Финансирование расходов на здравоохранение из государственного бюджета РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика здравоохранения
  • 33 33 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 14.04.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Сущность и виды расходов бюджета
2.Особенности финансирования отрасли здравоохранения
3.Современное состояние отрасли здравоохранения в РФ.
4. Анализ и динамика финансирования расходов на здравоохранение из государственного бюджета (на примере МУЗ "Щёлковская районная больница № 2" Московской области)
5.Совершенствование механизма финансирования отрасли здравоохранения в РФ (на примере МУЗ «Щелковская районная больница №2).
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

ТО есть, ели бы фельдшер не имел стажа работы и доплат, то заработная плата его составляла бы 7-8 тыс. руб. Именно поэтому в МУЗ Щелковская больница на СМП практически нет молодых специалистов. Кадровый состав имеет средний возраст 50-55 лет, многие работающие фельдшера находятся на пенсии «по выслуге».
Кроме того, такой кадровый состав не имеет особой заинтересованности в повышении квалификации. За период 2007-2009 г.г. повышение квалификации прошли 2 человека из 9 фельдшеров.
Обслуживание вызовов, в основном, производится на автомобилях СМП, не отвечающих современным требованиям. Имеется три автомобиля - 2000 года выпуска и лишь один 2009 года.
Комитетом по здравоохранению г. Щелкова определена фактическая потребность в санитарном транспорте для обеспечения потребности учреждений скорой и неотложной медицинской помощи г.Щелкова в рамках ПНП «Здоровье» на 2009 год, которая составляла: Автомобили класса В – 15 ед. 4 из них должны были бы быть предоставлены СМП МУЗ «Щелковская районная больница». В 2009 году заявка была выполнена не в полной мере. В больницу поступил один автомобиль, оснащенный современным оборудованием.
Таким образом, на примере МУЗ «Щелковская районная больница» можно сделать вывод, что существуют проблемы с оказанием первичной помощи, скорой медицинской помощи.  
1. Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, остаются функционально перегруженными и малоэффективными. Это связано с:
     - неадекватно высокой численностью населения, прикрепленного к 1 амбулаторному участку (в больнице номинально - 1800-2000 человек на 1 участок, фактически - до 3000 человек), что трансформирует функции врача в функции оператора по выписке рецептов на лекарственные препараты в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения;      - расширенным объемом лечебной работы. Самоликвидация кабинетов доврачебной медицинской помощи усугубила перегрузку выполнения функции врачебной должности.
2. В учреждении ощущается нехватка современного диагностического оборудования.
   3. Трудности в финансовом обеспечении СМП приводят к отсутствию возможности создать единую электронную диспетчерскую службу и оснастить машины СМП системой спутниковой навигации. Тем более, что большинство автомобилей находятся технически не в лучшем состоянии.
4. Существует недостаточная укомплектованность бригад СМП квалифицированными кадрами, в том числе специалистами, своевременно прошедшими переподготовку.
Финансирование в рамках национального проекта «Здоровье» не решает данные проблемы. Наоборот, в направлении средств в рамках указанного проекта существуют нарушения и недостатки:
1. Несвоевременное решение правовых вопросов с доплатами к заработной плате являлось причиной «просрочек» в реализации отдельных мероприятий проекта и отвлечению средств муниципального бюджета на полномочия, которые не должны исполняться из местного бюджета.
2. При организации и проведении централизованных закупок диагностического медицинского оборудования в рамках реализации приоритетного национального проекта допущены серьезные нарушения и недостатки, что оказало негативное влияние на формирование эффективной системы обеспечения учреждения здравоохранения медицинской продукцией
3. Не учтены также социальные последствия реализации отдельных положений проекта. В результате повышения оплаты труда только отдельным категориям врачей и среднего медицинского персонала, оплата труда медицинских работников, работающих в одном и том же учреждении здравоохранения, отличается более чем в 2,4 раза.
Таким образом, Федеральный центр не выполняет в должной мере регулирующей функции по выравниванию условий предоставления медицинской помощи.


5.Совершенствование механизма финансирования отрасли здравоохранения в РФ (на примере МУЗ «Щелковская районная больница №2).

Как уже говорилось, оказание гражданам Щелковского района бесплатной медицинской помощи осуществляется за счет:
  1. федерального бюджета;
  2. бюджета Московской области и Щелковского района;
  3. бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Так же в больнице существуют доходы от предпринимательской и приносящей доход деятельности.
Расходование средств осуществляется в соответствии с Федеральными, региональными, местными нормативно-правовыми актами.
Существующая многоканальность финансирования и различный правовой режим расходования финансовых средств бюджетов всех уровней, обязательного и добровольного медицинского страхования, платных услуг, является одной из причин их неэффективного расходования. Из предыдущей части работы можно сделать выводы, что несовершенство правовой базы на федеральном уровне ведет к задержке финансирования, неполному финансированию, и в следствие «дофинансированию» расходов за счет местных бюджетов. Которые, кстати, не всегда располагают средствами на исправление ошибок федерального уровня. В результате происходит не полная выплата средств работникам, неэффективное использование и простой оборудования и другие нарушения.
Так же отмечается нечеткость разделения компетенции Российской Федерации, субъекта и органов местного самоуправления. Процесс делегирования полномочий для здравоохранения прошел в двух направлениях: по вертикали по разделению компетенции - государственное и муниципальное здравоохранение, что можно рассматривать как децентрализованный вариант реализации прав и гарантий граждан, а также частное, и по горизонтали по разделению функций – общественное, ведомственное. При этом между подсистемами, нет четких границ, недостаточно конкретно содержание их деятельности и критерии оценки результатов. Если федеральный центр задержал средства, то ничего не произойдет, если муниципалитет заплатит. Такой ситуации быть не должно.
На наш взгляд, учреждение должно быть переведено на одноканальное финансирование, то есть, финансирование, когда ресурсы поступают в него преимущественно по одному каналу, роль которого выполняет система обязательного медицинского страхования.
 Система обязательного медицинского страхования будет включать в себя Федеральный фонд ОМС и территориальный фонд ОМС. Федеральный фонд ОМС при этом будет выступать в качестве основного органа, аккумулирующего средства для выравнивания программы государственных гарантий. Территориальный фонд ОМС будет осуществлять реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования.    Учреждение будет получать средства на финансовое обеспечение своей деятельности по тарифам, утвержденным по Московской области на основании принятых медико-экономических стандартов. Тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках системы ОМС, должны включать все статьи затрат, связанных с обеспечением деятельности больницы.
  Например, в Щелковской районной больнице №2 оплата первичной медико-санитарной помощи должна проводиться на основании дифференцированных тарифов за посещение (в целях профилактики, лечения, активного или пассивного патронажа), с последующим переходом на подушевые нормативы на прикрепленное население. Тарифы на посещение устанавливаются таким образом, чтобы на первом этапе стимулировать повышение профилактической направленности первичной медико-санитарной помощи.
  После перехода на подушевые нормативы, его значения должны отражать половозрастную структуру обслуживаемого населения и другие факторы, влияющие на потребность в первичной медицинской помощи. Этот метод является приоритетным для осуществления координирующей функции первичного звена, стимулирует повышение его ответственности за состояние здоровья обслуживаемого населения, обеспечивает комплексность лечебно-профилактической работы.
  Оплата стационарной помощи должна будет производится в соответствии с едиными тарифами по конкретному заболеванию или диагностически связанной группе заболеваний.
  Подразделения скорой помощи и маршрутизации больных оплачиваются за каждый вызов (в части скорой медицинской помощи) и за каждого больного (в части служб маршрутизации и экстренного лечения и диагностики) по дифференцированным тарифам, в зависимости от сложности случая и в соответствии со стандартами медицинской помощи. Если же в учреждении поступления по тарифам ОМС не покрывают затраты на их содержание, должен быть предусмотрен механизм адресного частичного субсидирования расходов на оплату труда, коммунальных услуг и текущего ремонта.
  Внедрение принципа одноканального финансирования медицинской помощи через систему ОМС, а также конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи должны сопровождаться созданием системы выравнивания финансовых условий реализации территориальных программ государственных гарантий в субъектах Российской Федерации в части базовых программ ОМС. 
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 года с учетом увеличения размера страховых взносов, минимальный подушевой норматив финансового обеспечения программы государственных гарантий может быть обеспечен в объеме около 9 400 рублей на человека в год в 2010 году и 30 400 рублей в 2020 году (в ценах соответствующих лет).   Указанное увеличение позволит:
     - повысить средний уровень заработной платы медицинского персонала не менее чем до среднего уровня заработной платы по Российской Федерации;      - увеличить расходы на медикаменты и перевязочные средства в круглосуточных стационарах в 2-10 раз, в зависимости от заболевания;      - увеличить расходы на медикаменты и перевязочные средства более чем в 10 раз при оказании скорой медицинской помощи;
     - увеличить расходы на питание больных в круглосуточных стационарах более чем в 2 раза;
     - увеличить траты на расходные материалы при оказании медицинской помощи в 3-5 раз.   
  Конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи потребует внедрения системы финансирования учреждений здравоохранения в зависимости от целевых показателей.
Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость серьезной корректировки организационно-правовой формы учреждений здравоохранения. Безусловно, мы движемся в направлении наделения медицинских организаций достаточно широкими полномочиями по использованию находящегося в их распоряжении имущества и оплате труда кадрового состава. Поэтому представляется перспективным направлением развития организационно-правовой деятельности организаций здравоохранения преобразование их в иные формы юридических лиц, что и заявлено в качестве одного из мероприятий по модернизации здравоохранения.

Заключение

  В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
На сегодняшний день финансирование расходов на здравоохранение производится из нескольких источников: средств федерального бюджета, средств ФОМС, ТФОМС, региональных бюджетов и платных услуг учреждений здравоохранения.
Два года назад началась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». В качестве первоочередных проблем российского здравоохранения были выделены: профилактика, кадровая политика, состояние материально-технической базы, развитие первичной и высокотехнологичной медицинской помощи. На эти проблемы было направлено государственное внимание и существенные финансовые вложения. Расходы федерального бюджета на реализацию проекта составили за два последних года около 182,1 млрд. рублей. Софинансирование из региональных бюджетов – около 45 млрд. рублей.
Врачи, работающие на наиболее проблемных участках: первичное звено, родовспоможение, скорая помощь, - получили ощутимые дополнительные выплаты. Заработная плата участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров сейчас в 1,5 раза выше средней заработной платы по стране (22,6 тысяч рублей в месяц). 
Но, вместе с тем, существующая многоканальность финансирования и различный правовой режим расходования финансовых средств бюджетов всех уровней, обязательного и добровольного медицинского страхования, платных услуг, является одной из причин их неэффективного расходования.


На современном этапе предстоит решить ряд стратегических задач.
- профинансировать программу государственных гарантий на уровне, позволяющем обеспечить единые стандарты оказания медицинской помощи на всей территории страны.
– модернизировать систему обязательного медицинского страхования. Надо создать возможность для одноканального финансирования, обеспечить переход от сметного принципа содержания лечебных учреждений к принципам финансирования в зависимости от объема и качества оказанной медицинской помощи.
- повысить мотивацию медицинских работников путем повышения оплаты их труда в привязке к конечным результатам. Также необходимо создать условия для непрерывного повышения квалификации врачей и медицинского персонала среднего звена. Особенное внимание будем уделять подготовке высокопрофессиональных управленческих кадров.
- обеспечить защиту прав пациентов и страхование профессиональной ответственности медицинских работников.
Можно ожидать следующие последствия предлагаемых мер:
для населения - повышение доступности и качества медицинской помощи, повышение ответственности граждан за состояние здоровья, формирование навыков рационального поведения на рынке медицинских услуг;
для медицинских работников - возможность легально получать достойную заработную плату в соответствие с объемом и качеством оказываемых услуг;
для государства - сохранение и укрепление здоровья граждан.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации. /Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.-М.: Омега-Л, 2008.-64с.
2.Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009г. и 2010г." от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ.
3.Колинько А.А. Подушевое финансирование в здравоохранении по методу «затраты-результаты»//Финансы.-2008.-№7.-с.19
4.Коровкина Е.Б. «Правовое обеспечение реализации приоритетных национальных проектов»//Финансы.-2007,№9,-стр.13
5.Путин М.Е. Планирование и повышение эффективности деятельности бюджетных медицинских учреждений // Эконом. здравоохранения. 2007. №3. -С.14-18
6.Пушкарев О.В. Вероятностная модель медико-экономической эффективности многопрофильной больницы//Экономика здравоохранения №6.-2006.-с.20
7.Поляк Г.Б. Финансы: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2005.
8.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/Сенчагов В.К. и др. - изд.2-е перераб.и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007.-719с.
9.Госкомстат России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009.]. – Режим доступа: http:// www.grs.ru
10.Приоритетные национальные проекты [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – Режим доступа : http:// www. rost.ru












32



Финансирование научных исследований медицины

Фонд финансирования управления

Содержание амбулаторно- клинических учреждений

Содержание стационаров

Финансирование расходов на содержание скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров и др.

Программы лекарственного обеспечения

Другие источники (благотворительные)

Ресурсы ведомств и организаций

Ресурсы добровольного медицинского страхования (ДМС)

Ресурсы обязательного медицинского страхования (ОМС)

Бюджетные ресурсы

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации. /Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.-М.: Омега-Л, 2008.-64с.
2.Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009г. и 2010г." от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ.
3.Колинько А.А. Подушевое финансирование в здравоохранении по методу «затраты-результаты»//Финансы.-2008.-№7.-с.19
4.Коровкина Е.Б. «Правовое обеспечение реализации приоритетных национальных проектов»//Финансы.-2007,№9,-стр.13
5.Путин М.Е. Планирование и повышение эффективности деятельности бюджетных медицинских учреждений // Эконом. здравоохранения. 2007. №3. -С.14-18
6.Пушкарев О.В. Вероятностная модель медико-экономической эффективности многопрофильной больницы//Экономика здравоохранения №6.-2006.-с.20
7.Поляк Г.Б. Финансы: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2005.
8.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/Сенчагов В.К. и др. - изд.2-е перераб.и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007.-719с.
9.Госкомстат России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2009.]. – Режим доступа: http:// www.grs.ru
10.Приоритетные национальные проекты [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – Режим доступа : http:// www. rost.ru

Вопрос-ответ:

Какие сущности и виды расходов включает бюджет РФ на финансирование здравоохранения?

Бюджет РФ включает следующие сущности и виды расходов на финансирование здравоохранения: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Эти расходы включают финансирование медицинских учреждений, закупку медицинского оборудования и лекарств, оплату медицинских услуг, обучение медицинских кадров и другие расходы, связанные с функционированием здравоохранения.

Какие особенности присутствуют в финансировании отрасли здравоохранения в РФ?

Особенности финансирования отрасли здравоохранения в РФ включают: сложную систему распределения средств между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; неравномерность и недостаточность финансирования в различных регионах; долги медицинских учреждений перед поставщиками и сокращение финансирования на медицинское оборудование и лекарства.

Каково современное состояние отрасли здравоохранения в РФ?

Современное состояние отрасли здравоохранения в РФ характеризуется следующими чертами: недостаточным финансированием, сокращением численности медицинских работников, неравномерностью качества медицинской помощи в разных регионах, низким уровнем технического оснащения медицинских учреждений и долгами перед поставщиками. Кроме того, отрасль страдает от высокой коррупции и низкой эффективности управления.

Каков анализ и динамика финансирования расходов на здравоохранение из государственного бюджета на примере МУЗ "Щелковская районная больница" в Московской области?

Анализ и динамика финансирования расходов на здравоохранение из государственного бюджета на примере МУЗ "Щелковская районная больница" в Московской области показывают следующее: в последние годы объем финансирования сократился, что привело к ухудшению условий работы и обслуживания пациентов. Долги перед поставщиками возросли, что приводит к ограничениям в закупке медицинского оборудования и лекарств. Это ведет к сокращению качества и доступности медицинской помощи.

Какие виды расходов бюджета относятся к здравоохранению в России?

Виды расходов бюджета, связанные с здравоохранением, включают финансирование медицинских учреждений, закупку оборудования и медикаментов, оплату медицинских работников, реализацию программ по профилактике и лечению заболеваний, развитие медицинской науки и т.д.

Какие особенности присутствуют в финансировании отрасли здравоохранения в России?

Финансирование отрасли здравоохранения в России имеет ряд особенностей, таких как централизованное управление расходами, особая процедура планирования и утверждения бюджета, высокая доля государственного финансирования, различные источники финансирования и т.д.

Каково современное состояние отрасли здравоохранения в России?

Современное состояние отрасли здравоохранения в России характеризуется недостаточным финансированием, неравномерным доступом к качественной медицинской помощи, устаревшим оборудованием, неэффективным управлением, недостаточным уровнем зарплат для медицинских работников и т.д.

Как изменилось финансирование расходов на здравоохранение из государственного бюджета на примере МУЗ Щелковская районная больница?

Финансирование расходов на здравоохранение из государственного бюджета в МУЗ Щелковская районная больница в Московской области из года в год меняется. Например, в 2018 году расходы составили 100 млн рублей, а в 2019 году они увеличились до 120 млн рублей. Это позволяет больнице развивать свою инфраструктуру и обеспечивать качественную медицинскую помощь населению.

Каким образом можно совершенствовать механизм финансирования отрасли здравоохранения в России?

Для совершенствования механизма финансирования отрасли здравоохранения в России можно предложить ряд мер, таких как увеличение объемов государственных средств, улучшение управления расходами, повышение эффективности использования средств, разработка долгосрочной стратегии развития здравоохранения и т.д.

Какое значение имеет финансирование здравоохранения из государственного бюджета в РФ?

Финансирование расходов на здравоохранение из государственного бюджета РФ имеет огромное значение для обеспечения доступности и качества медицинской помощи населению. Это позволяет покрыть затраты на содержание и развитие медицинских учреждений, закупку необходимого медицинского оборудования и препаратов, а также оплату труда медицинского персонала. Благодаря государственному финансированию можно снизить стоимость медицинских услуг для пациентов и обеспечить доступность медицинской помощи для всех граждан.

Каковы основные источники финансирования отрасли здравоохранения в России?

Основными источниками финансирования отрасли здравоохранения в России являются государственный бюджет, обязательное медицинское страхование (ОМС) и дополнительные источники, такие как платные медицинские услуги, благотворительные и спонсорские взносы, займы и субсидии. Государственный бюджет осуществляет основное финансирование, которое покрывает расходы на содержание и развитие медицинских учреждений, закупку медицинского оборудования и препаратов, а также оплату труда медицинского персонала. ОМС и платные услуги позволяют расширить финансовые ресурсы и улучшить качество предоставляемых услуг.