Обряды, быт и традиции Древней Руси.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 33 33 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 09.05.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Язычество базис формирования культуры повседневности Древней Руси 4
2.Быт Древней Руси 9
3.Праздничные традиции и обряды Древней Руси 14
4.Типы обрядов и их особенности 23
5.Семейные и хозяйственные обряды и традиции 26
Заключение 31
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления

В названии дней недели содержится инструкция о необходимых действиях в течение недели: 1-й (понедельник) — день медитаций, осмысления и планирования конкретных дел на неделю, подготовка необходимого инструмента; день богини Жели (мечты) и бога Велеса (мудреца). 2-й (вторник) - день задела (начала любых дел, прокладка первой борозды); день бога Прока и Богов-покровителей конкретного ремесла. 3-й (среда) — день заботы о среде обитания, обряд очищения жилища; день богини Живы и бога Крышеня. 4-й (четверг) - день самоочищения и почитания предков; день божества Рода - Рожаницы и бога Чура. 5-й (пятница) — день заботы о продолжении рода и о потомстве; день богини Кибелы (плодородие) и бога Леля (ласкателя). 6-й (суббота) - день общественно-полезного труда; день богини Лады и бога Лада. 7-й (воскресенье) - день почитания Богов и проведения игрищ; день всебожия. Эта своеобразная инструкция вовсе не ущемляет и не подавляет свободу воли. Она лишь указывает, в какой день недели чему лучше уделить больше внимания, чтобы создать собственный поток силы, который будет нести по жизни.Многие обряды строились на почитании какого-либо животного, прародителя рода, дающего плодородие или могучего покровителя и заступника рода. Человек воспринимал животное или птицу связующим звеном между ним и стихии, которые те олицетворяют, вмещают силы стихии и пр. Например, изображение утки или гуся вмещало в себя по восприятию человека всю стихию воды, поэтому человек почитал в птице мощную стихию воды. Бык почитался как носитель плодородия (именно на нем человек распахивал землю, именно он был его ближайший помощник). Обожествление помощника (в сказках птица, конь, серый волк, медведь, серая уточка и пр.) говорит о том, что человек считал, если эти животные владеют некоторыми качествами природных стихий, то они ими владеют, как человек, сознательно и в совершенстве. Таким образом, они могут быть посредниками между человеком и стихиями. Сам человек не считал себя вмещающим природную, силу (только избранные - вожди и колуны). Славяне издревле отличались почтительным отношением к старшим. Глава семейства» был и отец его, и начальник; и все прочие: жена, дети, родственники и слуги повиновались ему беспрекословно. Славяне, добрые сердцем, мужественные и гостеприимные, были восхваляемы даже врагами, всегда находившими у них приют. Отказ неприятелю в крове или хлебе-соли осуждался самими соотечественниками. За обиженного в их земле иноземца или заблудившегося путника мстили соседям. Русские были кроткие и тихие, их стыдливость упрощала брачную жизнь, спокойствие и целомудрие господствовали в семьях. Мужья ценили супружескую верность; жены повиновались им раболепно. Мать, воспитывая детей, вселяла в них любовь к Отечеству, и часто народная любовь превращалась в неумолимую месть к врагам. Дети, следуя древнему обычаю уважать старших, славились особым почтением к родителям и заботились о них на старости лет. Наши предки жили, руководствуясь своеобразной инструкцией недели; называли детей именами, заключающие глубокий смысл; отличались умеренностью, довольствуясь тем, что производила природа; наслаждались долголетием, были крепкие и веселые, любили пляски, музыку, хороводы и песни; не знали многих болезней, одинаково легко переносили холод и зной. Неутомимые в трудах и привязанные к земледельчеству, они вознаграждались обильной жатвой, мясом, молоком и шкурами, которые служили покровом от непогоды. Доброта сердца, проявляемая повсеместно гостеприимством и хлебосольством; была отличительной чертой наших предков.5.Семейные и хозяйственные обряды и традицииСемейные обряды объединены вокруг рождения, брака, смерти и включают родильную, свадебную и похоронную обрядность. Смысл обрядов выявляется: 1) сопоставлением аналогичных обрядов у разных народов мира (то, что неясно в культуре одних народов, так как часто присутствует отрывочно и фрагментарно, проясняется на лучше сохранившемся материале других народов); 2) интеграцией частных обрядов в обрядовый комплекс по конечной цели, во имя которой они совершались (например, с целью обезопасить новорожденного или невесту); 3) сравнением одного и того же обряда, производимого при рождении, во время свадьбы и при похоронах (например, обычай переноса через порог).Семейные обрядовые комплексы формируются не одновременно. Раньше всего обрядовое оформление получает событие смерти — событие подлинного рождения личности. Свадебный обряд вырос из института женской инициации. Из кувады — акта присвоения новорожденного отцом - возникает родильная обрядность. Единой основой семейного обрядового цикла является универсальное представление «через смерть — к новому рождению». По мере отделения и оформления отдельных обрядовых комплексов их содержание переосмысляется, обряды начинают бытовать изолированно и понимаются произвольно. К церковным обрядам очищения относятся чтение молитв во время родов, окропление святой водой комнаты, где лежит роженица. Даже в наше время можно встретить в некоторых селениях такие очистительные обряды. Как правило, молитвы читают священники, которые придерживаются старой веры. Заботиться о будущем ребёнке начинают задолго до его появления на Божий свет. Беременную женщину всячески защищают и оберегают от различных опасностей. Для этого днём женщина подпоясывается поясом заботливого и любящего супруга, ночью укрывается его зипуном, или плащом.(чтобы «мужская сила» охраняла её и чадо во чреве вовремя сна). В день родов к роженице приходит повитуха (женщина, которая будет принимать роды и выполнять обязанности акушера-гинеколога и медсестры), близкие подруги и родственницы. Повивальные бабки, владевшие акушерским искусством, на Руси пользовались особым почетом. Далеко не каждая женщина могла стать повитухой, например, запрещалось это тем, чьи собственные дети страдали какой-нибудь болезнью. И, конечно, большое внимание уделяли чистоте помыслов повивальной бабки, ведь от нее напрямую зависели жизни и роженицы, и нового человека. Даже эти люди считаются опасными для людей, так как они присутствовали при «греховном событии» - рождении младенца. То есть в них мог вселиться злой дух, пришедший на землю во время родов. За обрядом очищения следует церковный обряд крещения. Некрещеный ребенок вызывал у людей страх, его запрещали целовать, разговаривать с ним, надевать на него вещи (ребенок всегда был в пеленках). В некоторых селах России даже запрещали матери называть его по имени. Младенец считался бесполым существом, его не причисляли к семье, в которой он родился. Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники, так как они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Самое интересное, что крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.Особо можно выделить свадебные обряды. Наиболее ранние сведения о русской свадьбе содержатся в летописях, записках иностранцев, посещавших Россию, в дипломатических документах, гражданских и церковных источниках. Начало формирования общеславянской свадебной обрядности принято относить к VI-VTI вв. н.э., т.е. к периоду, когда патриархальная семья с присущим ей многобрачием (полигамией) переходила к единобрачию (моногамии). Время для свадеб у русских определялось земледельческим календарем - обычно свадьбы играли в свободный от сельскохозяйственных работ период («лошадям легче и людям приятнее»). Это пора сказочно красивых и чистых обрядов, которые должны были объединять людей. Большинство обрядов в древности совершались девочками, женщинами, девушками. И это не просто деление мироздания на мужское и, женское - здесь символическое восприятие весомости женского начала. Отсюда и огромная плотность девических обрядов, приходящихся на предсвадебную неделю. По смыслу все они делятся на три этапа: прощание с девичеством, подготовка к замужеству и привлечение счастья в будущую семейную жизнь. Постепенно невеста расстается со своим внешним обликом, подруги как бы отделяют ее от своего круга, отпевают. Костюм ее в семейной жизни будет совершенно иным, чем в девичестве. Он будет носить обереговый характер. Позднее сюда примешивается и боязнь колдовства. По поверьям всех древних народов, именно свободно распущенные волосы человека заключают в себе особую силу - гарантию общения со стихиями и мирозданием, поэтому волосы невесты убираются в особую прическу - символ прекращения свободного восприятия и общения с окружающим пространством. Одним из важнейших этапов в свадебном ритуале являлось венчание. И жених, и невеста проходят очищение и приобретают благословение Божье. До венчания молодых тщательно охраняли от всех возможных негативных воздействий. Это указывает и на то, что древние относились к свадьбе, как к переходному этапу жизни, подобному рождению, крещению, смерти.Другая группа обрядов – погребальная. Многие предпогребальные действия, помимо практической необходимости, имеют древнее, ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам - как бы сборами в дальнюю дорогу. Похороны завершались-стравой- пиром-поминками, тризной. И то, и другое, символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых умершим; этот обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней.Многочисленные хозяйственные обряды - это обращение людей к своим тотемистическим предкам (позднее - духам, богам) - творцам животных и растений, учредителям социального порядка, создателям культурных благ - за помощью, стремлением соприкоснуться с их душами, почувствовать их присутствие, слиться с ними в своих делах и в своем ремесле. Для лучшего изучения обрядов их удобно разбить на группы по «назначению». Весьма распространены так называемые хозяйственные обряды, сопровождающие трудовые процессы (земледельческие, охотничьи, обряды при постройке дома и т. д.). Эти обряды лучше изучать совместно с теми отраслями деятельности людей, к которым они относятся. К группе хозяйственных обрядов тесно примыкает цикл календарных обрядов, сопровождающих сезонные изменения в природе. Нередко календарные обряды совпадают с основными моментами хозяйственной жизни сельского населения. Ритуализация жизни в Древней Руси прослеживается в обустройстве и выборе места для дома. Любой предмет традиционной материальной культуры (от одежды до дома) кроме утилитарной и практической функции несёт в себе определённое символическое содержание. Целью такой двойственности вещи является передача картины мира такой, какой её представляли себе древние народы. Одним из таких предметов материальной культуры является жилище человека, т. е. Дом. Дом занимает своё место в системе языческих символов, и он символизирует: Вселенную, самого человека, место, где существует человек и Вселенная, универсальную точку отсчёта в пространстве, повторение структуры мира (имеет свои границы, центр, периферию). Кроме того мир имел свою ось (по принципу структуры мира, который тоже имел свою ось). Эта ось - диагональ «печь — красный угол», причём печь символизирует тёмное начало, а красный угол — светлое.Большое значение в хозяйственных и календарных обрядах имели заклинания и приговоры. Заклинания, как можно предполагать, были исконным, древнейшим видом обрядового фольклора. Их место и значение в обряде было определено их сущностью. Они имели ту же доминантную функцию, что и весь обряд в целом, целью их было оказать влияние на окружающий мир, вызвать желательное явление. Слово воспринималось, как дело, оно органически сливалось с действием, поясняло и как бы закрепляло его.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Обряды и традиции Древней Руси берут свое начало в язычестве. Мифология восточных славян имеет тесную связь с индоевропейской мифологией. Относительно мифологических языческих представлений славян можно сказать, что они имели сложность и противоречивость. Также в славянской мифологии было принято разделение мира на три сегмента: нижний мир или мир мертвых, подземных духов, земной мир – мир живых, небесный мир – Космос (семь небес). Славянское язычество представлено обширным пантеоном богов, среди которых главное место было отведено Перуну громовержцу. Также важно сказать об особом месте в славянской мифологии Матери Земли, и это не является случайным, поскольку культ природы – это отличительная черта восточнославянской культуры. Славяне считали, что леса, озера, вся природа наполнены духами, как результат, в славянской мифологии представлена разветвленная демонология. В жизни Древней Руси важнейшее место занимали семейные, хозяйственные обряды, связанные также с календарным циклом.Кроме того, в Древней Руси существовала развитая праздничная культура. Каждый праздник сопровождался собственными традициями, обрядами, ритуалами, музыкой.Список литературыАфанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997. Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. - М., 1982. С. 15, 16, 27. Ганцкая О. А., Лебедева Н. И., Чижикова Л. Н. Материальная культура русского населения западных областей // ТИЭ. I960. Т. 7. Георгиева Т.С. История русской культуры. – М.: Юрайт, 2008. Гусев В.Е. От обряда к народному театру: Эволюция святочных игр в покойника // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. - Л., 1974.Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2. Клопыжникова А.А. Локус обрядовой культуры Древней Руси :социофилософский аспект исследования : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01. – Режим доступа: https://www.dissforall.com/profile/filesКоринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа./Электронный ресурс// http://troitsa.paskha.ru/Костолевский Ив. Из народных суеверий, примет и обычаев Еремейцевской волости, Рыбинского уезда // ЭО. 1891. № 3. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. Л., 1966. С. 14, 17, 24.Повесть временных лет.// https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/1Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. – М., 1984. – 240 с.Фиденко Ю.Л. Русский календарный обрядовый музыкальный фольклор. – Режим доступа: http://metodichka.x-pdf.ru/15istoriya/211244-1-russkiy-kalendarniy-obryadoviy-muzikalniy-folklor-uchebnoe-posobie-kursu-narodnoe-muzikalnoe-tvorchestvo-kvalifikac.phpЧичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI—XIX веков // ТИЭ. 1957. Т. 40. С. 89. Энциклопедия обрядов и обычаев./Электронный ресурс//http://www.gumer.info/Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999.

1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М.. 1997.
2. Белякова Г. С. Славянская мифология. - М. 1995.
3. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. - М., 1982. С. 15, 16, 27.
4. Ганцкая О. А., Лебедева Н. И., Чижикова Л. Н. Материальная культура русского населения западных областей // ТИЭ. I960. Т. 7.
5. Георгиева Т.С. История русской культуры. – М.: Юрайт, 2008.
6. Гусев В.Е. От обряда к народному театру: Эволюция святочных игр в покойника // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. - Л., 1974.
7. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянская мифология.//Мифы народов мира. – М., 1980. Т.2.
8. Клопыжникова А.А. Локус обрядовой культуры Древней Руси : социофилософский аспект исследования : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01. – Режим доступа: https://www.dissforall.com/profile/files
9. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа./Электронный ресурс// http://troitsa.paskha.ru/
10. Костолевский Ив. Из народных суеверий, примет и обычаев Еремейцевской волости, Рыбинского уезда // ЭО. 1891. № 3. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. Л., 1966. С. 14, 17, 24.
11. Повесть временных лет.// https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/1
12. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. – М., 1984. – 240 с.
13. Фиденко Ю.Л. Русский календарный обрядовый музыкальный фольклор. – Режим доступа: http://metodichka.x-pdf.ru/15istoriya/211244-1-russkiy-kalendarniy-obryadoviy-muzikalniy-folklor-uchebnoe-posobie-kursu-narodnoe-muzikalnoe-tvorchestvo-kvalifikac.php
14. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI—XIX веков // ТИЭ. 1957. Т. 40. С. 89.
15. Энциклопедия обрядов и обычаев./Электронный ресурс//http://www.gumer.info/
16. Юдин А. Русская народная культура. Мифология восточных славян. – М., 1999.

Вопрос-ответ:

Какое значение имели обряды и традиции на Древней Руси?

Обряды и традиции играли особую роль на Древней Руси. Они были базисом формирования культуры повседневности и являлись неотъемлемой частью жизни народа.

Какие были особенности быта на Древней Руси?

Быт на Древней Руси отличался от современного. Люди жили в избах, занимались земледелием, ремесленным производством, охотой и рыболовством. Семья играла важную роль в быту, а родовая община объединяла несколько семей.

Какие праздничные традиции и обряды существовали на Древней Руси?

На Древней Руси существовало множество праздничных традиций и обрядов. К ним относились свадьба, крещение, круглый год, рождество, Масленица и прочие. Они отражали мифологические представления и верования народа.

Какие типы обрядов существовали на Древней Руси и как они отличались?

На Древней Руси существовали различные типы обрядов: культовые, магические, праздничные, семейные и хозяйственные. Каждый тип обрядов имел свои особенности и цели, связанные с верованиями и культурой народа.

Чем отличались семейные и хозяйственные обряды и традиции на Древней Руси?

Семейные обряды на Древней Руси связывались с рождением детей, свадьбой, смертью и другими событиями в жизни семьи. Хозяйственные обряды относились к огородничеству, скотоводству и другим сельским работам. Они имели свои правила и обычаи.

Какое языческое ядро было базисом формирования культуры повседневности Древней Руси?

Языческое ядро, основанное на верованиях и обрядах славянского язычества, было базисом формирования культуры повседневности Древней Руси. Оно охватывало различные аспекты жизни, включая ритуалы, обряды, мифы и верования. Язычество играло значительную роль в формировании общественно-культурных норм и ценностей, а также оказало влияние на повседневную жизнь древних славян.

Каким был быт Древней Руси?

Быт Древней Руси характеризовался простотой и тесной связью с природой. Жители Древней Руси вели сельское хозяйство, занимались охотой и рыболовством. В их быту значительную роль играли различные обряды и традиции, связанные с семьей, праздниками, земледелием и рождением детей. Особое внимание уделялось обрядам и ритуалам, связанным с духовной сферой, включая языческие верования и обряды.

Каковы особенности праздничных традиций и обрядов Древней Руси?

Особенности праздничных традиций и обрядов Древней Руси включают языческие ритуалы, песни, танцы, загадки и игры, связанные с природными явлениями и событиями. Праздники часто проводились с участием всего села или деревни, их целью было укрепление общности и связей между людьми. Важным аспектом празднований был обмен подарками и приготовление общего праздничного пира.

Какие типы обрядов существовали на Древней Руси и в чем их особенности?

На Древней Руси существовали различные типы обрядов, такие как свадебные, похоронные, рождественские, весенние и другие. Свадебные обряды, например, включали бракосочетание и свадебный обряд, связанный с празднованием новой семьи. Похоронные обряды включали похороны, поминки и ритуалы, связанные с отпеванием умерших. Рождественские и весенние обряды отмечались празднествами, посвященными началу нового года или приходу весны.

Какие языческие обряды и традиции формировали культуру повседневности на Древней Руси?

Язычество было базисом формирования культуры повседневности на Древней Руси. Языческие обряды и традиции играли важную роль в жизни древних славян, они отражали их мировоззрение, представления о природе, богах, магические и ритуальные практики.

Какие бытовые особенности были характерны для Древней Руси?

В быту Древней Руси были свои особенности. Например, дома славян были построены из древесины, имели одно-два помещения и обычно были покрыты соломой или соломенными скатами. В хозяйстве использовались простые средства работы и были характерны определенные занятия - охота, рыболовство, пчеловодство. Также древние славяне занимались земледелием и скотоводством.

Какие праздничные традиции и обряды были распространены на Древней Руси?

На Древней Руси было множество праздничных традиций и обрядов. Например, одним из самых известных праздников был Коледа, который отмечался в конце декабря и символизировал начало нового года. Также были праздники, связанные с северными богами, такие как Ярило и Велес. Важными датами были также равноденствия и солнцестояния, которые отмечались обрядами и празднествами.