Государственное устройство Литвы и РФ, сравнительная характеристика
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 02.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические аспекты бюджетного федерализма как основа устройства государства 4
1.1 Сущность бюджетного федерализма 4
1.2 Потенциальные эффекты бюджетной децентрализации 13
1.3 Бюджетная децентрализация в зарубежных странах 21
2 Сравнение государственного устройство Литвы и России 31
2.1 Особенности государственного устройства Литвы 31
2.2 Особенности государственного устройства России 35
2.3 Сравнительная характеристика государственного устройства России и Литвы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Объявить о досрочных выборах нельзя, если до истечения срока полномочий Президента осталось менее 6 месяцев, а также если после досрочных выборов Сейма не прошло 6 месяцев.Право законодательной инициативы принадлежит членам Сейма, Президенту Республики и Правительству, а также гражданам Литовской Республики. 50 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, могут представить в Сейм проект закона, который тот обязан рассмотреть. Законы считаются принятыми, если за них проголосовало большинство членов Сейма, участвовавших в заседании. Конституционные законы принимаются большинством голосов всех членов Сейма, а изменения в них - большинством в 3/5 голосов всех его членов. Законы Литовской Республики могут приниматься и референдумом.Сейм наделен значительными правами: помимо собственно законодательных функций он принимает постановления относительно референдумов; назначает выборы Президента Республики; учреждает предусмотренные законом государственные институты, а также назначает и освобождает их руководителей; по предложению Правительства образует или упраздняет министерства; назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей этих судов; назначает и освобождает Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы; образует Главную избирательную комиссию и вносит изменения в ее состав; утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; устанавливает налоги; ратифицирует и денонсирует международные договоры Литовской Республики, рассматривает другие вопросы внешней политики; устанавливает административное деление Республики; вводит прямое правление, военное и чрезвычайное положение, объявляет мобилизацию и принимает решение об использовании вооруженных сил.Важнейшей функцией Сейма является формирование и парламентский контроль деятельности Правительства. Сейм одобряет или не одобряет кандидатуру Премьер-министра, представляемую Президентом Республики; рассматривает представленную Премьер-министром программу Правительства и принимает решение относительно ее одобрения; осуществляет контроль за деятельностью Правительства, может выразить недоверие Премьер-министру или министру.Главой государства в Литве является Президент Республики, избираемый непосредственно населением сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может избираться Президентом не более двух раз подряд.Президент решает важнейшие вопросы внешней политики и совместно с Правительством осуществляет внешнюю политику; подписывает международные договоры Литовской Республики и представляет их в Сейм для ратификации, назначает и отзывает дипломатических представителей и т.д.С одобрения Сейма Президент назначает Премьер-министра, поручает ему образовать Правительство и утверждает его состав; также с одобрения Сейма освобождает Премьер-министра. В случае отставки Правительства или сложения им своих полномочий Президент в 15-дневный срок представляет на рассмотрение Сейма кандидатуру Премьер-министра; по представлению Премьер-министра назначает и освобождает министров. Он также представляет в Сейм кандидатуры судей Верховного суда и председателя Верховного суда; назначает судей Апелляционного суда, а из их числа - председателя Суда; назначает судей и председателей окружных и апелляционных судов (в случае одобрения их кандидатур Сеймом), меняет места их работы и вносит в Сейм предложения об освобождении судей; представляет в Сейм кандидатуры 3 судей Конституционного суда, а после назначения всех судей этого Суда из их числа представляет в Сейм кандидатуру председателя Конституционного суда; представляет в Сейм кандидатуру Государственного контролера и председателя правления Банка Литвы; может вносить в Сейм представление о выражении им недоверия; с одобрения Сейма назначает и освобождает командующего войсками и руководителя службы безопасности; в установленных Конституцией случаях объявляет досрочные выборы в Сейм. Президент обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы.Осуществляя предоставленные ему полномочия, Президент Республики издает акты-декреты. Для придания силы декретам Президента по ряду вопросов (объявление чрезвычайного положения, присвоение высших воинских званий и др.) они должны быть подписаны (контрасигнованы) Премьер-министром или соответствующим министром.Совместно с Президентом исполнительную власть осуществляет Правительство Литовской Республики, которое составляют Премьер-министр и министры. Премьер-министр в 15-дневный срок с момента своего назначения представляет Сейму образованное им и утвержденное Президентом Правительство и его программу. Полномочия на осуществление своей деятельности новое Правительство получает в случае одобрения программы простым большинством голосов.Правительство Литовской Республики управляет делами края, охраняет территориальную неприкосновенность Литовской Республики, гарантирует государственную безопасность и общественный порядок; исполняет законы и постановления Сейма, а также декреты Президента Республики; координирует деятельность министерств и других правительственных учреждений; подготавливает проект государственного бюджета и вносит его в Сейм; исполняет государственный бюджет, представляет в Сейм отчет об исполнении бюджета; подготавливает и вносит в Сейм законопроекты; устанавливает дипломатические отношения и поддерживает связи с иностранными государствами и международными организациями; исполняет иные обязанности, возлагаемые на Правительство Конституцией и другими законами.Правительство решает вопросы государственного управления на заседаниях путем принятия постановлений большинством голосов. Постановления Правительства подписываются Премьер-министром и министром соответствующей отрасли. Правительство несет солидарную ответственность перед Сеймом за свою деятельность. Министры, осуществляя руководство порученными им сферами управления, отвечают перед Сеймом, Президентом Республики и непосредственно подотчетны Премьер-министру. По требованию Сейма Правительство или отдельные министры должны отчитаться за свою деятельность.Премьер-министр представляет Правительство Литовской Республики и руководит его деятельностью.В настоящее время литовское государство является наиболее либеральным на территории всего бывшего СССР. В отличие от Латвии и Эстонии здесь не существует откровенной дискриминации русскоязычного населения, хотя и проводится целенаправленная политика ассимиляции последнего.2.2Особенности государственного устройства РоссииРоссийская Федерация (Россия) является «демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления». Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является, согласно Конституции, ее многонациональный народ. Народ реализует свою власть непосредственно, а также посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления.Россия – президентская республика. Президент, который является главой государства, обладает широкими полномочиями: в соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.Принципы федеративного устройства России включают в себя государственную целостность, единство и равноправие субъектов, разделение компетенций и предметов ведения между федеральными и региональными органами власти.В Конституции Россия определяется как социальное государство, политика которого имеет своей целью создание условий, которые гарантировали бы достойную жизнь и свободное развитие человека. Органы власти берут на себя ответственность за гарантирование определенного уровня жизни граждан, а также удовлетворение их материальных и духовных потребностей в объеме, который соответствует возможностям государства. К социальной сфере относятся, в частности, охрана труда и охрана здоровья людей, установление гарантируемой минимальной заработной платы, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, выплата государственных пенсий.В соответствии с Конституцией Россия — светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.В соответствии с Конституцией глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ветвей государственной власти. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя, федеральных министров.Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства, может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и его указам.Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых представителей иностранных государств и международных организаций.Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил России, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.Президент избирается сроком на 6 лет.В настоящее время Президентом Российской Федерации является Владимир Владимирович Путин.Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом и возглавляет единую систему исполнительной власти в стране. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы. Постоянно действующим органом Правительства является его президиум.Правительство разрабатывает и выносит на рассмотрение Государственной думы федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью. Правительство также принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.Председателем Правительства Российской Федерации является Мишустин Михаил Владимирович.Федеральное собраниеФедеральное Собрание или парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из 2-х палат – Совета Федерации и Государственной Думы.Совет Федерации В Совет Федерации входят: по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти.Президент Российской Федерации имеет право назначать представителей Российской Федерации в состав Совета Федерации, но не более 10% от числа членов Совета Федерации.К компетенции Совета Федерации относится принятие решений по следующим основным вопросам: утверждение изменений границ между субъектами Российской Федерации, назначение выборов Президента Российской Федерации, отрешение Президента Российской Федерации от должности, использование Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации и другие.Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на основе равного и прямого избирательного права путем тайного голосовании сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может стать гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. К ведению Государственной Думы относится принятие решений по следующим основным вопросам: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, заслушивание ежегодных отчетов Правительства, объявление амнистии, вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, а также многие другие.18 сентября 2016 года состоялись очередные выборы в Государственную Думу седьмого созыва.Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.По форме государственного устройства Россия является федерацией. В ее состав входят 85 государственных образования, которые называются субъектами федерации. Основные принципы государственного устройства Российской Федерации — государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие субъектов Федерации в отношениях с федеральными органами власти.Субъекты Федерации имеют свои собственные органы законодательной и исполнительной власти, принимают свои собственные Конституции (Уставы). Единственное условие — Конституции и Уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Федеральная Конституция и Федеральные законы имеют приоритет на всей территории страны.2.3Сравнительная характеристика государственного устройства России и ЛитвыТаким образом, проанализировав государственное устройство России и Литвы, можно выделить следующие сходства и различия:1) Литва — президентская республика. Действует Конституция, принятая на референдуме 25 октября 1992. Россия также президентская республика. Действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993.2) Государственная власть в Литве в соответствии с Конституцией осуществляется Сеймом, президентом и правительством.Государственная власть в Россиив соответствии с Конституцией осуществляется Федеральным Собранием, президентом и правительством. В Литве парламент однопалатный – Сейм, а в России – двухпалатный – Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации3) Высший орган законодательной власти Литвы— Сейм (однопалатный парламент), состоящий из 141 депутата, избираемых на основе всеобщего, прямого, тайного голосования на 4 года (71 — от одномандатных округов по мажоритарной системе и 70 — по принципу пропорционального представительства на основе партийных списков). Орган законодательной власти России— Государственная Дума- состоит из 445 депутата, избираемых на основе всеобщего, прямого, тайного голосования на 5лет (223 — от одномандатных округов по мажоритарной системе и 222 — по принципу пропорционального представительства на основе партийных списков).4) Глава Литвы — президент, избираемый всеобщим, прямым, тайным голосованием сроком на 5 лет, не более 2 раз подряд.Глава России — президент, избираемый всеобщим, прямым, тайным голосованием сроком на 6 лет, не более 2 раз подряд.Таким образом, государственное устройство России и Литвы во многом схоже, но имеются и различия в порядке формирования законодательных и исполнительных органов власти, а также реализации инструментов бюджетного федерализма при управлении государством.ЗАКЛЮЧЕНИЕИз проведенного исследования можно сделать вывод о том, что государственное устройство России и Литвы во многом схоже, но имеются и различия в порядке формирования законодательных и исполнительных органов власти, а также реализации инструментов бюджетного федерализма при управлении государством.Использованные в процессе исследования методы показали свою эффективность для достижения поставленной цели в виде определения общих тенденций развития бюджетной системы. С их помощью была подтверждена гипотеза о том, что бюджетная система Российской Федерации двигается в направлении централизации бюджетных средств и полномочий при децентрализации расходных полномочий. Такое положение дел не дает органам региональной и муниципальной власти эффективно исполнять свои функции. На основе результатов регрессионного анализа было установлено, что развитие регионов России не связано или слабо связано с уровнем бюджетной децентрализации. Это дает основания принять гипотезу о том, что в существующих условиях изменения бюджетной системы могут не дать ожидаемого результата по повышению реализации потенциала территорий из-за ограничений, накладываемых другими сферами.На основе проведенного исследования сделано предположение, что тренд на централизацию в России продолжится и в будущем, так как условия существования бюджетной системы не позволят произвести бюджетную децентрализацию без негативных последствий для федерального уровня и экономики страны в целом. В то же время вопрос о развитии бюджетного федерализма встает не из-за бедственного положения субъектов федерации, а из-за движения вразрез с заданным устройством государства направлением на децентрализацию. Периоды централизации можно наблюдать и в некоторых развитых странах, успешно реализующих концепцию бюджетного федерализма, однако, для бюджетных систем, строящихся на принципах данной концепции, меры, направленные на централизацию, имеют временный характер и применяются с целью поддержки субнационального уровня в период кризиса. В России эта тенденция является доминирующей со времен структурирования и реформирования бюджетной системы в начале 2000-х годов. В те времена ее можно было считать оправданной, но по мере нарастания спроса на модернизацию государственного управления и общественных структур в целом децентрализация является необходимой мерой.Важно заметить, что государство осознает эту потребность, так как еще во времена становления структурированной системы бюджетного федерализма был определен курс на децентрализацию доходных и расходных бюджетных полномочий, что свидетельствует о том, что тенденция к централизации не является положительным сценарием развития бюджетной системы. В связи с этим предложенные меры по передаче части налоговых доходных полномочий на региональный и местный уровни, перераспределение расходных полномочий в пользу бюджета федерального уровня (передача на федеральный уровень полномочий, не требующих реализации региональными и муниципальными органами власти), а также переориентирование концепции распределения межбюджетных трансфертов с контроля потраченных средств на контроль достижения результата, окажут положительный эффект на бюджетной системе Российской Федерации.В итоге проведенное исследование показало, что бюджетная система России требует преобразований в направлении перераспределения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы в целях обеспечения реального бюджетного федерализма. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлексеев, А.В. Государственные программы как системы управления региональным развитием [Текст] /Кузнецова Н.Н. – Труды Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, 2016. – 19 т. – №. 3. – 9-18 с.Асадуллина А.В. Конкурентный бюджетный федерализм и его роль в экономическом развитии страны [Текст] /Асылгужин И.М. Трухов А.И. –Финансы и кредит, 2015. - №13 (637)Афанасьева Е.Е. Финансовая самостоятельность муниципальных образований в системе межбюджетного распределения доходных источников России [Текст] /Арригиевские чтения, 2019. – 16 с.Горохова Е. Ю. Социально-экономические последствия либеральных реформ и межнациональные отношения в России 1990-х гг.[Текст] /Государственное управление. Электронный вестник, 2019. – №. 72.Гуляев Г. Ю. Экономический рост: факторы развития [Текст], 2017.Гурьянова Л.С. Модели оценки и анализа уровня финансовой децентрализации в странах ЕС [Текст], 2019.Джалилова Д. М. Развитие бюджетной системы [Текст] /OmegaScience, 2019. – 30 с.Исаева А.А. Ведущие детерминанты кризисного состояния экономики России на рубеже XX-XXI веков [Текст] /Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум, 2019. – 67-71 с.Караваева И.В. Фискальная децентрализация как основа эффективной экономической политики регионов [Текст] / Гираев В.С. – Федерализм, 2019. – №. 2. – 18-31 с.Лавров А.М. Проблемы становления и развития бюджетного федерализма в России [Текст] /Становление рыночной экономики в России: сб. науч. Проектов, 2017. – №. 10. – 8-39 с.Маликов М.М. Особенности и проблемы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в России [Текст] /Государственное управление: концепции и технологии в эпоху цифровизации, 2019. – 82-88 с.Молокаева О.Х. Российский федерализм: историко-правовые и теоретические аспекты [Текст] / Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал, 2020. – №. 1.Морозова Е.А. Модели бюджетного федерализма в развитых странах и особенности их применения в Российской Федерации [Текст] /М.: Московский государственный университет, 2019.Одинг Н. Российский бюджетный федерализм через призму реализации правительственных программ [Текст] / Савулькин Л. Юшков А. – Экономическая политика, 2016. – 11 т. – №. 4.Пономаренко И. В. Исторический аспект становления и развития бюджетного федерализма в Российской Федерации [Текст] / Актуальные проблемы российского права, 2016. – №. 6 (67).Тимушев Е.Н. Бюджетные полномочия муниципалитетов ресурсообеспеченных регионов России и внебюджетные инвестиции [Текст] / Вопросы экономики, 2020. – №. 4. – 129-146 с.Тимушев Е.Н. Уровень внутрирегиональной бюджетной децентрализации в России [Текст] /Финансовый журнал, 2019. – №. 6 (52).Фадеев Д.Е. Правовые вопросы становления бюджетного федерализма в Российской Федерации [Текст] – М.: Диссертация, 2003.Чумичева Г.А. Перспективы развития бюджетной политики в области межбюджетных трансфертов / Шворина Е.В. – Сервис в России и за рубежом, 2018. – №. 7.Aristovnik A.G. Fiscal decentralization in Eastern Europe: trends and selected issues [Теxt] / SSRN, 2018.
1. Алексеев, А.В. Государственные программы как системы управления региональным развитием [Текст] / Кузнецова Н.Н. – Труды Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, 2016. – 19 т. – №. 3. – 9-18 с.
2. Асадуллина А.В. Конкурентный бюджетный федерализм и его роль в экономическом развитии страны [Текст] / Асылгужин И.М. Трухов А.И. –Финансы и кредит, 2015. - №13 (637)
3. Афанасьева Е.Е. Финансовая самостоятельность муниципальных образований в системе межбюджетного распределения доходных источников России [Текст] /Арригиевские чтения, 2019. – 16 с.
4. Горохова Е. Ю. Социально-экономические последствия либеральных реформ и межнациональные отношения в России 1990-х гг. [Текст] / Государственное управление. Электронный вестник, 2019. – №. 72.
5. Гуляев Г. Ю. Экономический рост: факторы развития [Текст], 2017.
6. Гурьянова Л.С. Модели оценки и анализа уровня финансовой децентрализации в странах ЕС [Текст], 2019.
7. Джалилова Д. М. Развитие бюджетной системы [Текст] / Omega Science, 2019. – 30 с.
8. Исаева А.А. Ведущие детерминанты кризисного состояния экономики России на рубеже XX-XXI веков [Текст] / Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум, 2019. – 67-71 с.
9. Караваева И.В. Фискальная децентрализация как основа эффективной экономической политики регионов [Текст] / Гираев В.С. – Федерализм, 2019. – №. 2. – 18-31 с.
10. Лавров А.М. Проблемы становления и развития бюджетного федерализма в России [Текст] / Становление рыночной экономики в России: сб. науч. Проектов, 2017. – №. 10. – 8-39 с.
11. Маликов М.М. Особенности и проблемы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в России [Текст] / Государственное управление: концепции и технологии в эпоху цифровизации, 2019. – 82-88 с.
12. Молокаева О.Х. Российский федерализм: историко-правовые и теоретические аспекты [Текст] / Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал, 2020. – №. 1.
13. Морозова Е.А. Модели бюджетного федерализма в развитых странах и особенности их применения в Российской Федерации [Текст] / М.: Московский государственный университет, 2019.
14. Одинг Н. Российский бюджетный федерализм через призму реализации правительственных программ [Текст] / Савулькин Л. Юшков А. – Экономическая политика, 2016. – 11 т. – №. 4.
15. Пономаренко И. В. Исторический аспект становления и развития бюджетного федерализма в Российской Федерации [Текст] / Актуальные проблемы российского права, 2016. – №. 6 (67).
16. Тимушев Е.Н. Бюджетные полномочия муниципалитетов ресурсообеспеченных регионов России и внебюджетные инвестиции [Текст] / Вопросы экономики, 2020. – №. 4. – 129-146 с.
17. Тимушев Е.Н. Уровень внутрирегиональной бюджетной децентрализации в России [Текст] /Финансовый журнал, 2019. – №. 6 (52).
18. Фадеев Д.Е. Правовые вопросы становления бюджетного федерализма в Российской Федерации [Текст] – М.: Диссертация, 2003.
19. Чумичева Г.А. Перспективы развития бюджетной политики в области межбюджетных трансфертов / Шворина Е.В. – Сервис в России и за рубежом, 2018. – №. 7.
20. Aristovnik A.G. Fiscal decentralization in Eastern Europe: trends and selected issues [Теxt] / SSRN, 2018.
Вопрос-ответ:
Какова сущность бюджетного федерализма?
Бюджетный федерализм - это система управления финансовыми ресурсами государства, которая предусматривает перераспределение бюджетных полномочий между центральным правительством и региональными уровнями. В рамках бюджетного федерализма регионы имеют определенную автономию в управлении своими финансами, что способствует более эффективному использованию ресурсов и удовлетворению местных потребностей.
Какие потенциальные эффекты может иметь бюджетная децентрализация?
Бюджетная децентрализация может иметь несколько потенциальных эффектов. Во-первых, она может способствовать более эффективному использованию финансовых ресурсов, так как регионы лучше знают свои потребности и могут лучше адаптировать бюджетные расходы к ним. Во-вторых, она может способствовать развитию местных экономик и улучшению жизни жителей регионов. Наконец, бюджетная децентрализация может усилить политическую активность граждан, так как они будут иметь больше влияния на распределение финансовых ресурсов в своем регионе.
Каковы особенности государственного устройства Литвы?
Литва - парламентская демократия, основанная на принципах конституционной республики. Государственная власть в Литве разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательная власть осуществляется парламентом - Сеймом, который избирается народом на срок 4 лет. Исполнительная власть принадлежит правительству, возглавляемому премьер-министром. Судебная власть независима и осуществляется судами. Основными политическими партиями в Литве являются Литовская социал-демократическая партия, Литовская фермерско-зеленая союзная партия и Трудовая партия.
Какова сущность бюджетного федерализма?
Сущность бюджетного федерализма заключается в распределении фискальных полномочий между центральным и региональными уровнями власти с целью достижения финансовой устойчивости и эффективности государственного управления.
Какие потенциальные эффекты может иметь бюджетная децентрализация?
Бюджетная децентрализация может способствовать увеличению ответственности региональных органов власти, повышению эффективности расходования бюджетных средств, стимулированию экономического развития регионов и улучшению предоставления государственных услуг на местном уровне.
Какие страны применяют бюджетную децентрализацию?
Многие страны применяют бюджетную децентрализацию, включая США, Германию, Канаду, Австралию, Италию и другие. Однако, уровень бюджетной децентрализации может значительно различаться в зависимости от политической и экономической системы каждой страны.
Как отличается государственное устройство Литвы от России?
Государственное устройство Литвы является парламентской республикой с большой властью президента и парламента. Россия же является полупрезидентской республикой с президентом во главе исполнительной власти и Федеральным собранием в качестве законодательной власти.
Какие теоретические аспекты бюджетного федерализма являются основой устройства государства?
Основой устройства государства на основе бюджетного федерализма являются следующие теоретические аспекты: сущность бюджетного федерализма, потенциальные эффекты бюджетной децентрализации и бюджетная децентрализация в зарубежных странах.
Что можно сказать о сущности бюджетного федерализма?
Сущность бюджетного федерализма заключается в разделении финансовых полномочий между центральным и региональными уровнями власти. Он предполагает перераспределение финансовых ресурсов между различными территориальными единицами государства и обеспечение финансовой автономии регионов.
Какие потенциальные эффекты бюджетной децентрализации?
Потенциальные эффекты бюджетной децентрализации включают увеличение эффективности использования бюджетных ресурсов, повышение ответственности региональных властей перед населением, развитие местного самоуправления и стимулирование экономического роста в регионах.
Как происходит бюджетная децентрализация в зарубежных странах?
В зарубежных странах бюджетная децентрализация происходит путем перераспределения финансовых полномочий и ресурсов между центральным и региональными уровнями власти. Это может включать передачу налоговых полномочий, установление межбюджетных отношений и финансовую поддержку регионов.
Какие особенности государственного устройства Литвы и России можно выделить?
Особенности государственного устройства Литвы включают парламентскую республику с президентскими полномочиями, многопартийную систему и федеративную структуру с 10 регионами. Особенности государственного устройства России включают полупрезидентскую республику с федеративной структурой, однопартийную систему и разделение властей между центром и регионами.