Запреты и ограничения, связанные с государственной гражданской и муниципальной службой как особый элемент правового статуса служащих

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственная служба
  • 36 36 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 20.04.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОГРАНИЧЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ 4
1.1 Правовая сущность прохождения государственной гражданской службы 4
1.2 Запреты и ограничения как элемент правового статуса государственных гражданских служащих в свете изменений конституции Российской Федерации 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕСТА ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ В ПРАВОВОМ СТАТУСЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО 16
2.1 Особенности правового статуса муниципальных служащих в российской федерации 16
2.2 Характеристика ограничений и запретов на муниципальной службе 18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПО РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МУНИЦИПАЛЬНОГО И ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления

Одно из наиболее важных положений доктрины заключается именно в этом: муниципальная служба в Российской Федерации значительно отделена от службы государственной, как и государственные органы власти отделены от органов местного самоуправления. С вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) стала особенно заметной тенденция перемещения властных полномочий на места, в сегмент гражданского общества, в область непосредственного управления процессами жизнедеятельности населения России. Между тем, значительное распространение получили и проблемы, которые отличаются субъективным характером и тесным образом связаны с желанием и готовностью местных властей ответственно управлять объектами, находящимися у них в подчинении. Следует отметить, что новым экономическим и социальным отношениям в России требуются эффективные и качественные изменения в организационном порядке и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований. В свою очередь, практика управления показывает, что при высоком уровне потребности населения в ответственной и дееспособной власти на местах муниципальная служба в стране является ещё недостаточно организованной и не полностью подготовленной к решению значимых социальных задач. Этому свидетельствуют продолжение уточнения законодательной базы о муниципальной службе в Российской Федерации, как по России в целом, так и в каждом отдельном субъекте Российской Федерации, а затем и в муниципальных образованиях, территориально расположенных в определенном субъекте Федерации [5]. Среди ключевых задач административной реформы муниципальной службы в России выделяют, прежде всего, повышение эффективности и качества муниципальной службы в интересах страны и гражданского общества, а также повышение уровня муниципальных услуг, оказываемых населению. Стоит указать, что совершенствование основных структурных компонентов местного самоуправления в стране является возможным исключительно при укреплении государственными органами всех уровней власти, в том числе и муниципальной службы [18, с. 381]. В настоящее время муниципальная служба в Российской Федерации характеризуется весьма значимым направлением служебной деятельности, поскольку именно она обеспечивает тесную связь с интересами гражданского общества, разрешая главные проблемы и вопросы, возникающие в тех или иных сегментах жизнедеятельности населения. Стоит отметить, что родовое понятие «служба» характеризуется как вид профессиональной деятельности, объектом воздействия которого является отдельная личность, группа людей или базовые социально-биологические качества человека. В толковом словаре С.И. Ожегова данное понятие определено не только как «занятия служащего или военного», но и как «специальная область работы с относящимися к ней учреждениями». Тем самым, служба во всех своих проявлениях выполняет ряд функций, которые основаны на обеспечении в системе реализации полномочий любой публичной власти. Сложность осуществления данных функций заключается в том, что механизм, который реализует их, обязан соответствовать исторической эпохе и этапам развития государства, где он функционирует, а также отвечать базовым потребностям населения страны. Статья 1 Федерального закона № 131-ФЗ определяет местное самоуправление в Российской Федерации, как основной элемент конституционного строя, который является признаваемым, гарантируемым и осуществляемым на всей территории государства, а также как самостоятельное и выполняющееся под свою ответственность решение гражданским обществом непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и другие местные традиции. Тем самым, составляющей частью реализации права граждан на местное самоуправление является создание структуры органов местного самоуправления, в том числе института муниципальной службы [5]. Кроме того, в законодательных актах о муниципальной службе описаны основные социальные гарантии, которые предоставляются муниципальным служащим. Однако этот перечень не всегда является исчерпывающим и логичным, не везде предусмотрены правовые механизмы его реализации. Так, например, зачастую в определении ряда социальных гарантий муниципальных служащих отсутствует четкость. Между тем, четкая регламентация их правового статуса и базовых гарантий обеспечивает успешность дальнейшего функционирования муниципальной службы [13, с. 174]. Не менее существенным фактором, оказывающим воздействие на преобразование муниципального управления, является адекватная и неукоснительная юридическая ответственность муниципального служащего, которая распространяется на неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение им собственных должностных обязанностей. Повышение юридической ответственности муниципальных служащих в России, борьба с теми или иными правонарушениями в области муниципальной службы, в том числе с коррупционными нарушениями, выступают в качестве самостоятельных задач укрепления законности и правопорядка в стране. Важно указать, что вопросы сферы муниципальной службы в правовой науке всегда являлись значимыми. Так и на сегодняшний день подобным аспектам функционирования муниципальной службы и деятельности муниципальных служащих уделяется особое внимание. Система регламентирования правового статуса муниципальных служащих в России считается неотъемлемой составляющей системы правового регулирования всех отношений на муниципальной службе в целом. Это обосновано тем, что институт правового статуса муниципального служащего в современное время является основным элементом муниципальной службы в стране. В последние годы отечественное правовое практическое применение и зарубежный опыт свидетельствуют об острой недостаточности только одного нормативного закрепления прав муниципального служащего. Отсутствие полного правового обеспечения механизма практического функционирования прав муниципального служащего отрицательно сказывается на устойчивости правового статуса служащих. Кроме того, это не только значительно ослабляет правовой статус, но и негативно воздействует на последующую служебную деятельность муниципальных служащих, поскольку влечет за собой существенные последствия в их дееспособности. Тем самым, преодоление подобных правовых проблем становится возможным исключительно посредством формирования и реализации эффективных правовых механизмов, которые будут способствовать установлению прав муниципального служащего. При осуществлении действий, направленных на укрепление правового статуса муниципальных служащих и улучшение соответствующего уровня их социальной защиты, государство и муниципальное образование решают главную задачу по укреплению доверия гражданского общества не только к государству в целом, но и к властным структурам на уровне местного самоуправления. Стоит отметить, что высококвалифицированные муниципальные служащие с достойно оплачиваемой деятельностью и высокой степенью мотивации к муниципальной службе становятся эффективным инструментом муниципального образования, позволяющим решать проблемы местного уровня. Правомерная и социально ориентированная деятельность муниципальных служащих получает легитимную оценку населения, что считается особенно значимым в рамках перехода к рыночным отношениям, для решения существенных проблем жителей того или иного муниципального образования [14, с. 5]. Между тем, при формулировании перечня основных гарантий муниципальных служащих в России, приведенных в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ, законодатель проявил непоследовательность, включив в данный перечень социальные гарантии из самых разных областей права, никак не разграничив их. Кроме того, некоторые гарантии получили только декларативный характер. К примеру, в современное время отсутствует такой законодательный акт, который бы регламентировал обязательное медицинское страхование и обслуживание ни для государственных, ни для муниципальных служащих, хотя данная социальная гарантия является закрепленной в Федеральном законе № 25-ФЗ [6]. Несмотря на то, что в Федеральном законе № 25-ФЗ закреплена социальная гарантия на страхование жизни и здоровья муниципального служащего и членов его семьи, в практическом применении подобный механизм является не обязательным, поскольку представитель нанимателя (работодатель) зачастую ссылается на отсутствие должного объема бюджетных средств, что приводит к формальному закреплению социальной гарантии за муниципальным служащим, совершенно не имеющим реализации. Вместе с этим Федеральный закон № 25-ФЗ не устанавливает особенности привлечения муниципальных служащих к материальной ответственности; отсутствует перечень особенных «служебных» дисциплинарных проступков, которые могут быть присущими исключительно муниципальной службе, при этом по своей сущности дисциплинарная ответственность муниципальных служащих характеризуется конкретными особенностями, при сравнении ее с общей дисциплинарной ответственностью сотрудников в целом, но рассматриваемые особенности в комплексе считаются несущественными [6]. Согласно Федеральному закону № 25-ФЗ развитие муниципальной службы в России должно обеспечиваться программами развития муниципальной службы в соответствующих субъектах страны и, принятых на основании программ субъектов Федерации, муниципальными программами развития муниципальной службы в конкретном муниципальном образовании соответствующего субъекта Российской Федерации. Данные программы должны иметь финансирование, поступающее из бюджетных средств соответствующих субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований соответственно. Необходимость принятия и внедрения рассмотренных программ обоснована текущим состоянием муниципальной службы в стране [6]. Это характеризуется тем, что на сегодняшний день механизмы назначения на вакантные должности муниципальной службы из кадрового резерва применяются в существенно недостаточной степени; направленное на качественные результаты деятельности стимулирование используется весьма неэффективно; конкретная закрытость муниципальной службы в стране приводит к проявлениям коррупционных правонарушений и бюрократизма, что достаточно негативно сказывается на имидже муниципальной службы в России, а также отрицательно отражается на общественное мнение касательно муниципальной деятельности; в недостаточной мере отвечает базовым потребностям современной муниципальной службы в стране качество профессиональной подготовки, которую проходят муниципальные служащие [5, с. 50]. В настоящее время в развитии муниципальной службы в России можно выделить ряд нескольких проблем, основными из которых являются следующие: низкий уровень развития системы работы с кадровым резервом муниципальных служащих; наличие у муниципальных служащих недостаточного уровня компетентности и профессиональных навыков. Разрешение вышеперечисленных проблем посредством разработки и внедрения специальных государственных и муниципальных программ обеспечит повышение эффективности совершенствования муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований. В рамках функционирующей административной системы деятельность муниципального служащего становится формой нравственного личностного развития, установления у него социальных идеалов и ценностей, которые позволяют развивать муниципальную службу в положительном ключе. Структура органа местного самоуправления, правовой статус муниципального служащего и правовой режим привлечения к ответственности должны исключать потенциальное проявление неправомерного поведения муниципального служащего [16, с. 116]. Вероятность аморального поведения служащего может появляться там, где к его личности предъявляются совершенно невыполнимые требования, которые игнорируют мотивы службы. Кроме того, подобное безнравственное поведение может быть спровоцировано «позитивным характером» юридической ответственности, который выступает гарантом частичной или полной безответственности служащего, либо проявлением возможности её минимизации при учете характера личных связей с представителями руководящих должностей, региональных и федеральных властей. Вследствие этого, значимым условием для развития нравственного поведения, ориентированного на помощь муниципальному служащему систематизировать базовые ценности и моральные нормы посредством формирования нравственной мировоззренческой системы, является закрепление чувства социальной ответственности муниципального служащего на уровне муниципального образования в жесткой форме четкого механизма привлечения к юридической ответственности за правонарушения. Подводя итоги, следует отметить, что в современное время в Российской Федерации муниципальная служба является сравнительно новой формой служебной деятельности. Несмотря на развитие данного направления службы, существует ряд существенных проблем, связанных с организацией и правовым регулированием деятельности муниципальных служащих. Ключевой Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №2/2021 проблемой, нуждающейся в разрешении, является отсутствие определения правового статуса муниципальных служащих, что приводит к негативным последствиям в их служебной деятельности. Таким образом, российская правовая область нуждается в разработке и реализации основ правового статуса муниципального служащего. ЗАКЛЮЧЕНИЕОграничения и запреты на государственной гражданской службе можно рассматривать как правовые меры, позволяющие создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений. Ограничение – это условие, при котором гражданин не может быть принят на гражданскую службу или не может более находиться на ней, а запреты – это то, что гражданский служащий не вправе делать, находясь на государственной службе. По своей природе ограничения, связанные с государственной гражданской службой, представляют собой совокупность мер сдерживающего воздействия от противозаконного деяния и нарушения законодательства о службе, обеспечивающих качественное и эффективное исполнение государственными служащими своих профессиональных обязанностей, создавая условия для недопущения возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности на службе. Современные условия развития института государственной службы в России, усиление роли государственного управления увеличивает значимость государственного служащего и соответственно предъявляет к этой категории повышенные требования. Одним из приоритетов развития системы государственного управления в современной России является реализация требований по запретам и ограничениям, связанным с прохождением государственной гражданской службы. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАхинов, Г.А. и др. Экономика общественного сектора. Учебник. – М.: Инфра-М, 2018. – 342 с.Бормотов, А.А. Теоретическая социология. Учебное пособие. – М.: Прометей, 2018. – 244 с.Василенко, А.И. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2016. – 416 с.Василенко, Е.В. Связи с общественность в органах власти. Учебник. – М.: Международные отношения, 2017. – 296 с.Василенко, И.В. Государственная и муниципальная служба. Учебник. – М.: Международные отношения, 2017. – 382 с.Венгеров, А.Б. Социальная политика. – М.: Омега-Л, 2017. – 608 с.Воронцов, Г.А. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 160 с.Вьюгова, И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2016. – 432 с.Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления. – М.: Проспект, 2016. – 640 с.Глебкова, Н.Н. Государственное и муниципальное управление. – М.: Русайнс, 2017. – 112 с.Гомола, А.И. Сельское хозяйство. – М.: Академия, 2015. – 184 с.Граждан, В.Д. Государственная политика в сфере сельского хозяйства. – М.: КноРус, 2014. – 542 с.Гранкин, И.В. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Проспект, 2015. – 320 с.Давыдкина, И.Б. Государственное управление. – М.: Инфра-М, 2017. – 126 с.Дерябина, Е.М. Теория государства и права. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2015. – 200 с.Жинкин, С.А. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 224 с.Знаменский, Д.Ю. Государственная и муниципальная служба. – М.: Издательский центр "Интермедия ", 2017. – 180 с.Зобнин, А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. – 128 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахинов, Г.А. и др. Экономика общественного сектора. Учебник. – М.: Инфра-М, 2018. – 342 с.
2. Бормотов, А.А. Теоретическая социология. Учебное пособие. – М.: Прометей, 2018. – 244 с.
3. Василенко, А.И. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2016. – 416 с.
4. Василенко, Е.В. Связи с общественность в органах власти. Учебник. – М.: Международные отношения, 2017. – 296 с.
5. Василенко, И.В. Государственная и муниципальная служба. Учебник. – М.: Международные отношения, 2017. – 382 с.
6. Венгеров, А.Б. Социальная политика. – М.: Омега-Л, 2017. – 608 с.
7. Воронцов, Г.А. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 160 с.
8. Вьюгова, И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2016. – 432 с.
9. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления. – М.: Проспект, 2016. – 640 с.
10. Глебкова, Н.Н. Государственное и муниципальное управление. – М.: Русайнс, 2017. – 112 с.
11. Гомола, А.И. Сельское хозяйство. – М.: Академия, 2015. – 184 с.
12. Граждан, В.Д. Государственная политика в сфере сельского хозяйства. – М.: КноРус, 2014. – 542 с.
13. Гранкин, И.В. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Проспект, 2015. – 320 с.
14. Давыдкина, И.Б. Государственное управление. – М.: Инфра-М, 2017. – 126 с.
15. Дерябина, Е.М. Теория государства и права. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2015. – 200 с.
16. Жинкин, С.А. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 224 с.
17. Знаменский, Д.Ю. Государственная и муниципальная служба. – М.: Издательский центр "Интермедия ", 2017. – 180 с.
18. Зобнин, А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. – 128 с.

Вопрос-ответ:

Какие запреты и ограничения существуют для государственных гражданских служащих?

Запреты и ограничения, связанные с государственной гражданской службой, включают, например, запрет на участие в политической деятельности, запрет на принятие подарков и вознаграждений, ограничения во времени для занимаемых должностей и другие.

В чем заключается правовая сущность прохождения государственной гражданской службы?

Правовая сущность прохождения государственной гражданской службы заключается в выполнении служебных обязанностей на благо государства и общества, соблюдении правил и стандартов, запретах и ограничениях, которые обеспечивают объективность, независимость и беспристрастность службы.

Какие изменения в конституции Российской Федерации отразились на запретах и ограничениях для государственных гражданских служащих?

Изменения в конституции Российской Федерации внесли некоторые корректировки в запреты и ограничения для государственных гражданских служащих, уточнив их формулировку, расширив список категорий лиц, которые не могут занимать определенные должности, и установив сроки пребывания на должности для некоторых категорий.

Какие запреты и ограничения существуют для муниципальных служащих?

Запреты и ограничения для муниципальных служащих включают, например, запрет на совмещение должностей, ограничения в получении и использовании информации, связанной с должностными обязанностями, запрет на участие в коммерческой деятельности и другие.

Как запреты и ограничения связанные с государственной гражданской и муниципальной службой влияют на правовой статус служащих?

Запреты и ограничения связанные с государственной гражданской и муниципальной службой являются важным элементом правового статуса служащих. Они определяют правила поведения и ограничивают определенные действия, чтобы обеспечить независимость, беспристрастность и профессионализм в работе служащих.

Какие ограничения и запреты существуют на государственной гражданской службе?

Ограничения и запреты на государственной гражданской службе включают в себя запрет на участие в политических партиях, запрет на занятие предпринимательской деятельностью, ограничение наложение дисциплинарного взыскания и т. д.

В чем заключается правовая сущность прохождения государственной гражданской службы?

Правовая сущность прохождения государственной гражданской службы состоит в выполнении государственных функций и обеспечении интересов граждан и государства, соблюдая определенные ограничения и запреты, установленные законодательством.

Какие изменения в конституции Российской Федерации отразились на запретах и ограничениях государственных гражданских служащих?

Изменения в конституции Российской Федерации привели к усилению запретов и ограничений на государственной гражданской службе, включая запрет на владение иностранной недвижимостью и открытие иностранных счетов, а также запрет на иммунитет государственных гражданских служащих.

Какие запреты и ограничения применяются к муниципальной службе?

К муниципальной службе применяются аналогичные запреты и ограничения, что и к государственной гражданской службе, включая запрет на участие в политических партиях, запрет на занятие предпринимательской деятельностью, ограничения на приобретение имущества и т. д.

Какие изменения в законодательстве потребовали анализа места запретов и ограничений в правовом статусе государственных гражданских служащих?

Изменения в законодательстве потребовали анализа места запретов и ограничений в правовом статусе государственных гражданских служащих в контексте принятых изменений в конституции Российской Федерации, в особенности связанных с иностранными активами и иммунитетом служащих.

Какие ограничения могут быть на государственной гражданской службе?

Ограничения на государственной гражданской службе включают запреты на занятие определенных видов деятельности, наличие конфликта интересов, участие в политической деятельности и т.д. Эти ограничения предусмотрены законодательством и должны быть соблюдены государственными гражданскими служащими.

Какие ограничения и запреты применяются к государственным гражданским служащим?

Государственные гражданские служащие подвергаются ряду ограничений и запретов. Они не могут заниматься коммерческой деятельностью, брать взятки, использовать свой служебный статус в личных интересах и участвовать в политической деятельности. Также они обязаны соблюдать принципы неприкосновенности государственных секретов и конфиденциальной информации. Нарушение этих ограничений и запретов может привести к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.