«Детская речь как особый этап онтогенетического развития речи, ее первые систематические описания. Дневники, документальные записки». А. Н. Гвоздев дневник «От первых слов до первого класса»
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 30.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные этапы становления связной речи в онтогенезе…………………..5
2. А. Н. Гвоздев дневник «От первых слов до первого класса»……………….7
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13
Голосовые реакции:- 1,5 месяца - жужжание: а-а; у-а; у-а и т.д.- 2-3 месяца - г-у; бу-у; появление смеха.- 4 месяца - ал-Ле-э-лы-агы – агу - етк.- 4 - 8,5 месяцев - интенсивное развитие ходьбы и появление лепета. Лепет: произносит слоги (ба-па, да-да, па-ба и др.) Сочетание губных и языковых согласных с гласными.- 8,5 - 9,5 мес. - модулированный лепет: повторение слогов с разными интонациями. Голосовые ответы выделяются из общего «анимационного комплекса»[1].Нормальная скорость развития речи в дошкольном возрасте очень высока. Если к концу второго года ребенок употребляет до трехсот слов, то к началу третьего года их количество значительно увеличивается, достигнув к концу третьего года 1000-1500 слов. Осваивая родную речь, ребенок очень часто изобретает новые слова. Процесс изобретения ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка называется созданием слов. Для создания собственных языковых единиц ребенок проделывает большую аналитическую и синтетическую работу: наблюдает, анализирует, сравнивает, делает выводы, что в конечном итоге приводит к частичному элементарному пониманию языка и его функциональных возможностей в речи.Создание слов на определенном этапе развития речи детей является естественным явлением и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка. Оно основано на тех же принципах мозга, что и в основе непосредственного изучения словесного материала, который взрослые сознательно дают детям. Словообразование наблюдается у детей, начиная с двух лет и заканчивая пятью с половиной годами. В более младшем возрасте создание слов более фонетическое, а в более позднем дошкольном-грамматическое и лексическое [1].У детей, достигших примерно пяти лет, их словообразование начинает угасать. Все реже и реже можно услышать «новые» слова. Почему это происходит? К этому времени ребенок уже освоил всю сложную систему грамматики до такой степени, в том числе тончайшие законы синтаксического и морфологического порядка, действующие в русском языке, а также твердое и безошибочное использование самых разнообразных единичных отдельных явлений, что выученный русский язык становится для него родным.Таким образом, непосредственной целью дневника А.Н. Гвоздева было изучение процесса овладения родным языком ребенка, и впоследствии автор провел несколько фундаментальных исследований этого процесса. Фактическое содержание дневника превзошло первоначальное намерение автора. Он описывает речевые ситуации, поведение ребенка, особенности его восприятия окружающего мира, различные проявления детского любопытства, развитие способностей к абстрактному мышлению. Вместе, в хронологическом порядке, дневниковые записи с уникальной документацией воспроизводят жизнь ребенка - «мир детства».ЗаключениеКак в норме, так и в патологии развитие речи детей представляет собой сложный и разнообразный процесс. Дети не сразу и внезапно осваивают лексико-грамматическую структуру, слоговую структуру слов, звуковое произношение и т.д. Некоторые языковые группы изучаются раньше, другие гораздо позже. Поэтому на разных стадиях речевого развития детей одни элементы языка уже усвоены, а другие еще не усвоены или частично ассимилированы. Освоение фонетики тесно связано с общим прогрессивным ходом формирования лексико-грамматической структуры русского языка. Отсюда такое разнообразие нарушений норм, о которых говорят дети.До определенного момента детская речь полна неточностей, указывающих на оригинальное и немотивированное использование такого строительного материала языка, как морфологических элементов. Постепенно смешанные элементы слов дифференцируются по видам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям, а единичные и редко встречающиеся формы начинают употребляться постоянно. Постепенно свободное употребление морфологических элементов слов уменьшается, а употребление словообразований становится устойчивым, то есть осуществляется их лексикализация.Усвоение родного языка ребенком происходит со строгой регулярностью и характеризуется рядом общих для всех детей особенностей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко понимать весь путь последовательного развития речи детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Необходимо четко понимать каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить определенные отклонения в этом процессе. Знание моделей речевого развития детей в процессе онтогенеза также необходимо для правильного построения всей коррекционной и воспитательной работы по преодолению речевой патологии.Список литературыГвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2015. - 358 с.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2016. - 287 с.Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 415 с.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1992. – 314 с.
1. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.
2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2015. - 358 с.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2016. - 287 с.
4. Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 415 с.
5. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1992. – 314 с.
Вопрос-ответ:
Каковы основные этапы становления связной речи в онтогенезе?
Основные этапы становления связной речи в онтогенезе включают фазы предречевого периода (голосовые реакции), первые слова, двусложные словосочетания и постепенное развитие речи до появления полноценных предложений.
Какие первые систематические описания детской речи существуют?
Один из первых систематических описаний детской речи - это дневники и документальные записки А.Н. Гвоздева, особенно его дневник "От первых слов до первого класса", где он подробно описывает этапы развития речи у своего сына.
Какие голосовые реакции проявляются у детей в возрасте 1-5 месяцев?
В этом возрасте дети проявляют голосовые реакции, такие как жужжание, а-а, у-у, а-у, а-и-т-д, которые являются первыми шагами к развитию и формированию детской речи.
Какие этапы развития речи описывает А.Н. Гвоздев в своем дневнике?
А.Н. Гвоздев в своем дневнике "От первых слов до первого класса" описывает этапы развития речи у своего сына, начиная от первых слов, двусложных словосочетаний и постепенного развития до появления полноценных предложений.
Существует ли литература, посвященная развитию детской речи?
Да, существует множество литературы, посвященной развитию детской речи. Одна из таких книг - это дневники и документальные записки А.Н. Гвоздева, где он описывает этапы развития речи у своего ребенка. Также существуют другие научные и популярнонаучные издания на эту тему.
Какие есть основные этапы становления связной речи в онтогенезе?
Основные этапы становления связной речи в онтогенезе включают предречевой период, период начала произвольных слогов, период активного использования односложных слов и фраз, период развития грамматики и период образования полноценной речи.
Какие дневники и документальные записки А.Н. Гвоздева связаны с детской речью?
А.Н. Гвоздев описал свой дневник "От первых слов до первого класса", в котором он подробно описывает развитие речи своей дочери с рождения до поступления в первый класс.
Какие голосовые реакции наблюдаются у детей в возрасте 1-5 месяцев?
Голосовые реакции детей в возрасте 1-5 месяцев включают жужжание, а-а, у-у, а-у, а-и, т-д и др. Это первые звуковые проявления, которые говорят о начале формирования детской речи.
Какие периоды развития речи описывает дневник А.Н. Гвоздева "От первых слов до первого класса"?
В дневнике А.Н. Гвоздева "От первых слов до первого класса" описываются следующие периоды развития речи: предречевой период, период активного использования односложных слов и фраз, период развития грамматики и образования полноценной речи.
Какие были первые систематические описания детской речи?
Первые систематические описания детской речи были сделаны в дневниках и документальных записках А.Н. Гвоздева. Он подробно описал развитие речи своей дочери в дневнике "От первых слов до первого класса". Эта работа считается одной из первых исследований детской речи.
Какие этапы проходит детская речь в онтогенезе?
Детская речь проходит несколько основных этапов в онтогенезе: плач, голосовые реакции, первые слова, словосочетания, связные предложения. На каждом из этих этапов происходит развитие и улучшение речи, приобретение новых навыков и умений.
Какие были первые систематические описания детской речи?
Одним из первых систематических описаний детской речи является дневник А.Н. Гвоздева "От первых слов до первого класса". В этом дневнике Гвоздев подробно фиксировал развитие речи своей дочери с момента ее первых слов и до момента поступления в первый класс школы.