Деятельность медицинской сестры в решении проблем пациентов с бронхиальной астмой.
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 29.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы сестринской деятельности по решению проблем пациентов с бронхиальной астмой 9
1.1. Распространение бронхиальной астмы на территории Российской Федерации 9
1.2. Причины, механизмы и факторы риска развития бронхиальной астмы 11
1.3. Клиническая картина, методы диагностики и лечения 14
1.4. Реабилитация, профилактика бронхиальной астмы и ее осложнений 24
1.5. Особенности сестринской деятельности при диагностике, лечении, профилактике бронхиальной астмы и ее осложнений 27
Глава 2. Изучение практических аспектов сестринской деятельности по решению проблем пациентов с бронхиальной астмой 34
2.1. База, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования 34
2.2. Оценка проблем пациентов с бронхиальной астмой 35
2.3. Интервьюирование медицинских сестер по особенностям сестринской деятельностью по решению проблем пациентов, страдающих от бронхиальной астмы 39
2.4. Анализ клинического случая 44
2.5. Предложения по повышению эффективности сестринской деятельности по решению проблем пациентов с бронхиальной астмой 52
Заключение 55
Список использованных источников 58
Список сокращений 64
Приложение А 65
Катетеризация вены.Sol. Euphyllini 240 mg, Sol. Natriichloridi 0,9% – 10 ml в/в медленно.Sol. Prednisoloni 90 mg, Sol. Natrii chloridi 0,9% – 10 ml в/вкапельно.Медицинской сестрой у пациента выявлены следующие нарушенные потребности:дышать;спать и отдыхать;избегать опасностей;общаться;быть здоровым.Медицинской сестрой у пациента А выявлены следующие проблемы:одышка, ощущение нехватки воздуха, сдавления в груди;кашель;бледность, цианотичность;головная боль;усталость, раздражительность;внутреннее беспокойство, психическая депрессия, нарушение сна;дискомфорт, связанный с необходимостью длительного лечения, постоянного приема препаратов;беспокойство, чувство тревоги, страх перед приступом;снижение переносимости нагрузок вследствие несоответствия поступления кислорода в организм его потребностям;социальная изоляция, вызванная вынужденным длительным пребыванием дома или госпитализацией;ограничение в выборе профессии;недостаток знаний о заболевании, риск осложнений бронхиальной астмы.Медицинская сестра составила план сестринского вмешательства, представленный в таблице 5.Медицинская сестра вела наблюдение за пациентов. Результаты наблюдения представлены в таблице 6.Таблица 5План сестринского ухода за пациентами с БАПроблема пациентаОжидаемый результат от сестринского вмешательстваСестринское вмешательствоПериодичность оценкиОдышка, ощущение нехватки воздуха, сдавления в груди, кашель Пациент отметить снижение интенсивности приступа через 1 минуту после начала лечения. Через 1 неделю пациент отметить снижение частоты и интенсивности приступов, будет обучен технике кашля. После окончания обучения пациент не будет испытывать недостатка знания о заболеванииВо время приступа:Успокоить пациента, расстегнуть ему одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, помочь пациенту принять вынужденное положениеОбъяснить пациенту технику откашливания, дыхания при приступах кашляВызвать врачаОбеспечить пациенту введение препаратов, назначенных врачом (ингаляция, кислород, инъекции) Проконтролировать состояние пациента до момента окончания приступаПосле приступа:Провести с пациентов обучение по признакам начала приступа бронхиальной астмы, методам контроля заболевания, методам борьбы с приступами астмы, методам самопомощи до прибытия бригады скорой медицинской помощиПровести обучение пациента технике кашля, методам контроля кашля, дыхательной гимнастике Обучить пациента навыкам пользования пикфлуометром, небулайзером, ингалятором, дать рекомендации по ведению дневника пациента с бронхиальной астмой, обеспечить пациента наглядными материалами-памятками по всему пройденному материалу Во время приступа – непрерывная до момента его окончание. Бледность, цианотичностьПациент через 1 неделю после начала лечения отметить восстановление естественного цвета лицаОбеспечить пациенту введение препаратов, назначенных врачом (ингаляция, кислород, инъекции) Подготовить пациента к лечебно-профилактическим процедурам, назначенным врачомСопроводить (в случае необходимости, например слабости) пациента к месту проведения лечебно-профилактических процедурОбучить пациента методам дыхательной гимнастикиОдин раз в суткиЧихание, кашель, зуд глаз и кожиПациент через 1 сутки после начала лечения отметить снижение интенсивности вазомоторных реакцийОбеспечить пациенту введение препаратов (антигистаминные средства)Обеспечить назначенное врачом немедикаментозное лечениеОбеспечить пациента индивидуальными средствами гигиеныДва раза в суткиГоловная больПациент через 1 сутки после начала лечения отметить снижение интенсивности болиОбеспечить пациенту свежий воздухОбеспечить пациенту физический, эмоциональный покойПровести обучение по немедикаментозным техникам контроля боли Два раза в суткиУсталость, раздражительность, нарушение снаПациент через 1 сутки после начала лечения отметить улучшение настроенияОбеспечить пациенту физический, эмоциональный покой, тишину, свежий воздух в помещении для снаОбучить пациента техникам расслабления, снижения эмоционального напряжения, повышения жизненного тонусаОдин раз в суткиВнутреннее беспокойство, депрессияПациент через 1 сутки после начала лечения отметить улучшение своего психологического состоянияПровести с пациентом беседу о благополучных прогнозах относительно течения бронхиальной астмы при условии соблюдения всех рекомендаций врачаОрганизовать для пациента индивидуальные и групповые занятия с психологомДва раза за весь период нахождения в стационареДискомфорт, связанный с необходимостью длительного лечения, постоянного приема препаратов, ограничения в выборе профессииПациент после окончания обучения не будет испытывать дискомфорт от необходимости длительного приема препаратовПровести с пациентом беседу о методах медикаментозной терапии бронхиальной астмы Обучить пациента правилам использования назначенных ему лекарственных средствРассказать пациенту об успешных примерах долговременного использования лекарственных средств от бронхиальной астмы и повышении качества жизни пациентов, следующих рекомендациям врача по медикаментозной терапииДва раза за весь период нахождения в стационареБеспокойство, чувство тревоги, страх перед приступом, социальной изоляциейПациент после окончания обучения не будет испытывать страх перед приступомПровести с пациентом беседу о факторах риска развития приступа бронхиальной астмыОрганизовать групповое занятие с включением в состав группы более опытных, обученных технике контроля болезни пациентов. Попросить таких пациентов рассказать о своих успехах и поделиться опытом с «новичками»Два раза за весь период нахождения в стационареСнижение переносимости нагрузокПациент после окончания курса реабилитации не будет испытывать затруднений в выполнении физической работыОрганизовать для пациента занятия с инструктором ЛФКДать пациенту рекомендации по упражнениям в домашних условияхДва раза за весь период нахождения в стационареРиск осложнений бронхиальной астмыУ пациента не разовьется осложнений болезниВыполнять все назначения врачаОбеспечить пациента всеми необходимыми рекомендациями в удобном для него виде ЕжедневноТаблица 6Дневник наблюдения за пациентомДата01.III02.III03.III04.III05.III06.III07.III08.III09.III10.III11.III12.IIIРежимСтрогий постельныйПостельныйПалатныйСвободныйДиетаОсновной вариант стандартной диеты. Рекомендуется обильное питье (морсы, компоты, отвар шиповника), сниженное количество потребляемых углеводов.ПроблемыОдышка, ощущение нехватки воздуха, сдавления в груди, кашель++++++++++++++----Бледность, цианотичность+++++++++++-----Чихание, кашель, зуд глаз и кожи+++++---------Головная боль+++++++-------Усталость, раздражительность, нарушение сна++++++++++++++++----Внутреннее беспокойство, депрессия+++++++++++++++----Дискомфорт, связанный с необходимостью длительного лечения, постоянного приема препаратов, ограничения в выборе профессии++++++++++++++-----Беспокойство, чувство тревоги, страх перед приступом, социальной изоляцией++++++++++++++++++++--Снижение переносимости нагрузок++++++++++++++----Сон- - -- --+/-+/-+/-+++NNNАппетит- - -- -- ---+/-NNNNNNСтулNNNNNNNNNNNNМочеиспусканиеNNNNNNNNNNNNГигиена (самостоятельно, необходима помощь)ПомощьПомощьПомощьПомощьПомощьПомощьСамСамСамСамСамСамСознаниеЯсноеНастроениеВялыйНормальноеВеселоеКожа (цвет, чистая, сухая, сыпь, пролежни т.д.)ЧистаяЧСС12012011011010090908080808080АД140/80140/90130/90130/80130/80130/90130/80120/80120/80120/80120/80120/80ЧДД293030292826252018181818Температура тела(утро, вечер)36,6°С36,5°С36,6°С36,5°С36,6°С36,6°С36,7°С36,6°С36,8°С36,7°С36,6°С36,6°С36,6°С36,6°С36,8°С36,5°С36,6°С36,5°С36,6°С36,6°С36,7°С36,6°С36,8°С36,7°СНа фоне проведенного лечения, сестринского ухода, решения проблем пациентаего общее состояние удовлетворительное, дыхание везикулярное, хрипов нет, АД – 120/80 мм рт. ст., ЧСС – 80 ударов/минуту, ЧДД – 18 в минуту, SpO2 – 98%, ПСВ – 390 л/минуту (69%).Таким образом, медицинская сестра в рамках сестринского решила проблемы пациента с БА. При этом важно отметить, что медицинская сестра применяла методы сестринского процесса. Благодаря данным методам быди выявлены нарушенные потребности пациента, был проведен анализ его проблем, составлен план их решения, который и был успешно реализован.2.5. Предложения по повышению эффективности сестринской деятельности по решению проблем пациентов с бронхиальной астмойПолученные сведения позволяют предложить ряд мер по увеличению эффективности сестринской деятельности по решению проблем пациентов с бронхиальной астмой. Это такие меры как:Провести тотальный опрос населения, обслуживаемого поликлиникой, выявить лиц, которые имеют высокий риск развития БА, а также уже развившееся заболевание. Полученные список разделить на группы по степени риска развития болезни, ее обострений.Наладить работу по проведению бесед с пациентами о сути заболевания, профилактике его обострений, о мерах по снижению риска осложненийНаладить групповые формы информирования о БА, разработав соответствующую базу. Это могут быть лекции, конференции, спортивные праздники, конкурсы.Обеспечить взаимодействие со средствами массовой информации по информированию населения о мерах лечения и профилактики БА. Распространить практику чтения лекций о здоровом образе жизни в учебных учреждениях.Безусловно, профессиональная деятельность медицинской сестры зависит от таких факторов как возраст, состояние здоровья, социальное положение, уровень образования пациента. Иными словами, медицинская сестра должна доносить информацию в соответствии с возможностями пациента. Так, молодые люди предпочитают электронные средства информации. В этом случае медицинская сестра может участвовать в разработке публикаций для сайта поликлиники. Важно оснастить помещение поликлиники наглядных материалов, например доступными, яркими буклетами, настенными плакатами. Можно также обеспечить взаимодействие со средствами массовой информации. Медицинская сестра может расширить свое влияние на гораздо более широкий круг населения, например через проведение лекций о профилактике БА в школе, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях.Медицинская сестра должна принимать меры по повышению уровня своих знаний не только в рамках обязательных курсов по повышению квалификации, но и в порядке самообразования.Таким образом, можно смело утверждать, что существует большой объем мероприятий, которые могут быть использованы для повышения эффективности сестринской деятельности по решению проблем пациентов с БА.Таким образом, можно сделать следующие выводы:Опрос показал, что пациенты с БА страдают от большого числа проблем.Проведение «астма-школы» во многом позволило снизить интенсивность этих проблем, т.к. повысило приверженность пациентов к выполнению рекомендаций медицинского персонала, снизилось дефицит знаний в данной области. Большое значение в работе «астма-школы» имеет деятельности медицинской сестры.Были разработаны рекомендации, которые позволят повысить эффективность сестринской деятельности по решению проблем пациентов с БАЗаключениеВ рамках проведенного исследования мы охарактеризовали особенности БА как патологии органов дыхания, роль медицинской сестры в решении проблем пациентов с БА.В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:Бронхиальная астма представляет собой широко распространенное заболевание, заключающееся в развитии хронических воспалительных изменений дыхательных путей с респираторным синдромом, одышкой. Этиология бронхиальной астмы исключительно разнообразна, это могут быть как аллергические, так и неаллергические формы астмы. Все клинические формы астмы объединяют особенности изменений, происходящих в дыхательных путях. Факторами риска развития БА является наследственность, атопия, респираторные инфекции, воздействие на организм ингаляционных ядов, курение, применение различных пищевых продуктов, детский возраст.Клиника астмы зависит от стадии заболевания, ее клинической формы. Наиболее частыми симптомами можно назвать одышку, цианоз, тяжесть в груди. Диагностика бронхиальной астмы проводится посредством сбора анамнеза, с помощью физикального, инструментального, лабораторного обследования. Обязательным компонентом является дифференциальная диагностика. Лечение многоступенчатое, включает в себя как медикаментозные, так и немедикаментозные методы лечения. Очень важна профилактика обострений.Реабилитационные мероприятия при БА объединяются в целую систему, начинаются сразу после постановки диагноза, позволяют существенно повысить качество жизни пациента. Профилактика БА может быть первичной, вторичной. Одним из важнейших аспектов профилактики БА с точки зрения сестринского дела является обучение пациента. В обучение входят мероприятия по донесению до больных достоверных сведений о БА, факторах риска развития и обострения болезни, методах предупреждения обострений и осложнений БА. Поскольку БА является хронической патологией, требующей постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен владеть навыками по контролю своего заболевания, включая пикфлуометрию, медикаментозную терапию с помощью небулайзера, применение ингалятора. С момента установления диагноза больной должен быть готов к действиям в случае наступления приступа БА вне медицинского учреждения.На основании анализа ответов медицинских сестер ГБУЗ ЛО «Выборгская межрайонная больница» по проблеме ухода за пациентами с БА, был сделан вывод о том, что медицинская сестра в процессе ухода за пациентами с БА действует в рамках сестринского процесса. Обращает на себя внимание многоплановость обязанностей сестринского персонала по организации работы по лечению БА, ее обострений. На примере ГБУЗ ЛО «Выборгская межрайонная больница» был проведен анализ работы медицинской сестры по решению проблем пациентов с БА. Было выявлено, что у пациентов с БА встречается много различных проблем. При этом медицинская сестра в рамках сестринского процесса занимается их выявлением, создает план для их решения, реализует его. На практическом примере мы показали, что у пациента с приступом БА после сестринского вмешательства интенсивность проблем существенно снизилась, снизилась тяжесть симптомов. Иными словами, адекватно выстроенный сестринский уход позволяет в полной мере решать проблемы пациентов с БА.На основе полученных данных были разработаны предложения по повышению эффективности сестринской деятельности по решения проблем пациентов, страдающих БА. Полученные сведения могут быть применены в рамках профессиональной деятельности медицинской сестры, для составления планов по уходу за пациентами с БА, методических пособий.Исследование может быть продолжено с большим числом участников, может быть распространено на другие медицинские организации.Список использованных источниковАстма [Электронный ресурс] / ВОЗ. – Режим доступа: https://www.who.int/respiratory/asthma/ru/ (дата обращения: 18.03.2021).Байкова А.Г. Профессиональная бронхиальная астма / А.Г. Байкова, С.А. Бабанов, Д.С. Будаш // Медицинская сестра, 2018. – Т. 20. – № 7. – С. 13-18.Батищева, Г.А. Современные аспекты применения ингаляционных кортикостероидов в терапии бронхиальной астмы у детей / Г.А. Батищева, О.А. Жданова, К.А. Ряскин, Н.С. Гриднев // Медицина: теория и практика, 2019. – Т. 4. – № S. – С. 79-80.Баур К. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких / К. Баур, А. Прейссер; пер. с нем. под ред. И.В. Лещенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 192 с.Белевский А.С. Основные сведения об этиологии, патогенезе и лечении бронхиальной астмы (рекомендации для врачей общей практики Московского отделения Российского респираторного общества) // Астма и аллергия, 2015. – №1. – С. 13-18.Берилло А.А. Особенности пищевой аллергии у детей с бронхиальной астмой / А.А. Барило, И.В. Борисова, С.В. Смирнова // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2019. – Т. 11. – № 5-1. – С. 21-25.Блюменталь И.Я. Астма-школа как метод профилактики обострения бронхиальной астмы // Практическая медицина, 2007. – № 23. – С. 12-13.Бронхиальная астма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spulmo.ru/upload/kr_bronhastma_2019.pdf (дата обращения: 13.03.2021).Гениев А.Г. Оценка качества жизни подростков с бронхиальной астмой/ А.Г. Гениев, Д.М. Юнусов // Re-healthjornal, 2019. – № 1. – С. 49-54.Епифанов В.А. Лечебная физиологическая культура и массаж: учебник / В.А. Епифанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 528 с.Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 656 с.Жмуров Д.В. Бронхиальная астма / Д.В. Жмуров, М.А. Парфентьева, Ю.В. Семенова // Colloquium-journal, 2020. – № 14 (66). – С. 17-23.Коннова Т.В. Роль средних медицинских работников в укреплении общественного здоровья / Т.В. Коннова, Ж.В. Баринова, Л.А. Лазарева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2015. – Т. 17. – № 5-3. – С. 1038-1043.Крутова Л.Н . Организация сестринского ухода при заболевании бронхиальной астмой в стационаре / Л.Н. Крутова, Г.А. Котлярова, С.А. Карпунина // Вестник научных конференций, 2016. – № 3-7 (7). – С. 77-79.Кулбаисов, А.М. Фармакотерапия больных бронхиальной астмой: проблемы и возможные пути их решения / А.М. Кулбаисов, Т.В. Полумордвинцева, А.В. Жестков // Вестник современной клинической медицины, 2017. – Т. 10. – № 3. – С. 18-23.Курбачева О.М., Исакова И.И. Современные тенденции в лечении бронхиальной астмы // ConsiliumMedicum, 2019. – Т. 21. – № 3. – С. 41-44.Лечебная физическая культура: руководство / В.А. Маргазин, А.В. Коромыслов, С.Ф. Бурухин и др.; под ред. В.А. Маргазина. – СПб.: СпецЛит, 2020. – 863 с.Милькаманович В.К. Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения / В.К. Милькаманович // Медицинские новости, 2015. – № 12 (255). – С. 68-70.Ненартович И.А. Эпигенетика бронхиальной астмы: обзор литературы / И.А. Ненартович // Вестник Витебского государственного медицинского университета, 2017. – Т. 16. – № 2. – С. 7-14.Ненашева Н.М. Бронхиальная астма. Современный взгляд на проблему / Н.М. Ненашева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 304 сОмарова Г.Ш. Роль психологической работы медицинской сестры в профилактике и лечении детей с бронхиальной астмой / Г.Ш. Омарова, Е.В. Николаев // Научное обозрение, педиатрические науки, 2019. – № 1. – С. 66-69.Пальмова Л.Ю. Роль медицинских сестер стационара в обучении и реабилитации пациентов с бронхиальной астмой / Л.Ю. Пальмова, Г.П. Ишмурзин, А.А. Подольская // Вестник современной клинической медицины, 2019. – Т. 12. – № 5. – С. 41-45. Панахова Т.Т. Неконтролируемая бронхиальная астма / Т.Т. Панахова // Биомедицина (Баку), 2016. – № 3. – С. 64-71Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-23072010-n-541n/ (дата обращения: 15.03.2021). Принципы обучения больных с бронхиальной астмой // Вестник Казахского Национального медицинского университета, 2012. – № 2. – С. 11-13.Пульмонология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 768 с.Регистр лекарственных средств России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rlsnet.ru (дата обращения: 13.03.2021).Романовских А.Г. Выбор ингаляционного устройства у пациентов с бронхообструктивными заболеваниями / А.Г. Романовских, Ю.Г. Белоцерковская, И.П. Смирнов // ConsiliumMedicum, 2020. – Т. 22. – № 3. – С. 55-60.Савченко В.М. Качество жизни больных бронхиальной астмой на курорте / В.М. Савченко, М.Н. Гришин, Л.Ш. Дудченко, Л.П. Шубина, С.Н. Беляева, Г.Г. Масликова // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины, 2015. – Т. 5. – № 1 (17). – С. 39-43.Седач Н.Н. Обоснование возможности привлечения медицинских сестер к проведению обучения пациентов / Н.Н. Седач, Ф.Х. Садуева // World science: problems and innovations, 2018. – С. 143-145.Соколова Н.Г. Физиотерапия / Н.Г. Соколова. – 2-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2020. – 350 с.Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения: 18.03.2021).Сыров В.В. Представления об эпидемиологии и возможностях профилактики бронхиальной астмы на современном этапе // Аллергология и Иммунология в Педиатрии, 2016. – № 3(46). – С. 20-33.Тащилина А.Н. Сестринский процесс при бронхиальной астме / А.Н. Тащилова, А.В. Климов // Аллея науки, 2018. – Т. 6. – № 11 (27). – С. 477-482.Титова Н.Д. Выявление аллергических реакций invivo к пищевым красителям у детей с бронхиальной астмой и атопическим дерматитом / Н.Д. Титова // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского, 2011. – Т. 90. – № 3. – С. 38-43.Фомичева М.Л. Современные возможности участковых медицинских сестер в проведении первичной профилактики / М.Л. Фомичева, В.А. Борцов, О.С. Хихлич // Сибирское медицинское обозрение, 2019. – № 1 (115). – С. 85-89.Хоха Р.Н. Сенсибилизация детей с бронхиальной астмой. Анализ 10-летней динамики / Р.Н. Хоха / Журнал Гродненского государственного медицинского университета, 2019. – Т. 17. – № 3. – С. 289-295.Число умерших по причинам смерти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/C0KlX6ug/demo24-2.xlsx (дата обращения: 18.03.2021)Юдин А.А. Роль медсестры в «астма-школе» / А.А. Юдин, О.П. Уханова, А.А. Джабарова // Новое слово в науке и практике: гипотеза и апробация результатов исследования, 2016. – № 22. – С. 47-51.Asthma [Электронный ресурс] / NationalCenterforHealthStatistics. – Режим доступа: https://www.cdc.gov/nchs/fastats/asthma.htm (дата обращения: 18.03.2021).Arm JP, Bottoli I, Skerjanec A, Floch D, Groenewegen A, Maahs S, Owen CE, Jones I, Lowe PJ. Pharmacokinetics, pharmacodynamics and safety of QGE031 (ligelizumab), a novel high-affinity anti-IgE antibody, in atopic subjects. Clin Exp Allergy. 2014. 44 (11). 1371-1385. Castro M, Zangrilli J, Wechsler ME, Bateman ED, Brusselle GG, Bardin P, Murphy K, Maspero JF, O'Brien C, Korn S. Reslizumab for inadequately controlled asthma with elevated blood eosinophil counts: results from two multicentre, parallel, double-blind, randomised, placebo-controlled, phase 3 trials. Lancet Respir Med. 2015. 3 (5). 355-66. Dejsomritrutai W, Nana A, Chierakul N, Tscheikuna J, Sompradeekul S, Ruttanaumpawan P, Charoenratanakul S. Prevalence of bronchial hyperresponsiveness and asthma in the adult population in Thailand. Chest. 2006. 129 (3). 602-609.European Health Information Gateway [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/hfamdb_125-deaths-asthma/visualizations/#id=29383 (дата обращения: 18.03.2021).Global strategy for asthma management and prevention [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: https://ginasthma.org/wp-content/uploads/2020/04/GINA-2020-full-report_-final-_wms.pdf (датаобращения: 13.03.2021).Harris J. M., Maciuca R., Bradley S. Efficacy and safety of quilizumab in adults with allergic asthma inadequately controlled on inhaled corticosteroids and a second controller (COSTA Study) C101. AmericanJournal of Respiratory and Critical Care Medicine. 2015. 191. 5168.Jindal SK. Bronchial asthma: the Indian scene. Curr Opin Pulm Med. 2007. 13 (1). 8-12. Menzella F, Lusuardi M, Galeone C, Taddei S, Facciolongo N, Zucchi L. Mepolizumab for severe refractory eosinophilic asthma: evidence to date and clinical potential. Ther Adv Chronic Dis. 2016. 7 (6). 260-277. Nafti S, Taright S, El Ftouh M, Yassine N, Benkheder A, Bouacha H, Fakhfakh H, Ali-Khoudja M, Texier N, El Hasnaoui A. Prevalence of asthma in North Africa: the Asthma Insights and Reality in the Maghreb (AIRMAG) study. Respir Med. 2009. 103 Suppl 2. S 2-11.Nishima S, Chisaka H, Fujiwara T. et all. Surveys on the prevalence of pediatric bronchial asthma in Japan: a comparison between the 1982, 1992, and 2002 surveys conducted in the same region using the same methodology. AllergolInt. 2009. 58 (1). 37-53.Список сокращенийАРЛТ – Антагонисты лейкотриеновых рецепторов.БА – Бронхиальная астма.ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения.ГКС – Глюкокортикостероиды.ИКС – Ингаляционные кортикостероиды.КБА – Короткодействующие β2-агонисты.КГ – Контрольная группа.ОФВ1 – Объем форсированного выдоха за 1 секунду.ПОС – Пиковая объемная скорость.ПСВ – Пиковая скорость выдоха.ФЖЕЛ – Форсированная жизненная емкость легких.ХОБЛ – Хроническая обструктивная болезнь легких.ЧДД – Частота дыхательных движений.ЭГ – Экспериментальная группа.Приложение АКак организуется деятельность по решению проблем пациентов, страдающих от БА? На какие этапы делится?Каковы особенности первого этапа?Каковы особенности второго этапа?Каковы особенности третьего этапа?Каковы особенности четвертого этапа?Каковы особенности пятого этапа?Какие функции в целом выполняет медицинская сестры при уходе за пациентами с БАКаковы действия медицинской сестры, если она столкнулась с приступом БА? Дипломная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованнойнаучной литературы и других источников имеют ссылки на них._______________ /_______________________/ Подпись (Ф.И.О.) «___» ______________ 20__ г.
1. Астма [Электронный ресурс] / ВОЗ. – Режим доступа: https://www.who.int/respiratory/asthma/ru/ (дата обращения: 18.03.2021).
2. Байкова А.Г. Профессиональная бронхиальная астма / А.Г. Байкова, С.А. Бабанов, Д.С. Будаш // Медицинская сестра, 2018. – Т. 20. – № 7. – С. 13-18.
3. Батищева, Г.А. Современные аспекты применения ингаляционных кортикостероидов в терапии бронхиальной астмы у детей / Г.А. Батищева, О.А. Жданова, К.А. Ряскин, Н.С. Гриднев // Медицина: теория и практика, 2019. – Т. 4. – № S. – С. 79-80.
4. Баур К. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких / К. Баур, А. Прейссер; пер. с нем. под ред. И.В. Лещенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 192 с.
5. Белевский А.С. Основные сведения об этиологии, патогенезе и лечении бронхиальной астмы (рекомендации для врачей общей практики Московского отделения Российского респираторного общества) // Астма и аллергия, 2015. – №1. – С. 13-18.
6. Берилло А.А. Особенности пищевой аллергии у детей с бронхиальной астмой / А.А. Барило, И.В. Борисова, С.В. Смирнова // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2019. – Т. 11. – № 5-1. – С. 21-25.
7. Блюменталь И.Я. Астма-школа как метод профилактики обострения бронхиальной астмы // Практическая медицина, 2007. – № 23. – С. 12-13.
8. Бронхиальная астма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spulmo.ru/upload/kr_bronhastma_2019.pdf (дата обращения: 13.03.2021).
9. Гениев А.Г. Оценка качества жизни подростков с бронхиальной астмой/ А.Г. Гениев, Д.М. Юнусов // Re-health jornal, 2019. – № 1. – С. 49-54.
10. Епифанов В.А. Лечебная физиологическая культура и массаж: учебник / В.А. Епифанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 528 с.
11. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 656 с.
12. Жмуров Д.В. Бронхиальная астма / Д.В. Жмуров, М.А. Парфентьева, Ю.В. Семенова // Colloquium-journal, 2020. – № 14 (66). – С. 17-23.
13. Коннова Т.В. Роль средних медицинских работников в укреплении общественного здоровья / Т.В. Коннова, Ж.В. Баринова, Л.А. Лазарева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2015. – Т. 17. – № 5-3. – С. 1038-1043.
14. Крутова Л.Н . Организация сестринского ухода при заболевании бронхиальной астмой в стационаре / Л.Н. Крутова, Г.А. Котлярова, С.А. Карпунина // Вестник научных конференций, 2016. – № 3-7 (7). – С. 77-79.
15. Кулбаисов, А.М. Фармакотерапия больных бронхиальной астмой: проблемы и возможные пути их решения / А.М. Кулбаисов, Т.В. Полумордвинцева, А.В. Жестков // Вестник современной клинической медицины, 2017. – Т. 10. – № 3. – С. 18-23.
16. Курбачева О.М., Исакова И.И. Современные тенденции в лечении бронхиальной астмы // Consilium Medicum, 2019. – Т. 21. – № 3. – С. 41-44.
17. Лечебная физическая культура: руководство / В.А. Маргазин, А.В. Коромыслов, С.Ф. Бурухин и др.; под ред. В.А. Маргазина. – СПб.: СпецЛит, 2020. – 863 с.
18. Милькаманович В.К. Роль медицинской сестры на современном этапе развития здравоохранения / В.К. Милькаманович // Медицинские новости, 2015. – № 12 (255). – С. 68-70.
19. Ненартович И.А. Эпигенетика бронхиальной астмы: обзор литературы / И.А. Ненартович // Вестник Витебского государственного медицинского университета, 2017. – Т. 16. – № 2. – С. 7-14.
20. Ненашева Н.М. Бронхиальная астма. Современный взгляд на проблему / Н.М. Ненашева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 304 с
21. Омарова Г.Ш. Роль психологической работы медицинской сестры в профилактике и лечении детей с бронхиальной астмой / Г.Ш. Омарова, Е.В. Николаев // Научное обозрение, педиатрические науки, 2019. – № 1. – С. 66-69.
22. Пальмова Л.Ю. Роль медицинских сестер стационара в обучении и реабилитации пациентов с бронхиальной астмой / Л.Ю. Пальмова, Г.П. Ишмурзин, А.А. Подольская // Вестник современной клинической медицины, 2019. – Т. 12. – № 5. – С. 41-45.
23. Панахова Т.Т. Неконтролируемая бронхиальная астма / Т.Т. Панахова // Биомедицина (Баку), 2016. – № 3. – С. 64-71
24. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-23072010-n-541n/ (дата обращения: 15.03.2021).
25. Принципы обучения больных с бронхиальной астмой // Вестник Казахского Национального медицинского университета, 2012. – № 2. – С. 11-13.
26. Пульмонология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 768 с.
27. Регистр лекарственных средств России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rlsnet.ru (дата обращения: 13.03.2021).
28. Романовских А.Г. Выбор ингаляционного устройства у пациентов с бронхообструктивными заболеваниями / А.Г. Романовских, Ю.Г. Белоцерковская, И.П. Смирнов // Consilium Medicum, 2020. – Т. 22. – № 3. – С. 55-60.
29. Савченко В.М. Качество жизни больных бронхиальной астмой на курорте / В.М. Савченко, М.Н. Гришин, Л.Ш. Дудченко, Л.П. Шубина, С.Н. Беляева, Г.Г. Масликова // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины, 2015. – Т. 5. – № 1 (17). – С. 39-43.
30. Седач Н.Н. Обоснование возможности привлечения медицинских сестер к проведению обучения пациентов / Н.Н. Седач, Ф.Х. Садуева // World science: problems and innovations, 2018. – С. 143-145.
31. Соколова Н.Г. Физиотерапия / Н.Г. Соколова. – 2-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2020. – 350 с.
32. Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения: 18.03.2021).
33. Сыров В.В. Представления об эпидемиологии и возможностях профилактики бронхиальной астмы на современном этапе // Аллергология и Иммунология в Педиатрии, 2016. – № 3(46). – С. 20-33.
34. Тащилина А.Н. Сестринский процесс при бронхиальной астме / А.Н. Тащилова, А.В. Климов // Аллея науки, 2018. – Т. 6. – № 11 (27). – С. 477-482.
35. Титова Н.Д. Выявление аллергических реакций in vivo к пищевым красителям у детей с бронхиальной астмой и атопическим дерматитом / Н.Д. Титова // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского, 2011. – Т. 90. – № 3. – С. 38-43.
36. Фомичева М.Л. Современные возможности участковых медицинских сестер в проведении первичной профилактики / М.Л. Фомичева, В.А. Борцов, О.С. Хихлич // Сибирское медицинское обозрение, 2019. – № 1 (115). – С. 85-89.
37. Хоха Р.Н. Сенсибилизация детей с бронхиальной астмой. Анализ 10-летней динамики / Р.Н. Хоха / Журнал Гродненского государственного медицинского университета, 2019. – Т. 17. – № 3. – С. 289-295.
38. Число умерших по причинам смерти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/C0KlX6ug/demo24-2.xlsx (дата обращения: 18.03.2021)
39. Юдин А.А. Роль медсестры в «астма-школе» / А.А. Юдин, О.П. Уханова, А.А. Джабарова // Новое слово в науке и практике: гипотеза и апробация результатов исследования, 2016. – № 22. – С. 47-51.
40. Asthma [Электронный ресурс] / National Center for Health Statistics. – Режим доступа: https://www.cdc.gov/nchs/fastats/asthma.htm (дата обращения: 18.03.2021).
41. Arm JP, Bottoli I, Skerjanec A, Floch D, Groenewegen A, Maahs S, Owen CE, Jones I, Lowe PJ. Pharmacokinetics, pharmacodynamics and safety of QGE031 (ligelizumab), a novel high-affinity anti-IgE antibody, in atopic subjects. Clin Exp Allergy. 2014. 44 (11). 1371-1385.
42. Castro M, Zangrilli J, Wechsler ME, Bateman ED, Brusselle GG, Bardin P, Murphy K, Maspero JF, O'Brien C, Korn S. Reslizumab for inadequately controlled asthma with elevated blood eosinophil counts: results from two multicentre, parallel, double-blind, randomised, placebo-controlled, phase 3 trials. Lancet Respir Med. 2015. 3 (5). 355-66.
43. Dejsomritrutai W, Nana A, Chierakul N, Tscheikuna J, Sompradeekul S, Ruttanaumpawan P, Charoenratanakul S. Prevalence of bronchial hyperresponsiveness and asthma in the adult population in Thailand. Chest. 2006. 129 (3). 602-609.
44. European Health Information Gateway [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/hfamdb_125-deaths-asthma/visualizations/#id=29383 (дата обращения: 18.03.2021).
45. Global strategy for asthma management and prevention [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ginasthma.org/wp-content/uploads/2020/04/GINA-2020-full-report_-final-_wms.pdf (дата обращения: 13.03.2021).
46. Harris J. M., Maciuca R., Bradley S. Efficacy and safety of quilizumab in adults with allergic asthma inadequately controlled on inhaled corticosteroids and a second controller (COSTA Study) C101. American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine. 2015. 191. 5168.
47. Jindal SK. Bronchial asthma: the Indian scene. Curr Opin Pulm Med. 2007. 13 (1). 8-12.
48. Menzella F, Lusuardi M, Galeone C, Taddei S, Facciolongo N, Zucchi L. Mepolizumab for severe refractory eosinophilic asthma: evidence to date and clinical potential. Ther Adv Chronic Dis. 2016. 7 (6). 260-277.
49. Nafti S, Taright S, El Ftouh M, Yassine N, Benkheder A, Bouacha H, Fakhfakh H, Ali-Khoudja M, Texier N, El Hasnaoui A. Prevalence of asthma in North Africa: the Asthma Insights and Reality in the Maghreb (AIRMAG) study. Respir Med. 2009. 103 Suppl 2. S 2-11.
50. Nishima S, Chisaka H, Fujiwara T. et all. Surveys on the prevalence of pediatric bronchial asthma in Japan: a comparison between the 1982, 1992, and 2002 surveys conducted in the same region using the same methodology. Allergol Int. 2009. 58 (1). 37-53.
Вопрос-ответ:
Как распространяется бронхиальная астма на территории Российской Федерации?
Распространение бронхиальной астмы на территории Российской Федерации является широким. По данным исследований, она встречается у около 10% населения страны. Заболеваемость астмой может различаться в различных регионах России и зависит от множества факторов, включая климатические условия, экологическую обстановку и образ жизни.
Какие причины, механизмы и факторы риска приводят к развитию бронхиальной астмы?
Развитие бронхиальной астмы обычно связано сочетанием генетических и окружающих факторов. Наследственность играет важную роль, поскольку риск заболевания увеличивается, если родители или близкие родственники страдают от астмы. Окружающие факторы, такие как аллергены (пыльца, пыль, домашние животные), инфекции дыхательных путей, воздействие токсических веществ и курение, также могут способствовать развитию бронхиальной астмы.
Какая клиническая картина, методы диагностики и лечения сопровождают бронхиальную астму?
Клиническая картина астмы включает приступы удушья, частое одышку, свистящий звук при дыхании и ощущение тяжести в груди. Для диагностики астмы используются такие методы, как анализ крови и спирометрия (измерение объема легких), а также проводятся аллергические тесты. Лечение астмы может включать применение лекарственных препаратов (ингаляторы для расширения бронхов и противовоспалительные средства), физиотерапию и соблюдение определенного образа жизни, включая избегание аллергенов и сокращение контакта с раздражающими веществами.
Как распространяется бронхиальная астма в России?
В Российской Федерации бронхиальная астма является распространенным заболеванием. Она встречается у примерно 10% населения страны. Наиболее высокая частота заболевания наблюдается в крупных городах и промышленных регионах.
Какие причины, механизмы и факторы риска могут способствовать развитию бронхиальной астмы?
Развитие бронхиальной астмы обусловлено взаимодействием генетических, окружающих и внутренних факторов. Основные причины и механизмы развития астмы включают наследственную предрасположенность, аллергические реакции на вещества, воздействующие на дыхательные пути, воспаление дыхательных путей, сужение бронхов, обструкцию и трудности при дыхании.
Какие методы диагностики и лечения используются при бронхиальной астме?
Для диагностики бронхиальной астмы могут использоваться различные методы, такие как физикальное обследование, функциональные исследования легких, измерение пикового расхода выдыхаемого воздуха, аллергические тесты и другие. Лечение бронхиальной астмы может включать фармакотерапию, использование ингаляционных препаратов, контроль окружающей среды и управление симптомами.
Как проходит реабилитация и профилактика бронхиальной астмы?
Реабилитация пациентов с бронхиальной астмой включает комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества жизни, контроль симптомов и предупреждение обострений. К профилактике бронхиальной астмы относятся меры по предотвращению контакта с аллергенами, снижению воздействия вредных факторов в окружающей среде, правильное использование лекарственных препаратов и регулярный мониторинг состояния пациента.
Как распространяется бронхиальная астма в России?
Бронхиальная астма является одним из самых распространенных заболеваний в Российской Федерации. Она может встречаться у людей всех возрастных групп и имеет тенденцию к увеличению числа заболевших. Самые высокие показатели заболеваемости отмечаются в крупных городах и промышленных регионах страны.