Тема
Заказать уникальный доклад- 17 17 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 12.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Западная психологическая мысль в XX веке. Психоанализ, фрейдизм (З. Фрейд) 4
2.Гештальт-психология (Вертхаймер, Левин) 8
3.Бихевиоризм (Уотсон) 15
Заключение 17
Список литературы 18
Таким образом, осуществлялось введение необходимой объективности, благодаря чему психология стала позитивной, объяснительной наукой.В середине 20-х годов Вертгеймер приступил к исследованию мышления. Его эксперименты отражены в книге «Продуктивное мышление».Исследуя огромный эмпирический материал (в частности, речь идет об экспериментах с детьми и взрослыми испытуемыми, беседах, в том числе и с А.Эйнштейном) способов трансформации познавательных структур, Вертгеймер сделал вывод относительно того, что несостоятелен как ассоцианистический, так и формально-логический подход к мышлению. Согласно позиции ученого, эти подходы не могут отразить творческий и продуктивный характер мышления. Ученым были введены такие термины, как реорганизация, группировка, центрирование, которые отражали психологические аспекты процесса мышления. Те данные, которые были получены Вертгеймером, привели гештальтпсихологов к выводу о том, что в качестве ведущего психического процесса на начальных этапах онтогенеза выступает именно восприятие.Формирование теории К. Левина (1890-1947), так же как теорий других гештальтпсихологов, произошло благодаря влиянию успехов точных наук - физика, математика. И все же, Левин отличался от своих коллег, он исследовал не когнитивные процессы, а изучал личность человека. Эта теория личности Левиным была названа «теорией психологического поля». Изложение базовых положений данной концепции осуществляется в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936), поскольку, чтобы ее объяснить, использовались понятия из топологии, а именно, это наука относительно пространственных отношений между объектами, а также математики и физики.Он полагал, что развитие личности осуществляется в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых обладает определенным зарядом, валентностью. Потребности в структуре личности не являются изолированными, но они связаны друг с другом, здесь присутствует определенная иерархия. Отсутствует привязанность человека к определенным действиям или способам решения ситуации, но личность способна менять их, посредством разряжения возникшего напряжения, и это приводит к расширению его адаптационных возможностей.3.Бихевиоризм (Уотсон)В бихевиоризме предметом исследования являются поведение и активность человека. Бихевиористы описывали активность (как внешнюю, так и внутреннюю) посредством понятия «реакция», причем, реакция включает в себя изменения в организме, которые возможно зафиксировать с помощью объективных методов (к примеру, это движения, секреторная деятельность). Д. Уотсоном была предложена схема S - R, согласно которой воздействие, т.е. стимул (S) способствует порождению некоторого поведения организма, иными словами, реакции (R). Д. Уотсон полагал, что возможно научить управлять поведением. Стимул определяет реакцию. Соответственно, в рамках бихевиоризма проводились эксперименты, которые направлены на то, чтобы выявлять закономерности, согласно которым происходит формирование стимул-реактивных связей. В качестве объекта исследования в бихевиоризме выступают как животные, так и человек. Дело в том, что, по мнению Уотсона, данную схему возможно распространить как на животное, так и на человека, поскольку законы научения являются универсальными. Те данные, которые получаются в экспериментах с животными, возможно распространить и на поведение человека. Бихевиоризм отрицает социальную природу личности человека, кроме того, бихевиористы полагают, что человек лишен того, что могло бы предопределить его дальнейшее развитие. Кроме того, главная задача индивида состоит в обеспечении сохранности генов и передаче их потомкам. Подобный взгляд обуславливает и представления о норме и патологии личности в бихевиоризме. Патология рассматривается не как недуг, а может рассматриваться в качестве результата неусвоенной реакции, либо усвоенной неадаптивной реакции. Поскольку бихевиористы в качестве предмета исследования выбирают поведение человека на протяжении всей его жизни, то бихевиористы не рассматривают как подлинные феномены психологии ощущения, сознание, воображение, чувствования. Бихевиористы отождествляют развитие поведения с развитием психики. Психическое развитие представляет собой оформление стимулов и реакций, которые на основе этих стимулов возникают. Таким образом, психическое в человеке вполне может рассматриваться в качестве линейной функции развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данной концепции все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются спецификой биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом могут использоваться те законы, которые были открыты в процессе изучения животных, в частности, это основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. ЗаключениеТаким образом, на основании вышесказанного мы можем сделать вывод об уникальности и самобытности фрейдизма, психоаналитической концепции человеческой психики и бессознательного. Для З. Фрейда в качестве базиса выступает принцип о том, что модель психики человека имеет три уровня или компонента, специфика эти компонентов определяет развитие жизни и деятельности человека, отношения, которые вкладываются у данной личности с обществом и культурой в целом. Появление гештальтпсихологии связано с исследованиями восприятия. Гештальтпсихологи сосредоточили свое внимание на характерной тенденции психики к организации полученного опыта в доступное для понимания целое. Например, если мы воспринимает буквы с недостающими частями, то сознание стремится к восполнению данного пробела. Так происходит узнавание данной буквы. Итак, гештальтпсихология основана на программе изучения психики с точки зрения целостных структур, которые называются гештальтами. Представители гештальтпсихологии отказались от принципа разделения сознания на отдельные элементы, они считали, что образ является целостным, его невозможно свести к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Собственно гештальт является функциональной структурой, упорядочивающей многообразие всех явлений. Поведенческий аспект становится основным в бихевиоризме. Список литературыВертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. [Электронный ресурс] http://bookap.info/psyanaliz/kutter/#oМарцинковская Т. История психологии.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/09.phpРехардт Э. Ключевые проблемы психоанализа: Избранные труды. – СПб.: Питер, 2013. - 304 c.Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. - М., 2002Уотсон Д. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии.// Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - М., 1980. С. 34-44.Фрейд З. Введение в психоанализ. [Электронный ресурс] http://lib.ru/PSIHO/FREUD/lekcii.txt
2. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. [Электронный ресурс] http://bookap.info/psyanaliz/kutter/#o
3. Марцинковская Т. История психологии.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/09.php
4. Рехардт Э. Ключевые проблемы психоанализа: Избранные труды. – СПб.: Питер, 2013. - 304 c.
5. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. - М., 2002
6. Уотсон Д. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии.// Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - М., 1980. С. 34-44.
7. Фрейд З. Введение в психоанализ. [Электронный ресурс] http://lib.ru/PSIHO/FREUD/lekcii.txt
Вопрос-ответ:
Что такое западная психологическая мысль в XX веке?
Западная психологическая мысль в XX веке - это совокупность теорий и идей, разработанных западными психологами в период с 1900 по 1999 год.
Кто такой З. Фрейд?
Зигмунд Фрейд - австрийский психиатр и невролог, основатель психоанализа. Он разработал концепцию бессознательного, интепретации снов и принципа психической энергии.
Что такое гештальт-психология и кто ее основатель?
Гештальт-психология - это психологическое направление, развивавшееся в XX веке, которое уделяет особое внимание организации представлениями о восприятии, мышлении и прочих ментальных процессах. Основателями гештальт-психологии являются Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер.
Кто такой Дж. Б. Уотсон?
Джон Б. Уотсон - американский психолог, основатель и представитель бихевиоризма, который считал, что поведение человека может быть объяснено и изучено только через наблюдение внешних действий и реакций.
Каким образом психология стала позитивной объяснительной наукой?
Психология стала позитивной объяснительной наукой благодаря введению объективности в исследования. Это означает, что исследования стали основываться на наблюдениях и экспериментах, а также использовать систематический анализ данных. Это позволило психологии стать более научной и объективной дисциплиной.
Что представляет собой западная психологическая мысль в XX веке?
Западная психологическая мысль в XX веке представляет собой совокупность различных теорий и концепций, развиваемых психологами в странах Запада. В этот период возникли такие направления, как психоанализ, гештальт-психология и бихевиоризм, которые знаменовали новую эру в развитии психологии.
Какова роль З. Фрейда в развитии психоанализа?
Зигмунд Фрейд является одним из основателей психоанализа – теории личности и метода психотерапии, которая была разработана в начале XX века. Он придал большое значение роли бессознательного и сексуальности в формировании поведения и психических расстройств. Фрейдовские идеи имели огромное влияние на развитие психологии как науки и привлекли множество последователей.
Кто разработал гештальт-психологию?
Гештальт-психология была разработана немецкими психологами Максом Вертхаймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой во второй половине XX века. Они исследовали феномены восприятия и мышления, исходя из концепции гештальта – организованной целостности восприятия. Гештальт-психология внесла значительный вклад в понимание процессов восприятия и психических структур.
Кто является основателем бихевиоризма?
Основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Б. Уотсон. Он разработал концепцию, согласно которой психология должна изучать только наблюдаемое поведение, а не внутренние психические процессы. Бихевиоризм сосредоточился на изучении влияния внешней среды на формирование поведения и получил широкую популярность в середине XX века.
Какие факторы привели к повышению объективности психологии в XX веке?
Факторами, приведшими к повышению объективности психологии в XX веке, явились введение экспериментального метода и использование эмпирического материала. Благодаря этому психология стала позитивной объяснительной наукой.
Какие результаты исследований Вертгеймера отражены в его книге "Продуктивное мышление"?
В книге "Продуктивное мышление" Вертгеймер описывает результаты своих экспериментов по исследованию мышления. Он изучал различные аспекты мышления на основе огромного эмпирического материала, включая речь и другие факторы.