Коммуникативная готовность ребенка с ОНР к инклюзивному образованию

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 25 25 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 24.04.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект и характеристика коммуникативной готовности детей с ОНР к инклюзивному образованию 5
1.1 Особенности коммуникативной готовности к обучению в школе у дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.2 Коммуникативный подход к изучению речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи 9
Глава 2. Особенности и теоретические условия подготовки детей с ОНР к инклюзивному образованию 14
2.1 Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14
2.2 Сопровождение детей с недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования 16
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Адаптированная образовательная программа обучения основана на рекомендациях ПМПК.Структура АОП для детей с ограниченными возможностями соответствует основной цели их обучения - включению детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство, ориентированное на нормальное развитие.В соответствии с п. 19.8. Федерального государственного образовательного стандарта начального образования программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена ​​на обеспечение коррекции недостатков физического и (или) умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья и помощь детям данной категории в освоении основная образовательная программа начального общего образования.Коррекционная программа предусматривает создание особых условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья путем индивидуализации образовательного процесса. Программа реализуется путем прямого взаимодействия специалистов: педагог, педагог-психолог, педагог-логопед, социальный педагог, специалисты ПМПК.Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространствеВ связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику повысились требования как к учителям, так и к логопедам, работающим в школьном речевом центре общеобразовательной организации, поскольку наиболее частыми нарушениями развития являются нарушения речи.Логопед - это специалист, который занимается выявлением и коррекцией нарушений речевого развития и общения у детей с ограниченными возможностями.Задача учителя-логопеда - создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, улучшению коммуникации учащихся с ограниченными возможностями для успешного усвоения академической составляющей окончательную программу.Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:1. Проведение логопедического обследования для определения структуры и степени тяжести нарушений речи: установление психолого-педагогического заключения (диагноза), позволяющего судить об уровне речевого и коммуникативного развития ребенка с ограниченными возможностями.2. Разработка долгосрочного плана коррекционной логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ включает разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально ориентированных программ с учетом возрастных и особенностей развития учащихся, структуры дефекта, а также оказание помощи педагогическому коллективу. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбор дидактических и методических материалов.4. Набор групп на занятия с учетом психофизического состояния студентов с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по исправлению нарушений устной и письменной речи студентов.5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, по каждому предмету начальной школы, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение различных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.6. Проведение 2-3 раза в год систематического исследования динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы позволяет скорректировать существующую индивидуальную программу коррекционной логопедии и сосредоточиться на наиболее стойких проблемах. речевого развития.7. Выполнение окончательной диагностики, охватывающей все компоненты речевой системы и выявляющей формирование всех видов универсальной учебной деятельности.8. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида и его семьи.9. Повышение научно-методического потенциала. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической и коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих корректировать детей с ограниченными возможностями в инклюзивной практике.10. Обеспечение и контроль соблюдения здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации.11. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по онтогенезу детской речи, проявлениям вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным методам преодоления имеющихся нарушений устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных на исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику. Консультирование педагогического коллектива, администрации образовательной организации и учителей по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка-инвалида, использования специальных методов и приемов оказания помощи ребенку-инвалиду, имеющему нарушения речи.12. Профилактическая работа заключается в своевременной профилактике возможных вторичных речевых нарушений у ребенка-инвалида, создании условий для его полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.Таким образом, каждое направление деятельности учителя-логопеда включено в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования имеет особое значение, поскольку ориентировано не только на преодоление речевых нарушений у студентов с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптация в среде нормально развивающихся сверстников.ЗаключениеНа основании обзора научно-методической литературы можно сделать следующие выводы:Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны и функционируют как единая система. Только совместное действие всех принципов обеспечивает успешную постановку задач, выбор содержания, выбор форм, методов и средств деятельности учителя, педагогически целесообразную деятельность учащихся.На разных исторических этапах развития обучения жестовому языку менялось отношение к людям с нарушением слуха и в целом к ​​глухоте. В средние века глухота с церковной точки зрения считалась наказанием. Интерес к глухоте как болезни, а также к развитию теории и практики языка жестов начался в эпоху Возрождения. С развитием науки, достижениями в области медицины, демократическими и гуманистическими тенденциями в современном обучении русскому жестовому языку появились альтернативные подходы, различные по философско-методологическим концепциям, основанные на разном понимании целей и методов обучения детей с нарушения слуха.Мировой опыт положительно повлиял на преподавание русского жестового языка и способствовал пересмотру традиционной системы образования.Сегодня в современном обучении жестовому языку существует множество подходов, различающихся философскими и методическими концепциями. Создание и развитие учреждений нового типа позволяет нам успешно реализовывать инновационные идеи в обучении, воспитании, реабилитации и социализации детей с нарушением слуха.Чтобы у ребенка с общим недоразвитием речи не было проблем с установлением контакта со сверстниками и взрослыми, необходимо оказать такому ребенку всестороннюю помощь всех специалистов: психолога, логопеда, логопеда и других специалистов. Что касается логопедии, то такая помощь должна быть направлена ​​в первую очередь на преодоление дефекта речи, поскольку в результате этого нарушения ребенок будет испытывать значительные трудности в овладении коммуникативными навыками, а также в развитии двигательных функций, психических и когнитивных процессов. . Такая работа должна быть направлена ​​на включение ребенка в общество.В итоге следует отметить, что при ОНР у детей возникают проблемы на всех этапах речевого развития. В то же время отставание речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи снижает уровень коммуникативных навыков. Дети этой категории обладают специфическими чертами характера, такими как: замкнутость, робость, нерешительность, застенчивость, импульсивность, эмоциональность, агрессивность и другие. Это, в свою очередь, порождает особенности речевого поведения: безынициативность общения, ограниченный контакт, медленное включение в коммуникативную ситуацию, неспособность поддерживать разговор и слушать речь собеседника, неумение договариваться о что-то, трудности с пониманием смысла речи собеседника и многое другое.Исходя из этого, можно сделать вывод, что коррекционная работа по преодолению нарушения коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи должна начинаться с коррекции речевого развития ребенка, с преодоления его речевой патологии. Ведь уровень коммуникативной сформированности ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речевых возможностей.Список используемой литературыАвдеев, А.П. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. – 384 с.Альжев, Д.В. Конспект лекций. Социальная педагогика. – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 540 с.Безрукова, В.С. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 384 с.Вайндорф-Сысоева, Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2016. – 197 с.Козлова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2016. – 416 с.Крысько, В.Г. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 480 с.Курочкин, П.Р. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2014. – 736 с.Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: Академия, 2015. – 272 с.Овечкина, А.П. Педагогика. Хрестоматия. – М.: Флинта, МПСИ, 2017. – 488 с.Пантелеева, Г.А. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 192 с.Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.Сластенин, И.Ф. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 608 с.Уварова, Р.П. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.Федоров, А.Н. Педагогика. Самое важное. – М.: РГ-Пресс, 2016. – 276 с.Фирсов, Е.Г. Педагогика. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2015. – 512 с.Хамарина, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 800 с.Холостова, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 344 с.Якушев, А.В. Педагогика. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2017. – 144 с.

1. Авдеев, А.П. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. – 384 с.
2. Альжев, Д.В. Конспект лекций. Социальная педагогика. – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 540 с.
3. Безрукова, В.С. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 384 с.
4. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2016. – 197 с.
5. Козлова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2016. – 416 с.
6. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 480 с.
7. Курочкин, П.Р. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2014. – 736 с.
8. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: Академия, 2015. – 272 с.
9. Овечкина, А.П. Педагогика. Хрестоматия. – М.: Флинта, МПСИ, 2017. – 488 с.
10. Пантелеева, Г.А. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 192 с.
11. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.
12. Сластенин, И.Ф. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 608 с.
13. Уварова, Р.П. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
14. Федоров, А.Н. Педагогика. Самое важное. – М.: РГ-Пресс, 2016. – 276 с.
15. Фирсов, Е.Г. Педагогика. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2015. – 512 с.
16. Хамарина, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 800 с.
17. Холостова, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 344 с.
18. Якушев, А.В. Педагогика. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2017. – 144 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности коммуникативной готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе?

Одной из особенностей коммуникативной готовности детей с общим недоразвитием речи является плохая связь между зрительным и слуховым восприятием, что затрудняет усвоение и понимание речи. Они также испытывают трудности в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и учителем. Более того, дети с общим недоразвитием речи имеют ограниченный словарный запас и могут испытывать затруднения в формировании связных высказываний.

Каким образом коммуникативный подход помогает в изучении речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Коммуникативный подход в изучении речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи способствует созданию благоприятной обстановки для развития их коммуникативных навыков. Учителя стимулируют детей к общению, используя игровые ситуации и разнообразные учебные материалы. Такой подход позволяет детям на практике применять новые знания и навыки общения, совершенствовать свою речь и развивать коммуникативные стратегии.

Какие особенности коммуникативной готовности детей с ОНР к инклюзивному образованию?

Особенности коммуникативной готовности детей с ОНР к инклюзивному образованию включают общее недоразвитие речи, ограниченные коммуникативные навыки, трудности в общении и взаимодействии с другими людьми, а также недостаточную способность к адаптации к новым условиям обучения и социализации.

Какой подход используется для изучения речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Для изучения речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи используется коммуникативный подход. Он основан на создании условий для развития коммуникативных навыков, взаимодействия с окружающими и социальной адаптации.

Какие особенности и теоретические условия подготовки детей с ОНР к инклюзивному образованию?

Особенности подготовки детей с ОНР к инклюзивному образованию включают индивидуальный подход к каждому ребенку, использование специальных методик и программ, обеспечение доступности образования и социальной поддержки, а также сотрудничество родителей, педагогов и специалистов различных областей.

Какие основные особенности коммуникативной готовности к обучению в школе у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Основные особенности коммуникативной готовности к обучению в школе у дошкольников с общим недоразвитием речи включают отставание в развитии речи и коммуникативных навыков, трудности в общении, ограниченность словарного запаса, недостаточные умения воспринимать и передавать информацию, а также затруднения в адаптации к школьной среде.

Какие теоретические аспекты и характеристики связаны с коммуникативной готовностью детей с ОНР к инклюзивному образованию?

К теоретическим аспектам и характеристикам коммуникативной готовности детей с ОНР к инклюзивному образованию относятся понятие коммуникативной компетенции, взаимодействие в коммуникативной ситуации, психологическая готовность к общению, уровень развития коммуникативных навыков, включая словарный запас и грамматическую структуру речи.

Какие особенности коммуникативной готовности имеют дети с общим недоразвитием речи?

Дети с общим недоразвитием речи имеют некоторые особенности коммуникативной готовности. Они могут испытывать сложности с выражением своих мыслей и идей, а также с пониманием речи других людей. У них часто отсутствует навык взаимодействия с окружающими и участия в коммуникативных ситуациях.

Какой подход к изучению речевого развития используется для старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Для изучения речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи применяется коммуникативный подход. Он предполагает участие детей в коммуникации, активное использование языка в различных ситуациях и развитие навыков общения.

Какие особенности и условия подготовки детей с общим недоразвитием речи к инклюзивному образованию?

Особенности и условия подготовки детей с общим недоразвитием речи к инклюзивному образованию включают в себя создание специальных коммуникативных программ, индивидуальный подход к каждому ребенку, использование различных методов и техник обучения, а также сотрудничество с родителями и специалистами.