Ощущения слепых и слабовидящих(учебное пособие Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих)
Заказать уникальный доклад- 12 12 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 23.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Особенности в структуре и составе сенсорной организации человека при глубоких нарушениях зрения. 2
2. Возникновение характеристик из психофизических ощущений при слепоте, слабовидении. 3
3. Роль отдельных видов ощущений при дефектах зрения 6
4. Развитие видов ощущений при слепоте и слабовидении. Компенсаторная функция. 8
5. Роль ощущений в процессе выполнения деятельности частичнозрячими и слабовидящими. 11
Список литературы 12
Для организации учебного процесса, и в частности для использования наглядных пособий, важно иметь возможность правильно определять цвета спектра по определенным цветовым аномалиям под определенным углом зрения. Использование хроматических объектов в процессе обучения людей с частичным зрением и нарушениями зрения следует учитывать особенности их цветовосприятия. Дело в том, что хроматическая чувствительность в разных частях спектра также важна для использования тренинга для слабовидящих и слабовидящих: самая высокая отличительная чувствительность-это желтый и синий, самая низкая-это края спектра, то есть красный и фиолетовый. Это приводит нас к выводу, что легкие, хорошо насыщенные звуки лучше всего подходят для слабовидящих. Это также подтверждается тем фактом, что уровень дифференциации цвета увеличивается по мере увеличения яркости и насыщенности цвета.Хотя расстройства цветового зрения обычно не мешают пространственной ориентации, правильному распознаванию окружающих предметов, однако в некоторых случаях наблюдается цветовая слабость, дальтонизм, что для многих профессий недоступно специалистам по цвету.Компенсационная функция (компенсация) - это все наборы реакций организации на любой ущерб, который компенсируется деятельностью неповрежденных систем или отдельных органов.Зрительные ощущения являются результатом деятельности зрительного анализатора, включающего зрительные рецепторы (стержни и колбочки), оптические нервы, передающие возбуждение мозга, семена зрительного анализатора в затылочной доле большого полушария и рассеянные элементы, "распределенные в массе большого полушария" (И. П. Павлов).Увеличение угла обзора при работе со слепыми оптическими коррекционными приборами (очками, контактными линзами, лупой и т. д., увеличение визуально воспринимаемых объектов (например, расширение шрифта в учебниках для слабовидящих) и принятие некоторых других мер.При снижении остроты зрения ниже 0,005 раздельное зрение двух ярких точек становится невозможным независимо от угла зрения. Зрение таких людей не вычленяет пространственных отношений (размер, форма, расстояние предметов), но характеризуется восприятием света.Острота зрения-не единственный критерий слепоты и слабовидения. К категории слепых относятся лица с относительно высокой остротой зрения с резким сужением поля зрения (до 10%).Современное исследование полей зрения акроматических и хроматических объектов показало, что существует определенная корреляция между характером и глубиной основного заболевания глаз и сужением поля зрения. Большинство нарушений поля зрения наблюдается при атрофии зрительного нерва и поражении сетчатки. Аномалии поля зрения у слабовидящих людей более обширны и встречаются чаще, чем у слабовидящих.5. Роль ощущений в процессе выполнения деятельности частичнозрячими и слабовидящими.Нормальное нулевое зрение является важным условием успешного осуществления различных видов деятельности, в частности учебной, познавательной и ориентирующей деятельности. Патологические изменения в поле зрения приводят к нарушению зрительного отражения пространства, которое сужается или деформируется в зависимости от характера нарушения.Расчеты указывают на сужение поля зрения при нарушении поля зрения. Было установлено, что при наблюдении объектов на расстоянии 33 см от неподвижного глаза " учащиеся сузив поле зрения до 5° могут охватить объект до 5 см, до 10°-10 см, до 15°-15 см, другими словами, когда поле зрения сосредоточено, величина видимого объекта равна числу градусов, на которые поле зрения сужается на заданное расстояние. Если поле зрения сужается неравномерно, например, на 10 градусов вверх, на 30 градусов вниз, ученик может увидеть объект высотой 20 см. В противном случае, если пределы не являются однородными, число градусов, указанных в каждом направлении, должно быть разделено. "Функции, выполняемые полем зрения в процессе пространственной дискриминации, указывают на то, что необходимо учитывать обучение слабовидящих и слабовидящих и организацию их работы.Очень важной функцией зрения является различение цветов или хроматическое зрение в результате адаптации глаз к солнечному свету. Нормальная цветовая дифференциация (трихромазия) способствует не только наиболее полному и точному отражению действительности, но и играет важную роль в создании эмоционального тона зрительных ощущений.Патология цветового зрения проявляется в виде слабости цвета и дальтонизма, которые носят избирательный характер, так как полная дальтонизм (ахромазия) встречается крайне редко. Наиболее распространенными являются два типа селективных цветовых аномалий:протоаномалия-это нарушение чувства красноты, которое воспринимается протоаномалией как зеленое при малом угле зрения, а дейтероаномалия-это нарушение чувства зеленого, которое ощущается при тех же условиях, что и красное. Нарушение зрения наблюдается у 30% слабовидящих и у 80% слабовидящих.Для организации учебного процесса и, в частности, для использования наглядных пособий важно, чтобы цвета спектра могли быть точно определены по определенным цветовым аномалиям с определенного угла зрения. Процесс обучения слабовидящих людей с частичным зрением должен учитывать особенности их цветовосприятия.Кроме того, следует помнить, что на восприятие цвета существенно влияет уровень освещенности. Пример явления Петцольда, а также явления Брюкке, которое превращается в красно-желтый, яркий свет, синий, желтый, затем синий свет очень слабый даже при нормальном зрении, зеленый, синий, желтый, зеленый (феномен Эбни).Тот факт, что хроматическая чувствительность в разных частях спектра также важна для слабовидящих и для слабовидящих: самая высокая различительная чувствительность-это желтый и синий, а самая низкая-края спектра, то есть красный и фиолетовый. Это говорит о том, что легкие, хорошо насыщенные звуки лучше всего подходят для слабовидящих. Это подтверждается тем фактом, что уровни дифференциации цвета увеличиваются по мере увеличения яркости и насыщенности цвета.Хотя расстройства цветового зрения обычно не мешают пространственной ориентации, правильному распознаванию окружающих предметов, однако в некоторых случаях наблюдается цветовая слабость, дальтонизм, которые во многих профессиях недоступны цветовым специалистам.Важной функцией зрительного анализатора является световая дискриминация, которая осуществляется за счет наличия фоточувствительности, во многом определяющей пространственную дискриминацию.Измерение светочувствительности слабовидящих во время регулировки темпа показало, что у большинства испытуемых она снизилась (75%). На светочувствительность также влияла острота зрения-наиболее значительное снижение светочувствительности наблюдалось при наиболее выраженном снижении остроты зрения.В некоторых случаях, однако, слабовидящие не только нормальны, но и имеют повышенную чувствительность к свету, особенно альбинизм, близорукость и дальнозоркий астигматизм.В случае патологий зрительного анализатора данные о состоянии светочувствительности подтверждают необходимость разработки дифференцированных стандартов освещения. При этом следует учитывать как снижение чувствительности, так и повышение, так как последнее приводит к снижению порога дискомфорта, то есть появлению неприятных, иногда болезненных ощущений (светобоязнь) при определенном уровне освещенности.Нарушение зрения и зрительные нарушения наблюдаются как при повышенной, так и при пониженной светочувствительности, но повышение порога дискомфорта всегда связано со снижением светочувствительности.Как показали современные исследования, возникновение дискомфорта (дискомфорта) при определенных интенсивностях световых раздражителей не коррелирует с остротой зрения или диагностикой заболевания. Появление таких ощущений является следствием нарушения адаптационных процессов, в результате чего нормальные световые раздражители здорового глаза оказываются сверхсильными в глазах пациента.Дифференцированный подход к людям с ограниченными возможностями позволяет не только сохранить потерю зрения, но и облегчить процесс компенсаторной адаптации при развитии потери зрения.Список литературы1. Ананьев Б. Г. теория чувств. - Л.: Издательство ЛГУ, 1961.2. Григорьева Д. П. Психофизиологическое исследование зрительных функций. - М., 1988.3. Земцова М. Н. Средство компенсации слепоты. - М., 1956. Ч. 11, § 1; гл. III, § 1; гл. IV,§ I; гл. V4. Учение Зотова А. И. Ленина о диалектике перехода от чувства к мышлению и актуальные проблемы познавательной деятельности нормальных и ненормальных школьников / А. И. Зотов. Тифлопсихология и тифлопедагогика. - Л., 1970.5. Каплан А. Р. детская слепота. Красочное остаточное зрение. - М., 1979.6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена . -- СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.7. Новомейский А. С. о природе кожи-оптической в человеческом смысле / / Природа кожи-оптической в человеческом смысле.8.Сверлов В.С ощущение препятствия и его роль в слепой ориентации. - М., 1949.
2. Григорьева Д. П. Психофизиологическое исследование зрительных функций. - М., 1988.
3. Земцова М. Н. Средство компенсации слепоты. - М., 1956. Ч. 11, § 1; гл. III, § 1; гл. IV,§ I; гл. V
4. Учение Зотова А. И. Ленина о диалектике перехода от чувства к мышлению и актуальные проблемы познавательной деятельности нормальных и ненормальных школьников / А. И. Зотов. Тифлопсихология и тифлопедагогика. - Л., 1970.
5. Каплан А. Р. детская слепота. Красочное остаточное зрение. - М., 1979.
6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена . -- СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
7. Новомейский А. С. о природе кожи-оптической в человеческом смысле / / Природа кожи-оптической в человеческом смысле.
8.Сверлов В.С ощущение препятствия и его роль в слепой ориентации. - М., 1949.
Вопрос-ответ:
Какие особенности в структуре и составе сенсорной организации у человека при глубоких нарушениях зрения?
При глубоких нарушениях зрения у человека происходит компенсация отсутствующих ощущений другими сенсорными системами, такими как слух, обоняние и осязание. Органы чувств воспринимают информацию из окружающего мира и передают ее в мозг, где происходит ее обработка. В случае слепоты или слабовидения, мозг основным образом полагается на другие сенсорные системы для получения информации о мире.
Какие характеристики из психофизических ощущений возникают при слепоте или слабовидении?
При слепоте или слабовидении, могут развиваться усиленные характеристики других сенсорных ощущений, таких как слух, обоняние и осязание. Это происходит из-за того, что мозг старается компенсировать отсутствие зрения, усиливая другие сенсорные системы.
Какую роль играют отдельные виды ощущений при дефектах зрения?
Отдельные виды ощущений, такие как слух, обоняние и осязание, играют важную роль при дефектах зрения. Они помогают слепым и слабовидящим людям ориентироваться в окружающем мире, позволяют им получать информацию о предметах, людях и событиях, которые они не могут увидеть. Например, слух помогает определить направление звука, а осязание позволяет ощутить форму и текстуру предметов.
Как развиваются виды ощущений при слепоте и слабовидении?
При слепоте и слабовидении виды ощущений, такие как слух, обоняние и осязание, могут развиваться и улучшаться. Это происходит благодаря тому, что мозг старается использовать доступные сенсорные системы для получения информации о мире. Слепые и слабовидящие люди могут обучаться специальным техникам и методам, которые помогают им максимально использовать свои сенсорные способности.
Какие особенности в структуре и составе сенсорной организации человека возникают при глубоких нарушениях зрения?
При глубоких нарушениях зрения происходит реорганизация сенсорной организации человека. В таких случаях другие органы чувств, такие как слух и осязание, становятся более чувствительными и воспринимают информацию, которую обычно передает зрение. Организм компенсирует отсутствие зрения за счет усиления и перераспределения других ощущений.
Какие характеристики психофизических ощущений возникают при слепоте и слабовидении?
При слепоте и слабовидении развиваются такие характеристики психофизических ощущений, как более чувствительное слуховое восприятие, усиленное осязание, измененное восприятие запахов и вкуса. Люди с нарушениями зрения становятся более внимательными к звукам, шумам, текстурам и тактильным ощущениям.
Какая роль отдельных видов ощущений при дефектах зрения?
При дефектах зрения отдельные виды ощущений играют важную роль в компенсации отсутствия зрения. Слух и осязание становятся основными источниками информации о мире для слепых и слабовидящих людей. Запахи и вкусы также могут помочь в ориентации в окружающей среде и определении объектов.
Как развиваются виды ощущений при слепоте и слабовидении? Какая роль у компенсаторной функции?
При слепоте и слабовидении виды ощущений развиваются путем усиления и использования других сенсорных систем, таких как слух и осязание. Компенсаторная функция заключается в том, чтобы заменить отсутствующую функцию зрения другими сенсорными системами. Она позволяет незрячим и слабовидящим людям эффективно воспринимать и анализировать информацию о мире вокруг себя.
Какие особенности есть в структуре и составе сенсорной организации человека при глубоких нарушениях зрения?
При глубоких нарушениях зрения у человека наблюдаются особенности в структуре и составе сенсорной организации. Это связано с тем, что зрение является основным органом восприятия окружающего мира, и его отсутствие или ограничение требует компенсации другими органами чувств. У слепых и слабовидящих людей наблюдаются усиленные функции остальных органов чувств, таких как слух, обоняние, осязание. В результате происходит перераспределение сенсорной нагрузки и повышение чувствительности остальных органов.