Конституционное закрепление формы правления в РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 11.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие формы правления 6
1.2 Президентская и парламентская республики: общее и особенное 14
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1 Основные признаки президентской республики 17
2.2 Особенности конституционной формы правления в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Радикальные рыночные реформы в России начала 90-х годов прошлого века привели к социальному расслоению общества.Статья 37 Конституции РФ также провозглашает право каждого на безопасные условия труда. Однако, в реальной действительности государственная политика в сфере трудоустройства и занятости населения явно не способна создать фактические условия для свободного распоряжения трудовыми способностями и свободного выбора рода деятельности. Что касается заработной платы, то дискриминация в оплате труда (в той или иной форме) процветает в значительных размерах, а МРОТ, установленный ФЗ, не соответствует прожиточному минимуму, что напрямую противоречит трудовому законодательству. Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ и «не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения». Кроме того, отсутствие нормальных, цивилизованных социальных лифтов продвижения по работе (службе) порождает, как правило, крайне нездоровую моральную атмосферу в сфере труда, а также массовый непрофессионализм во всех сферах и на всех уровнях. Очевидно, современная профессиональная карьера зачастую никак не связана с «деловыми качествами» работника.В статье 39 Конституции РФ закреплено право на социальное обеспечение. Однако, на практике реализация данной социальной идеи выглядит достаточно «прозаичной». К примеру, размер пособия по временной нетрудоспособности часто не сопоставим с размером среднемесячной заработной платы конкретного работника, поскольку ограничен продолжительностью общего трудового стажа работника и «потолком», установленным ФЗ о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год.Если говорить о пособии по безработице, то его размеры на сегодняшний день не соответствуют прожиточному минимуму и МРОТ. Размеры данного пособия (минимальный – 850 р. в месяц; максимальный – 4900 р. в месяц) явно противоречат самой фундаментальной идее социального государства, призванного создать условия для достойной жизни и свободного развития человека (в т. ч. в рамках государственной социальной поддержки). Следует констатировать крайне низкую эффективность служб занятости в современных условиях. Данные службы практически не оказывают существенного влияния на состояние рынка труда. Они не являются эффективными проводниками государственной политики в сфере занятости населения, а выполняют лишь функции своеобразного статиста, посредника (пассивного и незаинтересованного) на рынке труда.Статья 41 Конституции РФ посвящена охране здоровья граждан и обеспечению населения медицинской помощью. Однако, на практике бесплатная медицинская помощь, зачастую, завершается бесполезным посещением «участкового терапевта» (при наличии медицинского полиса).Статья 43 Конституции РФ устанавливает право на образование. В то же время, в реальной действительности существенно возрастает объем платного образования. Особенно это касается вузов (в т. ч. государственных). Происходит заметное сокращение бюджетных мест.В заключение следует отметить, что Россия, на современном этапе своего развития, реально не является социальным государством, несмотря на конституционные декларации. Становлению подлинного социального государства препятствует ряд объективных факторов: не сформировалось правовое государство, в рамках которого лишь возможно становление социального государства; не сформированы основные институты гражданского общества (многие их них находятся в «эмбриональном» состоянии); 3) отсутствуют внятные социальные программы; существенно нарушены морально – нравственные устои и т. п. Кроме того, на теоретическом правовом уровне нет единого понимания таких категорий, как: «достойная жизнь», «социальная справедливость»; «социальный контроль» и др.Вывод к главе 2: В республике монарха нет. Все лица, управляющие республикой, по закону ответственны перед народом, и приходят к власти при помощи выборов на определенный срок. В президентской республике исполнительная власть - у всенародно избранного президента, законодательная - у парламента. В парламентской республике законодательная власть - у парламента, он же и формирует орган исполнительной власти (правительство), а президент почти не имеет полномочий. Также есть государства с неким промежуточным вариантом - "парламентско-президентская (смешанная) республика" (к ним относится и Россия), а также ряд других республик, где вообще нет президента или парламента в классическом виде.ЗАКЛЮЧЕНИЕКлассическая президентская республикаимеет четко определенный перечень признаков, в число которых входят: внепарламентский способ избрания президента; совмещение им функций главы государства и главы правительства;отсутствие у президента права роспуска парламента; правительство не несет политической ответственности перед парламентом. Как видим, в России, строго говоря, есть лишь два признакапрезидентской республики из четырех: президент России избирается гражданами путем прямыхвыборов; правительство России несет политическую ответственность перед президентом РФ.Россия – смешанная (полупрезидентская) республика. Это, пожалуй, господствующая вотечественном государствоведении точка зрения. Как известно, смешанная республика – этоформа правления, характеризующаяся сочетанием признаков президентской и парламентской форм республиканского правления. Две характерные черты президентской республики имеют место быть в России.Общеизвестно, что парламентская республика предполагает ключевую роль парламента в системе государственной власти: парламентский способ избрания президента; формирование правительства парламентом; политическую ответственность правительства перед парламентом.Понятно, что первый признак отсутствует. Второй – тоже, так как Государственная Дума на сегодняшний день лишь формально участвует в согласовании кандидатуры главы правительства иникак не влияет на процесс назначения на должности иных его членов. Третий признак также необнаружен: правительство ответственно только перед президентом. Выражение Государственной Думой вотума недоверия правительству не влечет его отставки.Из президентской формы правления российскаямодель впитала в себя лишь то, что усиливает президента, а из парламентской – лишь то, чтоослабляет парламент, например возможность его роспуска президентом, что исключено в президентской республике. Таким образом, можно заключить, что Россия не является смешанной (полупрезидентской) республикой.Представляется, что на сегодняшний день в России сложилась нетипичная форма правления в виде суперпрезидентской республики. Данная точка зрения становится все более распространенной в отечественной юриспруденции. Доминирующее положение президента в системе государственной власти. Глава Российского государства обладает беспрецедентным для демократических государств наборомфункций и полномочий. В числе наиболее значимых из них можно назвать: определение направлений внутренней и внешней политики; формирование правительства и принятие решения о егоотставке; отмена актов правительства; законодательная инициатива; представление кандидатурна важнейшие государственные должности (судей Конституционного Суда, генерального прокурора, председателя Центрального банка и др.); назначение федеральных судей и др.Конституционно закрепленные полномочия президента РФ усиливаются рядом факторов.Во-первых, интерпретационная практика Конституционного Суда РФ дополнила переченьконституционно закрепленных полномочий главы Российского государства так называемыми«скрытыми (подразумеваемыми)» полномочиями. В их числе можно назвать возможность осуществлять правовое регулирование в отсутствие федеральных законов; возвращать законы в парламент без их рассмотрения неограниченное число раз вне процедуры использования права вето;представлять в Государственную Думу одну и ту же кандидатуру председателя правительства.Отдельно следует назвать полномочие президента РФ издавать директивы, поручения, атакже перечни поручений. Данное полномочие не закреплено в Конституции РФ. Не подтверждается его наличие у главы государства и решениями Конституционного Суда РФ.Наличие большого количества разрозненных актов, так или иначе регулирующих статусглавы Российского государства, пробелов в законодательном регулировании его правового положения ставит на повестку дня вопрос о разработке и принятии федерального конституционного закона о Президенте Российской Федерации.Во-вторых, конституционный статус иных государственных институтов (парламента, правительства, судов) ослаблен таким образом, что ни один из них не в состоянии выступить в качестве политического противовеса главе государства: правительство РФ фактически представляет собой подотрасль президентской власти, председатель правительства является административным, «техническим премьером», а федеральная законодательная власть – «слабой».Российский парламент оказался в ситуации, когда, с одной стороны, ни один закон не можетвступить в силу без согласия президента, а, с другой стороны, процедуру отрешения главыгосударства от должности на практике осуществить невозможно.В-третьих, президент РФ является неформальным лидером партии «Единая Россия», обладающей конституционным большинством в «нижней» палате парламента. Это позволяет емупользоваться значительными внеконституционными преимуществами по сравнению с другимиучастниками политического процесса.Заметим, что сильная президентская власть не всегда равнозначна авторитаризму. Длятакой огромной многонациональной страны, как Россия, модель парламентской республики непригодна. Не готова к этому и политическая система: отказ от сильной президентской властиплохо скажется на ситуации в стране, учитывая отсутствие устойчивых политических партий.В результате проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:В итоге конституционной модернизации форма государственного правления в Россииэволюционирует из суперпрезидентской в смешанную (президентско-парламентскую) республику.Оптимальной формой государственного правления для России является смешаннаяреспублика с сильной президентской властью. Модель парламентской республики для нашейстраны непригодна.Предложения de lege ferenda:разработать и принять федеральные конституционные законы о Президенте РоссийскойФедерации; о Федеральном Собрании Российской Федерации; о парламентском контроле;дополнить Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» таким основанием освобождения от должности председателя ЦБ РФ, как «признание работы Банка России неудовлетворительной по результатам ежегодного отчета перед Государственной Думой».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998.Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832.Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929.Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 08.12.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1915.Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3803.Баев В.Г., Назарова Т.Е. Форма республиканского правления в России // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2015. № 1 (55). С. 88-92.Бурьянова Е.И. К вопросу о современной форме правления // В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право Материалы международной научно-практической конференции . под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 17-21.Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Правовое государство как критерий модернизации России // Правовая культура. 2013. № 1 (14). С.52-59.Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – М., Омега-Л, 2014. – 586с.Горохов Д.Ю. К вопросу о форме правления в современной России // Успехи в химии и химической технологии. 2014. Т. 28. № 7 (156). С. 116-118.Зыонг Тхи Ха Особенности функционирования парламентской системы в современной социалистической республике Вьетнам // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2014. № 3. С. 75-78.Ивлева Н.Ю. К вопросу о правовой форме существования государства // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 3 (44). С. 414-416Косов Р. В. Основы социального государства: учеб.пособие. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. 349 с.Кальяк А.М. Республиканская форма правления как основа конституционного строя России // В сборнике: Инновационное развитие юридической науки как фактор укрепления российской государственности материалы III Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. Научные редакторы: Н. В. Омелёхина, Е. А. Дорожинская. 2014. С. 207-214.Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Уч. для бакалавров. - М.: Проспект, 2014. – 827с.Мамараев Р.М. Парламентская система выборов главы республики Дагестан // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2014. № 12. С. 316-327.Маркитантова Е.Ю., Морозова Ю.М. Проблемы понимания форм государственного правления // В сборнике: ХII Державинские чтения в Республике Мордовия материалы Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2016. С. 275-277.Мироненко П.В. К вопросу о гибридных формах правления в современном мире // Вопросы управления. 2014. № 3 (5). С. 43-48.Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф МО, 2014. – 759с.Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф УМО, 2014. – 618сРощин Б.Е. Современная Россия как социальное государство // В сборнике: Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века Материалы XIII Международной научной конференции: в 2-х частях. А. А. Корников (ответственный редактор). 2014. С.145-148.Селютина Е.Н. Перспективные подходы к форме правления и территориального устройства в современных государствах // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 27-31.Садохина Н.Е. Дуализм формы правления в современных государствах Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 12 (128). С. 440-445.Цуканов С.С. Современные нетипичные формы правления государством // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. С. 89-90.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
4. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
6. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
7. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 08.12.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1915.
8. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3803.
9. Баев В.Г., Назарова Т.Е. Форма республиканского правления в России // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2015. № 1 (55). С. 88-92.
10. Бурьянова Е.И. К вопросу о современной форме правления // В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право Материалы международной научно-практической конференции . под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 17-21.
11. Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Правовое государство как критерий модернизации России // Правовая культура. 2013. № 1 (14). С.52-59.
12. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – М., Омега-Л, 2014. – 586с.
13. Горохов Д.Ю. К вопросу о форме правления в современной России // Успехи в химии и химической технологии. 2014. Т. 28. № 7 (156). С. 116-118.
14. Зыонг Тхи Ха Особенности функционирования парламентской системы в современной социалистической республике Вьетнам // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2014. № 3. С. 75-78.
15. Ивлева Н.Ю. К вопросу о правовой форме существования государства // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 3 (44). С. 414-416
16. Косов Р. В. Основы социального государства: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. 349 с.
17. Кальяк А.М. Республиканская форма правления как основа конституционного строя России // В сборнике: Инновационное развитие юридической науки как фактор укрепления российской государственности материалы III Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. Научные редакторы: Н. В. Омелёхина, Е. А. Дорожинская. 2014. С. 207-214.
18. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Уч. для бакалавров. - М.: Проспект, 2014. – 827с.
19. Мамараев Р.М. Парламентская система выборов главы республики Дагестан // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2014. № 12. С. 316-327.
20. Маркитантова Е.Ю., Морозова Ю.М. Проблемы понимания форм государственного правления // В сборнике: ХII Державинские чтения в Республике Мордовия материалы Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2016. С. 275-277.
21. Мироненко П.В. К вопросу о гибридных формах правления в современном мире // Вопросы управления. 2014. № 3 (5). С. 43-48.
22. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф МО, 2014. – 759с.
23. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф УМО, 2014. – 618с
24. Рощин Б.Е. Современная Россия как социальное государство // В сборнике: Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века Материалы XIII Международной научной конференции: в 2-х частях. А. А. Корников (ответственный редактор). 2014. С.145-148.
25. Селютина Е.Н. Перспективные подходы к форме правления и территориального устройства в современных государствах // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 27-31.
26. Садохина Н.Е. Дуализм формы правления в современных государствах Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 12 (128). С. 440-445.
27. Цуканов С.С. Современные нетипичные формы правления государством // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. С. 89-90.
Вопрос-ответ:
Что такое конституционное закрепление формы правления?
Конституционное закрепление формы правления означает включение в конституцию государства положений, определяющих форму правления и устанавливающих основные принципы её функционирования.
Какие основные формы правления существуют?
Основными формами правления являются президентская республика и парламентская республика.
Чем отличается президентская и парламентская республики?
Президентская республика характеризуется тем, что главой государства является президент, который имеет широкие полномочия. В парламентской республике, главной властью обладает парламент, который избирает премьер-министра.
Какой формой правления обладает Российская Федерация?
Российская Федерация является президентской республикой, где главой государства является президент.
Какие особенности конституционной формы правления в Российской Федерации?
Особенности конституционной формы правления в Российской Федерации заключаются в широких полномочиях президента и установлении двух палат парламента - Государственной Думы и Федерального Совета.
Какое значение имеет конституционное закрепление формы правления в РФ?
Конституционное закрепление формы правления в РФ имеет большое значение, поскольку оно определяет основные принципы организации государственной власти в стране и устанавливает механизмы распределения полномочий между различными институтами власти.
Что понимается под формой правления?
Форма правления отражает характер организации и функционирования государственной власти. В РФ принято различать президентскую и парламентскую республики как основные формы правления.
В чем особенности конституционной формы правления в РФ?
Особенности конституционной формы правления в РФ включают президентскую республику, где глава государства находится во главе исполнительной власти и имеет широкие полномочия, и парламентарную систему, где главная роль принадлежит парламенту и правительству.
Какими признаками характеризуется президентская республика?
Президентская республика характеризуется тем, что президент является непосредственно избранным главой государства и исполнительной власти, обладает значительными полномочиями и назначает руководителей важнейших структур государства.
Какие основные признаки президентской республики присущи РФ?
Основные признаки президентской республики, которые присущи РФ, включают: избрание президента народом, широкие полномочия президента в сфере военной, внешней и внутренней политики, образование президентской администрации и назначение руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Что такое конституционное закрепление формы правления?
Конституционное закрепление формы правления означает, что в конституции страны определена основная форма организации и управления государством.