Президентские и парламентские республики: особенности реализации принципа разделения властей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 29.04.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект президентской и парламентской республик 3
1.1 Президентская республика и ее особенности 3
1.2 Особенности парламентской формы правления. Признаки парламентской республики 6
Глава 2. Зарубежный опыт функционирования президентских республик и разделения властей в них 10
2.1 Финляндия 10
2.2 США 13
2.3 Турецкая республика 15
Глава 3. Характеристика признаков и разделения властей в парламентской республике в Конституции Китая 19
3.1 Анализ реализации парламентской республики в Китае 19
3.2 Характеристика парламента Китая 23
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Законодательное собрание решает следующие задачи государственного управления: реализует полномочия по внесению изменений в основной закон; осуществляет конституционный контроль; принимает законы по регулированию уголовных, гражданских и иных правоотношений, об организации деятельности государственного механизма и другие; утверждает планы социально-экономического развития страны, осуществляет контроль их реализации; рассматривает вопросы организации и управления государственным бюджетом; формирует состав иных государственных органов, утверждает и освобождает высших должностных лиц.Так, в частности, Ассамблея определяет состав правительства, утверждает его главу, Ассамблея также избирает председателя Военного совета, определяет его состав и т. Д.Кроме того, Ассамблея отвечает за вопросы войны и мира, внешней политики. Конституция не содержит закрытого перечня полномочий Собрания, полномочия Собрания могут быть дополнены и расширены. Встреча проводится в форме сессий, которые проходят один раз в год, продолжительностью от двух до трех недель.Постоянная комиссия формируется из депутатов Собрания, и депутаты, входящие в состав комиссии, не могут занимать должности в органах государственного управления. Полномочия комитета делятся на постоянные и временные, осуществляемые в период между заседаниями Собрания.Собственные полномочия комитета: толкование Конституции, конституционных положений, законов; осуществление конституционного контроля; законодательная деятельность, а именно принятие частных законов и их исправление, за исключением тех, которые отнесены к компетенции Собрания. Кроме того, Комитет контролирует деятельность определенных органов государственного управления, включая Государственный совет, Военный совет и другие.В период между сессиями Комитет осуществляет такие полномочия, как внесение поправок, принятых Скупщиной, рассмотрение поправок к планам социально-экономического развития и принятие решений о назначении или увольнении определенных должностных лиц.Конституция возлагает исполнительную власть на центральное народное правительство, которое называется Государственным советом. Совет обеспечивает практическую реализацию решений, принятых на высшем партийном и государственном уровнях.3.2 Характеристика парламента КитаяДеятельность Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) регулируется конституцией, принятой в 1982 году. Согласно документу, ВСНП осуществляет высшую законодательную власть в стране.Основными задачами ВСНП являются выборы главы государства - председателя КНР - и его заместителя. Также парламент принимает законы, вносит поправки в конституцию и осуществляет надзор за ее исполнением. По представлению председателя КНР собрание назначает премьера и министров Государственного совета Китая - высшего исполнительного органа страны.ВСНП избирает председателя Центрального военного совета - государственного органа, руководящего вооруженными силами Китая, председателя Верховного суда и главного прокурора Верховной народной прокуратуры. Кроме того, в ведении парламента находится экономическая политика - утверждение и надзор за исполнением бюджета, а также формирование программ экономического и социального развития.В КНР конституционно оформлен принцип демократического централизма. Это означает, что все государственные и партийные организации подчиняются решениям ВСНП. Кроме того, ВСНП обладает полномочиями в отношении других ветвей власти. Так, согласно конституции, ВСНП подчинен Верховный народный суд.Очередные сессии ВСНП созываются не реже одного раза в год, а внеочередные сессии могут быть объявлены по требованию одной пятой от общего числа делегатов. Точное количество депутатов законом не определено, но, как правило, их количество не превышает 3 тысяч человек (в составе 13-го созыва - 2 тысячи 980 делегатов).Деятельность в период между ежегодными сессиями осуществляется Постоянным комитетом. Это ключевой орган в принятии государственных решений, и его действия ограничиваются только решениями, принимаемыми на сессиях парламента.В начале каждой сессии избирается бюро, состоящее примерно из 160 членов. Именно этот орган определяет основные направления работы сессии. Советники, не являющиеся членами Парламента, могут быть приглашены на заседания Президиума. Срок полномочий Парламента - пять лет.Выборы в ВНС проводятся за два месяца до окончания текущего срока. Процедура голосования является многоэтапной - на уровне местных округов граждане напрямую голосуют за избирателей, которые проводят второй этап выборов на областном уровне. Выборы обычно проводятся в течение двух месяцев.В Китае есть несколько крупных избирательных округов: 23 провинциальных, пять в автономных регионах, четыре в центральных городах и по одному в особых административных районах Гонконг (Гонконг) и Макао (Макао). Другой округ закреплен за вооруженными силами. Согласно Конституции, национальные меньшинства - по официальной статистике, в Китае их 55 - должны иметь хотя бы одного представителя в законодательном органе.В ВСНП Коммунистическая партия Китая (КПК) имеет основную часть мандатов, поскольку Коммунистическая партия является «ведущей силой» в стране, что закреплено в Конституции. Помимо КПК, в работе парламента участвуют еще семь так называемых демократических партий (других партий в стране нет). Но их представительства недостаточно, чтобы оспорить решения КПК.Граждане Китая старше 18 лет могут стать делегатами в парламент. У них есть депутатская неприкосновенность. При этом к ответственности депутаты могут привлекаться только по решению президиума сессии или постоянной комиссии.В выборах депутатов Всекитайского собрания народных представителей участвуют все граждане Китайской Народной Республики, достигшие 18-летнего возраста (данные о количестве избирателей традиционно не публикуются).Основные функции ВСНП следующие:- внесение изменений в Конституцию КНР и контроль за её исполнением;- принятие уголовного и гражданского кодексов КНР;- принятие законов о государственной структуре и иных основных законов и внесение в них изменений;- избрание и смещение Председателя КНР и его заместителя;- утверждение и смещение премьера Госсовета, его заместителей и членов Госсовета КНР, министров, председателей государственных комитетов, главного ревизора, начальника секретариата Госсовета КНР;- избрание и смещение председателя Центрального военного совета КНР и утверждение всех остальных членов ЦВС;- избрание и смещение председателя Верховного народного суда КНР;- избрание и смещение генерального прокурора Верховной народной прокуратуры КНР;- рассмотрение и утверждение плана социально-экономического развития КНР и отчёта о его выполнении;- рассмотрение и утверждение государственного бюджета КНР и отчёта о его исполнении;- утверждение образования провинций, автономных районов и городов центрального подчинения;- утверждение создания Особых административных районов и их режима;- решение вопросов войны и мира;- изменение или отмена утративших силу постановлений ПК ВСНП;- осуществление других функций, которые надлежит осуществлять высшему органу государственной власти.Постоянный комитет ВСНП ответствен перед Всекитайским собранием народных представителей и ему подотчетен (ст. 69). ВСНП обладает полномочием по изменению или отмене ненадлежащих постановлений Постоянного комитета ВСНП (ст. 63). Срок полномочий Постоянного комитета ВСНП соответствует сроку полномочий ВСНП (ст. 66). Между сессиями Всекитайского собрания народных представителей Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей: вносит частичные дополнения и поправки в законы, принятые Всекитайским собранием народных представителей (эти дополнения и поправки не могут противоречить основным принципам этих законов); рассматривает и утверждает необходимые частичные изменения в планы экономического и социального развития, государственный бюджет в процессе их реализации; по рекомендации премьер-министра Государственный совет принимает решения о назначении и смещении министров, председателей комитетов, главного аудитора и руководителя секретариата; По предложению председателя Центрального военного совета принимает решение о назначении и освобождении от должности членов Центрального военного совета; принимает решение об объявлении войны в случае, если страна подвергается вооруженному нападению, или если это необходимо для выполнения международных договорных обязательств по совместной защите от агрессии (т. е. в межсессионный период она осуществляет отдельные полномочия ВНП, хотя и с некоторыми дополнительными оговорками) (статья 67). Постоянный комитет ВСНП выполняет другие функции (то есть в дополнение к тем, которые явно указаны в Конституции), возложенные на него Всекитайским собранием народных представителей (статья 67).Между сессиями NPC все специальные комиссии NPC отчитываются перед Постоянным комитетом NPC (Статья 70). В период между сессиями Постоянный комитет ВСНП дает разрешение на арест или привлечение к уголовной ответственности депутатов ВСНП (во время заседаний ВСНП - Президиума заседания ВСНП) (статья 74).Ответственность и подотчетность Постоянного комитета НПС Всекитайскому собранию народных представителей также можно оценить как показатель особого положения НПС в системе высших органов власти. Более того, аналогичные положения закреплены в Конституции в отношении других органов власти.Таким образом, в соответствии со статьей 92 Конституции Государственный совет подотчетен Всекитайскому собранию народных представителей и ему подотчетен. Однако характер их контроля несколько иной.Что касается Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, Всекитайское собрание народных представителей имеет право изменять или отменять свои несоответствующие постановления.Что касается Государственного совета, то его административно-правовые акты, постановления и распоряжения могут быть отменены только на том основании, что они противоречат Конституции и законам.На первый взгляд, это различие кажется фундаментальным - потому что, если юридический контроль осуществляется над Государственным советом, то политический контроль осуществляется над Постоянным комитетом ВСНП. Но если рассматривать это не абстрактно, а в связи с полномочиями контролируемых органов, это различие легко объяснимо. Государственный совет является правительством КНР. Как исполнительный орган государственной власти он должен принимать решения на основании и во исполнение закона. Постоянный комитет ВСНП имеет принципиально иное положение в системе верховной власти. По ряду вопросов он выступает субъектом, формирующим политическую волю государства, в том числе через принятие законов государства. В отношении подобной деятельности правовой контроль невозможен. Такая деятельность содержательно законами не связана, она находится в сфере политического усмотрения. Следовательно, и контроль в отношении нее может быть только конституционным либо политическим. Таким образом, характер контроля со стороны ВСНП предопределен не положением Постоянного комитета ВСНП относительно ВСНП, а компетенцией Постоянного комитета ВСНП.Соответствие срока полномочий Постоянного комитета ВСНП сроку полномочий Всекитайского собрания народных представителей не является исключительной чертой ПК ВСНП. В отношении упомянутых ранее органов и должностных лиц, которые формируются и смещаются с должности Всекитайским собранием народных представителей, установлены аналогичные положения.Подводя итог, можно сказать, что функциональные характеристики Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей свидетельствуют о том, что он является отдельным органом государственной власти, а не структурным подразделением ВСНП, институционально-организационные характеристики при этом данному выводу не противоречат.ЗаключениеИсходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:Республики различаются потому, что некоторые из органов власти-парламент или Президент формирует правительство и направляет его работу и перед кем из них отвечает правительство.Президентская республика — это форма, при которой в государстве власть сосредотачивается в руках президента как главы правительства, так и главы страны. Правительство создается и распределяется непосредственно Президентом, парламент существенного влияния на власть оказать не может. Именно-здесь наиболее полно раскрывается принцип системы разделения властей на три ветви – судебную, законодательную и исполнительную. Президентская республика отличается тем, что глава государства: вправе разогнать им самим же созданное правительство; принимает непосредственное участие в назначении членов Верховного суда; является верховным главнокомандующим; председательствует в правительстве; подписывает законы. Президентская республика – это Польша, Франция, Австрия и многие другие страны.Президентская республика - государство, где президент обладает широкими полномочиями. Президент избирается напрямую населением или коллегией выборщиков, а не парламентом. Он координирует отношения между ветвями власти, формирует правительство или сам возглавляет его, вносит законопроекты, является верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене.Таким образом, задачи, поставленные во введении рассмотрены, цель достигнута.Список используемой литературыАбдулаев, Л. Е. Теория государства и права. – М.: Магистр-Пресс, 2014. – 42 с.Аврутин, Ю.А. Государство и право. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 54 с.Баранов, И.А. Теория государства и права. – М.: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 1 6 с.Венгеров, А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2017. – 68 с.Воронцов, Г.А. Теория государства и права. Краткий курс. За три дня до экзамена. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 10 с.Дерябина, Е.М. Теория государства и права. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2015. – 20 с.Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 224 с.Зыкова, З.В. Теория государства и права. Конспект лекций. – М.: Ось-89, 2018. – 34 с.Иванов, А.А. Теория государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 32 с.Козлихин, А.В. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2015. – 34 с.Козлихин, А.В. Теория государства и права. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государ-ственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного универ-ситета, 2017. – 856с.Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2017. – 344 с.Конституция Китая (в редакции 2018 года) URL https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (дата обращения 20.03.2021)Малько, А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. – М.: КноРус, 2017. – 24 с.Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2016. – 40 с.

1. Абдулаев, Л. Е. Теория государства и права. – М.: Магистр-Пресс, 2014. – 42 с.
2. Аврутин, Ю.А. Государство и право. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 54 с.
3. Баранов, И.А. Теория государства и права. – М.: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 1 6 с.
4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2017. – 68 с.
5. Воронцов, Г.А. Теория государства и права. Краткий курс. За три дня до экзамена. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 10 с.
6. Дерябина, Е.М. Теория государства и права. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2015. – 20 с.
7. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 224 с.
8. Зыкова, З.В. Теория государства и права. Конспект лекций. – М.: Ось-89, 2018. – 34 с.
9. Иванов, А.А. Теория государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 32 с.
10. Козлихин, А.В. История политических и правовых учений. – М.: Про-спект, 2015. – 34 с.
11. Козлихин, А.В. Теория государства и права. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государ-ственного университета, Издательство юридическо-го факультета Санкт-Петербургского государственного универ-ситета, 2017. – 856с.
12. Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. – М.: Про-спект, 2017. – 344 с.
13. Конституция Китая (в редакции 2018 года) URL https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (дата обращения 20.03.2021)
14. Малько, А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. – М.: КноРус, 2017. – 24 с.
15. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2016. – 40 с.

Вопрос-ответ:

Чем отличаются президентская республика и парламентская республика?

Основное отличие между президентской республикой и парламентской республикой заключается в том, каким образом реализуется принцип разделения властей. В президентской республике власть разделена между исполнительной (президент) и законодательной (парламент) ветвями власти, при этом президент является главой государства и имеет широкие полномочия. В парламентской республике власть сосредоточена в парламенте, который избирает своего председателя (премьера), и исполнительная власть является подчиненной парламенту.

Каковы особенности президентской республики?

В президентской республике президент является главой государства и выполняет исполнительные функции. В отличие от парламентской республики, президент имеет широкие полномочия, в том числе право на назначение и отставку правительства. Он также является главой армии и ведет внешнюю политику государства. Президент в президентской республике избирается на определенный срок и может быть отстранен от должности в случае нарушения закона или недоверия парламента.

Какие признаки характеризуют парламентскую республику?

В парламентской республике власть сосредоточена в парламенте, который избирает своего председателя (премьера) и формирует правительство. Премьер-министр и его кабинет являются исполнительной властью, которая подчиняется парламенту. Парламент также осуществляет законодательную функцию и контролирует работу правительства. Разделение властей в парламентской республике означает, что исполнительная власть зависит от парламента и может быть отставлена в любое время в случае недоверия парламента.

Что такое президентская республика и чем она отличается от парламентской?

Президентская республика это форма правления, в которой президент является главой государства и исполняющим властным органом. В президентской республике президент избирается гражданами и имеет широкие полномочия в области управления страной. Отличие от парламентской республики заключается в том, что в парламентской республике власть распределена между президентом и парламентом, при этом президент является скорее символом государства, а реальная власть принадлежит парламенту и правительству.

Какие особенности свойственны парламентской форме правления?

В парламентской форме правления реальная власть принадлежит парламенту и правительству, а президент выполняет в основном репрезентативные функции. Парламент избирает главу правительства, который возглавляет исполнительную власть и отвечает перед парламентом. Также характерной особенностью парламентской формы правления является то, что правительство может быть смещено парламентом путем выражения недоверия или проведения конструктивного вотума доверия.

Какие признаки есть у парламентской республики?

Признаки парламентской республики включают наличие парламента, который является основным органом государственной власти. Парламент избирается гражданами и представляет их интересы. В парламентской республике также присутствует правительство, которое формируется на основе парламента и возглавляет исполнительную власть. Президент в парламентской республике выполняет скорее формальные функции и символизирует государственность.

Как функционируют президентские республики в странах Финляндия, США и Турция?

В Финляндии президент является главой государства и выполняет важные конституционные функции, но реальная власть принадлежит парламенту и правительству. В США президент обладает значительными полномочиями и исполняет функции главы государства и правительства, но его действия контролируются системой сдержек и противовесов, так что он не может полностью монополизировать власть. В Турции президент имеет широкие полномочия и концентрация власти в его руках возросла после проведения конституционных изменений, но парламент сохраняет определенные контрольные функции.

Какие особенности реализации принципа разделения властей имеют президентские и парламентские республики?

В президентских республиках власть разделена между исполнительной, законодательной и судебной властью децентрализованно. Глава государства (президент) является источником исполнительной власти и контролирует работу правительства. В парламентских республиках власть более концентрирована в руках парламента, который избирает исполнительную власть (правительство) и обладает большим контролем над ним.

Какие признаки присущи парламентской республике?

Основными признаками парламентской республики являются концентрация власти в руках парламента, выборы, формирование правительства и его ответственность перед парламентом. В парламентской республике президент играет в основном репрезентативную роль и имеет ограниченные полномочия, а его власть сильно ограничена парламентом и правительством.