Сходство и различие литературы Древнего Рима и Древней Греции.
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 11.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС, ТРАГЕДИИ И КОМЕДИИ 5
1.1.Эпос Гомера 5
1.2.Формы поэтического творчества. Драматургия 11
2.ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА И ЕЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 16
2.1.Связь литературной традиции Древней Греции и Древнего Рима 16
2.2.Самобытность и уникальность литературы Древнего Рима 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 22
Итак, если мы будем говорить о сходстве, то тут важно подчеркнуть тот факт, что римская литература берет за образец литературу Греции. Система жанров, общие художественные выразительные особенности – все это было востребовано литературой Рима. Но все же, очевидно стремление римской литературы к тому, чтобы находить собственный путь развития. Если мы рассмотрим ранний период, то увидим, что фрагменты эпоса Невия уже показывают самобытность римского эпического жанра. В еще большей степени от греческой литературы отделяются комедии Плавта. Таким образом, мы не можем утверждать, что римская литература есть слепок с греческой. Но факт подражания отрицать невозможно. В частности, такие крупные поэты, как Гораций и Вергилий, в своих творениях неоднократно заявляют о греческом влиянии, не говоря уже о том, что придерживаются греческого лирического стиля: Греция, взятая в плен, победителей диких пленила,В Лацийсуровый внеся искусства...Безусловно, такое признание невольно наводило на мысль о том, что художественное и литературное творчество Рима не является в полной мере самостоятельным. Поэзия, риторика, драматургия – все эти жанры развивались в Риме на базе греческой традиции, но обрели уникальность и самобытность. Например, если мы обратимся к риторике, то здесь совершенно никак нельзя оспаривать уникальность Цицерона, искусство которого достигло высочайшей ступени развития [5]. Таким образом, литературное наследие Рима является богатейшим. 2.2.Самобытность и уникальность литературы Древнего РимаВ частности, если мы обратимся к раннему чисто италийскому литературному творчеству, то увидим, что в Италии существовал особый стихотворный размер - так называемый "сатурнийский стих". Наиболее полно его особенности репрезентованы в творческом наследии Плавта – уникального комедиографа, произведения которого демонстрируют превосходный образец органического соединения в римской литературе латинских элементов с греческими, порождающего совершенно новое и своеобразное живое целое. Пьесы Плавта определяются как comoediapalliata — «комедия плаща». В данном случае речь идет о сочинениях, написанных с опорой на новую комедию. Иногда осуществляется заимствование только сюжетной линии, иногда автором последовательно повторяется пьеса Менандра, Дифила, Филемона или иного драматурга. Учеными было приложено огромное количество усилий для установления того, сюжеты каких греческих пьес Плавт отбрасывает или наоборот, заимствует, а какие придумывает самостоятельно, где использует прием контаминации. Эта задача осложняется также и тем, что многие сочинения Плавта до нашего времени не сохранились, тогда как пьесы Плавта обладают единой стилистикой. При использовании той или иной греческой пьесы, сочинении той или иной сцены Плавт всегда применял одни и те же художественные принципы [5]. Комедии Плавта являются продуктом римского народного гения. К I в. до н. э. и римской поэзии и прозе в лице Лукреция, Катулла и Цицерона было суждено достичь великого совершенства и самостоятельности. В частности, Катуллом была создана древнеримская лирика, а Цицероном – ораторское искусство, Лукреций становится родоначальником уникального жанра философско-дидактической поэзии. Самобытность и патриотизм, выраженная гражданская позиция делают Лукреция выдающимся явлением всей античной литературы. Период правления Августа снова ознаменовался подражательной тенденцией, но все же, Гораций, Вергилий, Овидий – это самобытные творцы, которые не только прекрасно владели греческой традицией, но и привнесли в литературу нечто свое. «Энеида» Вергилия является настоящим национальным римским эпосом.Безусловно, факт подражательности Гомеру и другим образцам здесь присутствует, его невозможно отрицать, тем не менее, эта подражательность не является существенной.В литературе Древнего Рима древнегреческий образ героя постепенно стал отходить на второй план, тем не менее, он приобретает новые черты. Особенно знаменита эпическая поэма Вергилия «Энеида», где в увязанности с запросами времени подается сказание о троянском герое Энее, предыстории не только Рима, но и предков Августа. Автор сознательно использует опыт Гомера. Как и у Гомера, в поэме действуют боги и герои, противники и союзники троянцев, через сложные коллизии, боевые столкновения в конечном итоге пришедшие к примирению, к предопределенному роком единодушному возвеличению Рима. Сам Эней – истинный образец будущего римлянина, благочестивый и мужественный, вместе с тем обаятельный, утонченный, чувственный. Во всех своих действиях он следует роковому предначертанию и воле богов, смиряя свои желания и умело преодолевая сложнейшие препятствия. Как великое творение следует рассматривать и «Георгики», где собственно и произошло воплощение римского практицизма в высокую художественную форму. Именно в Риме появляется тот жанр, которого не знала Греция, а именно, речь идет о сатуре, представленной во время Августа Горацием и достигающей своего расцвета в императорскую эпоху (Персий, Ювенал, Петроний). Живая и яркая характеристика быта Италии, историзм, эпичность повествования – все это можно найти в сатуре. В произведениях современника Ювенала, поэта Марциала, достигает своего высшего развития и античная эпиграмма. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Древнегреческая литература берет свое начало в мифе. Особое внимание мы уделили гомеровскому эпосу, из которого собственно и рождается вся литература Древней Греции. Вне всякого сомнения, гомеровский эпос является монументальным, но Гомер неизменно воспевает жажду жизни, вместе с тем, напоминая нам о неизбежности смерти. Последняя строка «Илиады»: «Так погребали они конеборного Гектора тело», звучит как строка-реквием по всем погибшим. Поэма Гомера имеет не только художественный смысл, но является важнейшим историческим и этнографическим источником, рассказывающим о жизни древних греков. Споры о возможном историзме содержания поэмы, видимо, никогда не умолкнут. Как и всякая великая книга, «Илиада» – это зеркало, в котором каждая эпоха видит себя. Гомеровский эпос также развивался. Герои «Одиссеи» являются уже более сложными, их характеры носят утонченный характер, отношения являются более запутанными, если сравнивать с «Илиадой». Следует сказать об огромном влиянии этих поэм Гомера на культуру античного мира, на развитие европейской культуры в последующие эпохи. До сих пор эти произведения привлекают внимание своей эпохальностью и величием героев, описываемых событий.Поэма Гомера «Одиссея» – это также и подлинная сокровищница мудрости греческого народа – «книга откровения». Они не представляли собой только лишь принадлежность ионийского племени, среди которого создавались, а выступали в качестве общего достояния всего народа Греции. Популярность Гомера была столь высокой, что, согласно преданию, Пикург ввел исполнение песен Гомера в Спарте, Солон – в Афинах.Впоследствии в литературе Древней Греции появляются различные формы поэтического творчества, а искусство стихосложения достигает подлинного величия и расцвета.Особо нужно сказать о высоком развитии драматургии Древней Греции. Трагедии и комедии Древней Греции заложили основу для развития всей мировой драматургии в целом. Трагедии и комедии Древней Греции представляют собой уникальные художественные творения.Древнеримская литература, безусловно, изначально начинает свое развитие в подражание литературе Древней Греции. НО, как уже отмечалось ранее, никак нельзя рассматривать ее как несамостоятельное явление. Несмотря на тесную связь и заимствования, литература Древнего Рима постепенно начала развиваться по собственному пути. В литературе Древнего Рима появились многие новые жанры, отразившие специфику художественного мировоззрения римлян. Заимствования преимущественно относятся к сфере системы жанров, тем, проблематики, поэтического языка. Таким самобытным феноменом, в частности, является творчество Плавта. Все пьесы Плавта разворачиваются в Афинах или в каком-либо другом городе Греции, все его герои имеют греческие имена. Однако, прибегая к использованию сюжетного каркаса Новой комедии, Плавт все же не позволяет себе подражать ее духу. Плавтом была создана собственная модель комедии. Плавт решительно отказывается от гуманизма, присущего Новой комедии, он не ставит себе задачу научить, воспитать зрителя, он присваивает исключительно сюжетные повороты, запутанные интриги, традиционные маски. Для того, чтобы сделать свои произведения еще более веселыми, искрометными, Плавт подчеркивает, даже придает гротескные черты традиционным маскам. Старики в его произведениях всегда подчеркнуто немощные, параситы излишне угодливые, гетеры подчеркнуто жадные, жены имеют большое приданое или излишне сварливы, Плавт наделяет влюбленных юношей чертой повышенной беспомощности. Драматург часто прибегает к использованию ситуации quiproquo (путаницы) и других комических эффектов, которые отсутствовали у комедиографов Древней Греции.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВГиленсон, Б.А. История античной литературы. [Электронный ресурс]URL: http://oldevrasia.ru/library/Boris-Aleksandrovich-Gilenson_Istoriya-antichnoy-literatury--Kniga-2--Drevniy-Rim/2 (Дата обращения 09.04.2021)Гомер. Илиада. [Электронный ресурс] URL:http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt (Дата обращения 09.04.2021)Дилите, Д. Античная литература. [Электронный ресурс] URL: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/dilite/index.htm (Дата обращения 09.04.2021)Мищенко, Ф. Г. Греческая литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.Петровский, А.Ф. Общие проблемы римской литературы. [Электронный ресурс] URL: http://www.simposium.ru/ru/node/11484 (Дата обращения 09.04.2021)Позднев, М. Театр Плавта. Традиции и своеобразие. Предисловие к книге Плавт. Комедии. Том I М. 1997. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/POEEAST/PLAVT/plavt.txt (Дата обращения 09.04.2021)Проблемы гомеровского эпоса, в кн.: Гомер. Илиада, пер. Н. И. Гнедича. [Текст]. - М. — Л.: Наука, 1935. С. 13-15Радциг, С. И. История древнегреческой литературы. [Электронный ресурс] URL: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/radcig-istoriya-drevnegrecheskoj-literatury/vvedenie.htm (Дата обращения 09.04.2021) Тронский, И.М. История античной литературы. [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/166066/ (Дата обращения 09.04.2021)Ярхо, В.Н. Аристофан и его комедии. [Электронный ресурс] URL: http://philology.ru/literature3/yarkho-74.htm (Дата обращения 9.04.2021)
1. Гиленсон, Б.А. История античной литературы. [Электронный ресурс] URL: http://oldevrasia.ru/library/Boris-Aleksandrovich-Gilenson_Istoriya-antichnoy-literatury--Kniga-2--Drevniy-Rim/2 (Дата обращения 09.04.2021)
2. Гомер. Илиада. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt (Дата обращения 09.04.2021)
3. Дилите, Д. Античная литература. [Электронный ресурс] URL: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/dilite/index.htm (Дата обращения 09.04.2021)
4. Мищенко, Ф. Г. Греческая литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
5. Петровский, А.Ф. Общие проблемы римской литературы. [Электронный ресурс] URL: http://www.simposium.ru/ru/node/11484 (Дата обращения 09.04.2021)
6. Позднев, М. Театр Плавта. Традиции и своеобразие. Предисловие к книге Плавт. Комедии. Том I М. 1997. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/POEEAST/PLAVT/plavt.txt (Дата обращения 09.04.2021)
7. Проблемы гомеровского эпоса, в кн.: Гомер. Илиада, пер. Н. И. Гнедича. [Текст]. - М. — Л.: Наука, 1935. С. 13-15
8. Радциг, С. И. История древнегреческой литературы. [Электронный ресурс] URL: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/radcig-istoriya-drevnegrecheskoj-literatury/vvedenie.htm (Дата обращения 09.04.2021)
9. Тронский, И.М. История античной литературы. [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/166066/ (Дата обращения 09.04.2021)
10. Ярхо, В.Н. Аристофан и его комедии. [Электронный ресурс] URL: http://philology.ru/literature3/yarkho-74.htm (Дата обращения 9.04.2021)
Вопрос-ответ:
Какие особенности характеризуют литературу Древней Греции?
Литература Древней Греции имеет несколько особых черт. В первую очередь это Гомеровский эпос - древнегреческие поэмы, состоящие из двух эпох: "Илиада" и "Одиссея". Также, характерной особенностью литературы Древней Греции являются трагедии и комедии, которые были представлены на театральных постановках.
Какие формы поэтического творчества существуют в литературе Древней Греции?
В литературе Древней Греции существует несколько форм поэтического творчества. Одной из них является эпос, представленный творениями Гомера - "Илиада" и "Одиссея". Также, древнегреческая литература включает в себя трагедии и комедии, которые исполнялись на театральных сценах. В этих жанрах творцы изображали различные сюжеты и конфликты.
Как связаны литературные традиции Древней Греции и Древнего Рима?
Литературные традиции Древней Греции сильно повлияли на литературу Древнего Рима. Римские писатели и поэты часто обращались к греческим образцам и темам, а также использовали греческие литературные формы, такие как эпос, трагедия и комедия. Однако, римская литература также имела свои особенности и самобытность.
В чем заключается самобытность и уникальность литературы Древнего Рима?
Литература Древнего Рима имеет свою самобытность и уникальность. Римские писатели создали собственные литературные жанры, такие как "эклога" - рустикальный эпос, философский роман, сатира. Они также развили жанр эпической поэзии, создавая эпосы, основанные на рисовании исторических событий. Римская литература отличается от греческой своими темами и стилем.
Какие особенности литературы Древней Греции можно выделить?
Литература Древней Греции имеет несколько особенностей, включающих Гомеровский эпос, трагедии и комедии.
Что представляет собой эпос Гомера?
Эпос Гомера - это поэтическое произведение, которое рассказывает о героических подвигах и приключениях греческих героев. Одним из наиболее известных эпосов является "Илиада" и "Одиссея".
Какие формы поэтического творчества существовали в Древней Греции?
В Древней Греции существовали не только эпосы, но и другие формы поэтического творчества. Особенно знаменитыми были трагедии и комедии, которые были исполнены на театральных представлениях.
Как связана литературная традиция Древней Греции с Древним Римом?
Литературная традиция Древней Греции оказала большое влияние на литературу Древнего Рима. Римляне позаимствовали многие жанры и мотивы из греческой литературы, но в то же время внесли свой собственный вклад, что придало римской литературе свою самобытность.
Чем отличается литература Древнего Рима от литературы Древней Греции?
Литература Древнего Рима имеет свою уникальность и самобытность, хотя она также получила влияние от литературы Древней Греции. Римские писатели развили свои собственные темы, стили и жанры, что отличает их от греческих произведений.
В чем состоят особенности литературы Древней Греции?
Литература Древней Греции имеет несколько особенностей. Во-первых, одной из самых значительных форм творчества Греции является эпос, прославленный произведениями Гомера. Во-вторых, греческая литература богата трагедиями и комедиями, которые играли важную роль на театральных постановках. Также стоит отметить, что мифология и философия были важными компонентами греческой литературы.
В чем заключается связь литературной традиции Древней Греции и Древнего Рима?
Связь между литературной традицией Древней Греции и Древнего Рима очень тесная. Римляне воспринимали греческую культуру и восхищались ей, поэтому многие жанры и формы литературы, такие как эпос, драма и философия, были заимствованы из Греции и адаптированы в римской литературе. Однако, несмотря на это, литература Древнего Рима также имела свою самобытность и уникальность, сохраняя особенности римской культуры и мировоззрения.