Логопедический массаж по дизартрии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 36 36 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 08.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы применения логопедического массажа при дизартрии 4
1.1.Этиология, механизмы, симптоматика дизартрии 4
1.2 Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрических расстройств 10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию логопедического массажа при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией 15
2.1 Логопедический массаж в практике устранения нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией дошкольного возраста 15
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по устранению нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией дошкольного возраста 27
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Легкое разминание мышц подбородка и лица. Движение по массажным линиям в трех вертикальных направлениях: от края нижней челюсти к углу рта; от нижней челюсти до середины лица; от угла нижней челюсти к центру боковой поверхности лица.Пощипывание («образование») носогубных складок, переносицы. Подушечки 1 и 2 пальцев (остальные пальцы сжаты в кулаки). От нижней части носогубной складки к крыльям носа поднимаются небольшие защипы. Движение повторяется 3-5 раз. На переносице складки подтягиваются 3-5 раз.Давление на кожу и мышцы лица в местах выхода нервных ветвей тройничного нерва. Движения выполняются обеими руками. При кратковременном нажатии на 2-5 пальцев руки кожа медленно поднимается, а кончиком пальца прикладывается глубокое давление в точке выхода тройничного нерва (немного ниже углов рта). Кроме того, давление оказывается над крыльями носа (немного наружу) (вторая подглазничная ветвь). Следующее давление прикладывают к первой трети бровей (лобная ветвь тройничного нерва).Напор рывков.а) 2 пальца под нижней губой, 3-5 под подбородком. После нажатия руки внезапно (трижды) отрываются от лица.б) 2 пальца на верхней губе (вверху), третий - под нижней губой. 4-5 - под подбородком. Движения такие же.в) Согнутая ладонь (пальцы) у верхнего края нижней челюсти. Те же рывки.г) Пальцы в височной области. Повторите те же движения.- Покалывание лица (отрывисто) - пальцы выпрямлены.а) От височных полостей к середине лба и обратно к вискам, оттуда по верхнему краю скуловой дуги к крылу носа - к середине ушной раковины - к углу рта - мочке уха - до подбородка. Каждое движение повторяется несколько раз.б) снизу вверх (до середины лба).- «Пальцевый душ» - удар зажигалкой, пальцы согнуты. В той же строке.В завершение разгладьте лицо по массажным линиям сверху вниз (от центра лба до подбородка).Примечание. При мышечных спазмах исключаются растирание и разминание.Методы для снятия высокого тонуса лицевых мышц.При спазме мимических мышц выполняется 3 основных приема. Они выполняются по массажным линиям в указанном выше порядке.Плоские ласки, разнонаправленные, утюжка.Вибрация. Прерывистые: длинные, маленькие, с небольшим диапазоном движений.Спастическое расслабление губных мышц:Поместите указательные пальцы между центром верхней губы и уголком рта в двух точках. Направление движения пальцев к середине губ. В этом случае верхняя губа собирается в вертикальную складку. То же движение выполняется на нижней губе, а затем на обеих губах.Указательные пальцы находятся в том же положении, но движение вверх к верхней губе открывает верхнюю десну, а вниз - нижнюю, обнажая нижнюю десну.Положите кончики указательных пальцев в уголки рта ребенка, растягивая пальцами губы ребенка. Верните губы в исходное положение. Эти упражнения выполняются с разным положением рта: рот закрыт, открыт, полуоткрыт, открыт.После массажа лицо проходит пассивную, пассивно-активную, имитационную активную гимнастику. [49]II. Раздел - массаж языкаМассаж языка при повышенном тонусе мышц языкаСегментарный массаж языка1 Прямой массаж языка выполняется двумя основными приемами (со стерильной повязкой):Ласка плоская, плоскогубцевидная, продольная, поперечная, спиральная.Вибрация непрерывная, стабильная и нестабильная, с небольшим «пальцевым душем» малой амплитуды.Завершите массаж разглаживанием.Если ребенок хорошо переносит массаж, вводят разминание, потому что при разминании одного из сегментов более 6 минут оно оказывает расслабляющее действие на мышцы. Используются все техники разминания: продольное, поперечное, смещение, растягивание, надавливание, пинцетом, зажать язык между двумя шпателями и протянуть между ними, прижать широкий кончик языка к верхним зубам и помассировать зубы. Каждая техника чередует ласки. Завершите массаж, погладив язык.Массаж языка при пониженном тонусе мышц языкаПри гипотонии язык тонкий, растянутый в полости рта, губы дряблые, не могут плотно сомкнуться. Из-за этого рот обычно полуоткрытый, с гиперсаливацией.Применяется подтягивающий, тонизирующий массаж при гипотонии мышц языка. Чтобы чрезмерное слюноотделение не мешало работе, секреторные протоки слюнных желез энергично массируются кончиком указателя или большого пальца. В полость рта открываются 3 пары железистых каналов:Околоушная слюнная железа открывается на уровне второго (первого) большого коренного зуба верхней челюсти в предсердии рта.Поднижнечелюстная железа - общий канал открывается на подъязычной высоте.Подъязычная железа - общий проток соединяется с поднижнечелюстным протоком.Для массажа языка используются 3 основных техники:Поглаживание - (плоское, плоскогубцы)Замес - (продольный, поперечный, офсетный)Вибрация - («пальчиковый душ», «стоккато»).Завершите массаж разглаживанием.Для развития должной силы мышц губ и языка используются специальные упражнения с сопротивлением: используются стерильные бинты и трубки разного диаметра:ребенок кладет язык на нижнюю губу, логопед захватывает кончик языка пальцами через стерильную повязку и преодолевает попытки ребенка втянуть язык в рот;ребенок сжимает трубку губами и пытается удержать ее, несмотря на то, что логопед пытается вытащить ее изо рта. Начинают с труб большого диаметра и постепенно уменьшают диаметр.После массажа языка происходит артикуляционная гимнастика с максимальным подключением более полных аналитиков (слух, осязание). Ребенок выполняет все упражнения с открытыми и закрытыми глазами, чтобы привлечь внимание к проприоцептивным ощущениям.III. Раздел - ручной массажЩеточный массажПлоскость, ласки в форме плоскогубцев и тыльную сторону кисти ласкают от кончиков пальцев до средней трети предплечья, а затем массируют каждый палец отдельно по направлению к основанию вдоль тыльной, ладонной и боковых поверхностей.Растирание - по бокам и ладоням каждого пальца и кисти, круговое, прямое, заштрихованное.Разминание - пинцет, надавливание, сдвиг, растягивание.Вибрация - колющие, покачивающие, тряски, пассивные и активные движения. Массаж предплечий. Прикладывание выполняется гладильной гладью плоскогубцами.Растирание - прямое, круговое, спиральное, штриховое.Замес - продольный, поперечный, надавливание, смещение, растяжение.Вибрация - качающаяся, трясущаяся, непрерывная, устойчивая и неустойчивая.Ладонный массажРазотрите ладони вместе. Ребристый карандаш ребенка скручивают между ладонью (всей поверхностью ладони), плотно сомкнутыми пальцами обеих рук, между двумя указательными пальцами, двумя средними пальцами и так далее. Затем он держит карандаш в соответствии с инструкциями между двумя указателями, указательным и безымянным, и меняет положение пальцев на карандаше в соответствии с инструкциями. [49]Затем гимнастика пальцев выполняется пассивно, пассивно-активно, активно.В этом разделе мы проанализируем результаты экспериментальной работы по применению логопедического массажа у детей с дизартрией, а также проведем сравнительный анализ по результатам повторной диагностики.2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по устранению нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией дошкольного возраста1. Оценим, как отразились регулярные занятия с логопедическим массажем на развитии двигательной функции артикуляционного аппарата и мимической моторики. Представим данные наглядно по экспериментальной группе на рисунке № 5.Таблица №5Исследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамике№№Участники экспериментальной группыИмя, Ф. ПробыСумма балловУровеньМышцы лбаДвижения глазМышцы щекМимические позыСимволический праксис.1Иван Б.3424215Высокий2Данил З.3423113Средний3Кирилл М.4231111Средний4Юлия П.4434419Высокий5Ирина С.2422313Средний6Николай Т.4323416Высокий7Арина Ф.2134212Средний8Денис Я.4234316ВысокийУ нас получились следующие результаты, которые мы представим наглядно на рисунке 5. Рис.5. Состояние мимической мускулатуры в покое и динамикеВывод: у 50% детей выявлен высокий уровень состояния мимической мускулатуры в покое и динамике.III.Исследование состояния тонуса мышц непроизвольной и произвольно артикуляционной моторики: лицевой, губной, язычной мускулатуры.Исследование двигательной функции артикуляционного аппаратаПо результатам обследования мы получили данные, которые представим в таблице № 6.Таблица № 6Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата№№Участники экспериментальной группыИмя, Ф. ПробыСумма балловУровеньДвигательная функция губДвигательная функция челюстиДвигательная функция языкаДвигательная функция мягкого небаПродолжительность и сила выдоха1Иван Б.2422313Средний2Данил З.4342215Высокий3Кирилл М.2234213Средний4Юлия П.2443417Высокий5Ирина С.3312413Средний6Николай Т.3124313Средний7Арина Ф.4433418Высокий8Денис Я.1432212СреднийУ нас получились следующие результаты, которые мы представим наглядно на рисунке 6Рис.6. Двигательная функция артикуляционного аппаратаВывод: у 63% детей выявлен высокий уровень двигательной функции артикуляционного аппарата.Исследование динамической организации движений артикуляционного аппаратаБыли получены следующие результаты в экспериментальной группе дошкольников, которые мы представим в таблице № 7.Таблица № 7Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата№№Участники экспериментальной группыИмя, Ф. ПробыСумма балловУровень12345 61Иван Б.22131413Средний2Данил З.22142112Средний3Кирилл М.14341316Высокий4Юлия П.21241212Средний5Ирина С.2112118Средний6Николай Т.13211210Средний7Арина Ф.34324218Высокий8Денис Я.12131210СреднийУ нас получились следующие результаты, которые мы представим наглядно на рисунке 7Рис.7. Динамическая организация движений артикуляционного аппаратаМоторная функция артикуляции и моторики лица.Сравнительный анализ показывает, что улучшились двигательная и кинетическая основы суставных органов, точность движений (особенно требующих сложной, правильной мышечно-пространственной организации), продолжительность позы, упражнения имеют хорошую амплитуду, переключение более плавное, количество дополнительных движений уменьшилось. Подражание дошкольникам стало ярче, мимические движения более выразительными. Улучшение двигательной функции губ, языка, неба, челюсти и лицевых мышц способствовало повышению чистоты дикции.IV. ЗвукопроизношениеБыли получены следующие результаты в экспериментальной группе дошкольников, которые мы представим в таблице № 8.Таблица № 8Состояние звукопроизношения№№Участники экспериментальной группыИмя, ф. ПробыСумма балловУровень Заднеязычные, переднеязычные Свистящие ШипящиеСоноры Звонкие и глухие, твердые и мягкие1Иван Б.121239Средний2Данил З.3222413Средний3Кирилл М.3423416Высокий4Юлия П.3311210Средний5Ирина С.3412212Средний6Николай Т.4334418Высокий7Арина Ф.3312211Средний8Денис Я.2221310СреднийУ нас получились следующие результаты, которые мы представим наглядно на рисунке 8Рис. 8. Состояние звукопроизношенияВыводы: средний уровень голосового произношения выявлен у 75% детей, высокий - у 25%;Сравнительный анализ показывает, что в коррекции детского произношения достигнуты хорошие результаты: все звуки достигаются и автоматизируются на разных этапах (слоги, слова, предложения и связная речь). Улучшение произношения звука способствует сохранению звукового заряда слов с разной слоговой структурой и ритмического рисунка слова, а также положительно влияет на развитие фонематического слуха. Подавляющее большинство дошкольников экспериментальной группы могут свободно использовать голоса, произносимые в спонтанной речи, для самоконтроля; трудности возникают только тогда, когда речевой материал становится более сложным.ЗаключениеПрименение логопедического массажа позволяет значительно сократить время корректирующих работ, особенно в формировании произношения стороны речи. Благодаря использованию логопеда нормализуется мышечный тонус. Только применение логопедического массажа, особенно на начальном этапе коррекционной работы, позволяет добиться положительного эффекта. Логопедия оказывает общее положительное влияние на все тело, вызывая положительные изменения в нервной и мышечной системах, которые играют важную роль в речевом двигательном процессе.Список использованной литературыАрхипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008. 254 с.Белобрыкина О. А. Речь и общение. Ярославль, 2016. 168 с.Блыскина И.В. Логопедический массаж. Методическое пособие.– СПб., 2004.Выготский Л. С. Мышление и речь: Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 2015. Т. 2. С. 5 – 135.Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии:Собрание сочинений. В 5 т. М.: Педагогика, 2015. Т. 5. С. 40 — 369 с.Грибова О.В. Технология организации логопедического обследования. М.: АСТ, 2014. 302 с.Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. М., 2012. 306 с.Жукова Н.С.,МастюковаЕ.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики: монография. М.: Эксмо, 2016. 294 с.Зайцева И.А. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону: Март, 2014. 352 с.Запорожец A.B. Избранные психологические произведения. Собрание сочинений. В 2 т. М.: Педагогика, 2015. Т. 1. С. 5 – 320.Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М.,Владос, 2014. 304 с.Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сб. научн. тр. Л.: ЛГПИ, 2017.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. СПб.: Изд-во «Союз», 2004. 192 с.Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией/Н.В. Серебрякова// Методическое пособие. Спб.: КАРО, 2009. 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»).Скворцов Л. П. Основы диагностической и коррекционной работы логопеда/ Л.П.Скворцов. М.: 2014. Наука. 168 с.Сиротина В. В. Стертая дизартрия. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям/ В.В. Сиротина. М.: Наукоград, 2014. 256 с.Степанчук Р. О. Профилактика речевых трудностей у детей дошкольного возраста/Р.О.Степанчук. М.: Академика, 2015. 128с.Ушакова, Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова и др. М., 2015. 441 с.Туполев П. Р. Стертая дизартрия/ П.Р. Туполев. Волгоград. 2015. 326 с.Ульянова Р. М. Особенности просодических компонентов речи у дошкольников с ОНР / Р.М. Ульнова// Дефектология. 2016. №4. С. 25-13.Умнова С. С. Практикум по дошкольной логопедии/ С.С. Умнова. – М.: Наукоград. 2014. 278 с.Уронова О. Л. Особенности просодики у детей со стертой дизартрией/ О.Л. Уронова // Наукова Думка. 2015. С. 41-56.Фалькина С. О. Основы логопедии/ С.О. Фалькина. М.: Академика, 2014. 442 с.Фаустова П. Р. Устранение общих просодических нарушений/ П.Р. Фаустова. М.: Айрис пресс, 2015. 224 с.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008. 254 с.
2. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Ярославль, 2016. 168 с.
3. Блыскина И.В. Логопедический массаж. Методическое пособие.– СПб., 2004.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь: Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 2015. Т. 2. С. 5 – 135.
5. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии:Собрание сочинений. В 5 т. М.: Педагогика, 2015. Т. 5. С. 40 — 369 с.
6. Грибова О.В. Технология организации логопедического обследования. М.: АСТ, 2014. 302 с.
7. Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. М., 2012. 306 с.
8. Жукова Н.С.,МастюковаЕ.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики: монография. М.: Эксмо, 2016. 294 с.
9. Зайцева И.А. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону: Март, 2014. 352 с.
10. Запорожец A.B. Избранные психологические произведения. Собрание сочинений. В 2 т. М.: Педагогика, 2015. Т. 1. С. 5 – 320.
11. Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М.,Владос, 2014. 304 с.
12. Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сб. научн. тр. Л.: ЛГПИ, 2017.
13. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. СПб.: Изд-во «Союз», 2004. 192 с.
14. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией/Н.В. Серебрякова// Методическое пособие. Спб.: КАРО, 2009. 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»).
15. Скворцов Л. П. Основы диагностической и коррекционной работы логопеда/ Л.П.Скворцов. М.: 2014. Наука. 168 с.
16. Сиротина В. В. Стертая дизартрия. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям/ В.В. Сиротина. М.: Наукоград, 2014. 256 с.
17. Степанчук Р. О. Профилактика речевых трудностей у детей дошкольного возраста/Р.О.Степанчук. М.: Академика, 2015. 128с.
18. Ушакова, Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова и др. М., 2015. 441 с.
19. Туполев П. Р. Стертая дизартрия/ П.Р. Туполев. Волгоград. 2015. 326 с.
20. Ульянова Р. М. Особенности просодических компонентов речи у дошкольников с ОНР / Р.М. Ульнова// Дефектология. 2016. №4. С. 25-13.
21. Умнова С. С. Практикум по дошкольной логопедии/ С.С. Умнова. – М.: Наукоград. 2014. 278 с.
22. Уронова О. Л. Особенности просодики у детей со стертой дизартрией/ О.Л. Уронова // Наукова Думка. 2015. С. 41-56.
23. Фалькина С. О. Основы логопедии/ С.О. Фалькина. М.: Академика, 2014. 442 с.
24. Фаустова П. Р. Устранение общих просодических нарушений/ П.Р. Фаустова. М.: Айрис пресс, 2015. 224 с.

Вопрос-ответ:

Что такое дизартрия и каковы ее этиология, механизмы и симптоматика?

Дизартрия - это нарушение артикуляции речи, вызванное повреждением нервных путей и мышц, отвечающих за произношение звуков. Ее этиология может быть различной, включая врожденные и приобретенные причины. Механизмы дизартрии связаны с дефектами моторных навыков, недостаточной координацией мышц и нарушением иннервации. Симптоматика дизартрии проявляется в трудностях в произношении звуков, искажении звуковых структур и общей нечеткости речи.

Как логопедический массаж может помочь при коррекции дизартрических расстройств?

Логопедический массаж является одним из средств коррекции дизартрии. Он направлен на укрепление и развитие мышц речевого аппарата, улучшение их координации и общей возможности речевого акта. Массаж способствует улучшению артикуляции, произношению звуков и общей понятности речи.

Как проходила опытно-экспериментальная работа по использованию логопедического массажа при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией?

Опытно-экспериментальная работа включала использование логопедического массажа в практике устранения нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией дошкольного возраста. В ходе работы проводился комплекс массажных процедур, направленных на укрепление и развитие мышц речевого аппарата. Результаты работы показали положительные изменения в произношении звуков и улучшении общей речевой артикуляции у детей.

Какова роль логопедического массажа в практике устранения нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией дошкольного возраста?

Логопедический массаж играет важную роль в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией дошкольного возраста. Он помогает укрепить и развить мышцы речевого аппарата, повысить их координацию и гибкость. Это способствует улучшению произношения звуков и общей артикуляции, что ведет к повышению понятности речи и развитию речевых навыков.

Что такое дизартрия?

Дизартрия - это нарушение артикуляции речевых звуков, вызванное поражением нервной системы или мышц, отвечающих за процесс речи.

Какие варианты массажа могут использоваться при лечении дизартрии?

При лечении дизартрии могут применяться различные варианты массажа, включая общий массаж лица, массаж губ и языка, а также массаж мышц шеи и гортани.

Каким образом логопедический массаж помогает при дизартрии?

Логопедический массаж помогает при дизартрии, активизируя работу мышц, отвечающих за артикуляцию звуков и улучшая их координацию. Это позволяет улучшить звукопроизношение и четкость речи.

Какие дети могут получить пользу от логопедического массажа при дизартрии?

Логопедический массаж может быть эффективным у детей с дизартрией, как дошкольного, так и старшего возраста. Этот вид массажа может помочь улучшить их звукопроизношение и развить правильное артикуляционное двигательное решение.

Какой опытно-экспериментальной работой подтверждается эффективность логопедического массажа при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией?

Опытно-экспериментальная работа показала, что использование логопедического массажа при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией привело к положительным изменениям в их речи. У детей улучшилась произносительная аккуратность и плавность речи.

Что такое дизартрия и какие есть её симптомы?

Дизартрия - это речевое расстройство, вызванное повреждением или недоразвитием нервной системы. Симптомы дизартрии могут включать неправильное произношение звуков, затруднение с моторикой артикуляционного аппарата, нечеткую, не плавную речь и другие проблемы связанные с организацией и артикуляцией речи.

Как логопедический массаж помогает при дизартрии?

Логопедический массаж является одним из методов коррекции дизартрических расстройств. Он способствует улучшению работы артикуляционного аппарата, укреплению мышц речи, улучшению памяти и концентрации внимания. Массаж также помогает ребенку осознать и контролировать свои артикуляционные органы, что в свою очередь способствует более правильному произношению звуков и улучшению речи в целом.