Культура России
Заказать уникальный реферат- 9 9 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 11.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Традиция венчания на царство в Успенском соборе сохранилась и после переноса столицы Петром I Великим в Санкт-Петербург: Москва имела статус «первопрестольной» столицы. Последняя коронация российского императора Николая II состоялась в Успенском соборе в 1896 г. В соборе венчались великие князья и цари.Успенский собор пострадал в результате польской интервенции во время Смутного времени. В соборе прошел в 1613 г. Земский собор, на котором был избран новым царем юный Михаил Романов, положивший начало новой династии. В честь этого события в 1913 г. в Московском Кремле прошли пышные юбилейные торжества. Пострадал собор и во время Отечественной войны 1812 г., когда французская армия захватила Московский Кремль и разграбила собор.Французы осквернили собор, сделав из него конюшню. В частности, элементы золотого и серебряного декора были переплавлены в слитки. Часть драгоценных реликвий была возвращена, но часть навсегда утрачена. Революционные потрясения и Гражданская войнане обошли стороной собор, который пострадал от артиллерийского обстрела Кремля большевиками. После переезда в Москву советского правительства Успенский собор был утрачен для Русской православной церкви: с 1918 г.в нем прекратились службы. В 1922 г. собор получил статус музея. Отдельные церковные службы в нем возобновились лишь в 1990 г., хотя музейный статус собора продолжает сохраняться. На протяжении своей истории собор пережил несколько реконструкций и масштабных реставраций [10, с. 27–36]. Советские реставраторы внесли большой вклад в открытие под более поздними слоями древних фресок и икон: «Богоматерь Одигитрия», «Апостолы Петр и Павел», «Похвала Богоматери с акафистом» [7, с. 240]. Активные реставрационные и исследовательские работы в соборе проводятся и в наши дни. Успенский собор запечатлен на полотнах многих русских художников. Мы можем увидеть его на картинах Ф.Я. Алексеева «Площадь перед Успенским собором», «Соборная площадь», А.М. Васнецова «Московский Кремль. Соборы». Таким образом, Успенский собор – это не только визитная карточка Кремля, Москвы, но и всей России, являясь одним их ее архитектурных образов, историческим памятником. С момента возведения собор воспринимался еще и символом единства Руси. Он является одной из самых посещаемых достопримечательностей Москвы.Собор до сих пор открывает ученым свои тайны. Список источников1. Бережная М.С. Купольные фрески московских пятиглавых храмов XVIв. (Успенский собор Московского Кремля, Архангельский собор Московского Кремля, Смоленский собор Новодевичьего монастыря) и Троицкой церкви с. Большие Вяземы XIVв. (подмосковной вотчины Бориса Годунова) // Культура и цивилизация. – 2017. – Т. 7. – № 4 А. – С. 360–370. 2. Бусеева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. – М.: Наука, 1997. – 303 с.3. Земцов С.М., Глазычев В.Л. Аристотель Фьораванти. – М.: Стройиздат, 1985. – 183 с. 4. Мушкатова О.Ю. Аристотель Фьораванти и его роль в формировании ансамбля Московского Кремля в XV–XVIвв. // Манускрипт. – 2021. – Т. 14. – № 2. – С. 393–398.5. Орлова М.А. Фрески Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI–XVIIвв. – М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Министерства культуры СССР, 1980. – С. 305–316. 6. Подъяпольский С.С. К вопросу о своеобразии архитектуры Московского Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. – М., 1985. – С. 23–51. 7. Попова О.С. «Одигитрия» середины XIVв. из Успенского собора Московского Кремля // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1975. – М., 1975. – С. 238–251.8. Ракитин А.А. Митрополит Петр – основатель Успенского собора Московского Кремля // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2012. – Т. 2. – № 22. – С. 75–78.9. Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы: Каталог. – М., 2011. Сер. Музеи Московского Кремля.10. Щенков А.С. Реставрация Успенского собора Московского Кремля в конце XIX–начале ХХ века // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. – М., 1995. – С.27–36.
2. Бусеева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. – М.: Наука, 1997. – 303 с.
3. Земцов С.М., Глазычев В.Л. Аристотель Фьораванти. – М.: Стройиздат, 1985. – 183 с.
4. Мушкатова О.Ю. Аристотель Фьораванти и его роль в формировании ансамбля Московского Кремля в XV–XVI вв. // Манускрипт. – 2021. – Т. 14. – № 2. – С. 393–398.
5. Орлова М.А. Фрески Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI–XVII вв. – М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Министерства культуры СССР, 1980. – С. 305–316.
6. Подъяпольский С.С. К вопросу о своеобразии архитектуры Московского Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. – М., 1985. – С. 23–51.
7. Попова О.С. «Одигитрия» середины XIV в. из Успенского собора Московского Кремля // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1975. – М., 1975. – С. 238–251.
8. Ракитин А.А. Митрополит Петр – основатель Успенского собора Московского Кремля // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2012. – Т. 2. – № 22. – С. 75–78.
9. Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы: Каталог. – М., 2011. Сер. Музеи Московского Кремля.
10. Щенков А.С. Реставрация Успенского собора Московского Кремля в конце XIX – начале ХХ века // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. – М., 1995. – С.27–36.
Вопрос-ответ:
Какая традиция сохранилась в Успенском соборе после переноса столицы России в Санкт-Петербург?
Традиция венчания на царство.
Какой статус имела Москва, когда столицей России стал Санкт-Петербург?
Москва имела статус первопрестольной столицы.
Когда последняя коронация российского императора состоялась в Успенском соборе?
Последняя коронация российского императора Николая II состоялась в 1896 году.
Какие именно великие князья и цари венчались в Успенском соборе?
В Успенском соборе венчались великие князья и цари России.
Какие события повлияли на пострадавший Успенский собор?
Успенский собор пострадал в результате польской интервенции во время Смутного времени.
Какая традиция сохранилась в Успенском соборе после переноса столицы Петром I Великим?
Традиция венчания на царство.
Какой статус имела Москва после переноса столицы в Санкт-Петербург?
Москва имела статус первопрестольной столицы.
Когда последняя коронация российского императора Николая II состоялась в Успенском соборе?
В 1896 году.
Какие важные события происходили в Успенском соборе?
В соборе проводились венчания великих князей и царей, он также пострадал в результате польской интервенции во время Смутного времени. Там также прошел Земский собор в 1613 году, на котором был избран новым царем юный Михаил Романов.
Сколько раз венчание на царство проходило в Успенском соборе?
В Успенском соборе венчались великие князья и цари России.
Когда прошла последняя коронация российского императора в Успенском соборе?
Последняя коронация российского императора Николая II состоялась в Успенском соборе в 1896 году.