Направления и способы взаимодействия учителя-логопеда (логопеда), педагогических работников и специалистов, участвующих в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 18.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы организации взаимодействия учителя-логопеда и педагогических работников и специалистов, участвующих в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи 4
1.1. Функции логопеда и их реализация в процессе образовательной и коррекционной деятельности в ДОУ 4
1.2. Организационные основы взаимодействия учителя-логопеда (логопеда), педагогических работников и специалистов, участвующих в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи 10
Глава 2. Методические особенности взаимодействия учителя-логопеда (логопеда), педагогических работников и специалистов, участвующих в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи 15
2.1. Основные виды организации совместной деятельности учителя - логопеда и педагогических работников и специалистов, участвующих в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи 15
2.2. Мероприятия по интегративному взаимодействию логопеда и воспитателя ДОО (на примере развития словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи) 21
Заключение 29
Список литературы 30
Приложения 32
На всех занятиях воспитатель средней логопедической группы, в отличие от массового ДОУ, уделяет значительное внимание речевой работе, что находит свое отражение в использовании закличек, домовлянок, скороговорок и чистомовок, большого количества стихотворных миниатюр с целью активизации и обогащения словаря, автоматизации и дифференциации звуков.Итак, воспитатель проводит учебно-воспитательную работу, руководствуясь общеобразовательной программе, согласно которой развитие речи происходит на основе ознакомления с окружающим. Логопед в свою очередь проводит коррекционно-развивающую работу по коррекционной плана, составленном в год, и устраняет недостатки тех сторон речи, которые были обнаружены в процессе обследования.Формы работы воспитателяСпецифика работы воспитателя в средней группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Занятия воспитателя создают соответствующую подготовительную познавательную, исследовательскую и мотивационную базу для логопедических занятий. Им проводятся ежедневные наблюдения и контроль за качественной стороной речи (правильным использованием отработанных грамматических форм, поставленных звуков и т.п.) и речевой активностью дошкольников, происходит закрепление полученных результатов.Индивидуальная работа.Индивидуальная работа по всем разделам программы проводится воспитателем поочередно с 2-3 детьми во второй половине дня после дневного сна. Индивидуальные занятия по развитию речи лучше проводить в специально оборудованном секторе, где есть зеркало, а также соответствующие пособия. Другие дети в это время обеспечиваются игровым материалом, который способен создать спокойное окружение; их деятельность контролирует помощник воспитателя (согласно должностных обязанностей).Одной из форм индивидуальной работы с детьми является ежедневное выполнение задач по тетрадью взаимосвязи логопеда с воспитателем. В такую индивидуальную работу целесообразно включать дидактические игры и упражнения с речевыми задачами, с помощью которых происходит закрепление приобретенных речевых навыков средних дошкольников, а именно:- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса;- Развитие грамматического строя речи;- Формирование фонематического слуха- Совершенствование звукопроизношения;- Формирование диалогической речи;- Развитие внимания и памяти, словесно-логического мышления;- Развитие общей, ручной, пальчиковой, мимической и артикуляционной моторики.Систематические тренировочные упражнения на развитие общей, ручной, пальчиковой, мимической и артикуляционной моторики является важным средством стимулирования речевых зон коры головного мозга, коррекции моторной сферы средних дошкольников с ОНР, что предупреждает формирование неправильных двигательных стереотипов, способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств, целенаправленному совершенствованию и развития речевой деятельности.Параллельно с развитием речи, элементарных движений мимической и артикуляционной гимнастики, плавного голосоведения и речевого дыхания у средней логопедической группе должно происходить корректировка у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия и памяти, оптико-пространственных представлений, конструктивно-пространственного и динамического праксиса, моторной сферы в целом, что является основой познания окружающей действительности. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать воспитателю.Фронтальная работа.Организация фронтальных занятий в специальном дошкольном учреждении отличается от проведения их в массовых группах. Кроме учебной (формирование знаний, умений, навыков) и воспитательной (воспитание моральных качеств личности) цели, обязательным в работе воспитателя является определение развивающих и коррекционных задач, на основе тех методических приемов, которые использует в своей работе логопед.Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания средних дошкольников с ОНР, желательно комплексно использовать различные методы обучения (игровые, практические, словесные), а в течение занятий периодически менять виды их деятельности. Как логопеду, так и воспитателям целесообразно предлагать детям звуковые игрушки, ярко оформленные дидактические пособия, которые вызывали у них повышенный интерес и могли создать положительную эмоциональную основу коррекционно-развивающей работы. Новый материал желательно предлагать дошкольникам в ограниченном количестве и длительно закреплять в импрессивной речи и лишь при условии полного усвоения его детьми переводить на экспрессивный уровень.В работе с дошкольниками 4-го года жизни с ОНР особенно на начальных этапах коррекционного обучения педагогам следует постоянно использовать опорные поэлементные схематические изображения и сюжетные схемы-алгоритмы, касающиеся прежде всего режимных моментов (последовательность одевания, мытья рук). Такие схемы будут способствовать созданию условий для ознакомления и последующей интериоризации (закрепление) усвоенных названий предметов и действий, помогут значительно ускорить овладение устной речью по сравнению с уровнем, достигается в обычных условиях, а, следовательно, и приведут к существенному сдвигу в развитии речевой и интеллектуальной деятельности средних дошкольников с ОНР.В логопедических группах в течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках очерченных в коррекционной программе 3-4 лексических тем. Такая концентрация на определенной теме позволяет устойчиво формировать обобщающие понятия, подробно отрабатывать словарный минимум каждой темы в частности, знакомить средних дошкольников с ОНР с элементарными грамматическими категориями, поэтапно формировать связную речь. Отрабатывая лексическую тему, желательно, чтобы воспитатель обращался к ней на всех видах учебной деятельности, с обязательным привлечением зрительной опоры, осуществляя в процессе изучения систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью детской речи.Пример комплексной работы приведен в Приложении 1.ЗаключениеПравильная речь является одной из важных предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации, а потому выявление и преодоление речевых нарушений являются первоочередными задачами как педагогов, так и родителей. Эффективность диагностики и коррекции недостатков речи во многом зависит от уровня развития логопедии как науки, от уровня профессионализма и ответственного отношения каждого учителя-логопеда к исполнению своих обязанностей.Работа воспитателей, работа логопеда и других специалистов по совершенствованию речевых умений и навыков различна по организации, приёмам, по продолжительности. Логопед предупреждает появление дефектов речи, корректирует имеющиеся речевые нарушения, проводит профилактику возникновения вторичных наслоений, а воспитатели под руководством логопеда закрепляют полученные положительные результаты, а также организуют предварительную работу по подготовке к некоторым занятиям логопеда, тем самым, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений.В рамках коррекции словообразования при ОНР взаимодействие воспитателя может стать очень ценным инструментом интегрированного педагогического и логопедического воздействия на ребенка с целью усовершенствования его речи, коррекции недостатков, развития речевых навыков. На основании данного предположения мы построили методику совместного действия воспитателя и логопеда с тем, чтобы произвести коррекционную работу по формированию словообразования у детей с ОНР в средней дошкольной группе.Список литературыАктуальные проблемы психической речи и обучение языку / под ред. А. А. Леонтьева.–М. : Просвещение, 1998. – 123 с.Глухов В.П. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР/ В.П. Глухов. – М., 1993.– c.44Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) : Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименко. – 2-е изд., перераб. –М. : Просвещение, 2000. – 254с.Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. факультетов педвузов. / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Владос, 2006. – 680с.Мастюкова Е.М.Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и корекция / Мастюкова Е.М. – М.: Просвещение, 1992. − 94 с. Основы теории практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. – М., «Просвещение», 1968.– с. 54-58.Прокопьева. Л. И. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие / Л. И. Прокопьева. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2013. – 68 с.Соботович Е.Ф. Методика выявления речевых нарушений у детей и диагностика их готовности к школьному обучению / Е.Ф.Соботович, Л.Е.Андрусишина, Л.И.Батртенева, Э.А.Данилавичюте и др. – К.: ПП «Компанія «Актуальна освіта», 1998. – 127 с.Степанова О.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание: учебное пособие / О.А. Степанова.– М.: ФОРУМ, 2015. –128 с.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (ранний и дошкольный возраст) / Е.И. Тихеева.– М.: Просвещение, 1996. – 80 с.Тюрина И.А. Особенности работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с недоразвитием речи / И.А. Тюрина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-uchitelya-logopeda-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 18.03.2021).Хватцев М.Е. Логопедия/ М.Е. Хватцев.– М.: Владос, 2009. – 272 с.Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. – М.: Изд-во АСТ. 2002. – 258 с.Цейтлин С. Н. Детская речь: инновация формообразования и словообразования. (На материале современного русского языка): Автореф. дис.... докт. пед. наук. –Л.. 1989. – 32 с. Шахнарович A.M. Семантика детской речи, психолингвистический анализ: Автореф. дис.... докт. филол. наук. – М., 1985. – 40 с.ПриложенияПриведем пример комплексной работы над темой «Дикие животные», которую проводит воспитатель и логопед.Цель:Познакомить детей с названиями диких животных, уточнить знания дошкольников об их внешнем виде, особенности поведения.Продолжать приучать слушать сказки, стихи, участвовать в инсценировках.Вправлять в четком произношении слов из двух-трех составов, в образовании слов с помощью ласково-уменьшительных суффиксов.Развивать зрительную, слуховую внимание и память, элементы логического мышления (анализ, сравнение).Воспитывать доброжелательное отношение к животным.Содержание: Мы говорим и рассказываем:- Слушание детьми сказок «Рукавичка», «Козлята и волк», «Колобок».«У нас в гостях книжка»:- Чтение детям стихов Т. Коломиец «Ежи», Г. Демченко «Белочка», М. Познанская «Зайчики»;- Заучивание детьми стихотворения В.Крищенко «зайченятко».«Дорогой малышей об интересных вещах»:- Проведение бесед «Кто в лесу живет», «Берегите животных».«Окошко в природу»:- Проведение бесед «Почему заснул медведь» (признаки осени, подготовка животных к зиме)- Рассмотрение картин «Зайцы», «Лиса с лисятами», «Бурый медведь», «Серые волки».«Математическая копилка»:- Ориентация в пространстве: д / упр. «Кто спрятался?», «Кто за кого спрятался?»;- Счет: д / упр. «Мишки проснулись», «Лесные гости», «Ежику подарки»;- Ориентирование во времени: д / упр. «Зайчиков день», «Когда что делает ежик?»;- Размеру понятия: д / упр. «Приготовим комнату для гостей», «Три медведя»;- Геометрические фигуры: д / упр. «Украсим коврик для зайчика», «Угощаем зверятах» (тарелки различной формы);«Строим мастерим, творим»:- Лепка: «Приглашаем в гости» (угощение для лесных друзей - морковь, орех), «Угощаем зверятах» (пирожки разного размера)- Аппликация: «Ожерелье для белочки», «Лес, в котором живет зайчик» (коллективная работа), «Морковка для зайчика» (осенние листочки)- Конструирование: «Зайчикова домик», «Ограждение для зверюшек».• «Волшебные краски»:- Рисование: «угости зверятах» (грибы, ягоды) (рисование пальчиками), «Сказочная перчатка» (декоративное рисование с помощью печати).• «Растем сильными»:- Комплексы логопедических упражнений «Веселые игры зверюшек», «Мы в осенний лес пойдем», «В гостях у зайчика-стрибайчика».• «Музыкальная шкатулка»:- Слушание произведений: «Зайчик» (муз. К. Мьяскова), «Еж» (муз. Д. Кабалевского)- Проведение музыкальной игры «Мы ходили по грибы».• Игровая деятельность -- Дидактические игры: «Кто какой?» (Качественные прилагательные), «Зверюшки вышли на прогулку» (единственное - множественное число), «Приключения зверушек на лесной поляне» (части предметов), «Поможем белочке» (узнай на ощупь)- Подвижные игры: «Лиса и куры», «В мишку в бору», «Лиса и зайцы»;- Сюжетно-ролевые игры: «Белочка приглашает лесных зверюшек в гости», «Путешествие в зоопарк», «Заболели зайчики».• Театрализованная деятельность:- Показ сказки «Рукавичка» (настольный театр), драматизация сказки;- Показ сказки «Колобок» (бибабо).• Самостоятельная художественная деятельность: - «Коврик для белочки» (флоромозаики)- Рисование зверушек с помощью трафаретов.• Наблюдение:- «Найди на участке кустик, где может спрятаться зайчик», «Помоги белочке найти дерево, где растут шишки», «Узнай, на которое зверек похожа облако».
1. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку / под ред. А. А. Леонтьева. – М. : Просвещение, 1998. – 123 с.
2. Глухов В.П. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР/ В.П. Глухов. – М., 1993. – c.44
3. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) : Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименко. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2000. – 254с.
4. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. факультетов педвузов. / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Владос, 2006. – 680с.
5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и корекция / Мастюкова Е.М. – М.: Просвещение, 1992. − 94 с.
6. Основы теории практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. – М., «Просвещение», 1968. – с. 54-58.
7. Прокопьева. Л. И. Организация совместной работы ло¬гопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушени¬ями речи: учебно-методическое пособие / Л. И. Прокопье¬ва. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2013. – 68 с.
8. Соботович Е.Ф. Методика выявления речевых нарушений у детей и диагностика их готовности к школьному обучению / Е.Ф.Соботович, Л.Е.Андрусишина, Л.И.Батртенева, Э.А.Данилавичюте и др. – К.: ПП «Компанія «Актуальна освіта», 1998. – 127 с.
9. Степанова О.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание: учебное пособие / О.А. Степанова. – М.: ФОРУМ, 2015. – 128 с.
10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (ранний и дошкольный возраст) / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1996. – 80 с.
11. Тюрина И.А. Особенности работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с недоразвитием речи / И.А. Тюрина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-uchitelya-logopeda-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 18.03.2021).
12. Хватцев М.Е. Логопедия/ М.Е. Хватцев. – М.: Владос, 2009. – 272 с.
13. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. – М.: Изд-во АСТ. 2002. – 258 с.
14. Цейтлин С. Н. Детская речь: инновация формообразования и словообразования. (На материале современного русского языка): Автореф. дис.... докт. пед. наук. – Л.. 1989. – 32 с.
15. Шахнарович A. M. Семантика детской речи, психолингвистический анализ: Автореф. дис.... докт. филол. наук. – М., 1985. – 40 с.
Вопрос-ответ:
Какие направления взаимодействия учителя логопеда с педагогическими работниками и специалистами?
Направления взаимодействия учителя логопеда с педагогическими работниками и специалистами могут быть различными и зависят от конкретной ситуации. Например, учителя логопеда могут консультировать педагогических работников по методике коррекции речи, давать рекомендации по включению детей с нарушениями речи в общеобразовательный процесс, организовывать совместные занятия и т. д.
Какими способами учителя логопеда могут взаимодействовать с педагогическими работниками и специалистами?
Учителя логопеда могут взаимодействовать с педагогическими работниками и специалистами разными способами. Например, они могут проводить совместные плановые совещания, где обсуждаются вопросы организации педагогического процесса с учетом особенностей детей с нарушениями речи, обмениваться опытом, анализировать результаты работы и планировать дальнейшие действия.
Каким образом учителя логопеда помогают педагогическим работникам и специалистам в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями речи?
Учителя логопеда помогают педагогическим работникам и специалистам в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями речи разными способами. Они могут проводить консультации, где делятся своим опытом и методиками работы с такими детьми, помогать разрабатывать индивидуальные образовательные программы, проводить семинары и тренинги для повышения квалификации педагогов и специалистов.
Каким образом педагогические работники и специалисты могут помогать учителю логопеду в процессе работы с детьми с нарушениями речи?
Педагогические работники и специалисты могут помогать учителю логопеду в процессе работы с детьми с нарушениями речи разными способами. Они могут предоставлять информацию о детях и их особенностях, обеспечивать необходимые условия для занятий, содействовать в создании благоприятной атмосферы для обучения и воспитания, следить за прогрессом детей и сообщать об этом учителю логопеду.
Что такое логопедия?
Логопедия - это научная и практическая область, занимающаяся изучением и коррекцией нарушений речи у людей, а также смежных с ними нарушений, таких как нарушения слуха, зрения и психомоторных функций.
Какие специалисты участвуют в процессе обучения и воспитания лиц с нарушениями речи?
В процессе обучения и воспитания лиц с нарушениями речи могут участвовать учитель логопед, педагогические работники, психологи, педиатры и другие специалисты в зависимости от конкретных потребностей каждого ребенка.
Как учителю логопеду взаимодействовать с педагогическими работниками и другими специалистами?
Учителю логопеду необходимо взаимодействовать с педагогическими работниками и другими специалистами путем обмена информацией о проблемах и прогрессе каждого ребенка, совместного планирования и проведения занятий, а также совместного анализа результатов и коррекции методик работы.
Какие направления взаимодействия учителя логопеда и педагогических работников могут быть использованы?
Направления взаимодействия учителя логопеда и педагогических работников могут быть разнообразными, включая совместное планирование и проведение занятий, совместное обсуждение проблем и разработка коррекционных программ, а также взаимное обучение и обмен опытом.
Какими способами учителю логопеду можно взаимодействовать с педагогическими работниками и специалистами?
Учителю логопеду можно взаимодействовать с педагогическими работниками и специалистами через организацию совместных совещаний, тренингов и мастер-классов, а также посредством использования современных технологий коммуникации, таких как электронная почта и видеоконференции.
Какие способы взаимодействия могут использовать учитель логопед и педагогические работники?
Учитель логопед и педагогические работники могут использовать различные способы взаимодействия, такие как совместное планирование занятий, совместная работа в парах или группах, обмен опытом и знаниями, регулярные консультации и обсуждения, а также совместные обучающие мероприятия.
Как учителю логопеду взаимодействовать с другими специалистами, принимающими участие в процессе обучения и коррекции?
Учителю логопеду важно взаимодействовать с другими специалистами, такими как психологи, педагоги-психологи, специалисты по реабилитации, медицинские работники и другие. Он может оказывать консультационную помощь по вопросам развития речи и социальной адаптации, проводить совместные занятия, обмениваться информацией о потребностях и прогрессе каждого ребенка, а также создавать индивидуальные планы коррекции и реабилитации.
Какие направления взаимодействия между учителем логопедом и педагогическими работниками могут быть наиболее эффективными?
Наиболее эффективными направлениями взаимодействия между учителем логопедом и педагогическими работниками могут быть: совместное проведение занятий с ребенком, совместное планирование и анализ занятий, совместная разработка индивидуальных программ обучения и коррекции, обмен опытом и ресурсами, регулярные консультации и обсуждения проблем и достижений каждого ребенка. Такой подход позволяет создать единое пространство взаимодействия, обеспечивает эффективность работы и достижение лучших результатов в обучении, воспитании и коррекции нарушений развития и социальной адаптации.