Отражение темы униженных и оскорблённых женщин в японской литературе Нового
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 30.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей отражения темы униженных и оскорбленных женщин в литературе Нового времени 3
1.1 Специфика женской прозы в Японии XIX-ХХ века 3
1.2 Особенности изображения женских образов в японской литературе 7
Глава 2. Особенности изображения женских образов в японской литературе Нового времени (на примере произведений Хигути Итиё и Фумико Энти) 11
2.1 Психологизм в изображении женских образов в творчестве Хигти Итиё 11
2.2 Система женских образов в произведениях Фумико Энти 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Ее сочинения наполнены эротическими мотивами – исследованием женской чувственности и сексуальных фантазий.В основе многих произведений ФумикоЭнти лежит личный опыт. В 1930 г. писательница приняла предложение журналиста ЭнтиЁсимацу выйти за него замуж, и в 1932 г. у них родилась дочь. Фумико считала, что одинокая женщина беззащитна, а замужество обеспечит ей творческую свободу. Этот несчастливый брак продлился сорок два года. Личный опыт писательницы позволил ей передать в художественной литературе глубину страданий женщин [19, с. 48].Однако ЭнтиФумико не причисляла себя к авторам эгобеллетристики, создателям «прозы о себе» (ватакусисёсэцу). По этому поводу она разъясняла: «Когда у меня возникает некая история, и я желаю облечь ее в форму романа, то стараюсь создать ситуацию, полностью отличающуюся от моего жизненного опыта. Но что стимулирует мой замысел – было что-то услышано, увидено или прочитано? Разумеется, нет. Вероятно, мои фантазии – все же в стиле прозы о себе? Я привлекаю личный опыт и на данный момент могу сказать, что создать совершенно иной мир, как бы взглянуть с высоты птичьего полета, мне не под силу» [18, с. 498]. Она отмечала, что без использования личного опыта подлинной достоверности не достичь – выходит банально и неубедительно [Там же, с. 498].Литературное творчество писательницы было прервано в 1946 г. из-за тяжелой болезни. В клинике Токийского университета она перенесла гитерэктомию – операцию по удалению злокачественной опухоли матки. Затем наступил долгий период реабилитации – в течение пяти месяцев она находилась на грани между жизнью и смертью в результате возникшей пневмонии. В связи с этим ЭнтиФумико писала: «Мною глубоко была пережита мысль об утрате, словно из моей женской плоти вынули сердцевину» [10, с. 167]. Болезнь усилила ее познание «женщины изнутри» и привела к большей проницательности в понимании женской сексуальности, что нашло отражение в зрелых работах. Литературный критик Это Дзюн (1932–1999) отмечал: «ЭнтиФумико смогла чрезвычайно свободно обрисовать женщину, потому что она перестала быть женщиной. Тем самым автор, который уже не мог быть женщиной, продемонстрировал стремление создать в вымышленном мире своих сочинений собственную женщину» [10, с. 168]. В эссе «Быть женщиной» писательница признавалась: «Вспоминая детские годы, могу сказать, что о сексуальной стороне женщины я узнала довольно поздно. В этом плане многое мне объяснили романы эпохи Эдо (1600–1867), театры Кабуки и Дзёрури Мои родители тоже любили театр, так что я, в буквальном смысле, воспитывалась на спектаклях, что мы видели. Сейчас я могу сказать, исходя из атмосферы тех лет, что для женщины просмотр спектакля был равносилен утолению сексуального желания. Ведь во время представления актеры своей игрой искусно доносят до зрителей разнообразные эмоции – радость, гнев, печаль, беззаботность. Для зрительниц, поклонниц актера, это одновременно означало и наслаждение от просмотра пьесы, и сексуальное удовлетворение. Среда, вкоторой я росла, была здоровой, но впечатления, полученные мной в детские годы от искусства и литературы эпохи Эдо, нельзя назвать здоровыми с точки зрения нормы. Я воспитывалась, не сознавая этого, что, думается, было своего рода сексуальным извращением» [18, с. 499]. Успех писательнице принес один из первых ее произведений – рассказ «Голодные времена» (1953), после которого в ее литературном творчестве начался зрелый период плодотворной деятельности и пришло широкое признание. В произведении раскрывается состояние женщины, Саку, не удовлетворенной семейной жизнью, испытывающей физические и эмоциональные страдания.ЭнтиФумико пережила тяготы военных лет, послевоенные лишения и мучительную болезнь, что не могло не сказаться на ее литературе. Героини ее произведений наделяются яркими индивидуальными чертами, проявляют зрелые личностные качества, обнаруживают стойкость и мужественность, свойственные женскому характеру. Автор острым взглядом оценивает действительность, и ее творения обретают глубину. Кроме того, писательница с бесстрашием обращается к интимной сфере отношений мужчин и женщин, откровенно рассказывая о потаенных желаниях и скрываемых чувствах. Ее героини стремятся разрушить сложившиеся стереотипы, заявляя о праве на независимость от закоснелых догм конфуцианской морали. Не случайно писательница направляет их на путь «мести», видя в этом средство противостоять своему бесправию и власти мужчин.Роман «Цитадель» (1957) ошеломляет своей профессиональной исторической точностью, особой чувственностью и страстным феминизмом. В романе воссоздается Японимя начала эпохи Мэдзи и показана история семьи влиятельного чиновника Сиракавы, живущего по феодальным принципам и не воспринимающего революционные преобразования в стране. Повествование наполнено особой яркостью и драматизмом. Основной темой романа является сложный мир неуловимых переживаний женщины и ее внутренняя сила. Главное внимание уделено в романе хозяйке дома Томо, которая ищет для своего муж новых наложниц. Она чувствует вину за то, что «пособничает мужу в чудовищном злодеянии», но вынуждена подчиняться прихотям мужа. В то же время Томо удается сохранять свое достоинство на протяжении многих лет, что потрясает молодых любовниц. Томо всегда держит себя в руках, не показывает обид, не обвиняет мужа или молодых наложниц, пытаясь помочь им. На Томо держится все хозяйство в доме, она следит за домочадцами, оберегает имя и честь своей семьи, но в то же время ее мысли и здоровье никого не интересуют. Образ сильной женщины в полной раскрывается в образе Томо, несокрушимой и вечной, несмотря на невзгоды. На примере ее внутренних страданий ФумикоЭнти показывает всю извращенность феодального уклада старой Японии. В чопорном доме Сиракавы словно остановилось время. В стране веет переменами и грядет революция, но сама Цитадель остается неизменной в своей извращенной морали. В образе других жительниц Цитадели также показаны различные образы японских женщин, вынужденных как-то выживать в извращенной системе традиционного патриархального общества. Мия, невестка Сиракавы, приспосабливается под внешние обстоятельства, выбрав своим оружием кокетство и беспечность. По-мальчишески простая и бесхитростная Юми, с помощью которой собственные родители подправили свое финансовое положение. Непорочная и ослепительно красива Суги, которую все равно «продали бы – не сюда, так в другое место. В другие руки» [14]. В конечном итоге каждая из этих женщин является в глазах Сиракавы просто игрушкой, исполнительницей роли. Томо, выполнившая функцию матери двух детей, годами живет в ощущении собственного одиночества и брошенности. Суги до 40 лет остается барышней и не имеет никаких прав, наскучив хозяину. ФумикоЭнти воссоздает целую систему женских образов, показывая их жизни, замкнутыми в Цитадель. Ни одна из этих женщин не прожила свою жизнь, выполнив роль игрушки. Система полностью подавила их, в том числе и несокрушимую Томо, которая до конца верит, что «воля императора и чиновников была для неё законом, точно так же как впитанная с молоком матери мораль: жена да повинуется мужу и господину своему, сколь бы абсурдны ни были его приказания» [14]. В произведениях ЭнтиФумико вскрываются злободневные гендерные проблемы. Писательницей рассматривается положение женщины в современном обществе с учетом комплекс социологических, психологических, культурологических явлений. Судьба женщины, борющейся за независимость и достоинство, предстает в водовороте страстей, в котором сплетаются воедино отживающее старое и нарождающееся новое. Ломая старый жизненный уклад, женщина переживает внутренние психологические конфликты, преодолевает драматичные ситуации.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данной работы являлось рассмотрение особенностей отражения темы униженных и оскорбленных женщин в японской литературе Нового времени на примере произведений ХигутиИтиё и ФумикоЭнти. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:1) рассмотрена специфика женской прозы в Японии конца XIX века;2) выявлены особенности изображения женских образов в японской литературе Нового времени;3) проанализированы психологические особенности женских образов в произведениях ХигутиИтиё;4) прослежено отражение темы униженных и оскорбленных женщин в системе женских образов произведений ФумикоЭнти.Женская проза в Японии XIX-XX века развивается в соответствии с культурными, социальными и политическими изменениями в стране. Женскую прозу отличает взаимосвязь романтических и реалистических тенденций, которые получили свое отражение в женских образах. Женские образы в японской литературе Нового времени передаются писательницами с особым психологизмом и вниманием к деталям. Показано тревожное состояние женщины, ее переживания, потерянность, незащищенность, которая раскрывается в девиантном поведении, что свидетельствует о неблагополучии общества и его социокультурной системы. Особое, униженное и оскорбленное положение женщины показано в произведениях ХигутиИтиё и ФумикоЭнти. В рамках творчества ХигутиИтиё показано плачевное положение женщины из низших слоев, которая вынуждена продавать свое тело во всех смыслах. Писательница пыталась через свою прозу обозначить острые социально-классовые и гендерные проблемы. Извращенную сторону традиционного феодального уклада Японии показала в своих произведениях ФумикоЭнти. Изобразив целую галерею женских образов, вынужденных подчиняться патриархальной системе, писательница обличает старый уклад. Обе писательницы раскрывают тему униженных и оскорбленных женщин с особым драматизмом и психологизмом, изображая бытовые детали, которые формируют образ женщины, вынужденной подчиняться и исполнять отведенную ей в обществе роль. Исследуемая тема имеет перспективы дальнейшего изучения в таком направлении как изучение особенностей изображения женских образов в литературе японских и восточных авторов литературы ХХ-XXIвека. Таким образом, поставленные в исследовании цели и задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Абашева М П Русская женская проза на рубеже XX - XXI веков / М.П. Абашева, Н.В. Воробьева - Пермь: ПОНИЦАА, 2007. - 117 с.2.Балакина Л. В. Проявление гендерного фактора в художественном тексте: дисс. ... канд. филол. наук / Л. В. Балакина. - Орел, 2005. - 187 с.3.Гаврикова Д.С. Феминистические идеи в японской литературе конца XIX – начала XX в. // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». – 2019. – С. 100-107. 4.Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени / У. Дил. – Москва: Вече, 2011. – 464 с. 5.Долин А.А. Японский романтизм и становление новой поэзии / А.А. Долин. - М.: ГРЛВ, Наука, 1978. - 282 с.6.Дьяконова Е. Главные произведения японской литературы [Электронный ресурс]. – URL: http://arzamas.academy/materials/714 (дата обращения 28.01.2021).7.Иванова Ю.В. Проблематика творчества японской писательницы АриёсиСавако: автореф. диссерт. канд. фил.наук: 10.01.03/ Ю.В. Иванова. – Владивосток, 2014. – 21 с. 8.Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках / Н.И. Конрад. – М.: Наука, 1991. – 562 с. 9.Николенко А.В. Женщина в японском социуме в конце XIX- начале XX вв. // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. – 2015. - №2. – С. 156-161. 10.НогутиХироко. ЭнтиФумико – человек и литература / НогутиХироко. - Токио: Бэнсэй, 2010. - 274 с.11.Румак Ю.С. Факторы формирования гендерных образов в культуре Японии: автореф. диссер. на соиск. уч. ст. канд. культурологии: 24.00.01 / Ю.С. Румак. – Саратов, 2010. – 23 с. 12.Сулейменова А. М. Образ женщины: Российский и японский взгляд // Вестник ЧелГУ. - 2008. - №13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhenschiny-rossiyskiy-i-yaponskiy-vzglyad (дата обращения: 11.02.2021).13.Сэнсом Дж. Б. Япония: краткая история культуры / Дж. Б. Сэнсом. – Санкт-Петербург: Евразия, 1999. – 573 с. 14.ФумикоЭнти. Цитадель (пер. с яп. Г. Дуткиной) [Электронный ресурс] / СПб.:– Гиперион, 2007.– 256 с. - URL: https://hyperion.spb.ru/index.php?view=book&id=141&text=true15.ХигутиИтиё. Мутный поток [Электронный ресурс] / Спб: Гиперион, 2005. - URL: https://libcat.ru/knigi/proza/342625-higuti-itiyo-mutnyj-potok.html (дата обращения: 07.02.2021)16.Хигути И. Сверстники [Электронный ресурс]. – URL: http://royallib.com/book/itiyo_higuti/sverstniki.html (дата обращения 27.01.2021).17.ХигутиИтиё. Тринадцатая ночь. Спб: Гиперион, 2005. / Электронная библиотека ЛитМир. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=221787. (Дата обращения: 10.02. 2021)18.ХирабаясиТайко, ЭнтиФумико. Сю. Собрание сочинений // Полное собрание японской литературы. Токио: Тикумасёбо, 1975. - Т. 40. - 513 с. 19.Fairbanks C. Japanese Women Fictions Writers. Lanham: Scarecrow Press, 2002. - 647 p.20.Gessel V. Echoes of Feminine Sensibility in Literature / V. Gessel // Japan Quarterly. − 1988. − № 35. − P. 410−416.21.Stuart Laurie K. Female Frustration: Disassociating an Individual Consciousness from a Collective Environment in Short Stories by Japanese Women // Master Thesis: University of Alaska-Anchorage. – 1995. – 121 p.22.Ueno Chizuko. Resisting Sadomasochism in KonoTaeko / Chizuko Ueno // Unpublished Ph. D. Dissertation: University of Oregon. – 1998. – 180 p.
1. Абашева М П Русская женская проза на рубеже XX - XXI веков / М.П. Абашева, Н.В. Воробьева - Пермь: ПОНИЦАА, 2007. - 117 с.
2. Балакина Л. В. Проявление гендерного фактора в художественном тексте: дисс. ... канд. филол. наук / Л. В. Балакина. - Орел, 2005. - 187 с.
3. Гаврикова Д.С. Феминистические идеи в японской литературе конца XIX – начала XX в. // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». – 2019. – С. 100-107.
4. Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени / У. Дил. – Москва: Вече, 2011. – 464 с.
5. Долин А.А. Японский романтизм и становление новой поэзии / А.А. Долин. - М.: ГРЛВ, Наука, 1978. - 282 с.
6. Дьяконова Е. Главные произведения японской литературы [Электронный ресурс]. – URL: http://arzamas.academy/materials/714 (дата обращения 28.01.2021).
7. Иванова Ю.В. Проблематика творчества японской писательницы Ариёси Савако: автореф. диссерт. канд. фил. наук: 10.01.03/ Ю.В. Иванова. – Владивосток, 2014. – 21 с.
8. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках / Н.И. Конрад. – М.: Наука, 1991. – 562 с.
9. Николенко А.В. Женщина в японском социуме в конце XIX- начале XX вв. // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. – 2015. - №2. – С. 156-161.
10. Ногути Хироко. Энти Фумико – человек и литература / Ногути Хироко. - Токио: Бэнсэй, 2010. - 274 с.
11. Румак Ю.С. Факторы формирования гендерных образов в культуре Японии: автореф. диссер. на соиск. уч. ст. канд. культурологии: 24.00.01 / Ю.С. Румак. – Саратов, 2010. – 23 с.
12. Сулейменова А. М. Образ женщины: Российский и японский взгляд // Вестник ЧелГУ. - 2008. - №13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhenschiny-rossiyskiy-i-yaponskiy-vzglyad (дата обращения: 11.02.2021).
13. Сэнсом Дж. Б. Япония: краткая история культуры / Дж. Б. Сэнсом. – Санкт-Петербург: Евразия, 1999. – 573 с.
14. Фумико Энти. Цитадель (пер. с яп. Г. Дуткиной) [Электронный ресурс] / СПб.:– Гиперион, 2007.– 256 с. - URL: https://hyperion.spb.ru/index.php?view=book&id=141&text=true
15. Хигути Итиё. Мутный поток [Электронный ресурс] / Спб: Гиперион, 2005. - URL: https://libcat.ru/knigi/proza/342625-higuti-itiyo-mutnyj-potok.html (дата обращения: 07.02.2021)
16. Хигути И. Сверстники [Электронный ресурс]. – URL: http://royallib.com/book/itiyo_higuti/sverstniki.html (дата обращения 27.01.2021).
17. Хигути Итиё. Тринадцатая ночь. Спб: Гиперион, 2005. / Электронная библиотека ЛитМир. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=221787. (Дата обращения: 10.02. 2021)
18. Хирабаяси Тайко, Энти Фумико. Сю. Собрание сочинений // Полное собрание японской литературы. Токио: Тикума сёбо, 1975. - Т. 40. - 513 с.
19. Fairbanks C. Japanese Women Fictions Writers. Lanham: Scarecrow Press, 2002. - 647 p.
20. Gessel V. Echoes of Feminine Sensibility in Literature / V. Gessel // Japan Quarterly. − 1988. − № 35. − P. 410−416.
21. Stuart Laurie K. Female Frustration: Disassociating an Individual Consciousness from a Collective Environment in Short Stories by Japanese Women // Master Thesis: University of Alaska-Anchorage. – 1995. – 121 p.
22. Ueno Chizuko. Resisting Sadomasochism in Kono Taeko / Chizuko Ueno // Unpublished Ph. D. Dissertation: University of Oregon. – 1998. – 180 p.
Вопрос-ответ:
Какие особенности изображения женских образов в японской литературе Нового времени?
В японской литературе Нового времени особенности изображения женских образов включают в себя специфику женской прозы, особенности психологического анализа и изображения внутреннего мира героинь, и особенности изображения женских образов в контексте социальной, экономической и культурной ситуации Японии на тот период.
Какие особенности присутствуют в женской прозе в Японии XIX-XX века?
В женской прозе в Японии XIX-XX века можно выделить особенности, такие как акцент на детали и повседневные события, фокус на внутреннем мире героинь и их эмоциональном состоянии, а также тематика, связанная с традиционной ролью женщины в японском обществе.
Какие особенности изображения женских образов выделяются в японской литературе Нового времени?
В японской литературе Нового времени можно отметить особенности изображения женских образов, такие как исследование внутреннего мира героинь, их психологический портрет, изображение женских переживаний и конфликтов, а также представление социального и культурного контекста, в котором они находятся.
Каким образом в японской литературе Нового времени изображаются униженные и оскорбленные женщины?
В японской литературе Нового времени униженные и оскорбленные женщины изображаются через их внутренний мир, эмоциональные переживания, столкновения с социальными ограничениями и насилием, а также через рассказы о травматических событиях и их последствиях на психологию героинь.
Какие писатели и их произведения помогают проиллюстрировать особенности изображения женских образов в японской литературе Нового времени?
Два примера писателей, чьи произведения помогают проиллюстрировать особенности изображения женских образов в японской литературе Нового времени, - это Хигути Ити и Фумико Энти. Их произведения характеризуются глубоким анализом психологии героинь, описанием их внутреннего мира и конфликтов, а также отражением социальных и культурных реалий японского общества.
Какие особенности женской прозы в Японии XIX-XX века можно отметить?
Женская проза в Японии XIX-XX века была отличительна своей спецификой. Она часто отражала тему униженных и оскорбленных женщин. Женская проза этого периода характеризовалась глубоким психологизмом, отображая внутренний мир героинь, их чувства и мысли.
Какие особенности изображения женских образов можно наблюдать в японской литературе?
В японской литературе Нового времени можно выделить особенности изображения женских образов. Часто авторы отображали женщин как униженных и оскорбленных, страдающих от неравноправия и социальных ограничений. При этом, образы женщин в литературе являлись очень психологичными, их внутренний мир был подробно раскрыт.
Какие писательницы примеряют на себя отражение темы униженных и оскорбленных женщин в японской литературе?
Примером писательниц, отражающих тему униженных и оскорбленных женщин в японской литературе, являются Хигути Иту и Фумико Энти. Их произведения отличаются глубоким психологизмом и изображают внутренний мир героинь, их страдания и трудности, связанные с жизнью в патриархальном обществе.
Какие теоретические аспекты можно выделить в изучении особенностей отражения темы униженных и оскорбленных женщин в литературе Нового времени?
Изучение особенностей отражения темы униженных и оскорбленных женщин в литературе Нового времени может включать рассмотрение специфики женской прозы в Японии XIX-XX века, а также особенностей изображения женских образов. Важно также учитывать психологический аспект и изучать внутренний мир героинь, их чувства и мысли.
Какие теоретические аспекты изучаются в статье?
В статье рассматривается тема униженных и оскорбленных женщин в японской литературе Нового времени. В частности, статья обращает внимание на специфику женской прозы в Японии XIX-XX века и особенности изображения женских образов в японской литературе.
Какие авторы и их произведения рассматриваются в статье?
Статья рассматривает произведения Хигути Ити и Фумико Энти. На основе этих произведений анализируются особенности изображения женских образов в японской литературе Нового времени.