Политические системы США и других высокоразвитых стран:общее и особенное

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 22 22 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 25.04.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Понятие и основные элементы политической системы
2. Особенности политической системы США
3. Сравнительный анализ политических систем США и других высокоразвитых стран
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Подводя итоги описанию политической системы США, необходимо сказать, что данная политическая система является в известной степени эталоном демократии. В самом деле, Конституция США (первая в истории человечества конституция в современном понимании) стала результатом деятельности ряда выдающихся мыслителей своего времени, в ней нашли отражение многие передовые для своего времени взгляды философов и политических деятелей эпохи Просвещения. В соответствии с этими взглядами построены демократические политические системы и сегодня. Конституция США закрепила в качестве одной из основных целей ее принятия общее благосостояние населения, установила республиканскую форму правления, основанную на принципе разделения властей и федерализме. В Билле о правах были закреплены основные личные права человека. Принятие Конституции США сыграло большую роль в развитии демократии во всем мире. Знаменитый политический философ А. де Токвиль в своем произведении «О демократии в Америке» описал США как государство, в котором наиболее полно реализованы принципы демократического устройства.
Таким образом, политическую систему США можно характеризовать как модернизированную демократическую систему по типу общества в соответствии с терминологией Р. Арона и У. Ростоу, открытую политическую систему по характеру взаимодействия со средой. По типу политического режима США являются либеральной демократией.

3. Сравнительный анализ политических систем США и других высокоразвитых стран

Определим группу высокоразвитых стран, с политическими системами которых будем сравнивать политическую систему США.
Существует понятие «Большая семерка», клуб, объединяющий наиболее индустриально развитые страны мира с демократической политической системой. Это США, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Италия и Япония. Соответственно, политическую систему США необходимо сравнить с политическими системами Великобритании, Канады, Франции, Германии, Италии и Японии.
Данные страны выделены на основе сочетания высокого индустриального развития и демократической политической системы. Это сочетание, до известной степени, является естественным, поскольку высокий уровень экономического развития предполагает и достижение высокого уровня общественного благосостояния, а это предполагает демократическую политическую систему и высокую степень защиты прав человека. Поэтому все страны, используемые здесь для сравнения, также обладают модернизированной демократической системой по типу общества в соответствии с терминологией Р. Арона и У. Ростоу, открытой политической системой по характеру взаимодействия со средой. В этом общее политических систем данных стран с политической системой США. Особенное же касается частностей политических систем данного типа.
Конституцию имеют все рассматриваемые страны, за исключением Великобритании и соответственно формально ее части – Канады. Собственно, Конституция у Великобритании есть, она просто не оформлена в виде единообразного документа, но таковы особенности англо-саксонского (общего, прецедентного) права. США избежали этой особенности англо-саксонского права в силу того, что становление их государственности носило революционный характер.
Возникает вопрос, имеют ли страны, в которых не было принято документов, аналогичных Биллю о правах, надежную защиту прав личности от посягновений на них со стороны государственной власти, и если нет, можно ли их назвать воплощением идеального типа либеральной демократии. На взгляд автора настоящей работы, демократию Франции, Германии и Японии скорее можно характеризовать как демократию коллективистского типа. Во Франции и Германии это связано с традицией долгого пребывания у власти социал-демократических партий, трансформировавших законодательство в сторону приоритета коллективистских ценностей над индивидуальными, в Японии – с особенностями национального менталитета и традициями однопартийной политической системы.
Федеративным государством, как и США, является среди рассматриваемых стран исключительно Германия, остальные страны являются унитарными государствами. Это связано с особенностями исторического развития: Германия возникла путем объединения автономных государств, в то время как национальное становление всех остальных государств, за исключением Италии, происходило в обстоятельствах, располагающих к большей централизации власти в рамках государственного объединения. Италия также возникла из раздробленных государственных объединений, но, в отличие от Германии, становление итальянской государственности происходило в борьбе за национальную независимость, что изначально предполагало считать будущее унитарное национальное государство определенной политической ценностью. Таким образом, федеративное или унитарное государственное устройство связано с историческими особенностями и вряд ли может служить характеристикой равноправия внутригосударственных образований, хотя на этот счет есть и другие мнения, и многие политические силы, например, в Италии выступают за учреждение федерации. Федеративное устройство имеет также Канада, но собственно формально Канада не является государством, она – доминион Великобритании (главой государства Канады считается королева Великобритании), поэтому федеративное устройство Канады, скорее следствие того, что она представляет собой объединение колоний Великобритании, чем является сознательно избранной политической ценностью.
Принцип разделения властей во всех рассматриваемых демократиях построен одинаково, поскольку в основу всех их конституционных устройств были положены идеи Дж. Локка и Ш. Монтескье, сформулировавшего, как именно должно происходить разделение властей в своем произведении «О духе законов».
По основанию особенностей взаимодействия законодательной и исполнительной власти президентской республикой, как и США, является только Франция. Германия и Италия являются парламентскими республиками, а Великобритания, Канада и Япония – так и вообще конституционными монархиями. Правда, по своей сути данные конституционные монархии ничем не отличаются от идеального типа парламентской республики. Суть же парламентской республики состоит в том, что партия, имеющая большинство в парламенте, формирует ответственное перед парламентом правительство, соответственно главой исполнительной ветви власти является премьер-министр, он же лидер партии, имеющей большинство в парламенте. Глава же государства при такой системе не совпадает с главой исполнительной власти; глава государства осуществляет исключительно представительские функции; им является либо конституционный монарх, либо избираемый парламентом президент.
Классическую двухпартийную систему «политических качелей» с широким представительством в политике третьих партий и возможностью ротации двух традиционно правящих партий имеют все рассматриваемые политические системы, за исключением Японии. Либерально-демократическая партия Японии единолично правила 54 года, и в Японии сформировались сильные традиции партийно-централизованной политической власти. Однако такое положение вещей было заслугой Либерально-демократической партии, выигравшей свое колоссальное преимущество над другими партиями в законодательно равной борьбе, формально Японии ничто не мешает иметь конкурентную партийную систему, тем более что с 2009 г. большинство в парламенте получила Социал-либеральная демократическая партия Японии.
Заключение

В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения.
В первом значении политическая система означает искусственно созданный теоретический мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Использование термина «политическая система» в его первом методологическом значении применительно ко всей политической сфере предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой – всем остальным обществом через «ввод» - каналам влияния среды на политическую систему и «вывод» – обратное воздействие системы на среду.
«Политическая система» во втором значении означает механизм власти.
В зависимости от типа общества политические системы подразделяются на традиционные демократии, модернизированные демократии и тоталитарные общества. По характеру взаимодействия со средой политические системы подразделяются на открытые и закрытые.
Политическую систему США можно характеризовать как модернизированную демократическую систему по типу общества в соответствии с терминологией Р. Арона и У. Ростоу, открытую политическую систему по характеру взаимодействия со средой. По типу политического режима США являются либеральной демократией.
Политическая система США сравнивалась с политическими системами других высокоразвитых стран на предмет наличия конституции, законодательства, гарантирующего защиту прав человека, конкретизации принципа разделения властей, федерального или унитарного государственного устройства, формирования правительства парламентом или всеобще избранным главой государства, наличия конкурентной политической системы.
Большинство рассмотренных высокоразвитых стран, как и США, имеют политическую систему, отвечающую требованиям, предъявляемым к либеральной демократии; Германия, Франция и Япония, скорее, имеют политическую систему, которую можно назвать коллективистской демократией.
Список использованной литературы

Аристотель. Политика. – М.: АСТ, 2002
Иванян Э. А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США // США. Канада. Экономика – Политика - Культура: Ежемес. науч. и обществ.- полит. журн., 2000, № 11, с. 69-80
История политических и правовых учений. Древний мир. / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. – М.: «Наука», 1985
Педан С. А., Гусев К. А. Политология: Учебное пособие. – СПб.: СПГУВК, 2006
Платон. Государство / Филеб, Государство, Тимей, Критий. Под ред. А. Ф. Лосева. – М.: Мысль, 1999
Платон. Политик / Государство; Законы; Политик. – М.: Мысль, 1998
Политология: Энциклопедический словарь. / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993
Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. Отв. ред. А. Я. Сухарев. 3-е изд. – М.: НОРМА, 2003
Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995
Чертина З. С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. – М.:ИВИ, 2000







1

Список использованной литературы

1.Аристотель. Политика. – М.: АСТ, 2002
2.Иванян Э. А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США // США. Канада. Экономика – Политика - Культура: Ежемес. науч. и обществ.- полит. журн., 2000, № 11, с. 69-80
3.История политических и правовых учений. Древний мир. / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. – М.: «Наука», 1985
4.Педан С. А., Гусев К. А. Политология: Учебное пособие. – СПб.: СПГУВК, 2006
5.Платон. Государство / Филеб, Государство, Тимей, Критий. Под ред. А. Ф. Лосева. – М.: Мысль, 1999
6.Платон. Политик / Государство; Законы; Политик. – М.: Мысль, 1998
7.Политология: Энциклопедический словарь. / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993
8.Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. Отв. ред. А. Я. Сухарев. 3-е изд. – М.: НОРМА, 2003
9.Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995
10.Чертина З. С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. – М.:ИВИ, 2000

Вопрос-ответ:

Что такое политическая система и какие составляющие в нее входят?

Политическая система - это сложный механизм управления государством, включающий в себя институты, законы, политические партии и другие элементы. Основными составляющими политической системы являются государственный аппарат, законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть.

Какие особенности присутствуют в политической системе США?

Одной из особенностей политической системы США является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Также важную роль играют политические партии и федерализм - система распределения власти между центральным правительством и штатами.

Как можно сравнить политические системы США и других высокоразвитых стран?

При сравнительном анализе политических систем США и других высокоразвитых стран можно обратить внимание на их сходства и различия. Например, в обоих случаях присутствует система разделения властей, но в США она осуществляется на более строгой основе. Также стоит учесть различия в политической культуре, включая представительство различных групп населения и особенности избирательных систем.

В чем уникальность политической системы США?

Уникальность политической системы США заключается в нескольких аспектах. Во-первых, США являются федерацией, где права и полномочия между штатами и федеральным правительством распределены определенным образом. Во-вторых, система разделения властей предусматривает большую независимость исполнительной, законодательной и судебной властей. И, наконец, в США существует двухпартийная система, которая несколько отличается от многопартийных систем других стран.

Какую роль играет Конституция США в политической системе?

Конституция США играет ключевую роль в политической системе. Она определяет основные принципы и ценности, закрепляет права и свободы граждан, а также устанавливает структуру и функции государственных институтов. Конституция США также является важным гарантом прав и свобод каждого гражданина.

Каковы основные элементы политической системы?

Основными элементами политической системы являются государственное устройство, политические институты, правовая система, политические партии и общественные объединения.

В чем особенности политической системы США?

Особенности политической системы США включают федеративное устройство, разделение властей, президентскую форму правления, двухпартийную систему, независимость судебной власти и сильное влияние общественных объединений.

Чем отличается политическая система США от других высокоразвитых стран?

Политическая система США отличается своей президентской формой правления, где президент избирается отдельно от законодательной власти, а также двухпартийной системой, где Демократическая и Республиканская партии имеют ведущую роль. В других высокоразвитых странах, таких как Великобритания или Германия, преобладает парламентская форма правления и многопартийная система.

Почему политическая система США считается эталоном демократии?

Политическая система США считается эталоном демократии из-за своих основных принципов, таких как разделение властей, уважение к правам и свободам граждан, и независимость судебной системы. Кроме того, конституция США, которая была первой в истории и вдохновила другие страны, закрепляет эти принципы и обеспечивает стабильность политической системы.