Сценарно-режиссерские особенности детских праздников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 34 34 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 04.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Детские праздники: теоретические аспекты изучения 5
1.1 Детский праздник: понятие и сущность 5
1.2 Учет психологических особенностей детей разных возрастных групп в процессе написания сценария детского праздника 10
2 Специфика написания сценария детского праздника 16
2.1 Сценарий детских праздников: этапы и правила написания 16
2.2 Создание сценария детского праздника: практический аспект 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34


Фрагмент для ознакомления

- игра на праздниках выступает, с одной стороны, в качестве приема активизации детей, с другой, является важной формой освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции увлекают детей, создавая благоприятный климат для общения. Важно, чтобы окончание игры не затягивалось, было ярким, эмоционально насыщенным, результативным. - изобразительная деятельность, выражающаяся в принятии детьми участия в оформлении зала, изготовлении костюмов, атрибутов к ним (в виде аппликаций, оригами, рисовании). Занимаясь данным видом деятельности, дети учатся воспринимать окружающий мир, выделяя предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекаются процессы осязания, двигательной чувствительности.Подростковый возраст. Считаем, что при отборе тем праздников необходимо учитывать тот факт, что они должно решать вопросы о воспитании у подростков познавательных, эстетических и нравственных аспектов, должны быть средством умственного и этического воспитания. Кроме того, нельзя не принимать во внимание и фактор единства содержания и формы. Согласно художественным принципам в сценариях должны содержаться проблемы, близкие подросткам.В трудах многих режиссеров также указывается на то, что праздники должны способствовать оживлению у подростков забытых воспоминаний, связанных с положительными эмоциями, возникающими у них при общении с близкими людьми, природой и т. д. Праздники должны нести детям личностный смысл, стать в определенном смысле «уроком жизни», выступать в качестве средства формирования умения адаптироваться к сложившимся условиям, общению, пониманию и т.п. В связи с этим, автором работы было проведено исследование, в котором приняли участие ученики 9-11 классов в количестве 50 человек. Был выявлен интересный факт - 93 % опрошенных указали, что самым ярким и любимым праздником являются балы косплеев – Диаграмма 1.Диаграмма 1 - Предпочтения детей старшего школьного возраста при выборе праздничных мероприятийСosplay» – англ. «сostume рlay» – костюмированная игра. В настоящее время данный феномен зачастую соотносится с театром или с балом-маскарадом. Но такая позиция является ошибочной, т. к. косплей подразумевает перевоплощение в персонажей японских аниме (фильмов), манги (книг), компьютерных игр, а также «примеряет» на себя образы типичных представителей национальной культуры – самураев, гейш, императоров. Здесь и проявляется природа косплея как феномена-гибрида. Массовые косплеи проводятся обычно на различных фестивалях – косплеях-конах и «пати», единичные – на фотосессиях.На первый взгляд становится абсолютно понятно, что косплей – феномен, воспринимающийся как способ воплощения популярного образа и фиксации его на фотографии. При этом возникает вопрос: зачем современному подрастающему поколению воплощать образы полюбившихся персонажей? Этот вопрос направляет анализ к изучению вопросов идентичности. В связи с этим, можно конкретизировать обозначенную проблему: с какой целью косплеер начинает примерять на себя маску виртуального персонажа, не преследуя никакого практического интереса. Многие исследователи отвечают достаточно просто на данный вопрос – изображают других по причине, что самим нечего показать миру. Косплееры не отказываются от Dasien, воплощая das Man, они просто надевает маску, скрывающую ничто. Такой взгляд четко позиционирует критический подход к современности. Но также не стоит забывать и о том, что реальные косплееры– люди, не скрывающие за своей маской ничего, а просто пробуют самореализоваться, воплотить свой творческий потенциал. Так возникает проблема, касающаяся не отдельных индивидов, а проблема бытия современного человека – использование актуальных средств визуализации с целью закрепления в «истории» множества «своих» масок.Данные мероприятия представляют собой не только яркие номера, сценки и костюмы, не только конкурсы на лучший косплей, они – предоставляют возможность поделиться опытом, пообщаться, узнать что-то новое и интересное, поделиться своими яркими впечатлениями и эмоциями. Причем и в России косплей уже вышел за рамки аниме-фестивалей – его можно увидеть на всевозможных общественных мероприятиях, посвященным различным премьерам фильмов и видеоигр, на выступлениях музыкальных групп, на открытиях развлекательных парков и ночных клубов. Таким образом можно констатировать, что, если режиссер возьмется за написание сценария и проведения подобного мероприятия, то ему, в первую очередь, придется великолепно владеть информацией об искусстве косплея. Именно от этого будет зависеть как сценарных ход мероприятия, так и его результативность. Это особенно важно, т. к. подобное мероприятие будет направлено на детей 12-18-летнего возраста, с их специфичным мировосприятием, категоричным мнением.Подводя итог 2 главы можно сказать, что праздники являются важной частью жизни детей и подростков. Они позволяют отдохнуть, развлечься, духовно обогатиться, проявить свои креативные способности. Детский праздник – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, ответственная работа, заключающаяся в создании сценария. Причем сценарии для детей разных возрастных групп пишутся с учетом возрастных особенностей развития детей, их психофизиологических особенностей, интересов, модных тенденций и т .д. Именно поэтому сценарии включают в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, а самое главное – общение. Нельзя здесь не отметить и роль различных модных тенденций, массовой культуры, наличия субкультур и т. д. Если учитывать данные положения, то грамотно созданный сценарий праздников благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи детей, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют их эстетическому и нравственному воспитанию. Так же следует отметить, что при написании сценария и проведения самого праздника происходит тесное взаимодействие взрослых: педагогов, музыкальных руководителей, хореографов, родителей, которые привносят в сценарный план праздника свои знания, умения, эмоции и т.д., что опять же способствует налаживанию эмоционального климата между всеми участниками праздничного мероприятия.Таким образом, мы рассмотрели этапы организации и проведения праздников, особенности подготовки сценария, выделили особенности подготовки и проведения праздников с точки зрения учета психологических особенностей детей разных возрастных групп. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволило сделать следующие выводы.Праздники представляют собой яркие и радостные события в жизни детей любого возраста: интегрируя в себе многие виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Это позволяет детским праздникам, в рамках педагогического процесса, всесторонне использовать выразительные средства народного, классического и массового искусства, специфику молодежной субкультуры. В них ярко проявляется тенденция неформального общения, развитие коммуникаций. Диапазон детских праздников достаточно широк как по содержанию, так и по формам – игровые, конкурсно-игровые, информационные, развлекательные, художественно-публицистические, театрализованные и другие праздники. Каждый вид праздников отличается своими специфическими особенностями драматургической организации сценарного материала и, следовательно, оригинальным композиционным построением. Учитывая нравственно-эстетическую составляющую детских праздников, при их создании используют достаточно сложное сочетание различных выразительных и изобразительных средств – специфического природного и сценического ландшафта, исторической составляющей, музыки, слова, света, особой звуковой структуры и т. д. Детские праздники заключают в себе различные образы, полные символики и обобщения, графически точно выражающих основную идею и наглядно проводя ее в жизнь. Поэтому, при написании сценария его создатель должен реализовывать средства пластического образного мышления, оригинальность, креативность, знать психологические основы воздействия на зрителей и т. д. Кроме того, создатель сценария детского праздника должен обладать «чувством зрелищности», которое находит воплощение в пластическом решении пространства, музыкально-ритмическом воплощении действия, его декоративно-художественномобрамлении, активизациизрителей и т. д. От оригинальности, точности и заразительности (композиционного расположения детей, декораций и сценографии и т. д.), перевода сценария праздника в конкретно выраженное действо зависит зрелищность создаваемого представления.Сценарий детского праздника представляет собой подробную литературную разработку того или иного вида зрелища. В сценарии должны быть последовательно изложены все структурные элементы мероприятия, способствующие раскрытию темы, даны конкретные описания выступлений, предусмотрены методы, повышающие активность всех участников. К сценарию может быть приложен сценарный план, в котором перечисляются основные моменты сценария с указанием ответственных лиц, необходимого оборудования и атрибутов. Основное действие сценария должно подчиняться определенным правилам: взаимосвязанности элементов сценария, развития действия по нарастающей линии, наличия внутренней логики каждого структурного элемента сценария. Идея сценария должна в наибольшей степени концентрироваться в кульминации, финал – предполагатьактивность всех участников мероприятия. Кроме того, к основным правилам сценария относятся: соблюдение тематизма написания, сценарий должен отличаться мобильностью и вариативностью, персонажи и элементы игр должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей детей, к примеру,если детям-дошкольникам интересны праздники, носящие не только развлекательный, но и обучающий характер, то детям подросткового возраста более интересны сценарии, предусматривающие идею самовыражения и т. д.Драматургическая основа детского праздника создается при помощи следующих эмоционально-выразительных средств – живого слова, музыки, кино, поэзии, пантомимы, хореографии и др. Задача композиционной составляющей сценариев детских праздников заключается в интегрировании всех этих элементов в единое целое, придании будущему празднику логичности, стройности, целостности. От того, насколько данные элементы гармонизируют и взаимодействуют между собой, соподчиняются и дополняют друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие всего праздника зрителями.В процессе работы над драматургией детского праздника сценаристы зачастую сталкиваются с различными видами творческой деятельности, которые могут эффективно реализоваться при условии их опоры на прочный фундамент знаний закономерностей творческогопроцесса. Для этого, необходимы знания в области сущности, структуры, особенностей художественного мышления и художественного вкуса, форм, средств, методов их формирования, законов композиционного построения детского праздника, т. е. о функциональном размещении в нем экспозиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и окончания.При подборе и подготовке заданий педагогам/режиссерам нужно учитывать то обстоятельство, что все задания, предлагаемые детям разных возрастных групп, должны дополнять имеющиеся у них знания, развивать умения и навыки, их уже имеющийся опыт, способствовать активизации творческих способностей. Поэтому задачей является подбор таких заданий, которые бы соответствовали выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их подготовленности по теме. Задания не должны отличаться сложностью, некорректностью.В заключении подчеркнем, что сценарии детских праздников представляют собой комплексное явление, сочетание специфичных образов и способов конструирования. При этом, учитывая особенности подходов режиссеров-постановщиков, необходимо делать такие праздники зрелищными, интересными, театрализованными.Изучение темы позволяет сделать вывод и о том, что все этапы проведения детского праздника предполагают тесное взаимодействие родителей, педагогов, детей, музыкального руководителя, педагога по танцам и т. д. Только креативное и четкое взаимодействие обеспечивает яркость и насыщенность проведения детского праздника, насыщенного разнообразными видами деятельности, ориентированного на отдых и развитие каждого ребенка.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАндрейчук Н. М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников/ Н. М. Андрейчук. – Барнаул, 2005. – 341 с.Аниконова Т.Г. Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника / Т.Г. Аниконова // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – Вып.4 (8). – С.5-15.Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т. А. Апинян. – СПб.: СПбГУ, 2003. – 273 с.Барков В. Свет. Световое оформление спектакля / В. Барков. – М. : Наука, 2013. – 451 с.Богданова Р.У., Добрецова Н.В. Что такое досуговая программа / Р. У. Богданова. – М. : Искусство, 2012. – 561 с.Болотникова О. П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста / О. П. Болотникова. – М: Наука, 2013.– 24 с.Борев Ю. Основные эстетические категории / Ю. Борев. – М.: Просвещение, 1960. – 300 с.Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа / С. К. Борисов. – Челябинск: Изд-во Челябинской гос. академии культуры и искусств, 2000. – 140 с.Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников/ А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 159 с.Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства / С. И. Гавдис. – М. : Наука, 2015. – 145 с.Генкин Д. М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления / Д. М. Генкин. – М.: Сфера, 2005. – 110 с.Генкин Д. М. Массовые праздники / Д. М. Генкин. – М.: Просвещение, 2006. – 140 с.Глан Б. Н. Театрализованные праздники и зрелища/ Б. Н. Глан. – М.: Наука, 2002. – 176 с. Гительман Л. И. Хрестоматия по истории сценарного мастерства/ Л. И. Гительман. – СПб. : Просвещение, 2013. – 98 с.Гужова И.В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода И. В. Гужова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/prazdnik-kak-fenomen-kultury-v-kontekste-tselostnogo-podkhoda#ixzz5hgKCxyii (дата обращения: 09.03.2019).Егорова Э.Н.Психология развития/ Э.Н. Егорова. – Харьков, 2013. – 423 с. Жигульский К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М.: Прогресс, 2015. –336 с.Иванова Д. О. Современные виды детских праздников в деятельности учреждений социально-культурной сферы / Д. О. Иванова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002794 (дата обращения: 10.03.2019)Карп В. И. Основы режиссуры / В. И. Карп. – М.: Наука, 2003. – 621 с.Коган М. Морфология искусства / М. Коган. – Л.: Просвещение, 1972. – 300 с.Лайош Э. Искусство драматургии / Э. Лайош. – М. : Наука, 2013. – 210 с .Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей / О. А. Лебедева // Реабилитация. Образование. Развитие. – СПб.: Нева, 2008.– 128 с.Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство / Г. Д. Литвинцева. – М.: ВНМЦТН и КПР им. Крупской, 2009. – 390 с.Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера / В. И. Немирович-Данченко. – М.: Искусство, 1984. – 561 с.Ратнер Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я. В. Ратнер. – М.: Искусство, 1980. – 134 с.Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка / М. Ю. Седова // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. – СПб, 2018. – 175 с. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы/ Под ред. проф. Е. И. Васильевой. – Л.: ЛГИК, 2002. – 450 с. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений / А. И. Чечетин. – СПб.: Планета музыки, 2013. – 132 с.Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь/ И. Б. Шубина. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2006. – 561 с.Шубина И. Б. Зрелище в культуре / И. Б. Шубина. – Ростов-на-Дону, 2005. – 28 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Андрейчук Н. М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников/ Н. М. Андрейчук. – Барнаул, 2005. – 341 с.
2 Аниконова Т.Г. Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника / Т.Г. Аниконова // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – Вып.4 (8). – С.5-15.
3 Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т. А. Апинян. – СПб.: СПбГУ, 2003. – 273 с.
4 Барков В. Свет. Световое оформление спектакля / В. Барков. – М. : Наука, 2013. – 451 с.
5 Богданова Р.У., Добрецова Н.В. Что такое досуговая программа / Р. У. Богданова. – М. : Искусство, 2012. – 561 с.
6 Болотникова О. П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста / О. П. Болотникова. – М: Наука, 2013.– 24 с.
7 Борев Ю. Основные эстетические категории / Ю. Борев. – М.: Просвещение, 1960. – 300 с.
8 Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа / С. К. Борисов. – Челябинск: Изд-во Челябинской гос. академии культуры и искусств, 2000. – 140 с.
9 Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников/ А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 159 с.
10 Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства / С. И. Гавдис. – М. : Наука, 2015. – 145 с.
11 Генкин Д. М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления / Д. М. Генкин. – М.: Сфера, 2005. – 110 с.
12 Генкин Д. М. Массовые праздники / Д. М. Генкин. – М.: Просвещение, 2006. – 140 с.
13 Глан Б. Н. Театрализованные праздники и зрелища/ Б. Н. Глан. – М.: Наука, 2002. – 176 с.
14 Гительман Л. И. Хрестоматия по истории сценарного мастерства/ Л. И. Гительман. – СПб. : Просвещение, 2013. – 98 с.
15 Гужова И.В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода И. В. Гужова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/prazdnik-kak-fenomen-kultury-v-kontekste-tselostnogo-podkhoda#ixzz5hgKCxyii (дата обращения: 09.03.2019).
16 Егорова Э.Н.Психология развития/ Э.Н. Егорова. – Харьков, 2013. – 423 с.
17 Жигульский К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М.: Прогресс, 2015. –336 с.
18 Иванова Д. О. Современные виды детских праздников в деятельности учреждений социально-культурной сферы / Д. О. Иванова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002794 (дата обращения: 10.03.2019)
19 Карп В. И. Основы режиссуры / В. И. Карп. – М.: Наука, 2003. – 621 с.
20 Коган М. Морфология искусства / М. Коган. – Л.: Просвещение, 1972. – 300 с.
21 Лайош Э. Искусство драматургии / Э. Лайош. – М. : Наука, 2013. – 210 с .
22 Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей / О. А. Лебедева // Реабилитация. Образование. Развитие. – СПб.: Нева, 2008.– 128 с.
23 Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство / Г. Д. Литвинцева. – М.: ВНМЦТН и КПР им. Крупской, 2009. – 390 с.
24 Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера / В. И. Немирович-Данченко. – М.: Искусство, 1984. – 561 с.
25 Ратнер Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я. В. Ратнер. – М.: Искусство, 1980. – 134 с.
26 Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка / М. Ю. Седова // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. – СПб, 2018. – 175 с.
27 Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы / Под ред. проф. Е. И. Васильевой. – Л.: ЛГИК, 2002. – 450 с.
28 Чечетин А. И. Основы драматургии театрализованных представлений / А. И. Чечетин. – СПб.: Планета музыки, 2013. – 132 с.
29 Шубина И. Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь/ И. Б. Шубина. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2006. – 561 с.
30 Шубина И. Б. Зрелище в культуре / И. Б. Шубина. – Ростов-на-Дону, 2005. – 28 с.

Вопрос-ответ:

Что такое детский праздник и какова его сущность?

Детский праздник - это мероприятие, организованное специально для детей с целью развлечения, обучения и воспитания. Его сущность заключается в создании атмосферы радости и веселья для детей, в развитии их творческих и коммуникативных навыков, а также в формировании положительного опыта и впечатлений.

Как учитываются психологические особенности детей разных возрастных групп при написании сценария детского праздника?

При написании сценария детского праздника учитываются возрастные особенности детей, их интересы, когнитивные возможности и психофизиологическое развитие. Например, для младших детей (дошкольного возраста) используются простые и понятные истории с яркими образами и простыми заданиями, а для старших детей (младшего и старшего школьного возраста) предлагаются более сложные задания, развивающие логику, креативность и коммуникативные навыки.

Какие теоретические аспекты изучаются в статье о сценарно-режиссерских особенностях детских праздников?

В статье рассматриваются теоретические аспекты, связанные с понятием и сущностью детского праздника, а также учетом психологических особенностей детей разных возрастных групп в процессе написания сценария детского праздника.

Какие этапы и правила написания сценария детского праздника рассматриваются в статье?

В статье подробно описаны этапы и правила написания сценария детского праздника, которые помогут организаторам создать интересное и запоминающееся мероприятие для детей.

Какие специфические особенности связаны с написанием сценария детского праздника?

Написание сценария детского праздника требует учета ряда специфических особенностей, таких как возрастная категория детей, их интересы, уровень психологической готовности и возможности реализации сценарных идей.

Какие практические аспекты рассматриваются в статье о создании сценария детского праздника?

Статья также затрагивает практические аспекты создания сценария детского праздника, предлагая рекомендации и советы, которые помогут реализовать идеи и организовать праздник на высоком уровне.

Какие источники использовались при написании статьи о сценарно-режиссерских особенностях детских праздников?

В статье в качестве источников использовались различные учебники, статьи и научные работы, которые помогли автору обосновать теоретические и практические аспекты сценарно-режиссерских особенностей детских праздников.

Какие особенности имеют детские праздники?

Детские праздники имеют свои особенности, связанные с психологическими особенностями детей, их восприятием и возрастными особенностями. Например, сценарий детского праздника должен быть интересным и увлекательным, с учетом познавательных игр и развлекательных элементов. Дети любят активность, поэтому в празднике должны быть предусмотрены конкурсы, игры, танцы и выступления.

Какие психологические особенности детей учитываются при написании сценария детского праздника?

При написании сценария детского праздника учитываются психологические особенности детей разных возрастных групп. Например, для дошкольников важно, чтобы праздник был наполнен яркими образами и игровыми элементами. Для школьников можно добавить элементы конкурсов и соревнований. Для подростков важно предложить интересные тематические задания и участие в организации самого праздника.

Какие правила следует соблюдать при написании сценария детского праздника?

При написании сценария детского праздника следует соблюдать несколько правил. Во-первых, праздник должен быть организован по определенной тематике, чтобы у детей был ясный и понятный сюжет. Во-вторых, необходимо предусмотреть активное участие детей в празднике, например, через участие в конкурсах или выступлениях. В-третьих, сценарий должен быть интересным и увлекательным, с определенным разнообразием эмоций и действий.