Институциональные основы международного сотрудничества в Арктике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международные отношения
  • 31 31 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 10.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Геополитическое значение Арктики ………………………………………...5
1.1 Особенности природных ископаемых регионов Арктики………………..6
1.2 Особенности экономических ресурсов регионов Арктики ………………7
1.3 Особенности демографических аспектов регионов Арктики ……………8
1.4 Военно-политическая ситуация Арктики, а также обеспечение безопасности в регионе …………………………………………………………..9
1.5 Международные отношения в области регионов Арктики: форумы, конференции и встречи по вопросам международного регулирования Арктики…………………………………………………………………………..12
2 Институциональная основа по регулированию Арктики …………………18
2.1 Международно-правовой режим Арктики (секторный и конвенционный подходы) …………………………………………………………………………18
2.2 Международные организации и вопросы по взаимному сотрудничеству в сфере арктических взаимоотношений ………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………….…29
Список использованных источников………………………………………...…31


Фрагмент для ознакомления

Поэтому, не затрагивая прямой очевидный ответ на проблему, как работает теория секторов, UNCLOS позволяет государствам устанавливать контроль над морскими районами за пределами ИЭЗ. Фактически страны могут применять данный режим для достижения почти того же эффекта, что и установление границ согласно теории секторов. Однако это не означает полного суверенитета над акваториями арктических морей. ЮНКЛОС не позволяет государствам делать это.Стоит напомнить, что Соединенные Штаты еще не начали процесс ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.Следовательно, это государство не обслуживает Арктику по этим правилам. Хотя возможность расширения их суверенных прав и юрисдикции на арктические пространства была одной из причин возобновления дискуссий о присоединении США к ЮНКЛОС в 21 веке. Но позже от данной задумки отказались.2.2 Международные организации и вопросы по взаимному сотрудничеству в сфере арктических взаимоотношенийСегодня вокруг Арктики возникло множество различных проблем - международных, правовых, политических, социальных, экономических, оборонных и экологических. Данныйсгусток противоречий не может быть разрешен каким-либо универсальным международным соглашением на основе аналогии с Антарктидой, потому что фактически государства «Арктического клуба» (т.е. пять стран с официальным статусом - Дания, Канада, РФ, Норвегия и Соединенные Штаты) уже несут ответственность за экономическое развитие Арктики. Конечно, они не заинтересованы в появлении здесь новых конкурентов и не собираются отказываться от своих приоритетных прав, которые определены не только правовыми нормами, но и подкреплены фактами из истории о исследовательской деятельности в регионах Дальнего Севера. В этой ситуации международным организациям отводилась особая роль механизмов координации политики в Арктике. Иным способом разрешить противоречия между «участниками» арктической политики сложно. Государственно-ориентированные модели в этой ситуации просто не работают. В этой связи важно понимать, какую роль международные организации, занимающиеся арктическими делами, играют (и могут играть в будущем) и какие уроки следует извлечь для российской политики на даннойтерритории. Для РФтакой вопрос не праздный, потому что в соответствии с арктической стратегией Российской Федерации этот регион в ближайшем будущем должен быть главной базой для ресурсов нашей страны. Хорошие перспективы имеет международное сотрудничество в Арктике. В мае 2008 года в гренландском городе Илулиссат на мероприятии «Арктической 5-ки» рассматривались общие средствадля решения арктических проблем, вызванных изменением климатических условий и хозяйственной активностьюлюдей. Результатом конференции стало принятие политической декларации - Илулиссатской декларации, в которой сделан акцент на необходимости равноправного взаимодействия между государствамитерритории в решении его проблем. Участники встречи обязались разрешать любые недоразумения политическим путем переговоров, основанных на международном праве.Некоторые научные деятелиполагают, что Илулиссатская декларация убирает мнения о «сражении за Северные земли». Действительно, членыдоказали свою готовность укреплять сотрудничество практически во всех сферах, от экологии до сотрудничества в операциях по поиску и спасению. Определенные договоры по этому поводу были достигнуты в ходе второй министерской встречи «пятерки» в марте 2010 года в канадском городе Челси. Некоторые аналитики считают, что пограничное соглашение между Норвегией и РФ в октябре 2010 года подтверждает исполнимость Илулиссатской декларации.Международные организации, участвующие в арктической политике, очень многочисленны, различаются по функциям, полномочиям, составу, характеру деятельности и влиянию. Государства также по-разному строят свою политику в отношении этих организаций, что еще больше усложняет общую ситуацию. Четыре наиболее влиятельных образований - это Арктический совет (АС), Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), ЕС и НАТО.Арктический совет (АС) –действующая по региону международная организация, которая была создана по желанию Канады в 1996 году. Изначально вопросы касались так называемого «Процесс Рованниеми» был сдан под эгидой AC. Совет призван содействовать сотрудничеству в сфере защиты природного окружения и стабильного развития приполярных регионов. Пять стран Арктики (РФ, Норвегия, Соединенные Штаты и Канада с Данией) и три субарктических государства (Исландия, Швеция) являются членами АС. Страныотправляют для представления министров иностранных дел, а на обыденных встречах, проводимых два раза в год, принимают участие делегаты в ранге посла (высокопоставленные должностные лица в рамках этой организации).Правовое положение наблюдателя в АС закрепляет несколько межправительственных структур (важнейшая из которых - ЕС), представленные Еврокомиссией, неправительственными организациями и неарктическими странами: Франция, Германия, Великобритании, Испания, Нидерланды.Объединения коренных народностей Арктики также постоянно участвуют в деятельности АС: Международная Алеутская ассоциация, Арктический атабаскский совет, Циркумполярная форумыинуитов, саамов, Международный совет гвичинов и Союз малых коренных народностей Севера, Сибири и Даль-Востока Российской Федерации. В АС создано пять рабочих групп, отвечающих за разные направления для осуществления деятельности:рабочая группа по арктической индикации и оценке;рабочая группа по защите флоры и фауны в регионах Арктики;рабочая группа по подготовке и принятию неотложных действийпри ЧС;рабочая группа по защитеморских вод регионов Арктики;рабочая группа по стабильному развитию.Наиболее действенным участником таких отношений является Канада, представленная во всех рабочих группировках Совета. Особенноезначение АС как наикрупнейшего форума для координации политики арктических государств была подчеркнута в Стратегии Северной Канады. В Совете Канада предлагаетсядатьположениерегулярного наблюдателя неарктическим странам. Таким образом, для неарктических стран будет четко определен предел их арктических возможностей и параллельнодоказана приоритетность5-тигосударств Арктики. Это полезно самому Канадскому государству, имеющего очень длинную арктическую границу, а также России. Однако для этого Арктический Союз должен быть не только форумом, но и полноценной международной организацией с правом принимать обязательные решения и адекватные финансовые ресурсы.Для усиления влияния АС канадские эксперты предлагают создать постоянный секретариат и выделить средства для более эффективной работы рабочих группировок. Помимо этого, необходимо расширить круг обсуждаемых вопросов, включив вопросы безопасности в повестку дня СА.СБЕР - региональный форум сотрудничества, созданный в 1993 году по инициативе Норвегии. Кроме того, статус постоянных членов имеют Дания, Исландия, РФ, Финляндия, кроме этогоКомиссия Европы из девятигосударств - Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США и Япония - как наблюдатели. Как и в случае сАрктическим Союзом, страны представляются на данном мероприятии от лица министров иностранных дел. Основным рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц (должностные лица в ранге посла). Он собирается раз в 1-2 месяца для обсуждения отчетов и подготовки сессии образования, которая проходит раз в год.Для реализации проводимой практической работы по основным направлениям сотрудничества в рамках СБЕР созданы целевые группы и рабочие группы, которые регулярно представляют отчеты о своей деятельности. Под покровительством СБЕР трудится совет на региональном уровне, который помогает наладить прямое сотрудничество между территориямигосударств-участников.НАТО как международная организация - относительно новый фактор в Арктике. Значительное расширение для деятельности в регионах Дальнего Севераактивизировалось в 2008 году. За этим последовала серия заявлений высокопоставленных официальных лиц НАТО по Арктике, встреч и семинаров экспертов по Арктике. На практике данное образование находится в Арктике в форме совместной системы ПВО, которая включает постоянно доступные истребители, системы предупреждения о нападении типа ДРЛО и разведывательные самолеты. После ухода с военной базы США в Кефлавике в 2006 году силы НАТО возобновили исландское патрулирование. Швеция и Финляндия, являющиеся неприсоединившимися, активно принимали участие в военных учениях НАТО под названиемпроекта «Партнерство ради мира».Приоритеты политики НАТО в регионе были наиболее четко определены на конференции НАТО по перспективам арктической безопасности в Рейкьявике в конце января 2009 года. Официальное фокус НАТО будет направлен на сферы так именуемой «легкой» безопасности - экологического воздействия глобального потепления и деятельности человека в Арктике, риска экологических и техногенных катастроф и так далее.Ноэтот факт не убирает военную структурную составляющую политики, которая отразилась в учениях, проводимых НАТО. Это также видно из исследований Оборонного колледжа НАТО, в которых прямо упоминалась военная составляющая безопасности региона. Возможный конфликт вероятен, как минимум из-за того, что существует политическая напряженность между самим государствами, Арктического региона.Европейский Союз. В конце 1990-х годов ЕС проявил активный интерес к Арктике, сославшись на озабоченность по поводу конкуренции между различными державами за арктические природные ресурсы, территориальные споры и претензии ряда стран на контроль и ухудшение морских путей на севере региона.Первоначально деятельность ЕС в Арктике была сосредоточена в основном на Северном измерении (NDI). В начале 2000-х г.мысль «окна в Арктику» была популярна в Европейском Союзе, что нашло выражение в улучшеннойтеории EIS, принятой в ноябре 2006 года. ЕС активно работал с 3-мяобразованиями, действующими на регионе, занимающимися вопросамитерритории Арктики: СБЕР, Австралийский Союз и Совет Министров Севера. В октябре 2007 года Комиссия Европы приняла план действий по комплексной морской политике, в котором рассматривалась проблема по делению конт. шельфа и использования морских путей по водамАрктики. В марте 2008 года Комиссия Европы и Главный представитель Европейского Союзапредложилиобщий законопроект под названием «Изменение климата и международная безопасность». Большое внимание уделяется локальным экологическим проблемам в Арктике.В частности, были выделены следующие проблемы: таяние полярных льдов, нарушение существующей экосистемы; негативные последствия экономической деятельности, связанной с добычей полезных ископаемых территории Арктики и увеличения количества международных торговых маршрутов; Обострение конкуренции государствами регулирующими пространства Арктики за добычу полезных ресурсов и пользования морскими путями в Арктике.Предлагаемые меры по предотвращению опасных тенденций заключаются в следующем:возобновить деятельность региональных организаций под эгидой обновленного МИП;разработка стратегии ЕС для Арктики с особым упором на обеспечение равного доступа разных стран к природным ресурсам и торговым маршрутам в регионе;участие в диалоге с арктическими государствами, не входящими в Европейский Союз, о влиянии глобального изменения климата на международную безопасность.ЗаключениеРассмотрев и проанализировав основные нормы правового положения и природопользования в Арктике, можно выделить следующие умозаключения.На современном этапе одним из самых спорных вопросов, связанных с правовым статусом Арктики, проблема по правовому контролю этих регионов, а именно применения общепризнанныхправовых международных правил или предоставления особого статуса этой территории посредством применения национального права или принятие регионального правого межгосударственного НПА. За последний период проблема создания действенной системыпо правовому надзоруприродной среды в регионах Арктики привлекает все большее внимание как на глобальном, так и на национальном уровне. Обострение этой проблемы связано с развитием экономического уровня в соответствующем регионе, таких как горнодобывающая промышленность, судоходство, ловля рыбы, туристическая деятельность и иные. Одной из важнейших предпосылок расширения экологически рационального использования базы с ресурсами с регионов Арктики и защита ее окружающей среды, имеющей уникальный характер, в интересах не только нынешнего, но и для будущих потомков является формирование адекватного правового регулирования экономики и экономики Арктики, экологическое развитие.Обобщая, говорить о том, что правовой контроль регионов Арктики происходит в рамках законодательства арктических государств и черезмеждународные НПА. Правовое положениерегионов АрктикиРФ регулируется рядом узконаправленных НПА, регулирующих недовольства в виде претензий со стороны РФ на земли и полезные ископаемые для определенной отдельной формы субъектов. Однако в Российской Федерации нет отдельного арктического законодательства.Основным НПА, выражающим политические направления и основные темы регулирования этих территорий, является проектная документация «Основы федеральной политики РФ в регионах Арктики на период до 2020 года и на последующий период». Соответственно, была разработана Арктическая стратегия РФ, что также играет крупную роль. К сожалению, эти действия не лишены недостатков, в том числе недостаточной ориентации на эффективную защитуприродной среды. Однако вместе со специальными федеральными законами и другими нормативными документами эти два закона образуют базу нормативного контролятерриторий Арктики РФ.Касаясь проблемыправого контроля природопользования ресурсами в зоне Арктики, следует напомнить, что реализация и защита окружающей среды в Арктическом регионе в основном осуществляется, законодателем и как правило, не акцентируется внимание на защитуприродной среды ина полезные ископаемые региона. Представляется необходимым подготовить некий законопроект для региона Арктики со стороны РФ, который будет напрямую смотреть на особенности природопользования и защитыприродной среды в наших Арктических реалияхСписок использованных источников 1.Постановление Правительства РФ от 14.03.2015 No228 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 2. Распоряжение Правительства РФ от 30.10.2010 No 1926-р «О Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 336 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Электронный ресурс. URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html 4. Диденко Н.И., Скрипнюк Д.Ф. Моделирование устойчивого социально-экономического развития регионов арктического пространства РФ с использованием системы эконометрических уравнений//Стратегические приоритеты развития Российской Арктики. М.: Наука 2015– с.368 5.Didenko N., Skripnuk D., Rudenko D Environmental security issues in the russian arctic В сборнике: International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM 2015. С. 267-274. 6. Федеральная служба государственной статистики. Население. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography. 7. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу // Российская газета.30.03.2009. URL: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktikaosnovy-dok.html 8. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву(UNCLOS): заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 (с изм. от 23.07.1994)[Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». –Режим доступа: http://www.consultant.ru 9. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики : от20.05.1980 // Сборник международных договоров СССР. – Вып. XXXVIII. –Москва, 1984. – С. 383 - 395. 10.Об Арктической зоне Российской Федерации : проект федер. Закона(подготовлен МинрегиономРоссии) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:http://www.consultant.ru

1. Постановление Правительства РФ от 14.03.2015 No228 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Распоряжение Правительства РФ от 30.10.2010 No 1926-р «О Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 336 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Электронный ресурс. URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html
4. Диденко Н.И., Скрипнюк Д.Ф. Моделирование устойчивого социально-экономического развития регионов арктического пространства РФ с использованием системы эконометрических уравнений//Стратегические приоритеты развития Российской Арктики. М.: Наука 2015– с.368
5. Didenko N., Skripnuk D., Rudenko D Environmental security issues in the russian arctic В сборнике: International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM 2015. С. 267-274.
6. Федеральная служба государственной статистики. Население. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography.
7. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу // Российская газета.
30.03.2009. URL: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktikaosnovy-dok.html
8. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву(UNCLOS): заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 (с изм. от 23.07.1994) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». –Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики : от20.05.1980 // Сборник международных договоров СССР. – Вып. XXXVIII. –Москва, 1984. – С. 383 - 395.
10. Об Арктической зоне Российской Федерации : проект федер. Закона (подготовлен Минрегионом России) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

Вопрос-ответ:

Какое геополитическое значение имеет Арктика?

Арктика имеет огромное геополитическое значение, поскольку является регионом с обилием природных ресурсов, стратегическим расположением и потенциалом для развития транспортных маршрутов. Контроль над Арктикой может обеспечить государству доступ к полезным ископаемым, новым торговым путям и повысить его влияние в международных отношениях.

Какие особенности природных ископаемых регионов Арктики?

Регионы Арктики богаты нефтью, газом, рудами, углем, а также редкими землями и другими ценными ресурсами. Однако добыча и эксплуатация этих природных ископаемых встречают серьезные трудности из-за суровых климатических условий и экологических рисков. Тем не менее, доступ к этим ресурсам привлекает внимание многих стран и способствует развитию международного сотрудничества в регионе.

Какие особенности экономических ресурсов регионов Арктики?

Экономические ресурсы регионов Арктики включают не только природные ископаемые, но и рыболовство, судоходство, туризм, научные исследования и инфраструктуру. Развитие этих отраслей требует сотрудничества различных государств и регулирования доступа к ресурсам, а также охраны окружающей среды. Международные отношения в этой области играют важную роль в создании благоприятных условий для экономического развития региона.

Какие особенности демографических аспектов регионов Арктики?

Регионы Арктики имеют небольшую плотность населения и специфический демографический профиль. В основном там проживают коренные народы, которые обладают своей культурой, традициями и способом жизни. Сохранение этнической и культурной идентичности этих народов и обеспечение их социальной и экономической стабильности являются важными задачами для международного сотрудничества в Арктике.

Какое геополитическое значение имеет Арктика?

Арктика имеет огромное геополитическое значение, так как обладает огромными запасами природных ресурсов, которые могут стать предметом конкуренции между государствами. Кроме того, Арктика является стратегическим регионом с точки зрения обеспечения безопасности и контроля над морскими путями.

Какие особенности природных ископаемых характерны для регионов Арктики?

Регионы Арктики богаты природными ископаемыми, такими как нефть, газ, уголь, руды и др. Особенностью этих ресурсов является их высокая концентрация в относительно небольших районах, а также сложность их добычи из-за суровых климатических условий и удаленности от основных инфраструктурных объектов.

Какие особенности экономических ресурсов характерны для регионов Арктики?

Экономические ресурсы регионов Арктики включают не только природные ископаемые, но и рыбные запасы, лесные массивы, туристический потенциал и др. Однако из-за сложных климатических условий, недостатка инфраструктуры и удаленности от основных рынков, развитие экономики в Арктике оказывается затруднительным.

Какие особенности демографических аспектов характерны для регионов Арктики?

Регионы Арктики характеризуются низкой плотностью населения, население состоит в основном из коренных малочисленных народов. Из-за суровых климатических условий и ограниченности возможностей для экономического развития, миграция населения в регионы Арктики ограничена. Это создает определенные демографические вызовы для этих регионов.

Как обеспечивается безопасность в Арктике и военно-политическая ситуация в регионе?

Обеспечение безопасности в Арктике осуществляется через международное сотрудничество и заключение соглашений между арктическими государствами. Военно-политическая ситуация в регионе относительно спокойная, и в основном находится под контролем арктических государств. Однако ситуация может измениться в связи с интересами различных стран в регионе и возможной конкуренцией за ресурсы.