Полисемия и семантическое словообразование в современном немецком языке
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 01.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Явление полисемии и семантического словообразования в лингвистике 5
1.1 Определение статуса словообразовательного процесса 5
1.2 Определение полисемии и ее специфика 8
1.2 Особенности семантического словообразования 13
Выводы по главе 16
Глава 2. Анализ семантического словообразования на примере текстов СМИ 17
2.1 Типы формальных связей значений полисемантичных слов 17
2.2 Примеры семантического словообразования в немецком языке в период пандемии 18
Выводы по главе 23
Заключение 24
Список литературы 26
«Quarantäne» был довольно экзотическим, архаичным словом в Европе до 2019 года и почти что не использовался, в то время как в 2020 году он получил широкое распространение. Согласно словарным данным семантическое значение данной лексемы следующее:
- vorübergehende Isolierung von Personen, Tieren, die von einer ansteckenden Krankheit befallen sind oder bei denen Verdacht darauf besteht (als Schutzmaßnahme gegen eine Verbreitung der Krankheit) [Duden Online Wörterbuch 2021, URL].
В 2020–2021 гг. данная лексема расширила свое семантическое значение и стала использоваться для номинации новых социальных условий жизни, когда люди вынуждены сократить до минимума общение с другими и наводиться преимущественно дома, вне зависимости от того, болеют они или нет. Приведем пример из речи:
Von Personen, die von diesen Zonen aus verreisen wollten, könnte vor der Abreise ein Test verlangt werden sowie Quarantäne nach der Ankunft [Spiegel 2021, URL].
Людей, желающих выехать из этих зон, могут потребовать пройти тест перед отъездом и поместить в карантин по прибытии.
Также по-новому стали осмысливаться такие лексемы, как lockdown, Lockerung, Selbstisolation. Если ранее они носили узуальный характер и номинировали ограничительные меры, которые применялись в исключительных случаях, то во время пандемии они приобрели новые семантические значения и стали обозначать новые условия жизни общества в 2020–2021 гг.
Приведем пример из речи:
Einige Bundesländer drängen weiter auf Lockerung und wollen einen neuen Richtwert, andere fordern den Lockdown [Welt 2021, URL].
Некоторые федеральные земли продолжают настаивать на смягчении и хотят установить новый ориентир, другие призывают к изоляции.
Можно привести пример еще одного узконаправленного термина, который во время пандемии расширил свое семантическое значение и приобрел статус общеупотребимого – Reproduktionszahl. Его словарное значение следующее:
- Zahlenwert, der die durchschnittliche Weiterverbreitung einer Infektionskrankheit durch je eine infizierte Person angibt [Duden Online Wörterbuch 2021, URL]
В новом значении этот термин говорит о скорости распространения инфекционной болезни. Речь идёт о математическом расчёте количества людей, зараженных одним инфекционным пациентом, если он попадает в незараженную среду, например:
Weitere Sorgen bereitet die Entwicklung der sogenannten Reproduktionszahl [Spiegel 2021, URL].
Еще одна причина для беспокойства - развитие так называемого репродуктивного числа.
Новое значение приобрело прилагательное wild, которое используется для обозначения чего-то странного и непонятного. Согласно данным словаря его значение следующее:
- nicht domestiziert; nicht kultiviert, nicht durch Züchtung verändert; wild lebend; wild wachsend;
- nicht zivilisiert; auf niedriger Kulturstufe stehend;
- unzivilisiert, nicht gesittet;
- im natürlichen Zustand befindlich, belassen; vom Menschen nicht verändert; urwüchsig;
- wuchernd, unkontrolliert wachsend;
- taub (3);
- (von Land) nicht urbar gemacht;
- unkontrolliert, nicht reglementiert [und oft ordnungswidrig oder gesetzwidrig]; offiziell nicht gestattet;
- heftig, stürmisch; ungestüm, ungezügelt; durch nichts gehemmt, abgeschwächt, gemildert [Duden Online Wörterbuch 2021, URL]
В контексте данного исследования эта лексема представляет интерес, потому что расширило свое семантического значение и стало использоваться в 2020–2021 гг. для описания современной молодежи, которая отдалилась от реального мира и считает общение вживую чем-то диким и непривычным.
Новое значение приобрело слово die Triage. Обращение к словарю позволяет установить следующие его семантические значения:
- Einteilung von Erkrankten oder Verletzten nach dem Schweregrad ihres Leidens;
- Ausschuss [bei Kaffeebohnen] [Duden Online Wörterbuch 2021, URL].
В 2020–2021 гг. данная лексема приобретала еще одно значение:
- очередность того, какому из пациентов, больных короновирусом, будет оказана медицинская помощь.
Данное значение реализуется, например, в следующем контексте:
Die Krankenhäuser füllten sich, es wurde vor Triage gewarnt: Der Entscheidung von Ärzten, welchen Patienten… [Süddeutsche Zeitung 2021, URL].
Больницы переполнены, даны предупреждения о распределении больных: решение врачей, какой пациент…
Интересно отметить, что новые слова, образованные путем расширения своего значения, учувствуют в процессах аббревиации, например:
AHA - Abstand-Hygiene-Alltagsmaske
Еще одно сокращение: Munaschu и Munamaske. Эти названия защитной маски появились в результате соединения слов Mund-Nase-Schutz и Mund-Nase-Maske, то есть "рот-нос-защита" или "рот-нос-маска".
По-новому стала использоваться лексема Zeit, которая выступая в составе словосочетания номинирует период, который был до распространения короновирусной инфекции:
… Es besteht kein Zweifel, dass viele nach Monaten der Navigation durch eine anhaltende Pandemie darauf aus sind, in die „Vor-Zeiten“ zurückzukehren.
…, нет никаких сомнений в том, что многие хотят вернуться в «прежние времена» после нескольких месяцев работы в условиях продолжающейся пандемии.
Лексема Party в сочетании со словом Corona приобретает новое значение и означает вечеринку, когда приятели, не имея возможности встретиться лично, общаются друг с другом посредством видеосвязи.
Возможно, одним из важнейших факторов широкого распространения новой терминологии, связанной с коронавирусом, у современного человека больше цифровых возможностей, чем когда-либо прежде. Например, во время вспышки атипичной пневмонии в 2002 году или вспышки свиного гриппа в 2009 году у людей не было такого широкого доступа к интернету, где они имели возможность свободно обмениваться мнениями. Мгновенный доступ к социальным сетям СМИ теперь являются неотъемлемой частью современной жизни, и люди делятся контентом с друзьями и семьей через различные социальные сети. Масштаб наших онлайн-связей означает, что теперь у людей появилось гораздо больше возможностей придумать новый термин и поделиться им за пределами своих непосредственных местных сообществ.
Выводы по главе
Анализ семантического словообразования показал, что полисемантичное слово вмещает в себе нескольких лексико-семантических вариантов, соотнесенных с одной лексемой. Значения таких вариантов образуют внутрисловную семантическую парадигму, они семантически связаны (через общие семантические признаки) между собой.
Семантические изменения, которые произошли с лексикой в период пандемии, являются чисто техническими – многие уже существующие слова приобрели новое значение, чтобы обозначить новую ситуацию и общественные реакции на нее. Именно в этом состоит суть семантического словообразования.
Заключение
В научной литературе нет единой точки зрения на явление полисемии. Однако есть совершенно четкая тенденция к пониманию речевой многозначности, как лингвистического процесса, который входит в систему речевой деятельности и поэтому становится полноправным объектом исследований.
Лексическая полисемия – это способность единиц лексикона, реализуемая в процессе функционирования языка и проявляющаяся в наличии у слова нескольких системно закреплённых, семантически взаимосвязанных и функционально взаимодействующих значений, которые служат средством номинации объективно различных предметов и явлений и различаются в языке синтагматически и парадигматически.
При анализе семантического поля многозначного слова выделяются прямые и переносные значения слова.
Контекст в своем узком и широком понимании очень важен для определения того или иного значения полисемичного слова.
Наличие в словарном составе языка широкозначных слов – это подтверждение того, что в языке непрерывно идут различные динамические процессы. Язык не представляет собой статичную структуру, он непрерывно изменяется и развивается.
На сегодняшний день выделяют два пути развития широкозначных слов: радиальный и циклический.
При цепочечном развитии полисемии каждое последующее значение слова образуется из предыдущего. При радиальной полисемии существует некое центральное значение, от которого, как радиусы, отходят производные значения.
Семантическое словообразование на фоне межчастеречной перекатегоризации заставляет исследователя уделять особое внимание категориальным значениям частей речи, поскольку в этом случае новое значение у производного слова возникает в том числе и как следствие перемещения исходного слова в другую часть речи. Дериват при этом приобретает категориальное значение новой части речи.
Список литературы
Апресян Ю.Д. Идея и методы современной структурной лингвистики. – М.: Прогресс, 1966. – 189 с.
Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. – М.: Наука, 1975. – 285 с.
Гринёв С.В. Введение в терминоведение. – М.: Московский лицей, 2008. – 309 с.
Дубенец Э. М. Лингвистические изменения в современном английском языке. – М.: Издательство «Глосса-Пресс», 2003. – 256 с.
Звегинцев В. А. Очерки по общему языкознанию. – М.: Просевщение, 1978. – 256 с.
Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. – М.–Л.; Наука, 1965. – 148 с.
Кубрякова Е.С. Что такое словообразование? – М.: Наука. 1965. – 77с.
Литвин Ф.А. Многозначность слова в языке и речи. – М.: КомКнига, 2005. – 120 с.
Медведева Н. П. Интернет-сленг: причины возникновения и основные способы словообразования // Научный альманах. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2018. – С. 170–172.
Муравицкая М. П. Некоторые вопросы многозначности. – Киев, Изд-во Киевского ун-та, 1964. – 32 с.
Плотникова Л. И. Активизация компрессивного словообразования в современном русском языке // Новая наука: стратегии и векторы развития. – Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2016. – С. 183–186.
Свиридонова В. П. Лексика прессы как отражение реалий общественно-политической жизни // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: материалы Международной научной конференции (г. Волгоград, 09 января – 01 апреля 2017 г.). – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2017. – С. 27–31.
Степанова М.Д. Фляшер В. Теоретические основы словообразования в немецком языке. – М., 1984. – 315 с.
Усманова З. И., Эгамберганова М. А., Бекманова С. Ш. Моделирование словообразования. Теория словообразования в лингвистике // Актуальные научные исследования в современном мире. – Переяслав-Хмельницкий: Общественная организация «Институт социальной трансформации», 2018. – С. 44–47.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 428 с.
Юдаева К. В. New Noramal для России. – М.: Издательский дом «Дело», 2013. – 20 с.
Ярмашевич М.А. Знаковость аббревиатурных единиц // Вестник ОГУ. – 2002. - №6.
Яхонтов С. Е. Проблемы типологии и общей лингвистики. – СПб: Знание, 2006. – 304 с.
Adams V. An introduction to Modern English Word formation Longman Inc. – New York., 2001. – 230 p.
Bauer L. Huddlestone R. Lexical word-formation // The Cambridge Grammar of the English Language CUP. – Cambridge, 2006. – Pp. 1621-1721.
Fleischer W., Barz I.Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache.4., völlig bearbeitete Auflage. Berlin /Boston : De Gruyter GmbH&Co.KG:, 2012. – 504 S.
Gross H. Einführung in die germanistische Linguistik. München: Iudicium, 1998. – 268 S.
Henzen W. Deutsche Wortbildung. – Leipzig, 1965. – 98 S.
Список словарей
Словарь словообразовательных элементов немецкого языкa /А.Н.Зуев, И.Д.Молчанова, Р.З.Мурясов и др.; Под рук. М.Д.Степановой. – М.: Рус. яз.,1979. – 536 с.
Duden Online Wörterbuch. URL: https://www.duden.de/rechtschreibung/wild, дата обращения 19.03.2021
11
1. Апресян Ю.Д. Идея и методы современной структурной лингвистики. – М.: Прогресс, 1966. – 189 с.
2. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. – М.: Наука, 1975. – 285 с.
3. Гринёв С.В. Введение в терминоведение. – М.: Московский лицей, 2008. – 309 с.
4. Дубенец Э. М. Лингвистические изменения в современном английском языке. – М.: Издательство «Глосса-Пресс», 2003. – 256 с.
5. Звегинцев В. А. Очерки по общему языкознанию. – М.: Просевщение, 1978. – 256 с.
6. Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. – М.–Л.; Наука, 1965. – 148 с.
7. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование? – М.: Наука. 1965. – 77с.
8. Литвин Ф.А. Многозначность слова в языке и речи. – М.: КомКнига, 2005. – 120 с.
9. Медведева Н. П. Интернет-сленг: причины возникновения и основные способы словообразования // Научный альманах. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2018. – С. 170–172.
10. Муравицкая М. П. Некоторые вопросы многозначности. – Киев, Изд-во Киевского ун-та, 1964. – 32 с.
11. Плотникова Л. И. Активизация компрессивного словообразования в современном русском языке // Новая наука: стратегии и векторы развития. – Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2016. – С. 183–186.
12. Свиридонова В. П. Лексика прессы как отражение реалий общественно-политической жизни // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: материалы Международной научной конференции (г. Волгоград, 09 января – 01 апреля 2017 г.). – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2017. – С. 27–31.
13. Степанова М.Д. Фляшер В. Теоретические основы словообразования в немецком языке. – М., 1984. – 315 с.
14. Усманова З. И., Эгамберганова М. А., Бекманова С. Ш. Моделирование словообразования. Теория словообразования в лингвистике // Актуальные научные исследования в современном мире. – Переяслав-Хмельницкий: Общественная организация «Институт социальной трансформации», 2018. – С. 44–47.
15. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 428 с.
16. Юдаева К. В. New Noramal для России. – М.: Издательский дом «Дело», 2013. – 20 с.
17. Ярмашевич М.А. Знаковость аббревиатурных единиц // Вестник ОГУ. – 2002. - №6.
18. Яхонтов С. Е. Проблемы типологии и общей лингвистики. – СПб: Знание, 2006. – 304 с.
19. Adams V. An introduction to Modern English Word formation Longman Inc. – New York., 2001. – 230 p.
20. Bauer L. Huddlestone R. Lexical word-formation // The Cambridge Grammar of the English Language CUP. – Cambridge, 2006. – Pp. 1621-1721.
21. Fleischer W., Barz I.Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache.4., völlig bearbeitete Auflage. Berlin /Boston : De Gruyter GmbH&Co.KG:, 2012. – 504 S.
22. Gross H. Einführung in die germanistische Linguistik. München: Iudicium, 1998. – 268 S.
23. Henzen W. Deutsche Wortbildung. – Leipzig, 1965. – 98 S.
Список словарей
24. Словарь словообразовательных элементов немецкого языкa /А.Н.Зуев, И.Д.Молчанова, Р.З.Мурясов и др.; Под рук. М.Д.Степановой. – М.: Рус. яз.,1979. – 536 с.
25. Duden Online Wörterbuch. URL: https://www.duden.de/rechtschreibung/wild, дата обращения 19.03.2021
Вопрос-ответ:
Что такое полисемия и семантическое словообразование?
Полисемия - это явление, когда одно слово имеет несколько значений. Семантическое словообразование - это процесс создания новых слов путем изменения смысла уже существующих слов.
Как определить статус словообразовательного процесса?
Статус словообразовательного процесса определяется тем, является ли данный процесс системным и продуктивным. Если процесс системный, то он широко используется в языке и имеет определенные правила. Если процесс продуктивный, то он способен образовывать большое количество новых слов.
Какие особенности имеет семантическое словообразование?
Семантическое словообразование основывается на изменении значения уже существующего слова. Это может происходить путем добавления нового значения или изменения существующего значения. Одна и та же основа может образовывать слова с разными значениями в зависимости от контекста или окончания.
Какие типы формальных связей значений полисемантичных слов существуют?
Существуют такие типы формальных связей значений полисемантичных слов, как генетическая связь, причинно-следственная связь, контигуальная связь и другие. Генетическая связь предполагает наличие общего корня у родственных значений слова. Причинно-следственная связь связывает значения слов, образованных от одного основного значения. Контекстуальная связь возникает при использовании слова в определенном контексте и предполагает специфическое значение.
Какие выводы можно сделать по главе об особенностях семантического словообразования?
Основные выводы, сделанные по главе об особенностях семантического словообразования, заключаются в том, что семантическое словообразование является важной частью языка и позволяет нам выражать разные смыслы с помощью уже существующих слов. Оно также показывает гибкость и эффективность языка в адаптации к новым концепциям и идеям.
Что такое полисемия и семантическое словообразование в немецком языке?
Полисемия - это явление, при котором одно слово имеет несколько значений. Семантическое словообразование - это процесс образования новых слов и изменения их значения на основе смысловых связей с другими словами.
Как определить статус словообразовательного процесса?
Статус словообразовательного процесса определяется его лексической продуктивностью, то есть способностью порождать новые слова на основе уже существующих.
Что такое полисемантичные слова и какие у них особенности?
Полисемантичные слова - это слова, у которых несколько значений. Особенностью таких слов является наличие смысловой связи между этими значениями, которая может быть явной или неявной.
Как происходит семантическое словообразование в современном немецком языке?
Семантическое словообразование в современном немецком языке происходит путем изменения значения слова на основе его смысловых связей с другими словами. Это может происходить как путем добавления новых значения, так и путем изменения или расширения существующих значений.