Теоретико-методические аспекты управления качеством строительной продукции
Заказать уникальный реферат- 35 35 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 12.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Качество продукции как объект управления 4
2. Опыт зарубежных и российских компаний в управлении качеством строительной продукции 9
3. Методические аспекты управления качеством строительной продукции 19
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Сокращение потерь от брака снижает непроизводительные затраты рабочего времени (которые увеличивают себестоимость строительной продукции), материальные затраты и количество претензий со стороны потребителей. Однако, прибыль от внедрения СМК является недостаточной, требуются дополнительные меры по совершенствованию качества и конкурентоспособности строительной продукции.Для средних и крупных строительных организаций авторами статьи предлагаются следующие рекомендации по комплексному повышению качества и конкурентоспособности строительной продукции:- совершенствование взаимодействия с поставщиками;- внедрение системы морального и материального стимулирования работников за выпуск высококачественной строительной продукции;- экологизация строительной продукции;- внедрение инновационных и цифровых технологий для автоматизации производственных процессов;- повышение производительности труда;- обеспечение взаимозаменяемости работников;- внедрение энерго- и ресурсосберегательных технологий для повышения энергоэффективности зданий и сооружений;- снижение себестоимости строительной продукции.Конечно, это далеко не полный перечень мероприятий, реализация которых способствует повышению качества строительной продукции. Каждое из них по отдельности проблему качества не решает, но при комплексном подходе можно говорить о синергетическом эффекте - максимальном повышении качества и конкурентоспособности строительной продукции.Сгруппируем предложенные автором рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности строительной продукции по нескольким основным направлениям:Рисунок3. Мероприятия по повышению качества и конкурентоспособности строительной продукцииБолее подробно предложенные авторами исследования рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности строительной продукции приведены ниже:1. Взаимодействие с поставщиками. Выбор поставщика определяет качество и стоимость приобретаемых организацией строительных материалов (а значит, и качество и себестоимость производимой строительной продукции). В рамках взаимодействия с внешними поставщиками целесообразно повышать технологический потенциал поставщиков посредством предоставления им консалтинговых услуг, а также обучения персонала стоимостному анализу (VA) или стоимостному проектированию (VE) в целях обогащения знаний о продукции заказчика. В случае, если внешние поставщики отсутствуют, консолидировать силы необходимо на поддержке внутренних поставщиков, реализации мероприятий по повышению уровня их компетентности.2. Взаимозаменяемость работников. Взаимозаменяемость обеспечивает минимизацию (нивелирование) простоев оборудования, расширение зоны ответственности рабочих, возможность делегирования профессиональных задач и достигается обучением персонала. Следует констатировать, что строительные организации акцентируют недостаточное внимание на обучении и развития персонала. В соответствии с законодательством Российской Федерации, повышение квалификации строительных кадров должно осуществляться 1 раз в 5 лет. Современное строительство - это динамичный процесс, требующий обновления знаний каждые три-пять лет. Однако, как следует из результатов опроса (рисунок 1), у 24% строительных организаций отсутствует система обучения персонала, более того, наблюдается негативная тенденция, связанная с сокращением затрат на обучение персоналаОбучение и развитие персонала в строительной организации необходимо осуществлять по нескольким приоритетным направлениям:- повышение квалификации и переподготовка. Строительным организациям необходимоактивновзаимодействовать с отраслевыми ресурсными центрами, техникумами, колледжами, высшими учебными учреждениями строительного профиля.-дополнительное профессиональное образование. Дополнительное профессиональное образование должно быть адресным, опираться на потребности производства и необходимость в расширении профессионального профиля рабочих.-дистанционное обучение. Преимущество данной формы обучения заключается в возможности приобретения образования в авторитетных образовательных учреждениях и учебных центрах без отрыва от производственной деятельности. Такая форма предпочтительна для работников строительной отрасли с большим производственным стажем, однако,не обладающих соответствующими их должностям документами об образовании.-тренинги, курсы, обучение на рабочем месте. Тренинги и курсы должны составляться дифференцированно: для производственного персонала, задействованного на строительном объекте (изучение нового оборудования, новые технологические процессы, средства механизации и автоматизации производственных процессов, обращение с опасными отходами, экологическая безопасность, инженерные изыскания для строительства) и непроизводственного («Управление строительством», «Управление персоналом», «Мотивация труда», «7 шагов успешного руководителя» и т.д.)Рисунок 4. Динамика затрат на обучение персонала в крупных строительных организациях России(на 1 чел./руб.)Минимизировать затраты на обучение персонала можно, обратившись к финансируемым НОСТРОЙ программам подготовки кадров. На сегодняшний день бесплатное обучение по данным программам прошли 19000 работников строительной сферы.3.Сокращение себестоимости продукции. Снижение себестоимости строительной продукции достигается посредством устранения непроизводительных затрат и потерь (что обеспечивается внедрением СМК) и проведения функционально-стоимостного анализа (ФСА). По статистике, каждый 1$, вложенный в ФСА, эквивалентен 7-20 $ экономии. С помощью ФСА осуществляется мониторинг нерациональных трат (на всех этапах функционирования организации - от проектирования до реализации проектных решений), выявляются резервы снижения себестоимости.4.Повышение производительности труда. Существует два основополагающих направления повышения производительности труда: 1) надбавки за вы-пуск высококачественной строительной продукции;2)оптимизация режима труда и отдыха (предоставление работникам ваучеров в тренажерный зал и спортивные клубы, а также путевок на санитарно-курортное лечение или туристических путевок со скидкой).5.Экологизация строительной продукции. Для строительныхорганизацийэкологизация строительной продукции способствует достижению мультипликационного экономического эффекта: 1) занятиекратковременногомонопольногоположения; 2) повышение инвестиционной привлекательностивозводимыхобъектовнедвижимости в силу приобретения ими социальных и этических маркеров; 3) наращивание деловой репутации посредством достижения статуса экологически и социально ответственной компании;4)увеличение добавленной стоимости; 5) сокращение длительности строительного этапа на 7-25%; 6) снижение трудоемкости строительства на 5-15%; 7) повышение производительности труда персонала на 1,5 % (что эквивалентно 1000 долл. в год), обусловленное использованием экологически чистых материалов, не выделяющих формальдегид, а также улучшенными эргономическими условиями трудовой деятельности работников; 8) минимизация потерь рабочего времени.Для потребителей экономическая ценность «зеленой» недвижимости состоит в сокращении эксплуатационных расходов (коммунальных платежей). По расчетам американской компании DPR Construction, спустя 10 лет после ввода объекта, экономия средств за использование ресурсов (вода, электричество, утилизация отходов) достигает порядка 200 тыс. дол-ларов. «Зеленые» здания потребляют на 25-30% и 50% меньше энергии и воды соответственно, нежели традиционные. Повышается срок службы и износостойкости объекта капитального строительства, что обеспечивает сокращение частоты замены оборудования и структурных элементов зданий, минимизирует финансовые издержки, связанные с ремонтом и модернизацией объекта.ЗаключениеМировое сообщество специалистов экономики по разным областям использует разные системы управления качеством организации. Для процветания организации они должны обеспечивать возвозможности реализации 8 главных принципов системного управлениям качеством, которые реализуются передовыми международными компаниями. Обсуждаемые принципы выступают основой международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.С проблемой низкого качества в разное время и по различным причинам сталкивались многие страны. Поэтому практика управления качеством существует в каждом развитом государстве, однако свою специфику и историю развития.В современной России уже давно прочно утвердился рыночный метод ведения хозяйственной деятельности. Теперь высокое качество продукции является одним из основных аспектов конкурентоспособности и необходимо во всех отраслях и сферах производства. Однако, отечественная продукция не имеет репутации надёжного качества, что, несомненно, подрывает уровень конкурентоспособности России.Современное управление качеством тесно связано со стандартизацией и ориентацией на западные стандарты. В Рос-сии широко применяются стандарты серии ИСО 9000, посвящённых описанию и постановки принципов менеджмента качества. Однако, повсеместные попытки внедрять СМК на российских производствах пока не оказывают заметного воз-действия на конкурентоспособность страны в целом. Согласно рейтингу стран мира по индексу глобальной конкурентоспособности WEF (WorldEconomicForum: TheGlobalCompetitivenessReport 2019) по данным 2019 года Россия находится на 43 месте. Для сравнения с другими развитыми странами достаточно взглянуть на занимаемые места в рейтинге остальных стран, чьи системы управления качеством были ранее описаны в данной статье: США находятся на 2 месте, Япония занимает 6 место, Германия – 7 место.Управление качеством и конкурентоспособностью строительной продукции в отечественных строительных организациях осуществляется в рамках системы менеджмента качества (СМК), разработанном в соответствии с основными принципами всеобщего менеджмента качества (TQM) и требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Приоритетная задача системы менеджмента качества - систематические совершенствование качества строительной продукции, обеспечиваемое выявлением соответствия продукции установленным требованиям и степени удовлетворенности потребителей строительной продукцией.Список использованной литературыБойделл Т. Как улучшить управление организацией. М.: АО «Ассиана», 2016. 75 с.Управление качеством / Семенова Е.И., Коротнев В.Д., Пошатаев А.В. и др.; Под ред. Е.И. Семеновой. М.: КолосС, 2018. 184 с.Третьяк Л.Н. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2019. 200 с.Аристов, О. В.Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2018. - 224 с.Бурылов В. С. Средства и методы управления качеством: Учебное пособие / Л.В. Виноградов, В.П. Семенов, В.С. Бурылов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 220 с.Зайцев, Г. Н. Управление качеством в процессе производства: Учебное пособие / Зайцев Г.Н. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 164 с.Карибова И.Ш. Повышение квалификации строителей как один из главных рычагов роста производительности труда и качества строительной продукции / / Региональные проблемы преобразования экономики, 2019. - № 3. - С. 40-49.Мебадури З.А., Учаева Т.В., Бурлаков Д.А. Управление качеством продукции как основной фактор конкурентоспособности строительной организации // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2018. - № 9. - С. 133-138.Нежникова Е. В. Повышение конкурентоспособности строительной организации путем улучшения управления качеством выпуска ее продукции / / Недвижимость: экономика, управление, 2018. - № 3. - С. 45 - 56.Петухов М.В. Обеспечение конкурентоспособности строительных организаций на основе внедрения бенчмаркинга: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Петухов Михаил Вадимович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2016. - 23 с.Сучков А.А. Современные методы управления качеством в строительстве // Аллея науки, 2018. - № 5 (21). - С. 361-365.
1. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. М.: АО «Ассиана», 2016. 75 с.
2. Управление качеством / Семенова Е.И., Коротнев В.Д., Пошатаев А.В. и др.; Под ред. Е.И. Семеновой. М.: КолосС, 2018. 184 с.
3. Третьяк Л.Н. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2019. 200 с.
4. Аристов, О. В.Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2018. - 224 с.
5. Бурылов В. С. Средства и методы управления качеством: Учебное пособие / Л.В. Виноградов, В.П. Семенов, В.С. Бурылов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 220 с.
6. Зайцев, Г. Н. Управление качеством в процессе производства: Учебное пособие / Зайцев Г.Н. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 164 с.
7. Карибова И.Ш. Повышение квалификации строителей как один из главных рычагов роста производи¬тельности труда и качества строительной продукции / / Региональные проблемы преобразования эконо¬мики, 2019. - № 3. - С. 40-49.
8. Мебадури З.А., Учаева Т.В., Бурлаков Д.А. Управление качеством продукции как основной фактор кон¬курентоспособности строительной организации // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2018. - № 9. - С. 133-138.
9. Нежникова Е. В. Повышение конкурентоспособности строительной организации путем улучшения управления качеством выпуска ее продукции / / Недвижимость: экономика, управление, 2018. - № 3. - С. 45 - 56.
10. Петухов М.В. Обеспечение конкурентоспособности строительных организаций на основе внедрения бенчмаркинга: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Петухов Михаил Вадимович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2016. - 23 с.
11. Сучков А.А. Современные методы управления качеством в строительстве // Аллея науки, 2018. - № 5 (21). -
Вопрос-ответ:
Каким образом управление качеством строительной продукции может помочь в снижении себестоимости?
Управление качеством строительной продукции позволяет сократить потери от брака, что в свою очередь снижает непроизводительные затраты рабочего времени. Это ведет к уменьшению материальных затрат и себестоимости строительной продукции.
Каким опытом зарубежных и российских компаний можно воспользоваться в управлении качеством строительной продукции?
Зарубежные и российские компании имеют богатый опыт в управлении качеством строительной продукции. Можно изучить и применить их методы и подходы, которые помогут улучшить качество проектов и продукции.
Какие методические аспекты важны при управлении качеством строительной продукции?
При управлении качеством строительной продукции важно применять системный подход, определять критерии и показатели качества, проводить контроль и проверку, а также вносить корректировки на всех этапах процесса производства.
Почему качество продукции является объектом управления?
Качество продукции является объектом управления, так как оно влияет на удовлетворенность потребителей, конкурентоспособность компании, ее репутацию и прибыльность. Управление качеством позволяет достичь желаемого уровня качества и удовлетворить потребности рынка.
Какие преимущества приводит сокращение потерь от брака при управлении качеством строительной продукции?
Сокращение потерь от брака в управлении качеством строительной продукции приводит к снижению непроизводительных затрат рабочего времени, себестоимости строительной продукции и материальных затрат. Кроме того, это также уменьшает количество претензий со стороны потребителей и способствует повышению конкурентоспособности компании.
Какие методы используются для управления качеством строительной продукции?
Для управления качеством строительной продукции применяются различные методы, такие как система стандартов ISO 9000, контроль качества на всех этапах производства, строгий отбор поставщиков материалов, внесение внутренних коррекций на основе анализа данных и т.д. Все эти методы направлены на обеспечение высокого качества продукции, снижение потерь от брака и удовлетворение требований потребителей.
Какие компании занимаются управлением качеством строительной продукции?
Многие зарубежные и российские компании имеют большой опыт в управлении качеством строительной продукции. Некоторые из них, такие как Toyota, Siemens, Samsung, работают с использованием передовых методик и систем управления качеством. В России такие компании, как ГК "Пик" и "СтройГарант" также имеют успешный опыт в данной области.
Какое значение имеет управление качеством строительной продукции?
Управление качеством строительной продукции имеет огромное значение для снижения брака, повышения эффективности производства и удовлетворения требований клиентов. Качественная строительная продукция обеспечивает безопасность и долговечность сооружений, а также снижает затраты на обслуживание и ремонт. Кроме того, качество строительной продукции является одним из основных факторов влияющих на репутацию компании и ее конкурентоспособность на рынке.