Социальная работа с несовершеннолетними группы риска в НКО
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 27.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ГРУППЫ РИСКА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5
1.1. Основные категории несовершеннолетних группы риска 5
1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие работу с несовершеннолетними группы риска 9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРУППЫ РИСКА В НКО 15
2.1. Основные типы учреждений, осуществляющих социальную работу с несовершеннолетними группы риска и специфика деятельности профильных НКО 15
2.2. Технологии психолого-социальной работы с несовершеннолетними группы риска, направленные на активизацию их личностного потенциала 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Как правило, это проявляющие демонстративный тип поведения, при котором они могут демонстративно срывать социально-педагогическую деятельность. В качестве выхода из такой ситуации исследователи предлагают к использованию в социально-педагогическом сопровождении игровые технологии, в частности разные форматы сюжетно-ролевых игр, как эффективный метод, отвечающий потребностям и особенностям детей и подростков «группы риска». Специфика игровой деятельности в системе социально-педагогического сопровождения заключается в профилактической, превентивной направленности игры как средства организации содержательного досуга детей и подростков и предотвращения проявления в их поведении признаков асоциального поведения. Для реализации условий в школьной организации была проведена следующая работа: информационное пространство «Вспомни себя» семейный клуб родительские часынетрадиционное родительское собрание деловая игра консультационный пункт игры погружения (сюжетно-ролевые погружения) После реализации всех условий у подростков значительно снизилась тревожность и агрессивность. Сама деятельность с детьми «группы риска» включает в себя целый блок мероприятий: Организационно-методическая работа. Учет и выявление учащихся «группы риска». Индивидуальные и профилактические беседы с учащимися. Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирования банка данных. Оформление карточек учащихся. Работа с педагогическими кадрами. Методические объединения классных руководителей «Особенности подросткового возраста». Занятия с элементами тренинга «Жить в мире с самим собой и другими». Семинары классных руководителей. «Профилактика конфликтов в подростковой среде». Работа с учащимися. Изучение психолого-возрастных особенностей подростков: – диагностика уровня адаптации; – личностных особенностей; – диагностика познавательной сферы; – взаимоотношения со сверстниками; – профессиональное самоопределение. Оказание помощи в преодоление негативных явлений в семье. Внеклассные мероприятия «Умей сказать нет!» «Эмоции и чувства». Индивидуальные беседы «Моя самооценка», «Вера в себя и в свои возможности». Посещение учащихся и семьи на дому. Участие в месячниках: – по профилактике ЗОЖ: «Здоровому образу жизни – Да!»; – по профилактике правонарушений и безнадзорности среди обучающихся общеобразовательных учреждений Камышинского района. Профилактика жестокого обращения с детьми. Коррекция поведения обучающихся, нуждающихся в этом (агрессия, тревожность, адаптация, коммуникативное общение). Работа с родителями: 265 – родительский лекторий «Права и обязанности родителей»; – общешкольное родительское собрание «Ответственный родитель!»; – классное собрание «Воспитание детей в семье»; – индивидуальные консультации для родителей. Кроме этого дети «группы риска» вовлекаются в социально значимую деятельность общеобразовательного учреждения, такую как: – деятельность в органах ученического самоуправления; – деятельность в проектной команде (по социальному и культурному проектированию) на уровне образовательной организации; – участие в подготовке и проведении внеурочных мероприятий (тематических вечеров, диспутов, предметных недель, выставок и пр.); – участие в кружковой деятельности; – участие в социальных акциях, трудовых десантах; – организация и участие в благотворительных программах и акциях на различном уровне, участие в волонтерском движении: а) оказание посильной помощи категориям населения, нуждающимся в ней (людям пожилого возраста; труженикам тыла и т.д.); б) проведение культурно-массовых мероприятий для родителей, учащихся, жителей села (презентации, концерты, дни открытых дверей, конкурсы, интеллектуальные игры, клубы, спортивные соревнования и т.д.), выступление агитбригад по ЗОЖ, патриотической направленности; ПДД, пожарной безопасности и т.д.;) в) организация работы отряда вожатых в летнемоздоровительном лагере с дневным пребыванием. Отдельным направлением в социально значимой деятельности по социализации детей «группы риска» мы считаем работу ученической производственной бригады «Смена», а это учащиеся с 5 по 11 класс, позволяющая им научиться зарабатывать деньги и решать на заседании УПБ «Смена» на что их потратить. Так часть денег идет на экскурсии по городам России, а часть на благоустройство родной школы. Судите сами, учащиеся посетили: Волгоград, Саратов, Казань, Сочи, Пятигорск, Элисту, путешествовали по «Золотому кольцу», были в Москве и Санкт-Петербурге и это еще не предел. Именно благодаря работе в УПБ, учащимися школы были реализованы такие социально-значимые проекты, как: 1.«Спорт – путь к успеху» – 2016 год (реконструкция старого стадиона) 2.«Хорошее освещение – хорошее зрение» – 2017–2018 годы. 3.«Какой след мы оставим в школе» – 2019 год (модернизация школьной спортивной площадки). Здесь решается сразу несколько задач: – развитие познавательного интереса, а значит – социализация; – привлечение к труду, а значит – профориентация; – умение работать в команде, а значит – коммуникация – умение думать не только о себе, но и об окружающих людях, а значит – социально-значимая деятельность. Ежегодно проводятся военно-патриотические акции: 1. Акция «Ветеран» – встречи, беседы, классные часы, оказание адресной помощи ветеранам войны и труженикам тыла. 2. Акция «Бессмертный полк» – организация акции, поздравление ветеранов, помощь сельчанам в оцифровке фото их близких, отдавших жизнь во имя Победы. 3. Акция «День пожилого человека». Участие в экологических акциях: «Чистый берег» «Пластиковый бум» «Экологический десант» Благоустройство территории села Благоустройство территории прихода Феодосия Черниговского «Весенняя неделя Добра» и тд. Таким образом, используя различные формы работы мы можем с уверенностью сказать, что число детей «группы риска» с каждым годом уменьшается, потому что участвуя в социально значимой деятельности, дети успешно социализируются в обществе, развивают творческие, коммуникативные способности, познают мир.ЗАКЛЮЧЕНИЕОбщие результаты исследования, свидетельствующие о высоком проценте детей, находящихся как в самой группе риска, так и на грани попадания в нее, еще раз подтвердили актуальность изучаемой проблемы, убедили нас в необходимости активного и методически верного социальнопедагогического сопровождения подростков группы риска и детей оказавшихся в сложных ситуациях.Таким образом, результаты исследования, свидетельствуют об эффективности применения игры и сюжетно-ролевых ситуаций в качестве условий социально–педагогического сопровождения подростков из группы риска.Эффективность социально-профессионального определения подростков группы риска будет во многом зависеть от высокой квалификации и мотивации специалистов, работающих с данной категорией: отход от стереотипов в сознании общества, что группа риска – это «отработанный материал для общества» поможет этим ребятам обрести не только надежду, но и стать высококлассными специалистами в различных отраслях современной цифровой экономики.Сама деятельность с детьми «группы риска» включает в себя целый блок мероприятий: Организационно-методическая работа. Учет и выявление учащихся «группы риска». Индивидуальные и профилактические беседы с учащимися. Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирования банка данных. Оформление карточек учащихся. Работа с педагогическими кадрами. Методические объединения классных руководителей «Особенности подросткового возраста». Занятия с элементами тренинга «Жить в мире с самим собой и другими». Семинары классных руководителей. «Профилактика конфликтов в подростковой среде». Работа с учащимися. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. Генеральная прокуратура Российской Федерации: портал правовой статистики [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://crimestat.ru/Арон И.С., Пряжникова Е.Ю. Субъектность профессионального самоопределения: психологические детерминанты развития. // Вестник Российского нового университета. ‒ 2018. ‒ № 4. ‒ С. 30. 474 Белоусов М.В., Пряжникова Е.Ю. Психологическое развитие личности в условиях ненормативного кризиса занятости. ‒ Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. ‒ 2019. ‒ № 2 (47). ‒ С. 6-18. Богданов А.В. Основные причины и условия, способствующие росту преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации / А.В. Богданов, Е.Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - №12. - с. 47-49. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 2020. - 480 с. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 2019. - 480 с. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2019. - 160 с. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2018. - 160 с. 3. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособ. для студентов. / Ю.Н. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2020. - 224 с. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособ. для студентов. / Ю.Н. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2019. - 224 с. Галиева, С. Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. – Уфа, 2020. - 218 с. Галиева, С. Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. – Уфа, 2018. - 218 с. Гаспарян А.Ш., Торохова Е.А. Информационный стресс, как фактор девиации людей. // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. Сборник научных статей. / Под ред. Е.В. Камневой и М.М. Симоновой. ‒ Москва, 2020. ‒ С. 58-69. Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 2018. - 270 с. Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 2019. - 270 с. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. - М.: 1991. - 4 том. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. - М.: 2020. - 4 том. Калягин, В. А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях [Текст] / В. А Калягин, Ю.Т. Матасов, Т.С. Овчинникова - СПб.: КАРО, 2019.Калягин, В. А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях [Текст] / В. А Калягин, Ю.Т. Матасов, Т.С. Овчинникова - СПб.: КАРО, 2019.Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. - М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. - 86 с. Криминология / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - Ростов-на-Дону, 2020Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: Федеральный закон Российской Федерации от от 23.02. 2013 № 15-ФЗ.Приступа Е.Н. Технологии социальной работы [Электронный ресурс]: учебник и практикум/ Е.Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2018. – 402 с. Приступа Е.Н. Технология социальной работы с семьей и детьми [Электронный ресурс]: учебник и практикум/ Е.Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2018. – 465 с. Пряжникова Е.Ю. Исследование особенностей профессионального самоопределения аддиктивных подростков с химической зависимостью. В сборнике: Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, 8-10 октября 2019 года. / Под редакцией Коврова В.В. ‒ Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. ‒ 498.с. ‒ С. 332-339. Ситникова К.И., Водякова А.И. Особенности девиантного поведения в студенческой среде. // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. Сборник научных статей. Под ред. Е.В. Камневой и М.М. Симоновой. ‒ Москва, 2020. ‒ С. 70-83.Справочноправовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.consultant.ru Указ Президента РФ от 24 мая 1994г. № 1016 «О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы» (с изм. и доп., последние внесены Указом Президента от 23.07.2011. №2 902) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 5. Ст. 403; Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. - М.: Дашков и К., 2017. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика в 2 ч. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 465 с. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / ред. Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. – М.: Дашков и К, 2019. - 752 с.Янченко Павел Андреевич Социологический анализ подростковой преступности как одной из форм проявления делинквентного поведения несовершеннолетних: региональный аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - №133.
2) Арон И.С., Пряжникова Е.Ю. Субъектность профессионального самоопределения: психологические детерминанты развития. // Вестник Российского нового университета. ‒ 2018. ‒ № 4. ‒ С. 30. 474
3) Белоусов М.В., Пряжникова Е.Ю. Психологическое развитие личности в условиях ненормативного кризиса занятости. ‒ Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. ‒ 2019. ‒ № 2 (47). ‒ С. 6-18.
4) Богданов А.В. Основные причины и условия, способствующие росту преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации / А.В. Богданов, Е.Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - №12. - с. 47-49.
5) Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 2020. - 480 с.
6) Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 2019. - 480 с.
7) Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2019. - 160 с.
8) Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2018. - 160 с. 3. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособ. для студентов. / Ю.Н. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2020. - 224 с.
9) Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособ. для студентов. / Ю.Н. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2019. - 224 с.
10) Галиева, С. Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. – Уфа, 2020. - 218 с.
11) Галиева, С. Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. – Уфа, 2018. - 218 с.
12) Гаспарян А.Ш., Торохова Е.А. Информационный стресс, как фактор девиации людей. // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. Сборник научных статей. / Под ред. Е.В. Камневой и М.М. Симоновой. ‒ Москва, 2020. ‒ С. 58-69.
13) Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 2018. - 270 с.
14) Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 2019. - 270 с.
15) Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. - М.: 1991. - 4 том.
16) Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. - М.: 2020. - 4 том.
17) Калягин, В. А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях [Текст] / В. А Калягин, Ю.Т. Матасов, Т.С. Овчинникова - СПб.: КАРО, 2019.
18) Калягин, В. А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях [Текст] / В. А Калягин, Ю.Т. Матасов, Т.С. Овчинникова - СПб.: КАРО, 2019.
19) Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. - М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. - 86 с.
20) Криминология / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - Ростов-на-Дону, 2020
21) Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: Федеральный закон Российской Федерации от от 23.02. 2013 № 15-ФЗ.
22) Приступа Е.Н. Технологии социальной работы [Электронный ресурс]: учебник и практикум/ Е.Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2018. – 402 с.
23) Приступа Е.Н. Технология социальной работы с семьей и детьми [Электронный ресурс]: учебник и практикум/ Е.Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2018. – 465 с.
24) Пряжникова Е.Ю. Исследование особенностей профессионального самоопределения аддиктивных подростков с химической зависимостью. В сборнике: Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, 8-10 октября 2019 года. / Под редакцией Коврова В.В. ‒ Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. ‒ 498.с. ‒ С. 332-339.
25) Ситникова К.И., Водякова А.И. Особенности девиантного поведения в студенческой среде. // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. Сборник научных статей. Под ред. Е.В. Камневой и М.М. Симоновой. ‒ Москва, 2020. ‒ С. 70-83.
26) Справочноправовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.consultant.ru
27) Указ Президента РФ от 24 мая 1994г. № 1016 «О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы» (с изм. и доп., последние внесены Указом Президента от 23.07.2011. №2 902) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 5. Ст. 403;
28) Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. - М.: Дашков и К., 2017.
29) Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика в 2 ч. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 465 с.
30) Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / ред. Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. – М.: Дашков и К, 2019. - 752 с.
31) Янченко Павел Андреевич Социологический анализ подростковой преступности как одной из форм проявления делинквентного поведения несовершеннолетних: региональный аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - №133.
Вопрос-ответ:
Какие категории несовершеннолетних относятся к группам риска?
Основные категории несовершеннолетних группы риска включают детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеющих проблемы в семье, нарушающих закон, безнадзорные, живущие на улице, беженцев, детей с отклонениями в развитии и другие.
Какие нормативно правовые документы регулируют работу с несовершеннолетними группы риска?
Работа с несовершеннолетними группы риска регулируется законами и нормативными актами, включающими в себя Конвенцию о правах ребенка, Закон о социальной защите детей, Указ Президента о программе государственных гарантий для детей и другие.
Какие типы учреждений занимаются социальной работой с несовершеннолетними группы риска?
Основными типами учреждений, осуществляющих социальную работу с несовершеннолетними группы риска, являются детские дома, школы-интернаты, центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры, приюты, психологические центры и другие.
Какова специфика деятельности профильных организаций по работе с несовершеннолетними группы риска?
Специфика деятельности профильных организаций по работе с несовершеннолетними группы риска заключается в проведении социально-педагогической работы, психологической поддержке, медицинском обслуживании, организации занятий и воспитательной работы с целью реабилитации и социализации данных групп.
Какова роль НКО в организации социальной работы с несовершеннолетними группы риска?
НКО играют важную роль в организации социальной работы с несовершеннолетними группы риска. Они предоставляют дополнительную помощь и поддержку, оказывают социально-педагогическое сопровождение, предлагают программы и проекты по социализации и реабилитации, а также осуществляют защиту прав несовершеннолетних.
Какие основные категории несовершеннолетних относятся к группе риска?
Основные категории несовершеннолетних группы риска включают в себя детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (сироты, дети, лишенные родительского попечения), детей, живущих в социально неблагополучных семьях (семьи с низким уровнем дохода, семьи, в которых присутствуют проблемы насилия или злоупотребления алкоголем или наркотиками), детей, находящихся в трудной обстановке (социальные сироты, группа риска наркомании или пропаганды экстремистских идей), детей с инвалидностью и детей, проживающих в детских домах или интернатах.
Какие нормативно-правовые документы регулируют работу с несовершеннолетними группы риска?
Работа с несовершеннолетними группы риска регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. К основным из них относятся Закон РФ "О социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон "О социально-ремедиальной помощи детям", Положение о социальной работе с подростками и молодежью, Указ Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей" и другие.
Какие типы учреждений осуществляют социальную работу с несовершеннолетними группы риска?
Основные типы учреждений, осуществляющих социальную работу с несовершеннолетними группы риска, включают в себя центры социального обслуживания населения, детские дома, интернаты, кризисные центры, реабилитационные центры и другие. Каждый из этих типов учреждений имеет свою специфику деятельности в работе с несовершеннолетними группы риска.
Что такое несовершеннолетние группы риска?
Несовершеннолетние группы риска - это группы детей и подростков, которые находятся в уязвимом положении и подвержены риску социального неблагополучия. Это могут быть дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с проблемами в семье, дети, нарушающие закон, дети, находящиеся на учете в органах опеки и попечительства, а также другие группы детей, нуждающихся в особой помощи и поддержке.