Психология младенческого возраста. Развитие психических процессов в подростковом возрасте

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 19 19 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 26.04.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Психология младенческого возраста 4
Развитие психических процессов в подростковом возрасте 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Фрагмент для ознакомления

Для подростков и их мышления характерны категоричность суждений, повышенная критичность. Это те факторы, которые препятствуют адекватной оценке правовой реальности. Границы практической деятельности – это ещё один фактор, который не позволяет говорить о развитом правосознании у подростков [1].Деятельность в подростковом возрасте в основном сводится к учебной и общению со сверстниками и взрослыми. Опыт взаимодействия, деятельности в правовой сфере у подростков отсутствует. В ходе учебной деятельности они приобретают знания о ней. В процессе развития интеллектуальной зрелости берет свое начало социальная зрелость. Ребенку предстоит разобраться во всех ролях, определить свое место в обществе. Происходит осознание ребенком себя как части общества, соотнесения себя как «я в обществе». Другая сторона – освоение отношений общества с позиции «я и общество». В процессе становления личности подростка можно наблюдать, как своеобразно усиливается, происходит доминирование то одной, то другой позиции. Закономерное чередование в процессе онтогенеза этих позиций своего рода интегративные узлы социального развития ребенка. Они не только фиксируют определенный уровень, но также создаются условия возникновения новой позиции. Это своеобразный рубеж для становления личности.Для данного периода у подростков наблюдаются негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание установившейся системы интересов ребенка, проявляется протестующий характер поведения по отношению к взрослым. Но в этот период не только все негативное, также присутствуют положительные факторы. У ребенка возрастает самостоятельность, ответственное отношение к себе, к другим людям и пр. Происходит формирование сознательного отношения к себе как члену общества. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа момент рождения у ребенка есть все аналитические системы, он образован, имеет высокий уровень развития и способен относительно тонко дифференцировать. Однако готовность анализаторов к работе в младенчестве неодинакова. Дистанционные анализаторы лучше развиты, чтобы зрительные и акустические ощущения были доступны ребенку раньше. Двигательный аппарат ребенка менее подготовлен к работе; он проходит через серию последовательных фаз своего создания. Движение рук и ног осваивается с помощью упражнений. Детские анализаторы работают изолированно друг от друга, не являются системой, и их функции еще не согласованы. Главный факт работы аналитических систем - появление зрительно-слуховой концентрации через четыре-шесть недель жизни (напомним, это часть «комплекса ревитализации»). Ранним успехом в развитии ощущений является явление зрительно-моторной координации анализаторов, когда глаз и движение ребенка начинают работать вместе. У ребенка шевелятся глаза, голова кружится в поисках объекта сосредоточения, и к четырем месяцам он уже активно реагирует на увиденное (движения, писк, радость). После «слияния» работы анализаторов зрение начинает побуждать к движению, ребенок пытается приблизить к себе увиденный предмет. Под влиянием зрительных воздействий, совместная деятельность со взрослым, «человеческая» рука, формирование действий с предметами, развивается зрительно-двигательная координация. Результаты исследований Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова подтверждают, что захват с последующим удержанием предмета есть результат развития координации глаз - руки (около трех месяцев). Взрослые самопроизвольно учат ребенка хватать, привлекают внимание ребенка к объекту и подводят его к тому расстоянию, с которого ребенок начинает указывать рукой на объект, и удаляют объект, заставляя ребенка делать это впоследствии, чтобы схватить. Кроме того, интенсивно развиваются различные повторяющиеся движения (удары по предмету, размахивание им, переход из руки в руку, удары детей одним предметом о другой). Также появляются цепные движения, которые представляют собой серию отдельных дифференцированных движений, следующих строго одно за другим. Итак, наблюдение за предметом и манипулирование им - это основные действия с предметами, которые ребенок выполняет до конца первого года обучения.Современный подросток может реально увидеть свою перспективу полезности своей индивидуальности и способности обогатить ею других людей, общество. Но он сталкивается с недостаточным уважением и доверием к себе от взрослых и не всегда создана возможность самореализации. Свои возможности у подростка возникают в стремлении осознать утвердиться как личность, но он зависит от взрослого, что приводит к существенному углублению кризиса самооценки. Оценок взрослых людей, подросток не принимает, даже если они правдивы. Это обусловлено отсутствием должных условий удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. В свою очередь это приводит к искусственной задержке самоопределения, интенсификации квазипотребностей, квазиинтересов, подросток начинает тянуться к интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками, разным подростковым компаниям, неформальным группам. Появление у некоторых подростков агрессивности, жестокости, повышенной тревожности, замкнутости и т.д. может способствовать стихийно-групповое общение.Колебание между положительным полюсом идентификации собственного «я» и отрицательным полюсом многообразия ролей происходит в этот сложный для подростка период. Поэтому, необходимо объединение всех знаний о себе в единое целое. Произвести проэцирование прошлого в будущее. Если происходит позитивное развитие событий, то девушка или юноша будет со сформированным чувством идентичности. Спутанная идентичность, которая сопряжена с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, обществе, позиция и жизненные перспективы могут развиться, при неблагоприятных условиях.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 413 cАндреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева – М.: Изд. «Аспект-Пресс»,- 2012. – 376сБатюта, М. Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / М. Б. Баюта, Т. Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 306 сБодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды / А. А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2003. – С.115Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович – М.: Просвещение, 1995. – 296 сБороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С.380Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: Изд-во «Питер», 2014. – 520сВанюхина, Н. В. Возрастная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. / Н. В. Ванюхина. – Кн. 2. – Казань: Познание, 2008. – 2008. – 291 с.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О.Б. Дарвиш – М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. – 264 сЖиркова И.М. Подростковый возраст: психологические особенности и проблемы / И.М. Жиркова // Юриспруденция в современном мире: проблемы и перспективы Сборник научных трудов, подготовленный по материалам общероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 12-15Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. – С.49Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг – СПб.: Серия «Мастера психологии», 2012. – 992 сМайерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. СПб.: Серия «Мастера психологии», 2002. – 357 cМухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 сПанченко Т.С. Возрастные особенности как фактор формирования правосознания личности / Т.С.Панченко // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1 (37). Психология. – с. 146. Психология человека от рождения до смерти. Учебник / Под редакцией А.А.Реана – СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2012 –С.144Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – 12-е изд. – СПб.: Питер. – 2010. – 812 сРубинштейн, C.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – С.254Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2011. – 460 сСемечкин Н.И. Социальная психология: Учебник / Н.И. Семечкин – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 603 сСоциальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – 8-е изд. стер. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 428 c.Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе / Д.И.Фельдштейн // Психология подростка: хрестоматия / Сост. М.В. Яремчук. – М.: АНО ПЭБ. – 2008. – с. 59.Чеховских М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003. – 380 сЭльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин - М., 1989. – С. 268-274

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 413 c
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева – М.: Изд. «Аспект-Пресс»,- 2012. – 376с
3. Батюта, М. Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / М. Б. Баюта, Т. Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 306 с
4. Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды / А. А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2003. – С.115
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович – М.: Просвещение, 1995. – 296 с
6. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С.380
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: Изд-во «Питер», 2014. – 520с
8. Ванюхина, Н. В. Возрастная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. / Н. В. Ванюхина. – Кн. 2. – Казань: Познание, 2008. – 2008. – 291 с.
9. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О.Б. Дарвиш – М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. – 264 с
10. Жиркова И.М. Подростковый возраст: психологические особенности и проблемы / И.М. Жиркова // Юриспруденция в современном мире: проблемы и перспективы Сборник научных трудов, подготовленный по материалам общероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 12-15
11. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. – С.49
12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг – СПб.: Серия «Мастера психологии», 2012. – 992 с
13. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. СПб.: Серия «Мастера психологии», 2002. – 357 c
14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с
15. Панченко Т.С. Возрастные особенности как фактор формирования правосознания личности / Т.С.Панченко // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1 (37). Психология. – с. 146.
16. Психология человека от рождения до смерти. Учебник / Под редакцией А.А.Реана – СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2012 –С.144
17. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – 12-е изд. – СПб.: Питер. – 2010. – 812 с
18. Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – С.254
19. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2011. – 460 с
20. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник / Н.И. Семечкин – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 603 с
21. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – 8-е изд. стер. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 428 c.
22. Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе / Д.И.Фельдштейн // Психология подростка: хрестоматия / Сост. М.В. Яремчук. – М.: АНО ПЭБ. – 2008. – с. 59.
23. Чеховских М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с
24. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин - М., 1989. – С. 268-274

Вопрос-ответ:

Какие психические процессы развиваются в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте развиваются такие психические процессы, как мышление, внимание, память, воображение и речь.

Чем характеризуется психология младенческого возраста?

Психология младенческого возраста характеризуется особенностями развития ребенка от рождения до года. В этом возрасте происходит формирование первичных психических функций, таких как ощущения, восприятие, движения, эмоции.

Какие факторы мешают адекватной оценке правовой реальности у подростков?

Факторами, которые мешают адекватной оценке правовой реальности у подростков, являются их категоричность суждений и повышенная критичность. Также границы практической деятельности являются препятствием для развитого правосознания.

Что характерно для мышления подростков?

Для мышления подростков характерна категоричность суждений и повышенная критичность. Они склонны к абсолютным утверждениям и сомнению во всем, что затрудняет адекватную оценку реальности.

Какие психические процессы развиваются в младенческом возрасте?

В младенческом возрасте развиваются такие психические процессы, как формирование ощущений, восприятия, движений, эмоций. Ребенок начинает открывать мир и познавать его через свои первые опыты.

Какие факторы препятствуют адекватной оценке правовой реальности у подростков?

Для подростков характерны категоричность суждений и повышенная критичность, что не позволяет им адекватно оценить правовую реальность. Еще одним фактором, препятствующим адекватной оценке, являются границы практической деятельности.

Какие особенности свойственны мышлению подростков?

У подростков можно выделить категоричность суждений и повышенную критичность. Эти особенности влияют на их способность адекватно оценивать и понимать правовую реальность.

Что такое границы практической деятельности и как они влияют на адекватность правосознания подростков?

Границы практической деятельности представляют собой ограничения, с которыми сталкиваются подростки в своей повседневной жизни. Эти границы могут быть связаны с ограничениями в свободе действий или доступе к определенным ресурсам. Их существование затрудняет развитие развитого правосознания у подростков, так как они не имеют полную свободу и возможность опыта, чтобы понять и оценить правовую реальность.

Что характеризует подростковый возраст в плане развития психических процессов?

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие психических процессов. Подростки становятся способными к абстрактному мышлению, что позволяет им рассматривать различные аспекты проблемы. Однако, для подростков характерны повышенная категоричность суждений и критичность, что может препятствовать адекватной оценке правовой реальности.