«Психолого-педагогические основы системы образования детей с ОВЗ (слабовидящие дети)»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 30 30 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 04.05.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………....…3
1. Характеристика нарушения……………………………………………...5
2. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей …...8
3. Система помощи слабослышащим детям……………………………...16
4. Система образования слабовидящих детей…………………………....18
5. Специальные условия образования слабовидящих детей…………… 23
6. Требования к специалисту, работающему с детьми с ОВЗ…………...24
7. Заключение……………………………………………………………….29
8. Список литературы………………………………………………………30

Фрагмент для ознакомления

Эти требования направлены на всестороннее и эффективное обучение всех студентов в учебных заведениях, практикующих инклюзивные практики. В процессе непосредственного обучения необходимо создать атмосферу эмоционального комфорта, чтобы установить отношения в духе сотрудничества и признать характеристики друг друга, а также создать для детей положительную социально ориентированную образовательную мотивацию.Важным компонентом является создание условий для организации внеклассной и внеклассной деятельности, внеклассных занятий, проводимых в группах сверстников детей с ограниченными возможностями, школьного сообщества, организации учебных программ, а также использование интерактивных форм детской деятельности для создания условий. активность. Выявить творческий потенциал каждого ребенка, признать необходимость самовыражения, участвовать в классной и школьной жизни и использовать соответствующие методы для улучшения результатов обучения, образования и необразования детей.Программно-методическое обеспечение учебного процесса является одним из основных условий реализации единого учебного плана. Основное внимание уделяется способности непрерывно и устойчиво получать информацию обо всех аспектах процесса реализации ИУП, результатах выполнения плана, общая организация тренировочного процесса и условия ее проведения.В рамках реализации образовательные учреждения должны быть обеспечены дополнительными учебниками по всем предметам, включая учебники, содержащие электронные приложения, соответствующую учебную и методическую литературу и материалы, которые могут удовлетворить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями. Основной план тренировок. Образовательные учреждения и специалисты по поддержке должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, включая электронные образовательные ресурсы для детей с ограниченными возможностями.Библиотека образовательного учреждения должна быть оснащена обычными и специальными печатными образовательными ресурсами для детей с ограниченными возможностями по всем академическим темам курса, а также иметь больше документации. Дополнительное литературное финансирование должно включать детскую художественную и научно-популярную литературу, библиографии и периодические издания, которые должны сопровождаться реализацией программ общего начального образования.5.1 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении.Ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо оказывать комплексную психолого-педагогическую поддержку на протяжении всего периода его обучения в общеобразовательном учреждении.Для этого необходимо: • предусмотреть наличие в штатном расписании или по договору с ППМСцентром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем; • организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработку индивидуальной образовательной программы; • организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей; • также должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.6. Требования к специалисту, работающему с детьми с ОВЗСовременные социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности и дефектной культуре педагогов, работающих с детьми-инвалидами. Основная цель современной системы специального образования - реализация закрепленного в Конституции права доступа к доступным формам образования для всех категорий детей-инвалидов.В коррекционных школах количество мест для детей-инвалидов очень разное. Это в основном определяется следующими фактами: Это включает в себя детей с различными отклонениями в развитии: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.Наибольшую долю детей-инвалидов составляют дети с ограниченными интеллектуальными возможностями. Эти дети испытывают трудности в вербальном общении и контакте с новыми взрослыми и их сверстниками, что затрудняет процесс социализации.Дефектологи не могут успешно воспитывать, обучать и исправлять ненормальных детей, не понимая природы и характера их дефектов, поэтому естественнонаучное образование играет важную роль в «культуре дефектов» учителей.Исследования в области частной педагогики доказывают, что образовательная структура и содержание коррекционных классов имеют определенные особенности, и что увлекательный характер учебных материалов у этой категории детей отличается от познавательных способностей обычных детей. Это заставило педагогов и учителей работать с детьми с умственными недостатками и столкнуться с соответствующими трудностями в организации учебного процесса, проведении образовательной и познавательной деятельности, а также в обучении детей.Анализ педагогической и научно-педагогической литературы показывает, что понятие «дефектологическая культура» подразумевает усвоение учителем определенных знаний, умений и навыков: - умение принимать рациональные решения и корректировать программы обучения на основе личностно ориентированных и индивидуально дифференцированных. Осуществлять подходы для людей с ограниченными возможностями;-        Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, и методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в различных сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ; -        Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования; -        Готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ; -        Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии в т. ч. и для осуществления дифференциальной диагностики; -        Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности; -        Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ их родственникам и педагогом по проблемам семейного обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения; -        Способность использовать диагностические данные и данные медицинской документации для организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ; -        Способность к правильному использованию специальной терминологии в документах, отчетах, научных работах. Мы понимаем, что по своему профессиональному назначению деятельность педагога-дефектолога — коррекционно-педагогическая. Работа педагога-дефектолога состоит из трех этапов и подчиняется алгоритмическим предписаниям:1.      Подготовительный этап — сбор информации о семье, социальном окружении ребенка, на основе которой проводится диагностика его психического состояния. 2.      Организационный этап — анализ информации, выявление ресурсов, возможностей ребенка, проблемного поля, разработка индивидуальной программы коррекции. 3.      Практический этап — реализация программы коррекции. Каждый из этапов работы подкреплен реализацией и применением взаимодополняющих друг друга технологий и методов: наблюдения; беседы с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, дефектологами, педагогическими работниками; анализа анкет, социологических опросников; изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации; — анализ профессиональной педагогической документации. При проведении коррекционных и целевых учебных занятий необходимо учитывать проект Федерального государственного образовательного стандарта для студентов с ограниченными возможностями, который преследует следующие цели:-        обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного начального школьного образования; -        обеспечение государственных гарантий получения начального школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; -        обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -        обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -        обеспечения равных возможностей социального развития и освоения начального школьного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; -        обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня начального школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Результатом таких осознанных действий является то, что современный педагог-дефектолог теоретически овладевает современными технологиями. Учителя-дефектологи приобретут знания, которые позволят им понять суть взаимосвязи технологий и других средств учебной деятельности (методов, приемов и т. д.).Вы четко поймете, какие типы технологий существуют и как они структурированы, как вы можете выбрать из множества технологий, которые наиболее эффективны для решения той или иной профессиональной задачи. Это занятие - «дефектологическая культура» педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями.Организационно педагогическое обеспечениеПрофилактический зрительный режим для класса, в котором есть дети с нарушениями зрения (необходимая профилактика для всех детей) Учитывая необходимость постоянного выполнения офтальмо гигиенических требований, учителю рекомендуется (по Л.П. Григорьян): • знать офтальмологические особенности каждого ребенка;• знать рекомендации по лечению детей (включая ношение очков) и следить за их выполнением;• при подозрении на нарушение зрения у ученика направить его к школьному офтальмологу;• следить за хорошей осанкой детей при обучении чтению и письму;• знать детей, подпадающих под ограничения в отношении физического воспитания и профессионального образования, и следить за их уважением;• заботиться о профилактике зрительного утомления на уроках;• проводить паузы на уроках физкультуры по методике, согласованной с офтальмологом и учителем физкультуры. Также нужно учитывать следующие рекомендации:• Снижение нагрузки на глаза и увеличение физического и слухового стресса.• На уроках труда сокращается продолжительность зрительной нагрузки (шитье, черчение, лепка).• Во время урока организована физкультура для глаз (специальные упражнения по 30-60 секунд), что является профилактикой нарушений зрения для всех учеников класса.• Необходимо периодически пересаживать учеников, меняя ряды.• Делайте перерывы на 10–15 минут перед чтением каждые 30–45 минут. Ограничьте просмотр ТВ 30 минутами.• Поговорите с родителями об играх и занятиях их детей дома.• Для начальной школы: для слабовидящего ребенка постепенно увеличивайте количество уроков в день. Несколько раз в неделю не 4, а 3 или даже 2 урока в день. Это должно сопровождаться переходом от одного вида деятельности к другому.• Во время урока учитель должен следить за позой учеников. Неправильная осанка создает неблагоприятные условия для функционирования многих органов и систем, в том числе органа зрения. Ребенок с нарушениями осанки теряет динамику и гибкость опорно-двигательного аппарата плечевого пояса, а также при работе на близком расстоянии, склоняет голову низко, что, в свою очередь, приводит к спастическим состояния аккомодационной мышцы глаза.• Преподаватель должен строго соблюдать показания и противопоказания к занятиям спортом. Ограничьте спортивные соревнования, поднятие тяжестей (можно назначить такие виды спорта, как плавание без прыжков с высоты, гребля, бег трусцой, теннис и т. Д.). При миопии высокой степени и особенно при осложнениях на глазном дне, глаукоме, подвывихе хрусталика и др. Противопоказаны все виды спорта, связанные с резкими движениями тела и возможностью его трясти, поднимать тяжести и большие физические нагрузки.Заключение.Для большинства детей со слабым зрением первый опыт присоединения к социальной группе - это учеба в школе. По мнению специалистов, возможность интеграции в общество в будущем зависит от успешного формирования личности слабовидящего ребенка в школьной группе. Переход на квалифицированное обучение в специальных школах для слепых и слабовидящих стимулирует освоение оригинального наглядного материала.При работе со слепыми и слабовидящими студентами важно гарантировать восприятие учебной информации, биологических и химических объектов с помощью прикосновений, слабовидящих и исправных анализаторов. В последнее время обучение фонетическим пособиям стало широко внедряться в практику общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих.Принимая во внимание общедидактический принцип доступности в тесном взаимодействии с дефектологическими принципами коррекционной направленности урока и дифференцированного подхода к учащимся с учетом их зрительных и тактильных навыков, учителя устанавливают внутреннюю взаимосвязь этих исходных позиций и в результате вы получаете необходимую Обучающую базу, которая решает проблему оптимальности и специфичности этого процесса .Такое сочетание общих и специальных дидактических принципов отражает диалектику учебного процесса с присущими ему причинно-следственными связями и противоречиями.Список литературы1. Педагогика и Психология / под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М.: Институт психотерапии, 2002. — 585с. 2. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции. 3. Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева. Подходы к модернизации системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2009. — С.19–23. 4. Алехина С. В. Организация образовательных условий для детей ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ — М, 2012. 5. Назарова Н. М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА — М, 2000. 6. Алмазова А. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям/ под ред. А. А. Алмазовой.-М.:ВЛАДОС, 2008.-176 с.  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта с умственной отсталостью (далее – УО) (интеллектуальными нарушениями).8. Постановление от 10.07.2015г. № 26 Об утверждение СанПин 2.4.2. 3286-15«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644,от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897).10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования».11. Воспитание и обучение слепого дошкольника./ Под ред. Л.И. Солнцевой. - М.: Просвещение, 2007. – 234с. 12. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации). - Верхняя Пышма, 1997. – 172с. 13. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей: Кн. для воспитателя. (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 2004. – 119с.

Педагогика и Психология / под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М.: Институт психотерапии, 2002. — 585с.
2. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции.
3. Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева. Подходы к модернизации системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2009. — С.19–23. 4. Алехина С. В. Организация образовательных условий для детей ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ — М, 2012. 5. Назарова Н. М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА — М, 2000.
6. Алмазова А. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям/ под ред. А. А. Алмазовой.-М.:ВЛАДОС, 2008.-176 с.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта с умственной отсталостью (далее – УО) (интеллектуальными нарушениями).
8. Постановление от 10.07.2015г. № 26 Об утверждение СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644,от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897).
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего и среднего общего образования».
11. Воспитание и обучение слепого дошкольника./ Под ред. Л.И. Солнцевой. - М.: Просвещение, 2007. – 234с.
12. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации). - Верхняя Пышма, 1997. – 172с.
13. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей: Кн. для воспитателя. (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 2004. – 119с.

Вопрос-ответ:

Какие характеристики имеют слабовидящие дети?

Слабовидящие дети имеют затруднения со зрительной функцией, которые влияют на их способность видеть и воспринимать информацию из окружающей среды.

Какая система помощи предоставляется слабослышащим детям?

Для слабослышащих детей предусмотрена система помощи, которая включает в себя использование специальных аудиоустройств, индивидуальные занятия со специалистами и адаптированный учебный материал.

Какие требования предъявляются к специалистам, работающим с детьми с ОВЗ?

Специалисты, занимающиеся работой с детьми с ОВЗ, должны иметь специальное образование и проходить периодическую аттестацию. Они должны обладать знаниями и навыками в области психологии и педагогики, а также иметь понимание особенностей конкретного нарушения.

Как организована система образования для слабовидящих детей?

Система образования для слабовидящих детей предусматривает использование специальных методик и технологий, адаптированных учебных материалов, а также индивидуальный подход к каждому ребенку. Занятия проводятся как в специализированных образовательных учреждениях, так и в обычных школах с сопровождением специалистов.

Какие специальные условия предоставляются слабовидящим детям?

Слабовидящим детям предоставляются специальные условия, включающие в себя использование увеличенных шрифтов, специальных устройств для чтения и письма, дополнительное освещение, а также помощь специалистов, например, школьных психологов и педагогов-дефектологов.

Что такое ОВЗ и какие системы образования предназначены для детей с этим нарушением?

ОВЗ - это общие виды заболеваний. Для детей с ОВЗ, таких как слабовидение, существуют психолого-педагогические основы системы образования, которые обеспечивают им специальные условия обучения и помощи.

Каковы основные характеристики нарушения у слабовидящих детей?

У слабовидящих детей есть ограничения в области зрения, которые могут варьироваться от незначительной потери зрительных функций до полной слепоты. Они могут испытывать трудности с чтением, письмом, ориентацией в пространстве и взаимодействием со сверстниками. Также могут возникать проблемы с концентрацией внимания и усваиванием материала.

Какие психолого-педагогические подходы можно использовать для работы с слабовидящими детьми?

Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей включает в себя использование специальных методик, таких как брайлевское письмо, увеличенные шрифты, аудио- и видеоматериалы. Также важно развивать навыки ориентации в пространстве и социальные навыки для улучшения взаимодействия с окружающей средой и сверстниками.