Социальная защита многодетных семей в Российской Федерации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Юриспруденция
  • 74 74 страницы
  • 72 + 72 источника
  • Добавлена 04.07.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Основные положения социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации 7
1.1 Понятие, принципы и направления социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации 7
1.2 Правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации 19
Глава 2. Реализация мер социальной защиты многодетных семей на примере деятельности …. г. Москва 28
2.1 Региональные программы социальной защиты многодетных семей в городе Москве 28
2.2 Основные виды мер социальной защиты многодетных семей в городе Москве, проблемы их получения 38
2.3 Особенности реализации социальной защиты многодетных семей на примере деятельности … г. Москва 50
Заключение 55
Список использованных источников 60
Приложения 69
Приложение 1 69
Приложение 2 71
Приложение 3 72
Приложение 4 74

Фрагмент для ознакомления

При этом следует отметить, что родители и другие законные представители могут выбрать, какой мерой социальной поддержки воспользоваться, в частности, получить подарочный комплект детских принадлежностей или приобрести самостоятельно предметы и средства для ухода за ребенком и получить компенсацию в размере двадцать тысяч рублей.Однако, несмотря на достаточно развернутые меры социальной поддержки, зачастую вопросы относительно их получения требуют разрешения в судебном порядке, поскольку появляются вопросы толкования законодательства. Рассмотрение интересующей нас категории дел можно исследовать на примере Клинского городского суда Московской области. Структура суда построена с учетом требований законодательства о судебной системе, а также в соответствии с критериями разграничения дел – в зависимости от вида процессуального законодательства, применяемого при рассмотрении определенных дел. Дела, рассматриваемые судом, затрагивающие вопросы предоставления социальной помощи многодетным детям, рассматриваются судьями гражданской коллегии, которые в своей внепроцессуальной деятельности подчиняются председателю суда. Рассмотрению дел содействуют сотрудники аппарата суда, которыми ведется деятельность по сопровождению деятельности судьи. В качестве примера рассмотрения дел по вопросам предоставления социальной защиты многодетным семьям можно привести следующие.Клинским городским судом был рассмотрен административный иск к органу социальной защиты об оспаривании решения об отказе в выдаче свидетельства многодетной семьи. Истец был не согласен с выводом государственного органа о том, что статус многодетной семьи ставится в зависимость от совместного проживания родителей и детей. Поэтомуистец обратился в суд с требованием о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, выданном органом социальной защиты. Требования истца мотивированы тем, что он имеет двоих детей от первого брака и одного ребенка от второго брака. В связи с чем полагает, что приобретен статус многодетной семьи. Орган социальной защиты отказал в выдаче удостоверения, отказ был обжалован в суд.Клинский городской суд, отказывая в удовлетворении требований истца, сослались на региональное законодательство о социальной поддержке семей и детей, а также отталкивались от того, что установлен факт отсутствия совместного проживания истца с детьми от первого брака, а также отсутствия взаимной общности семейных интересов отца и детей. На основании данных обстоятельств решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций. Распространенной программой, которая реализуется на региональном уровне, является программа, связанная с предоставлением многодетным семьям земельных участков под строительство жилья. Часто реализация такой программы вызывает споры меду участниками правоотношений – лицами, имеющими право на получение участков и органами государственной власти. Например, в Клинский городской суд обратился истец, имеющий статус многодетной семьи. Основанием иска явилось предоставление семье земельного участка, не соответствующего требованиям регионального законодательства. Так, к земельному участку не были подведены необходимые коммуникации, не организована инфраструктура в районе, в котором находится земельный участок. Судом исковые требования о возложении на орган местного самоуправления обязанности привести участок в соответствие с требованиями законодательства были удовлетворены. Решение было оставлено без изменения Московским областным судом, а также Первым кассационным судом общей юрисдикции.Основным недостатком судебных органов, которыми рассматриваются интересующие нас в рамках работы дела, является отсутствие специализации судей на рассмотрении дел, относящихся к категории социальной защиты. Между тем данная сфера является сложной, поскольку характеризуется значительным объемом законодательства, сложностью его толкования, необходимостью производства достаточно сложных вычислений при рассмотрении дел о пособиях и компенсациях.В связи с этим судами допускаются ошибки. Например, судом апелляционной инстанции было отменено решение Клинского городского суда в связи с неправильным применением норм материального права. Судом первой инстанции рассматривался спор о предоставлении земельного участка многодетной семье. Неверно истолковав нормы закона о требованиях, предъявляемых к такому участку, суд отказа в удовлетворении исковых требований. Московским городским судом данное решение было отменено. Таким образом, в настоящее время существует проблема применения судебными органами законодательства о социальной помощи многодетным семьям. Судами допускаются ошибки в толковании материальных норм права, что, на наш взгляд, связано со сложностью и объемностью законодательства, которое имеет ряд специфических характеристик. Представляется, что в значительной степени проблема будет решена в результате разграничения категорий дел, в частности, выделения дел о социальной помощи, которые бы рассматривались определенными судьями, с одновременным определением соответствующей структуры суда.ЗаключениеИзложенное в работе позволяет сделать следующие выводы. Анализ федерального и регионального законодательства показывает, основной проблемой предоставления социальной защиты многодетным семьям является отсутствие закрепления федеральном уровне единого определения многодетной семьи. Единственным критерием, который применяется на практике, является состав семьи, в которой имеется не менее трех детей.Мы полагаем, что для устранения проблемы целесообразным является закрепление в законодательстве единого понятия многодетной семьи, которое бы применялось для целей предоставления социального обеспечения на территории всей страны, в котором федеральным законодателем был бы определен состав такой семьи.Так как в нормативных актах отсутствует данное понятие, предлагаем его внести вУказ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» пункт 1.1, в котором закрепить следующее понятие многодетной семьи:«многодетной семьей является семья (неполная семь), в которой воспитывается трое и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, а в случае обучения по очной форме обучения – до окончания ими учебного заведения, но не старше 23 лет».Не менее важной проблемой является неразвитость российского законодательства о социальном обеспечении многодетных семей, как инструмента гарантии прав данной категории граждан. Исходя из действующего законодательства сложно составить представление о перечне мер, которые предоставляются именно многодетным семьям. Единственным средством контроля за соблюдением интересов многодетных семей является соответствие региональных нормативно-правовых актов федеральным. В то же время, в связи с отсутствием единого нормативного акта, который бы обеспечивал функционирование системы социального обеспечения по отношению к многодетным семьям, сопоставление норм федеральной и региональной правовой базы усложняется.Решением данной проблемы, на наш взгляд, является принятие Федерального закона «О мерах социальной поддержки многодетных семей», который бы закрепил перечень нормативно-правовых актов, которыми осуществляется регулирование социальной защиты многодетных семей, принципы предоставления им социальной помощи, понятие многодетной семьи и другие основные понятия, круг субъектов, которые вправе и (или) обязаны получать социальную поддержку от государства, минимальные требования к мерам, принимаемым в субъектах государства, а также перечень мер социальной поддержки для многодетных семей, установил бы круг лиц, ответственных за неисполнение закрепленных законом требований. В случае принятия такого закона вышеприведенное определение многодетной семьи должно быть включено в него. Третьей проблемой выступает недостаток современного правового регулирования рассматриваемой сферы в части установления принципов, в соответствии с которыми оно осуществляется, является отсутствие четкого закрепления перечня таких принципов в нормативном акте, которые бы касались именно многодетных семей в связи с их спецификой. Представляется, что соблюдение принципа добровольности в рассматриваемой сфере должно быть основано на интересах детей, поскольку родители в силу различных обстоятельств могут не заявлять о необходимости предоставления им мер социальной поддержки. В таком случае вопрос о предоставлении семье мер социальной поддержки должен решаться государством посредством деятельности уполномоченных органов (опеки и попечительства, социальной защиты), которые по результатам обследования условий жизни детей могли бы настаивать на использовании определенных предоставляемых государством мер. В этом случае более строго будет соблюдаться принцип адресности. Соответствующие изменения должны быть включены в законодательство. Соответствующее положение должно быть закреплено в предлагаемом федеральном законе, а при его отсутствии – в п. 1 Указа Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».Не менее важна четвертая выявленная проблема, которая состоит в том, что на сегодняшний деньразмер выплат семьям с детьми, в том числе, многодетным семьям, определяется именно исходя из величины прожиточного минимума, то есть, предполагается, что данной суммы достаточно для нормальной жизнедеятельности. Фактически же многие многодетные семьи, если брать среднедушевой доход в семье, являются малоимущими. Представляется, что решение данной проблемы заключается в необходимости пересмотра размера прожиточного минимума, который должен определяться не с точки зрения возможностей бюджета государства, а исходя из потребностей семей, в соответствии с которыми должен формироваться бюджет, поскольку именно государство, в-первую очередь, заинтересовано в увеличении рождаемости, в связи с чем должно предоставить возможность содержания детей в условиях, когда один из родителей не может осуществлять трудовую деятельность.Поэтому предлагаем внести изменения в ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федераци», из норм которой исключить фразы «по основным социально-демографическим группам населения» и иные указания на разграничение по социально-демографическим группам, установив единый прожиточный минимум для граждан России в размере, не меньшем, чем ½ средней заработной платы по стране, закрепив в указанной статье следующее положение: «Величина прожиточного минимума определяется в размере, не меньшем, чем ½ средней заработной платы по стране».Еще одна важная проблема в рассматриваемой сфере – проблема применения судебными органами законодательства о социальной помощи многодетным семьям. Судами допускаются ошибки в толковании материальных норм права, что, на наш взгляд, связано со сложностью и объемностью законодательства, которое имеет ряд специфических характеристик. Представляется, что в значительной степени проблема будет решена в результате разграничения категорий дел, в частности, выделения дел о социальной помощи, которые бы рассматривались определенными судьями, с одновременным определением соответствующей структуры суда. Исследование социальной защиты многодетных семей в Москве позволяет сделать вывод о том, что в Москве уровень социального обеспечения многодетных семей достаточно развит, если сравнивать его с аналогичными показателями в других регионах, даже отталкиваясь от поверхностного исследования законов различных регионов, на которые мы ссылались в первой главе. Такая ситуация свидетельствует о том, что на сегодняшний день, к сожалению, меры социального обеспечения многодетных семей практически полностью оставлены на усмотрение региональных властей, что влечет неравномерное обеспечение, разницу в уровне жизни, в развитии детей в многодетных семьях в зависимости от региона. Данная проблема также зависит от разницы в финансировании. Не секрет, что финансирование Москвы значительно отличается от финансирования иных субъектов государства. Напрямую от этого зависит успешность реализации мероприятий в социальной сфере. Отсутствие бюджетных средств позволяет органам власти субъектов государства ссылаться на данное обстоятельство, как на препятствие к формированию достойного обеспечения социально незащищенных категорий граждан. Данная проблема также требует решения путем предоставления средств за счет государства, что будет закономерно при установлении более детального федерального правового регулирования. Список использованных источниковНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // Российская газета, № 17, 27.01.1996.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета, № 147, 05.08.1998.Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Российская газета, № 99, 24.05.1995.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи» // Российская газета, № 142, 23.07.1999.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - № 202. - 08.10.2003Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - № 188. - 31.08.2004.Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, № 206, 19.10.1999.Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.10.1997. № 43. Ст. 4904.Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351(ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // "Собрание законодательства РФ. 15.10.2007. № 42. Ст. 5009.Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Российская газета, № 115, 30.05.2017.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. № 7. 16.01.2020,Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 01.09.2014. № 35, ст. 4811.Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.01.2021.Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // https://www.minsport.gov.ru.Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 164 (ред. от 15.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2017.Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 № 73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.01.2021.Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2406 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 год» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.01.2021.Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 01.09.2014, № 35, ст. 4811.ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст) (ред. от 17.10.2013) // М., Стандартинформ, 2006.Закон г. Москвы от 23.11.2005 № 60 (ред. от 14.10.2020) «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 70, 14.12.2005.Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 (ред. от 23.03.2021) «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, № 46, 05.12.2011.Закон Тверской области от 29.12.2004 № 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» // Тверские ведомости, № 57 (30 декабря), 2004.Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ (ред. от 19.07.2019) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, № 7, 18.01.2006.Закон г. Москвы от 03.11.2004 № 67(ред. от 28.12.2016) «О ежемесячном пособии на ребенка» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 66. 24.11.2004.Закон г. Москвы от 23.11.2005 № 60(ред. от 14.10.2020) «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» // Тверская, 13. № 150. 15.12.2005.Областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 № 72-оз (ред. от 26.07.2019) «Социальный кодекс Ленинградской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2017.Закон Тверской области от 29.12.2004 № 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» // Тверские ведомости, № 57 (30 декабря), 2004.Закон Калужской области № 8-ОЗ от 05.05.2000 «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки» // Весть, № 101, 11.05.2000.Закон Саратовской области от 01.08.2005 № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» // Неделя области, Спецвыпуск, № 57 (175), 10.08.2005.Постановление Правительства Москвы от 28.12.2004 № 911-ПП(ред. от 02.03.2021) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 3. 12.01.2005.Постановление Правительства Москвы от 28.12.2016 № 954-ПП (ред. от 23.03.2021) «О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, спецвыпуск № 47. 30.12.2016.Постановление Правительства Москвы от 24.01.2006 № 37-ПП(ред. от 02.03.2021) «Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 9. 08.02.2006.Постановление Правительства Москвы от 10.11.2020 № 1924-ПП «О присвоении (продлении) льготного статуса многодетной семьи города Москвы и внесении изменений в правовые акты города Москвы» // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 10.11.2020.Постановление Правительства Москвы от 19.09.1995 № 782 «О Московской городской программе «Жилище» (вместе с «Московской городской программой «Жилище») // Вестник Мэрии Москвы. № 19. 1995.Приказ ДТСЗН г. Москвы от 29.09.2016 № 1060 «О мерах по реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СПС Консультант Плюс.Постановление ВЦИК от 19.11.1926 «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке «(вместе с Кодексом) // СУ РСФСР, 1926, № 82, ст. 612.Указ Президиума ВС СССР от 08.07.1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» // Ведомости ВС СССР, 1944, № 37.Акты судебных органовОпределение Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 16-КГ17-37 // СПС Консультант Плюс.Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 № 88-5390/2020 // СПС Консультант Плюс.Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2021 № 88-1571/2021 // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Московского городского суда от 22.03.2018 по делу № 33-12317/2018 // Консультант Плюс.Апелляционное определение Московского областного суда от 07.05.2014 по делу № 33-9989/2014 // СПС Консультант Плюс.Решение Клинского городского суда Московской области от 11.12.2019 № 2-5475/2019 // URL: https://klin--mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=sf&delo_id=1540005 (дата обращения: 27.05.2021). Решение Клинского городского суда Московской области от 02.02.2014 № 2-243/2014 // URL: https://klin--mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=r&delo_id=1540005&case_type (дата обращения: 27.05.2021).Решение Клинского городского суда Московской области от 04.03.2019 № 2-427/2019 // URL: https://klin--mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=sf&delo_id=1540005 (дата обращения: 27.05.2021).ЛитератураУчебники, монографии, брошюрыАсильдерова М.М. Риски и проблемы социализации детей в современной семье. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 272 с.Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2.  528 с. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 428 с.Мачульская, Е. Е.  Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская.  4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.  449 с.  Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. Москва, 2019. 214 с.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. Москва, 2019. С. 14.Социальное обеспечение: настоящее и будущее : монография / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2018. С. 23.Социальное обеспечение: настоящее и будущее : монография / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2018. 282 с.Уварова Н.Н., Широкова Л.В., Буркова М.А. Готовность российского общества к реализации инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 337 - 340.Уварова Н.Н. Организация патриотического воспитания студенческой молодёжи на основе традиций региона. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 342 с.Периодические изданияАсильдерова М.М. Риски и проблемы социализации детей в современной семье. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 270 - 272.Бекбулатов А., Бекбулатов Д.Р. семья как малая группа или социальный институт // StudNet. 2021. № 3. С. 15-19.Галаева Е.В., Кумар Ю.Б. Проблемы расчета величины прожиточного минимума в России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1. С. 622-625.Журавлёва Ю.Н. Особенности взаимодействия органов государственного и муниципального управления в социальной сфере // E-Scio. 2019. № 9 (36). С. 31-40.Казенин К.И., Козлов В.А. Региональные меры поддержки многодетных семей в РФ // Журнал исследований социальной политики. 2020. № 2. С. 191-206.Карданова И.В. К вопросу об определении понятия «Многодетная семья» в праве социального обеспечения // Теория и практика общественного развития. 2017. № 10. С. 70-73.Матвеева Т.П., Павловская Ю.В., Кузнецова Н.А. Многодетная семья и государство: проблемы и их решения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 1. С. 79-82.Малышев М.Л., Успенская Т.Н. Многодетные семьи: социологический анализ проблем социальной защиты (на примере г. Москвы) // Власть. 2018. № 9. С. 153-161.Продиблох Н.Е., Тугуз З.Ю. Анализ социальных проблем многодетных семей (на основе регионального исследования) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 4. С. 118-123.Русанова Н.Е., Журавлева Е.К. Специфика многодетной семьи в столице: особенности государственного регулирования // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 274-291.Седельникова М.Г., Пузырёва А.А. О некоторых вопросах формирования понятийного аппарата права социального обеспечения // Сибирское юридическое обозрение. 2020. № 3. С. 346-355.Урусова А.Б. Перспективы развития социальной защиты населения в сельской местности // Internationalagriculturaljournal. 2020. № 1. С. 16.Черных А.В. Актуальные вопросы правового регулирования форм совместного проживания // Адвокатская практика. 2018. № 6. С. 30 - 32.Электронные ресурсы Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dszn.ru/department/Gosudarstvennye-i-gorodskie-programmy (дата обращения: 10.04.2021).Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dszn.ru/department/Gosudarstvennye-i-gorodskie-programmy (дата обращения: 11.04.2021).Региональная общественная организация «Объединение многодетных семей г. Москвы». Пособия и льготы для многодетных семей Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oms.msk.ru/lgoty/ (дата обращения: 11.04.2021).ПриложенияПриложение 1Приложение № 22к постановлению Правительства Москвы от ___________ № _________Начальнику Управления социальной защиты населения района_____________________города Москвыот(фамилия, имя, отчество родителя (усыновителя, Адрес регистрации по месту жительства (по паспорту)опекуна, попечителя))Адрес фактического проживанияКонтактный телефон 8 ( )E-mail:паспортные данные родителя(заявителя)сериядата выдачиномердата рождениякем выданкод подразделения ОВДгражданствоместо рожденияИННСНИЛСФамилия, имя, отчество второго родителяАдрес места жительства (по паспорту)паспортные данные родителя(заявителя)сериядата выдачиномердата рождениякем выданкод подразделения ОВДгражданствоместо рожденияФамилия, имя, отчество доверенного лицаАдрес регистрации по месту жительстваКонтактный телефон 8 ( )паспортные данные родителя(заявителя)сериядата выдачиномердата рождениякем выданкод подразделения ОВДгражданствоместо рожденияПаспортные данные родителей (опекуна, усыновителя, попечителя, законного представителя, доверенного лица) сверены_____________________________________________(подпись специалиста управления социальной защиты населения района города Москвы)ЗАПРОС (ЗАЯВЛЕНИЕ) О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГПрошу предоставить мне следующие государственные услуги:(виды услуг)на ребенка (детей):фамилия, имя, отчество ребенкачисло, месяц и год рождения1.2.3.4.5.Единовременное пособие при рождении ребенка назначается по месту работы (службы) отца (матери), в органах социальной защиты населения по месту жительства второго родителя(ненужное зачеркнуть)Ранее денежная выплата на детей не назначалась/назначалась (указать где и на каких детей)Сведения о составе семьи:(указываются только родители и их несовершеннолетние дети)фамилия, имя, отчество члена семьидатарождениястепень родстваотношениек работе, учебе1.2.3.4.5.Сведения о составе семьи, указанные в заявлении, подтверждаю. Приложение 2Число многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец годаГод 20122013201420152016201720182019Количество семей 41633240285827592783276428003383Приложение 3Социальная поддержка многодетных семей в 2021 годуНаименованиемеры социальной поддержкиРазмер1. Ежемесячное пособие на ребенкаПредоставляется на детей в возрасте до 18 лет малообеспеченным семьям (уровень имущественной обеспеченности которых не превышает уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки и среднедушевой доход на дату обращения не превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Москвы в расчете на душу населения).- на детей от 0 до 3 лет - 10 951 руб.- на детей от 8 до 18 - 4 381 руб.на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно (независимо от категории семьи) - 7 725 руб.2. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до 3 лет740 руб.3. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям, имеющим трех и более детей1 315 руб.4. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги семьям, имеющим трех и более детей1 144 руб.на семью5. Ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном семьям, имеющим трех и более детей264 руб.на семью6. Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обученияУстанавливается детям из многодетных семей на период обучения в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования.10 951 руб.на каждого обучающегосяПриложение 4Социальная помощь многодетным семьям в МосквеМеры социальной поддержкиВыплаты и субсидии- возможность открыть семейный детский сад;- социальные выплаты и субсидии;- бесплатный проезд на общественном транспорте;- бесплатная парковка;- другие льготы и натуральная помощь.- единовременная компенсационная выплата  на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) одновременно троих и более детей;- ежемесячная компенсационная выплата  на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям, имеющим троих и более детей;- ежемесячная компенсационная выплата  на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги семьям, имеющим троих и более детей;- ежемесячная компенсационная выплата  за пользование телефоном семьям, имеющим троих и более детей;- ежемесячная компенсационная выплата  на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет;- ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения.

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // Российская газета, № 17, 27.01.1996.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета, № 147, 05.08.1998.
4. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Российская газета, № 99, 24.05.1995.
5. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи» // Российская газета, № 142, 23.07.1999.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - № 202. - 08.10.2003
7. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - № 188. - 31.08.2004.
8. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, № 206, 19.10.1999.
9. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.10.1997. № 43. Ст. 4904.
10. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // "Собрание законодательства РФ. 15.10.2007. № 42. Ст. 5009.
11. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Российская газета, № 115, 30.05.2017.
12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. № 7. 16.01.2020,
13. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 01.09.2014. № 35, ст. 4811.
14. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.01.2021.
15. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // https://www.minsport.gov.ru.
16. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 164 (ред. от 15.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2017.
17. Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 № 73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.01.2021.
18. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2406 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 год» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.01.2021.
19. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 01.09.2014, № 35, ст. 4811.
20. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст) (ред. от 17.10.2013) // М., Стандартинформ, 2006.
21. Закон г. Москвы от 23.11.2005 № 60 (ред. от 14.10.2020) «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 70, 14.12.2005.
22. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 (ред. от 23.03.2021) «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, № 46, 05.12.2011.
23. Закон Тверской области от 29.12.2004 № 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» // Тверские ведомости, № 57 (30 декабря), 2004.
24. Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ (ред. от 19.07.2019) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, № 7, 18.01.2006.
25. Закон г. Москвы от 03.11.2004 № 67 (ред. от 28.12.2016) «О ежемесячном пособии на ребенка» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 66. 24.11.2004.
26. Закон г. Москвы от 23.11.2005 № 60 (ред. от 14.10.2020) «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» // Тверская, 13. № 150. 15.12.2005.
27. Областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 № 72-оз (ред. от 26.07.2019) «Социальный кодекс Ленинградской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2017.
28. Закон Тверской области от 29.12.2004 № 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке» // Тверские ведомости, № 57 (30 декабря), 2004.
29. Закон Калужской области № 8-ОЗ от 05.05.2000 «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки» // Весть, № 101, 11.05.2000.
30. Закон Саратовской области от 01.08.2005 № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» // Неделя области, Спецвыпуск, № 57 (175), 10.08.2005.
31. Постановление Правительства Москвы от 28.12.2004 № 911-ПП (ред. от 02.03.2021) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 3. 12.01.2005.
32. Постановление Правительства Москвы от 28.12.2016 № 954-ПП (ред. от 23.03.2021) «О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, спецвыпуск № 47. 30.12.2016.
33. Постановление Правительства Москвы от 24.01.2006 № 37-ПП (ред. от 02.03.2021) «Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 9. 08.02.2006.
34. Постановление Правительства Москвы от 10.11.2020 № 1924-ПП «О присвоении (продлении) льготного статуса многодетной семьи города Москвы и внесении изменений в правовые акты города Москвы» // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 10.11.2020.
35. Постановление Правительства Москвы от 19.09.1995 № 782 «О Московской городской программе «Жилище» (вместе с «Московской городской программой «Жилище») // Вестник Мэрии Москвы. № 19. 1995.
36. Приказ ДТСЗН г. Москвы от 29.09.2016 № 1060 «О мерах по реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СПС Консультант Плюс.
37. Постановление ВЦИК от 19.11.1926 «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке «(вместе с Кодексом) // СУ РСФСР, 1926, № 82, ст. 612.
38. Указ Президиума ВС СССР от 08.07.1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» // Ведомости ВС СССР, 1944, № 37.

Акты судебных органов
39. Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 16-КГ17-37 // СПС Консультант Плюс.
40. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 № 88-5390/2020 // СПС Консультант Плюс.
41. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2021 № 88-1571/2021 // СПС Консультант Плюс.
42. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.03.2018 по делу № 33-12317/2018 // Консультант Плюс.
43. Апелляционное определение Московского областного суда от 07.05.2014 по делу № 33-9989/2014 // СПС Консультант Плюс.
44. Решение Клинского городского суда Московской области от 11.12.2019 № 2-5475/2019 // URL: https://klin--mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=sf&delo_id=1540005 (дата обращения: 27.05.2021).
45. Решение Клинского городского суда Московской области от 02.02.2014 № 2-243/2014 // URL: https://klin--mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=r&delo_id=1540005&case_type (дата обращения: 27.05.2021).
46. Решение Клинского городского суда Московской области от 04.03.2019 № 2-427/2019 // URL: https://klin--mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=sf&delo_id=1540005 (дата обращения: 27.05.2021).

Литература
Учебники, монографии, брошюры
47. Асильдерова М.М. Риски и проблемы социализации детей в современной семье. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 272 с.
48. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. 528 с.
49. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 428 с.
50. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. 449 с.
51. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. Москва, 2019. 214 с.
52. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. Москва, 2019. С. 14.
53. Социальное обеспечение: настоящее и будущее : монография / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2018. С. 23.
54. Социальное обеспечение: настоящее и будущее : монография / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2018. 282 с.
55. Уварова Н.Н., Широкова Л.В., Буркова М.А. Готовность российского общества к реализации инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 337 - 340.
56. Уварова Н.Н. Организация патриотического воспитания студенческой молодёжи на основе традиций региона. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 342 с.

Периодические издания
57. Асильдерова М.М. Риски и проблемы социализации детей в современной семье. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 270 - 272.
58. Бекбулатов А., Бекбулатов Д.Р. семья как малая группа или социальный институт // StudNet. 2021. № 3. С. 15-19.
59. Галаева Е.В., Кумар Ю.Б. Проблемы расчета величины прожиточного минимума в России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1. С. 622-625.
60. Журавлёва Ю.Н. Особенности взаимодействия органов государственного и муниципального управления в социальной сфере // E-Scio. 2019. № 9 (36). С. 31-40.
61. Казенин К.И., Козлов В.А. Региональные меры поддержки многодетных семей в РФ // Журнал исследований социальной политики. 2020. № 2. С. 191-206.
62. Карданова И.В. К вопросу об определении понятия «Многодетная семья» в праве социального обеспечения // Теория и практика общественного развития. 2017. № 10. С. 70-73.
63. Матвеева Т.П., Павловская Ю.В., Кузнецова Н.А. Многодетная семья и государство: проблемы и их решения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 1. С. 79-82.
64. Малышев М.Л., Успенская Т.Н. Многодетные семьи: социологический анализ проблем социальной защиты (на примере г. Москвы) // Власть. 2018. № 9. С. 153-161.
65. Продиблох Н.Е., Тугуз З.Ю. Анализ социальных проблем многодетных семей (на основе регионального исследования) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 4. С. 118-123.
66. Русанова Н.Е., Журавлева Е.К. Специфика многодетной семьи в столице: особенности государственного регулирования // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 274-291.
67. Седельникова М.Г., Пузырёва А.А. О некоторых вопросах формирования понятийного аппарата права социального обеспечения // Сибирское юридическое обозрение. 2020. № 3. С. 346-355.
68. Урусова А.Б. Перспективы развития социальной защиты населения в сельской местности // International agricultural journal. 2020. № 1. С. 16.
69. Черных А.В. Актуальные вопросы правового регулирования форм совместного проживания // Адвокатская практика. 2018. № 6. С. 30 - 32.

Электронные ресурсы
70. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dszn.ru/department/Gosudarstvennye-i-gorodskie-programmy (дата обращения: 10.04.2021).
71. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dszn.ru/department/Gosudarstvennye-i-gorodskie-programmy (дата обращения: 11.04.2021).
72. Региональная общественная организация «Объединение многодетных семей г. Москвы». Пособия и льготы для многодетных семей Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oms.msk.ru/lgoty/ (дата обращения: 11.04.2021).

Вопрос-ответ:

Какие принципы социальной защиты многодетных семей в России?

Принципы социальной защиты многодетных семей в России включают принципы государственной поддержки, приоритетного обеспечения жилищем и медицинским обслуживанием, а также преимущественного набора детей в дошкольные учреждения.

Какое правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в России?

Правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в России осуществляется на федеральном и региональном уровнях, включая законодательные акты, подпадающие под компетенцию федерального и регионального законодательства.

Какие меры социальной защиты реализуются в г. Москва?

В г. Москва реализуются различные меры социальной защиты многодетных семей, включая предоставление материальной помощи, льгот при оплате коммунальных услуг, предоставление жилья, предоставление мест в дошкольных учреждениях и другие меры.

В каких случаях многодетные семьи могут получить жилье в г. Москва?

Многодетные семьи могут получить жилье в г. Москва в случаях, когда они находятся в непригодном или аварийном жилищном фонде, а также при наличии определенного количества детей и иных условиях, предусмотренных законодательством и региональными программами социальной защиты.

Как оформляется предоставление материальной помощи многодетным семьям?

Предоставление материальной помощи многодетным семьям оформляется на основании заявления, которое подается в соответствующую организацию или учреждение, ответственное за социальную защиту населения.

Какие принципы социальной защиты многодетных семей в России?

В Российской Федерации принципами социальной защиты многодетных семей являются: гарантия их прав, обеспечение равных возможностей, приоритетность и приоритетное финансирование социальных программ, сочетание государственной и общественной поддержки, а также взаимодействие всех уровней власти при оказании поддержки этой категории семей.

Каково правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в России?

Социальная защита многодетных семей в Российской Федерации регулируется рядом законодательных актов, включая Федеральный закон "О государственной поддержке многодетных семей", Закон "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей", а также международные договоры и соглашения в области защиты прав детей.

Какие меры социальной защиты многодетных семей реализуются на примере г. Москва?

В г. Москва реализуются различные меры социальной защиты многодетных семей, включая предоставление пособий и льгот, оказание материальной и медицинской помощи, предоставление образовательных и культурных услуг, а также поддержка при трудоустройстве и жилищном обеспечении. Важно отметить, что в Москве разработана специальная региональная программа социальной защиты многодетных семей, которая учитывает особенности и потребности этой категории семей в городской среде.