Основные идеи философии марксизма

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Философия
  • 10 10 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 02.05.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
0
Фрагмент для ознакомления

С другой стороны, обсуждение противоречий при построении социализма привело к пониманию т.н. неантагонистических противоречий. Они сами по себе объективны, существенны, но требуют не преодоления, а регулирования, которое, в свою очередь, должно проводиться на соответствующей новым условиям методологической базе, более того, учитывающей субъективные факторы. Таким образом, если рационально-материалистическое использование диалектики является эффективным для конкретного познания и решения конкретных задач, то в общем случае и при множестве слабых и частных моментов, ряд из которых указан выше, такое использование диалектики не является верным, более того, может приводить к негативным результатам, в т.ч. для общественного развития. Только (сама) диалектика предоставляет возможности для того, чтобы осмысливать мир и строить прогрессивное общество. Таким образом, диалектика в исследованиях К. Маркса, в первом приближении сводится к рациональному характеру диалектики и возможностям ее материалистического представления, а также к тому, чтобы использовать ее в целях решения определенных задач, что вытекает из того, как сам Маркс понимал собственный диалектический метод, собственный материалистический метод и материалистичность философии в целом. Человеческая история, согласно Марксу, это череда типов общества, которые с закономерной последовательностью сменяют один другого. Иными словами, история — это естественно-исторический процесс.Соответственно, в качестве вершины реализации методологии Маркса выступает его теория общественно-исторических типов.Общественно-экономическая формация в марксизме является стадией общественной эволюции, которая характеризуется определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. В структуре формации выделяется ее ядро - господствующие в ту или иную эпоху формы собственности и производственные отношения. Согласно материалистическому пониманию истории, в качестве фундамента, базиса любого конкретного общества, т.е. социально-исторического организма, выступает определенная система социально-экономических (производственных) отношений. Здесь следует сказать о существовании нескольких типов социально-экономических отношений и, соответственно, нескольких качественно отличных друг от друга их систем или общественно-экономических укладов (рабовладельческий, феодальный и т.п.). Каждую такую систему социально-экономических отношений можно рассматривать как общественную форму, в которой осуществляется процесс производства. Производство, взятое в определенной общественной форме, является определенным способом производства (рабовладельческий, феодальный и т. п.). Марксизм классифицирует социоисторические организмы согласно тому, какие в них господствуют общественно-экономические уклады или, что в данном отношении то же самое, способы производства. Типы социоисторических организмов, выделенные по такому признаку, определяются в качестве общественно-экономических формаций. Общественно-экономические формации нельзя просто рассматривать как типы общества. Они являются также и стадиями развития общества и государства. Всемирная история и история государств с такой точки зрения является процессом развития и смены общественно-экономических формаций. На первобытно-общинной стадии общественного развития человеку и природе свойственно тесно взаимодействовать друг с другом. Труд человека на данном этапе обладает непосредственно общественным характером, осуществляется в общине. Второй стадией общественного развития является появление классового общества. Материальный прогресс способствует его возникновению. Капитализм К. Маркс рассматривал как последнюю антагонистическую общественно-экономическую формацию, за которой последует коммунистическая. Коммунистическая (социалистическая) формация(общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться такими параметрами: отсутствует частная собственность на средства производства; наличие государственной (общественной) собственности на средства производства; труд рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации частного собственника; наличие справедливого равномерного распределения совокупного произведенного продукта между всеми членами общества; наличие высокого уровня развития производительных сил и высокой организации труда.Таким образом, теорию формаций можно рассматривать как одно из главных достижений философии марксизма. Формационный подход применим в ситуации конкретного исторического исследования развития обществ и государств.Список литературыАвтономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М., 1993.Гадельшина А.И. Формационный подход как методология анализа социального развития.// Современные проблемы науки и образования. - № 5. – 2011. – С. 133Коряковцев А., Любутин К. Диалектика как проблема классического марксизма. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-kak-problema-klassicheskogo-marksizmaМаркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собрание сочичений. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1955. — Т. 3. — 689 с. Маркс К. Капитал.// https://www.litmir.me/br/?b=64205&p=1 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Политиздат, 1956. — С. 1—5.Муравьев А.Н., Осипов И.Д. Диалектический материализм Карла Маркса и философия в современном мире. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskiy-materializm-karla-marksa-i-filosofiya-v-sovremennom-mireРотенфельд Ю.А. Восхождение от рассудка к разуму.//Философия и общество. № 1, 2012. Семенов Ю. Философия истории. URL: http://scepsis.net/library/id_1065.html


1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М., 1993.
2. Гадельшина А.И. Формационный подход как методология анализа социального развития.// Современные проблемы науки и образования. - № 5. – 2011. – С. 133
3. Коряковцев А., Любутин К. Диалектика как проблема классического марксизма. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-kak-problema-klassicheskogo-marksizma
4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собрание сочичений. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1955. — Т. 3. — 689 с.
5. Маркс К. Капитал.// https://www.litmir.me/br/?b=64205&p=1
6. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Политиздат, 1956. — С. 1—5.
7. Муравьев А.Н., Осипов И.Д. Диалектический материализм Карла Маркса и философия в современном мире. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskiy-materializm-karla-marksa-i-filosofiya-v-sovremennom-mire
8. Ротенфельд Ю.А. Восхождение от рассудка к разуму.//Философия и общество. № 1, 2012.
9. Семенов Ю. Философия истории. URL: http://scepsis.net/library/id_1065.html




Вопрос-ответ:

Какие основные идеи философии марксизма?

Основные идеи философии марксизма включают в себя диалектический материализм, исторический материализм, классовую борьбу, пролетариат как движущую силу идеологической трансформации общества, идею социалистической революции и коммунизма.

Что такое неантагонистические противоречия?

Неантагонистические противоречия - это противоречия, которые возникают не на основе противодействия различных классов и интересов, а из-за объективных существенных факторов. Они требуют регулирования, а не преодоления, и должны учитывать новые условия и субъективные факторы.

Какое значение имеет диалектика в использовании рационально материалистической методологии в марксизме?

Диалектика имеет важное значение в рационально материалистической методологии марксизма, так как она помогает понять сложные противоречия и прогрессивные тенденции развития общества. Она позволяет анализировать проблемы и искать рациональные решения на основе объективного анализа материальной действительности.

Какие факторы должны учитываться при регулировании неантагонистических противоречий?

При регулировании неантагонистических противоречий необходимо учитывать новые условия и субъективные факторы. Это включает в себя экономические, политические и социальные изменения в обществе, а также мнения и интересы различных групп и индивидуумов.

В чем заключается эффективность использования диалектики в марксизме?

Использование диалектики в марксизме позволяет эффективно анализировать сложные проблемы и противоречия общества. Она помогает понять динамику и развитие общественных процессов, а также искать рациональные решения на основе объективного анализа материальной действительности.

Какие основные идеи философии марксизма?

Основные идеи философии марксизма включают в себя понятие классовой борьбы, диалектический материализм, идею исторического материализма и концепцию социализма.

Какие противоречия обсуждаются при построении социализма?

При построении социализма обсуждаются противоречия в сфере экономики, политики и идеологии. Возникают противоречия между коллективными и индивидуальными интересами, противоречия между различными социальными группами и классами.

Чем отличаются антагонистические и неантагонистические противоречия?

Антагонистические противоречия возникают между классами, стоящими в противоположных интересах и ведущими классовую борьбу. Неантагонистические противоречия могут возникать в любой общественно-экономической формации между различными социальными группами, но они не приводят к насилию и классовому противоборству.

Каким образом неантагонистические противоречия регулируются в социализме?

Неантагонистические противоречия требуют регулирования, а не преодоления. В социализме регулирование осуществляется через различные институты и механизмы, такие как планирование экономики, законы и правила, социальные программы и т.д.

Какое значение имеет рациональное материалистическое использование диалектики в философии марксизма?

Рациональное материалистическое использование диалектики является эффективным инструментом для анализа и понимания противоречий, развития и социальных процессов. Оно позволяет выявить внутренние противоречия в системе и найти пути их разрешения. В философии марксизма диалектика играет ключевую роль в построении научного мировоззрения и понимания истории и общества.