Психолого-педагогическая характеристика детей с различными уровнями общего недоразвития речи.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 39 39 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 26.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи 5
1.1 Нарушения речи и их особенности 5
1.2 Психологические особенности дошкольников с нарушением речи 8
1.3 Уровни ОНР……………………………………………………………………
Глава 2. Коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня………………16
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Обследование состоит из 3-х этапов.Первая фаза показательна. Логопед составляет карту развития ребенка согласно родителям, изучает документацию, разговаривает с ребенком.В разговоре с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе мычание, заикание (модулированное). Важно выяснить, в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи, когда появились двухсловные и многословные предложения, было ли прервано речевое развитие (если да, по какой причине), что языковая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родители обнаружили задержку развития речи, какова языковая среда (особенности естественной среды языка).В процессе разговора с ребенком логопед устанавливает с ним контакт, направляет его на общение. Ребенку предлагаются вопросы, помогающие уточнить его мировоззрение, интересы, отношение к окружающим, ориентироваться во времени и пространстве. Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были подробными, аргументированными. Беседа дает первые сведения о речи ребенка, определяет направление дальнейшего углубленного изучения различных сторон речи.На втором этапе проводится обследование компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение. Обследование словаряПри обследовании словаря важно выяснить объем экспрессивного словаря (наличие слов, обозначающих различные явления окружающей жизни и представленность в словаре ребенка различных частей речи). С этой целью подбирают картинки, изображающие предметы или явления, их действия и качества, которые группируют по тематическому единству. Картинки с изображением действий также группируются в соответствии с названным принципом, например, труд в семье, в саду и на огороде, труд людей различных профессий, глаголы, обозначающие движение, орудийные действия и т.д. Подобранный для данного раздела обследования материал должен соответствовать возрастным нормам развития. Педагог предлагает ребенку самостоятельно назвать по картинкам предметы, их качества и действия.Однако для дифференциации нарушений речевого развития важно не только констатировать факт ограниченности словарного запаса, но и установить, чем обусловлено отсутствие у ребенка тех или иных слов: ограничением опыта, знаний и представлений или трудностями воспроизведения названий слов, либо непониманием их значения.С этой целью выясняется понимание ребенком значения неназванных или неправильно названных им слов (педагог называет эти слова, ребенок показывает соответствующую картинку). Выявляется также уровень понимания имеющихся в активном словаре слов, т.е. не только их предметная соотнесенность, но и соответствующие этим словам понятия, их информационная насыщенность.Для исследования объема понятий, стоящих за тем или иным словом, можно использовать следующие задания:· называние (показ соответствующей картинки) слов, противоположных по значению, например, лимон кислый, а что сладкое; слон большой, а кто маленький, и т.п.· подбор к названиям действий тех предметов, которые могут выполнять это действие, например, скажи (покажи), что плавает, растет, тает и т.д.Обследование словаря (в частности, называние слов) дает возможность составить представление о сформированности у ребенка звуковых образов слов и возможностях их воспроизведения, а также о слоговой структуре слова.Если ребенок стабильно воспроизводит звуковой состав и слоговую структуру слов, допуская лишь неправильное произношение отдельных звуков или пропуски звуков и слогов при назывании многосложных и трудных в фонематическом отношении слов (со стечением согласных), нужно определить имеющиеся дефекты звукопроизношения и выявить их причины. Эти недостатки могут иметь место при всех отклонениях речевого развития, в том числе у детей с умственной отсталостью, с задержками психического развития, ринолалией, дизартрией, алалией (на стадии значительной компенсации дефекта).В норме к 3--4 годам ребенок способен стабильно воспроизводить звуковой и слоговой состав слов, хотя и не все звуки еще произносит правильно, допускает пропуски звуков и слогов при произнесении сложных слов; дети с типичными формами умственной отсталости достигают этого уровня к 5 годам. В случае выраженных нарушений звуковой и слоговой структуры слов, не соответствующих возрасту ребенка, для разграничения этих нарушений решающее значение имеет также обследование периферического речевого аппарата и его двигательных функций. Если ребенок понимает большинство предъявленных слов, но не называет их или называет лепетно, с резким искажением звукового или слогового состава, что не соответствует его возрасту, и при этом у него отсутствуют параличи и парезы, можно думать, что эти дефекты являются проявлением алалии.Обследование грамматического строя речи.Имеет большое диагностическое значение для правильного определения содержания коррекционного воздействия.Для дифференциальной диагностики нарушений речевого развития и решения коррекционных задач важно выяснить как практическое понимание детьми значения грамматических форм, отношений, категорий и конструкций, так и их использование в собственной речи. При этом исследуется понимание и использование таких грамматических единиц, формирование которых нарушено при любых формах речевого недоразвития, с одной стороны, с другой, -- дефекты становления которых носят диагностический характер.Выявляется понимание ребенком синтаксических отношений слов (существительных) в предложении и сформированность системы склонения. Для этого используются такие задания, как постановка педагогом вопросов к различным членам предложения, выраженным существительными в косвенных падежах. Например: У кого цыплята, котята, медвежата? Кого ты видел(а) в зоопарке? Кому нужны орехи, молоко, трава? Чем рисуют? Где растут ягоды, грибы? и т.п.Правильные смысловые ответы на эти вопросы (неговорящие дети отвечают на них с помощью показа соответствующих картинок) свидетельствуют о практическом понимании ребенком синтаксической роли слов, к которым ставится вопрос. Дифференцированное понимание вопросов: Кто? Что? У кого? У чего? Кто? Что? Кому? Чему? Кем? Чем? Кто? Что? и т.д. у нормальных детей формируется к 3--4 годам, у умственно отсталых детей с легкой степенью -- к 5--6 годам, с более сложной степенью умственной отсталости -- к 7-8 годам. Дети с первичным недроразвитием речи, даже находящиеся по уровню психического развития в пограничном с умственной отсталостью диапазоне, также к 5 годам овладевают дифференцированным пониманием этих вопросов. Анализ вербальных ответов на эти вопросы (детям с резко выраженными нарушениями звуковой и слоговой структуры слова, т.е. находящимся на II уровне речевого недоразвития, при выполнении этого задания в вербальной форме оказывается помощь: корневую часть слова произносит педагог, дети же добавляют в него только окончания; этот принцип сохраняется и при исследовании использования других грамматических форм) с точки зрения грамматического оформления слов дает возможность проанализировать структуру аграмматизма, имеющую диагностическое значение.Существенное значение имеет и исследование понимания грамматических связей согласования слов в предложении, и их использование в собственной речи.С этой целью используются следующие задания:· определение числа и рода существительного по числовому и родовому окончаниям прилагательных и глаголов. Например: Покажи по картинке, где Саша нашел гриб, где Саша нашла гриб и т.д.;· при исследовании собственной речи дети отвечают на вопросы: Что сделал мальчик, девочка (сорвал, сорвала гриб)? Что делает девочка, девочки (играет-играют)? Какой шар, ягода? и т.д.Исследуется также грамматическая система словообразования: понимание наиболее распространенных суффиксов и приставок, их использование в собственной речи и произвольное словообразование по аналогии. Для этого можно рекомендовать следующие задания:· при исследовании понимания словообразующих элементов просят ребенка показать картинки, соответствующие основным и производным словам, например: Где люди входят в трамвай, выходят из трамвая? Где сахар-сахарница, пуговица-пуговичка?· при исследовании процесса словообразования по аналогии педагог произносит слова с однотипными суффиксами или приставками. Например: Мыло лежит в мыльнице, пепел в пепельнице, а затем задает ребенку вопрос: Где лежит сахар, песок? или объясняет, что от слова рисовать можно придумать слово рисование, от слова читать -- чтение, после чего спрашивает, какое слово можно придумать от слова петь, мычать и т.п.Для выявления нарушений структуры предложения используются такие задания: составление предложений по картинкам; повторение и понимание детьми предложений разных конструкций с постепенно увеличивающимся объемом.Обследование связной речи.Выясняется, как ребенок самостоятельно может составить рассказ по картинке, серии картин, пересказ, рассказ-описание (по представлению).Обследование звукопроизношения и фонематического слуха.Во время беседы с ребенком уже создается предварительное впечатление об особенностях произношения им звуков. Но для того чтобы иметь полную картину фонетической стороны речи, детям предлагаются специальные задания для выявления правильности произношения всех фонетических групп звуков.При этом проверяют, как ребенок произносит звук: изолированно; в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); в словах (звук находится в разных позициях: в начале, середине, конце слова); в предложениях; в текстах.При подборе лексического материала соблюдают следующие принципы:· насыщенность лексического материала заданным звуком;· разнообразие лексического материала;· исключение дефектно произносимых звуков из предъявляемого речевого материала;· включение в слова смешиваемых звуков;· включение слов сложного слогового состава;· отдельное обследование мягких--твердых вариантов фонем.При обследовании звукопроизношения используются следующие методические приемы: самостоятельное называние лексического материала; повторение слов вслед за логопедом; совместное и самостоятельное проговаривание слов и предложений.Результаты обследования фиксируют характер нарушений звукопроизношения: замены звуков; пропуски звуков; антропофонический дефект (искажение произношения); смешение, нестойкое произношение звуков.Обследование фонематического слуха проводят общепринятыми в логопедии приемами:· узнавание неречевых звуков;· различение высоты, силы, тембра голоса;· различение слов, близких по звуковому составу;· дифференциация слогов;· дифференциация фонем;· навыки элементарного звукового анализа.Обследование слоговой структуры и звуконаполняемости слов.Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой отбирают предметные и сюжетные картинки (65 картинок), обозначающие различные виды профессий и действий, связанных с ними. Звуковой состав разнообразный: разное количество слогов со стечением согласных, включающих в себя свистящие, шипящие, аффрикаты в сочетании со звуками ть, дь, к, кь, б и т. д.Опрос включает как рефлекторное произношение слов и их сочетаний, так и самостоятельное. При этом особое внимание уделяется повторному воспроизведению слов и словосочетаний в разных языковых контекстах.Результаты комплексного обследования оформляются в виде логопедического заключения, в котором указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевой аномалии.Заключение логопеда раскрывает состояние речи и направлено на преодоление специфических трудностей ребенка, вызванных клинической формой речевого нарушения.На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.После комплексного обследования планируется коррекционно-воспитательная работа с детьми.ЗаключениеНесмотря на кажущуюся простоту классификации OHP, разные эксперты расходятся во мнениях по многим критериям постановки диагноза. Например, некоторые считают, что ОНР классифицируют в соответствии с уровнями речевого развития у детей независимо от возраста, другие считают, что диагноз ОНР до 4-5 лет является преждевременным. Также ведутся дискуссии о правильной постановке диагноза: есть сторонники как четких лаконичных формулировок, так и подробных описательных диагнозов.Наверное, каждый из них прав по-своему, потому что каждый ребенок уникален, и их физическое и умственное развитие, особенно развитие речи, может происходить иначе, чем у других детей. Кроме того, даже строго следуя общепринятым нормам момента развития речи, не всегда удается четко определить тот или иной уровень ОНР, так как разные стороны речи могут иметь разный уровень развития. Поэтому требуется индивидуальный подход и, прежде всего, комплексный подход, как в обследовании, так и в выборе методов коррекции ОНР.Одно можно сказать наверняка: логопедическую работу с отстающими в речевом развитии детьми нужно начинать как можно раньше. Выявление отклонений, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко не завершено, очень сложно, но важно.В современной логопедии нарушения речи не рассматриваются вне связи с психическим развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми аспектами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.Список используемой литературыАвдеев, А.П. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. – 384 с.Безрукова, В.С. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 384 с.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление недоразвития общей речи у дошкольников. - М., 2003 г. - 320 с.Козлова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2016. – 416 с.Кондатенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых расстройств в дошкольном возрасте: Методическое пособие. / Составитель И.Ю. Кондатенко. - Москва: Ирис Пресс, 2005.Кабушко А.Ю., Алексеева М.Н. Системы образования для детей с особыми образовательными потребностями: Учебник / Под ред. Кабушко А.Ю.,. Алексеева М.Н. - Ставрополь: Ред. СГПИ, 2011.Крысько, В.Г. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 480 с.Курочкин, П.Р. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2014. – 736 с.Левина, Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / Р.Е. Левина // Специальная школа - М., 1963. -256 сМедведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: Академия, 2015. – 272 с.Овечкина, А.П. Педагогика. Хрестоматия. – М.: Флинта, МПСИ, 2017. – 488 с.Особенности формирования коммуникативно-деятельностного взаимодействия у дошкольников с нарушением речи в игре // Гуманитарные и социально-экономические науки 2006. - №4.Пантелеева, Г.А. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 192 с.Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.Сластенин, И.Ф. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 608 с.Уварова, Р.П. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников. IRISPRESS, Москва, 2004 г.Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Альманах института коррекционной педагогики. 2000. URL Альманаха №2: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/k-probleme-rannego-raspoznavanija-i (Дата обращения: 24.04.2021)Чиркина Г.В. Основные принципы логопедической работы с детьми: Пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, учащихся общеобразовательных школ. / Под общ. изд. d. п. п., проф. Г.В. Чиркина. - 2-е изд., Перераб. - М .: АРКТИ, 2001.Чиркина Г.В. Компенсационные программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи Коррекция нарушений речи: уч. редактирование. - М .: Ред. «Огни», 2008.Фирсов, Е.Г. Педагогика. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2015. – 512 с.Хамарина, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 800 с.Холостова, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 344 с.Якушев, А.В. Педагогика. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2017. – 144 с.Электронные ресурсыМелкозёрова Е. В. Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структкре специализированных групп // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 479-490. — URL https://moluch.ru/archive/98/22030/ (дата обращения: 24.04.2021).Пилипенко Т. В. Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 22-25. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3074/ (дата обращения: 24.04.2021).

1. Авдеев, А.П. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. – 384 с.
2. Безрукова, В.С. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 384 с.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление недоразвития общей речи у дошкольников. - М., 2003 г. - 320 с.
4. Козлова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2016. – 416 с.
5. Кондатенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых расстройств в дошкольном возрасте: Методическое пособие. / Составитель И.Ю. Кондатенко. - Москва: Ирис Пресс, 2005.
6. Кабушко А.Ю., Алексеева М.Н. Системы образования для детей с особыми образовательными потребностями: Учебник / Под ред. Кабушко А.Ю.,. Алексеева М.Н. - Ставрополь: Ред. СГПИ, 2011.
7. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 480 с.
8. Курочкин, П.Р. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2014. – 736 с.
9. Левина, Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / Р.Е. Левина // Специальная школа - М., 1963. -256 с
10. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: Академия, 2015. – 272 с.
11. Овечкина, А.П. Педагогика. Хрестоматия. – М.: Флинта, МПСИ, 2017. – 488 с.
12. Особенности формирования коммуникативно-деятельностного взаимодействия у дошкольников с нарушением речи в игре // Гуманитарные и социально-экономические науки 2006. - №4.

13. Пантелеева, Г.А. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 192 с.
14. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.
15. Сластенин, И.Ф. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 608 с.
16. Уварова, Р.П. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников. IRISPRESS, Москва, 2004 г.
18. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Альманах института коррекционной педагогики. 2000. URL Альманаха №2: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/k-probleme-rannego-raspoznavanija-i (Дата обращения: 24.04.2021)
19. Чиркина Г.В. Основные принципы логопедической работы с детьми: Пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, учащихся общеобразовательных школ. / Под общ. изд. d. п. п., проф. Г.В. Чиркина. - 2-е изд., Перераб. - М .: АРКТИ, 2001.
20. Чиркина Г.В. Компенсационные программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи Коррекция нарушений речи: уч. редактирование. - М .: Ред. «Огни», 2008.
21. Фирсов, Е.Г. Педагогика. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2015. – 512 с.
22. Хамарина, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 800 с.
23. Холостова, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 344 с.
24. Якушев, А.В. Педагогика. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2017. – 144 с.

Электронные ресурсы

25. Мелкозёрова Е. В. Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структкре специализированных групп // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 479-490. — URL https://moluch.ru/archive/98/22030/ (дата обращения: 24.04.2021).
26. Пилипенко Т. В. Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 22-25. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3074/ (дата обращения: 24.04.2021).

Вопрос-ответ:

Какие особенности характерны для детей с различными уровнями общего недоразвития речи?

Дети с различными уровнями общего недоразвития речи имеют различные характеристики. Одни дети могут испытывать сложности в произношении звуков, другие - в составлении предложений. У некоторых детей наблюдаются проблемы с пониманием речи, а у других - с запоминанием слов и выражений. Все эти особенности требуют специального психолого-педагогического подхода для их коррекции.

Какие психологические особенности характерны для дошкольников с нарушением речи?

Дошкольники с нарушением речи могут испытывать низкую самооценку и чувство неуверенности. У них может быть снижена способность к концентрации внимания и запоминанию информации. Такие дети могут испытывать трудности в общении с другими и включении в игровые активности. Важно создать для них поддерживающую и стимулирующую среду для развития речи и социальных навыков.

Какие уровни общего недоразвития речи существуют?

Существуют различные уровни общего недоразвития речи. На самом низком уровне дети испытывают трудности с произношением звуков и формированием слов. На следующем уровне дети могут иметь проблемы с составлением предложений и использованием грамматических правил. На более высоком уровне возникают проблемы с пониманием сложной речи и использованием сложных структур. Каждый уровень требует специальных коррекционных методик и подходов.

Как проводится коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи?

Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится на разных уровнях. Она включает работу по произношению звуков, расширению словарного запаса, формированию грамматических навыков и развитию коммуникативных навыков. Важно создать индивидуальную программу коррекции, учитывая особенности каждого ребенка. Работа проводится как индивидуально, так и в группе, с использованием различных игровых и развивающих методик.

Какие основные уровни общего недоразвития речи у детей?

У детей с общим недоразвитием речи выделяются следующие уровни: фонематический, лексико-грамматический и смысловой.

Какие особенности наблюдаются у дошкольников с нарушением речи?

У дошкольников с нарушением речи часто наблюдаются такие особенности, как ограниченный словарный запас, неправильное построение грамматических конструкций, слабая артикуляционная подвижность, затруднения в понимании и использовании речевых звуков.

Как проводится коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи?

Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи включает в себя использование специальных методик и приемов, направленных на развитие речи. Это могут быть занятия с логопедом, игровые занятия, работа с различными материалами и игрушками, использование компьютерных программ и т.д.

Какие особенности характерны для детей с фонематическим уровнем общего недоразвития речи?

У детей с фонематическим уровнем общего недоразвития речи наблюдается замещение или искажение звуков, затруднения в различении слуховых признаков звуков, неумение выделять и преобразовывать звуки речи.

Какие методики могут быть применены при коррекции речи у детей с общим недоразвитием?

При коррекции речи у детей с общим недоразвитием можно применять различные методики, такие как логоритмика, звукоподражание, артикуляционная гимнастика, игры с зеркалами, а также различные упражнения на развитие слухового восприятия и памяти.

Какие особенности есть у детей с нарушением речи?

Дети с нарушением речи имеют различные особенности, такие как затруднения в произношении звуков, недостаток словарного запаса, ограничение в построении правильных предложений и понимании речи. Кроме того, у них может быть замедленное развитие речи и трудности в общении с другими людьми.

Какие уровни общего недоразвития речи бывают?

Уровни общего недоразвития речи могут быть различными и зависят от степени нарушения. В данной статье рассматриваются дети с различными уровнями общего недоразвития речи, но точные критерии и описания каждого уровня можно найти в соответствующей литературе.

Как проводится коррекционная работа с детьми с нарушением речи?

Коррекционная работа с детьми с нарушением речи включает в себя различные методы и подходы. Это может быть работа с логопедом, включающая упражнения на развитие правильного произношения звуков, расширение словарного запаса, тренировки по построению предложений и пониманию речи. Также важна работа с психологом для развития общих навыков коммуникации и самостоятельности.