Андеграунд как социокультурный феномен.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 37 37 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 10.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение.…………………………………………………………………..3
Глава1 Андеграунд как социокультурный феномен
1.1. Феномен андеграунда: понятие, сущность, функциональная специфика….……………………………………………………………………..5
1.2. Проблемы, возникающие в процессе изучения андеграунда …..9
Глава2 Анализ отношения к андеграундному искусству
2.1 Отношение к андеграунду в прошлом …………………………..21
2.2. Отношение современного общества к андеграундному искусству …………………………………………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………........34
Библиографический список …………………………………….……37
Фрагмент для ознакомления

Сколько политики было в нашем андеграунде? Много, но воспринимать только через призму политики это не совсем правильно. Те же московские художники, участники выставки "бульдозер", социальные художники,московские концептуалисты чаще всего называют себя нонконформистами. Например, участники альманаха"Метрополь", издававшегося на Западе, преследовали прежде всего литературные цели. К поэтам в России отношение особое, поэтому к ним применялись соответствующие меры. Известно, что большая часть интеллигенции имела официальнуюи неофициальную жизни. К слову говоря, известный поэт Евгений Евтушенкопечатал своистихи в самиздате, что создало для него образ оппозиционера. Однако были и те, ктостарался свести к минимуму свои контакты с советской действительностью. Художественно советская подпольная версия-это скорее ленинградский феномен, чем московский. Среда, в которой существовало петербургское "другое искусство", не была столь закрыта для какого-либо одного видахудожественного творчества. Если посмотреть на московское альтернативное искусство, то Петербург-долгое время оставался его естественной частью. Именно в Ленинграде в начале 70-х и конце 80-х годов советское подполье приняло законченную форму социокультурного развитияи потому воспринимался как целая эпоха.Андеграунд играл необычную роль- благодаря новому течению возникла альтернативная культура, которая оказала сильное влияние на классическую культуру. Здесь можно привести пример прямогородственника американской городской культуры низших классов - бандитской песни. Последние существовали только на пленке, казались неправдоподобно далекими, потому что сегодня хриплыеголоса тоскуют по своему криминальному прошлому на многих радиочастотах. Более того, как только этот жанр вошел в шоу-бизнес, его стали очень плохо называть "русским шансоном", но суть от этого не изменилась. Точно так жесегодня доступны работы вчерашних гуру альтернативной музыки, изобразительного искусства и литературы, а пресловутыйнонконформизм стал фактом истории. В сегодняшней жизни трудно найти андеграунд. Но значит ли это, что он ушел? Вряд ли. Во-первых, это подполье, чтобы не быть очень заметным, а во-вторых, общество находится далеко от тех способов, которые позволяют выражать недовольство устоявшимися порядками. Молодежь всегда будет нуждаться в том, чтобы выражать юношеский протест против устоявшихся традиций старшего поколения. Любое искусство вне классической культуры, при этом с налетом новизны и альтернативы, всегда будетпривлекать внимания нового поколения – особенно, если эта эпоха не будет сопровождаться социальными и политическими потрясениями. И, наконец, чем интереснее искусство из андеграунда, тем выгоднее будет его использовать массовой коммерческой культуре: подростковые журналы сегодня дают советы, черные рэперы поют про жизнь в трущобах и т. д. Протест жителей бедных кварталовимеет большой коммерческий потенциал, и хип-хоп триумфально марширует по всем континентам. Это одомашнивание вчерашнего подполья прекрасно укоренилось на домашней почве. Ну а публика-она снова собирается на ставшие модными милонги и вряд ли задумывается о том, что чуть больше века назад танго было танцем Буэнос-айресских бардов.§ 2.2. Отношение современного общества к андеграундному искусствуВ XXI веке интернет-технологий у андеграунда есть возможность развиваться. Примером могут служить публикации, а таких порталах какlosttoys.info, www.warlab.info и другие.Вот каких принципов представители андеграунда придерживаются в Интернете: неприятие чего-либо, высказывание неприятия, готовность к взаимному неприятию со стороны масс, возможное изгнание из "нормального общества", постоянное следование по пути конфронтации, полная независимость суждений, никаких догм, субъективное восприятие мира и самовыражение через создание андеграундного искусстваИтак, андеграундное искусство характеризуется: гневом и агрессией, приводящие к шоку, жаждой самоуничтожения (не всегда), жаждой разрушения (обычно), шокирующим, безжалостным экспериментом над сознанием, стремлением подчеркнуть безрадостные стороны жизни за счет использования темных цветов, пониманием того, что апокалипсис-это завершающий этап развития общества, цинизмом, основанным на железной логике, осознанием собственной силы и правоты, сильнейшим порывом чувств или полным безразличием. Еще один пример описания андеграунда в Интернете: "На виртуальных страницах этого журнала, случайно и не литературно, будет рассказ об идеях и творческих артефактах, о людях, посвятивших себя этому. Совершенно разные, из разных точек времени и пространства, объединенные только критерием true (реального, искреннего по-английски). Это ядро, пульс, который руководит автором в процессе его творчества и, наверное, всей жизни вообще, чем-то личным и не до конца открытым. Святое безумие, заставляющее вас поступать только так, и никак иначе, толкающее вас на странные поступки, необоснованные логикой и житейскимсмыслом, искреннее послание человека всему миру."Свобода Интернета наносит ущерб целому ряду подпольных функций. Например, образовательнаяинформация становится не актуальной. Если судить по художественно - эстетическим функциям, то художник меньше работает над формой и качествомсвоей работы.Сегодня мы живем в мире, в котором статус напрямую зависит от наполненности кошелька, от количества квадратных метров занимаемого вами жилья, от марки автомобиля. Стремление к обогащению-занимает доминирующую роль в жизни каждого человека, который считает, что истинное счастье невозможно без огромных материальных затрат. С незапамятных времен искусство было уделом "других" людей, не понятых многими их современниками, но, несмотря на это, продолжающих творить и создавать шедевры. Часто создателей сопровождали гонения со стороны правящей элиты, как и полет мысли о "свободном" человеке, не вписывалисьв планы властей. Но, несмотря на все невзгоды, талантливые личности оставили после себя наследство, которое и по сей день будоражит сердца истинных ценителей искусства. Несмотря на то, что во многих странах искусство ориентировано на рынок, оно всегда подчиненогосударственной идеологии, в них существует такое направление современной культуры, как андеграунд (англ. подземелье, подполье). Люди, которые поддерживают это направление не стремятся к материальному процветанию. Чаще всего они противопоставляют себя массовой культуре. Они живут и творят для себя и для окружающих, ничего не требуя взамен. И этодостойно уважения. Музыканты могут играть на улицах, на самоорганизующихся концертах;художники могут использовать для своих выставок крошечные выставочные залы, а не огромныеплощади ведущих музеев; писатели могут писать "в стол", то есть без надежды на публикацию. И все это делается только для того, чтобы обычные люди могли пройти через все эмоции и переживания, которые волновали душу автора в момент создания егопроизведения; так что каждый может в полной мере насладиться пусть иногда и очень необычным,но самостоятельным и самоотверженным творчеством.ЗаключениеИтак, изначально термин "подполье" в культурном слое означало примерно то же, что и контркультура, и, прежде всего, означал оппозицию массовой культуре. В то же время следует отметить, что в андеграунде существовали настоящие шедевры, которые просто не могли найти широкого круга почитателей.Возможно, именно из-за этого разнообразия андеграундного искусства слово впервые слегка изменило свое значение при переводе на русский. Многие люди приняли его в свой лексикон в значении как "темное, грязное, низкое искусство". Конечно, даже эти прилагательные могут в некоторых случаях и с определенной долей предположения быть отнесены к первоначальному значению underground - "метро". Однако при этом была утрачена столь значительная часть семантики слова "андеграунд", в отличие от массовой культуры, которую, несмотря на ее всеобщее признание, нельзя отнести к "высокой" культуре.Если рассматривать современное состояние слова "андеграунд" применительно к культуре,то чаще всего оно употребляется в приложении к музыке.Андеграунд неуловим, он не поддается четким системным определениям. Более того, людям «подполья» в жизни неизбежно сопутствует искаженное восприятие:чужаки, никому не известные и не пользующиеся никаким влиянием.В Екатеринбурге набирает популярность «Маргинальная ночь» — арт-комьюнити, представляющее андеграундное искусство. Изначально это был одноименный фестиваль с музыкой, выставками и перформансами, но затем появился бренд, под которым проходят совершенно разные мероприятия — ярмарки, гуляния, коллективные и индивидуальные выставки художников — представителей уральского андеграунда. А недавно представители комьюнити открыли свой клуб «Куб». «В России, как мне кажется, арт-рынка по сути и нет, есть закрытая, замкнутая арт-среда, она слишком сильно фильтрует тех, кто хочет в нее войти. Есть ощущение монополии. Очень много художников, обиженных на эту монополию. А любая монополия закрывается и начинает говорить на каком-то своем языке, поэтому, чтобы ее понять, нужно тоже заговорить на этом языке. Я хочу, чтобы у нас было, как в США или Европе, чтобы каждый художник мог найти свое „окно“ для связи с аудиторией, потому что на абсолютно любого художника найдется свой зритель. Но дело в том, что в России таких окон мало, есть одно большое, за которое все дерутся. Мы — одно из немногих маленьких „окошек“», — говорит журналисту Znak.com Андрей Голденков. По сути, сегодняшнее российское подполье-это сообщество талантливых и устоявшихся граждан (состоявшеесяв обществе, которое они не принимают, то есть у них нет злобы), чьи творческие ходы с интересом воспринимаются культурным мейнстримом. Во всяком случае, в сегодняшних "творениях" деятелей культурного истеблишмента немало откровенных цитат из произведений андеграундных авторов.Здесь больше свободы самовыражения и экспериментов. Меньше внимания уделяется требованиям рынка, хотя они, безусловно, есть. В общем, андеграунд привлекает своей непредсказуемостью и отказом следовать каким-либо строгим правилам. Но, к сожалению, андеграунд воспринимается современным обществом настороженно и без особого энтузиазма.В любом случае подпольная позиция способствует большей независимости творчества от диктата текущей ситуации. А поддержка андеграундного творчества, как и любого экспериментального искусства, необходима. Таким образом, становление андеграундной культуры в разных странах происходило по-разному. Различия обусловлены историческими, политическими, социальными, ценностно-мировоззренческими факторами. Андеграундная культура предлагает альтернативную эстетику, новые формы художественного выражения, отличные от традиционных и массовых. Такая культура может стать ответом на вызовы общества (политические, экономические, социальные, исторические) и предлагает решения проблем, отличных от традиционных. Отношение к подполью в России современная наука остается неоднозначной, что связано с отсутствием единого четкого определения этого понятия. При рассмотрении андеграунда как совокупности художественных течений, противопоставляющих себя массовой культуре, теряется важная ее составляющая - система ценностей, особый тип мышления и, соответственно, стратегия поведения. Как и любое культурное явление, андеграунд не является стихийным, формирование и трансформация культурных установок и паттернов определяются историческими, политическими и социологическими процессами.Список использованной литературыАйзенберг М. К определению подполья. // Знамя. 1998. № 6. Айзенберг, М. Вокруг концептуализма [Электронный ресурс] / М. Айзенберг // Арион. – 1995. – № 4. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/1998/6/krit.html. Арабов, Ю. Шинель андеграунда [Электронный ресурс] / Ю. Арабов //Знамя. – 1998. – № 6. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/1998/6/krit.html. Байтов Н. Название Андеграунд вечен - как вечны новации и поиск. М., 2002. Гребенкин В.А. Подполье. М., 1998. М. Жбанков // Наше мнение. Экспертное общество Беларуси. – Режимдоступа: https://nmnby.eu/news/analytics/230.html. Земсков В. Дисбаланс в системе взаимодействия платов культуры какфактор культурной динамики / В. Б. Земсков // Общественные науки исовременность. – № 2. – 2003. – С. 136–142. Ерасов Б.С. Социальная культурология.2-е изд.М., 1996. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб., 1997. Культура: теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995. Курицын В. Маканин и Цветков ищут героя внизу // Октябрь. 1998. № 8. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999. Малиновский , Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский . – М. : ОГИ, 2005. – 184 с. Маркузе, Г. Одномерныйчеловек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. – М.: REFL-book, 1994. – 340 с. Паперный В. Подпольный андеграунд // Знамя. 1998. № 6. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учебное пособие. М., 1998. Разговоры об андеграунде // Культура. Воронеж, 2003. №4. Савицкий А. Андеграунд. М.: Новое литературное обозрение, 2002. Семидесятые как предмет истории русской культуры. М., 1998. Скоропанова И. Феномен андеграунда. М., 2000. Уланов А. В начале ответа (Рец. на ст. Савицкого "Андеграунд") // Знамя. 2003. № 2. Файбисович С. Три андеграунда // Знамя. 1998. № 6. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988. Herskovits, M. J. Cultural anthropology / M. J. Herskovits. – N.-Y.: Alfred, A. Knopr. Inc. Ltd., 1955 – 270 с.

1. Айзенберг М. К определению подполья. // Знамя. 1998. № 6.
2. Айзенберг, М. Вокруг концептуализма [Электронный ресурс] / М. Айзенберг // Арион. – 1995. – № 4. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ znamia/1998/6/krit.html.
3. Арабов, Ю. Шинель андеграунда [Электронный ресурс] / Ю. Арабов //
Знамя. – 1998. – № 6. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/
znamia/1998/6/krit.html.
4. Байтов Н. Название Андеграунд вечен - как вечны новации и поиск. М., 2002.
5. Гребенкин В.А. Подполье. М., 1998.
6. М. Жбанков // Наше мнение. Экспертное общество Беларуси. – Режим доступа: https://nmnby.eu/news/analytics/230.html.
7. Земсков В. Дисбаланс в системе взаимодей ствия платов культуры как фактор культурной динамики / В. Б. Земсков // Общественные науки и
современность. – № 2. – 2003. – С. 136–142.
8. Ерасов Б.С. Социальная культурология.2-е изд.М., 1996.
9. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
10. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб., 1997.
11. Культура: теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995.
12. Курицын В. Маканин и Цветков ищут героя внизу // Октябрь. 1998. № 8.
13. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999.
14. Малиновский , Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский . – М. : ОГИ, 2005. – 184 с.
15. Маркузе, Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. – М.: REFL-book, 1994. – 340 с.
16. Паперный В. Подпольный андеграунд // Знамя. 1998. № 6.
17. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учебное пособие. М., 1998.
18. Разговоры об андеграунде // Культура. Воронеж, 2003. №4.
19. Савицкий А. Андеграунд. М.: Новое литературное обозрение, 2002.
20. Семидесятые как предмет истории русской культуры. М., 1998.
21. Скоропанова И. Феномен андеграунда. М., 2000.
22. Уланов А. В начале ответа (Рец. на ст. Савицкого "Андеграунд") // Знамя. 2003. № 2.
23. Файбисович С. Три андеграунда // Знамя. 1998. № 6.
24. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988.
25. Herskovits, M. J. Cultural anthropology / M. J. Herskovits. – N.-Y.: Alfred, A. Knopr. Inc. Ltd., 1955 – 270 с.

Вопрос-ответ:

Что такое андеграунд и как он связан с социокультурным феноменом?

Андеграунд - это неформальное культурное сообщество, которое оперирует вне официальных институтов и предпочитает альтернативные формы выражения. Он является социокультурным феноменом, так как отражает определенные тенденции и нормы в обществе, представляя неформальные субкультуры и их идеи.

Какие функции выполняет андеграундное искусство?

Андеграундное искусство выполняет несколько функций. Во-первых, оно является противовесом официальной культуре и выражает недовольство и независимость от нее. Во-вторых, оно способствует созданию альтернативных идентичностей и самовыражению. И, в-третьих, оно может служить площадкой для обсуждения актуальных проблем общества и выражения социальной критики.

Какие проблемы возникают при изучении андеграунда?

При изучении андеграунда часто возникают определенные проблемы. Во-первых, это сложность определения андеграунда, так как он является неоднородным и все время развивается. Во-вторых, это проблема доступности информации, так как часто андеграундная культура предпочитает оставаться скрытой и недокументированной. И, наконец, это проблема субъективности исследователя, так как андеграунд может быть воспринят по-разному в зависимости от контекста и личных взглядов.

Каково было отношение к андеграунду в прошлом?

В прошлом андеграунд часто рассматривался как негативное явление или подпольная деятельность. Он ассоциировался с преступностью, нарушением общественных норм и неконтролируемым поведением. Официальные власти обычно подавляли и преследовали андеграундные инициативы.

Какое отношение современное общество имеет к андеграундному искусству?

Современное общество относится к андеграундному искусству более толерантно и осознает его значимость как часть культурного разнообразия. Оно признает, что андеграунд может представлять интересные и новаторские идеи, которые дополняют официальную культуру. Однако, все еще существуют и те, кто относится к андеграунду с недоверием и считает его нежелательным и опасным для общества.

Что такое андеграунд?

Андеграунд - это социокультурный феномен, который означает существование альтернативных культурных и художественных движений, которые работают вне официальных рамок и не признаются широкой публикой. Это форма самовыражения и протеста против установленных норм и ценностей.

Какова функциональная специфика андеграунда?

Андеграунд выполняет несколько функций. Во-первых, он дает возможность художникам и творцам работать вне ограничений и давления коммерческой среды. Во-вторых, андеграунд может служить пространством для экспериментов и исследования новых форм искусства. И, наконец, андеграунд может быть формой протеста и отвержения установленных правил и ценностей общества.

Какие проблемы возникают при изучении андеграунда?

Изучение андеграунда может быть сложным и связано с рядом проблем. Во-первых, андеграунд, по своей сути, находится за пределами официальных структур и поэтому информация об андеграундных движениях может быть ограничена и неофициальной. Кроме того, многие андеграундные художники предпочитают оставаться анонимными, что усложняет изучение и анализ их работ. И, наконец, андеграунд постоянно меняется и развивается, что требует постоянного обновления и адаптации исследовательского подхода.

Как отношение общества к андеграундному искусству изменилось со временем?

В прошлом отношение общества к андеграундному искусству было в основном негативным. Андеграундное искусство считалось провокационным, вызывающим и аморальным. Однако с течением времени отношение общества к андеграундному искусству изменилось. Современное общество стало более толерантным и открытым к новым формам искусства, и андеграундное искусство приобрело более широкое признание и интерес со стороны публики.

Что такое андеграунд?

Андеграунд - это социокультурное явление, которое описывает неформальные социальные группы, их искусство, музыку и другие культурные проявления, которые не получили широкого признания в официальных или коммерческих кругах.