

Современное государство включает в себя такие аспекты антимонопольной политики, как характеристика степени монополизации российской экономики и анализ монополистов на современном рынке.

Какова степень монополизации российской экономики?

Степень монополизации российской экономики можно характеризовать как высокую, так как на рынке присутствует большое количество монополистов, контролирующих значительную долю рынка в различных отраслях экономики.

Какие монополисты присутствуют на современном рынке?

На современном рынке присутствуют различные монополисты, включая крупные корпорации и государственные предприятия, такие как Газпром, Роснефть и другие, которые доминируют на рынке своей отрасли и имеют значительную монопольную власть.

Какое антимонопольное законодательство существует в России?

В России действует антимонопольное законодательство, которое включает в себя такие направления антимонопольного регулирования, как запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке, контроль концентрации предприятий и предотвращение недобросовестной конкуренции.

Как устроена Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) и какова ее деятельность в современный период?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) является органом исполнительной власти и занимается осуществлением антимонопольного регулирования в России. Ее деятельность включает проведение антимонопольного контроля, расследование нарушений антимонопольного законодательства, а также принятие решений по делам о нарушениях антимонопольных правил.

Что такое антимонопольная политика?

Антимонопольная политика - это совокупность правовых, экономических и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение злоупотребления монополистической властью или иных ограничений конкуренции на рынке.

Какая степень монополизации есть в российской экономике?

В российской экономике существуют различные степени монополизации в разных секторах. Некоторые отрасли, такие как энергетика и телекоммуникации, имеют высокую степень монополизации, где доминируют несколько крупных компаний. В других отраслях, таких как розничная торговля, степень монополизации ниже.

Какое антимонопольное законодательство существует в России?

В России существуют различные законы, регулирующие антимонопольную политику, включая Федеральный закон "О защите конкуренции" и "О контроле и противодействии недобросовестной конкуренции". Эти законы устанавливают правила и ограничения для монополистической деятельности и защищают интересы конкуренции на рынке.

Как функционирует Федеральная антимонопольная служба РФ?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ является органом исполнительной власти, ответственным за осуществление антимонопольной политики. ФАС контролирует и регулирует деятельность монополистических организаций, расследует нарушения антимонопольного законодательства и принимает меры по его пресечению. Она также проводит анализ состояния конкуренции на рынке и разрабатывает предложения по совершенствованию антимонопольной политики.

Какие направления современной антимонопольной политики РФ?

Направления современной антимонопольной политики РФ включают в себя: предотвращение и пресечение злоупотребления монополистической властью, защиту конкуренции на рынке, поощрение развития малого и среднего бизнеса, создание благоприятного правового и организационного окружения для конкуренции. Также акцент делается на защите интересов потребителей и на укреплении международного сотрудничества в сфере антимонопольного регулирования.

Какие аспекты антимонопольной политики рассматриваются в статье?

В статье рассматривается теоретический аспект антимонопольной политики современного государства. Основное внимание уделяется характеристике степени монополизации российской экономики и анализу монополистов на современном рынке.

Как регулируется монополистическая политика в России?

В России существует антимонопольное законодательство, которое направлено на регулирование монополистической политики. Это законодательство определяет направления антимонопольного регулирования в стране. Кроме того, существует Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ), которая занимается устройством и деятельностью антимонопольной политики в России.