Особенности формирования и функционирования рынка труда в России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 35 35 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 15.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты рынка труда 5
1.1 Концепция рынка труда 5
1.2 Особенность рынка труда 7
Глава 2. Рынка труда в России 13
2.1 Становление рынка труда в России 13
2.2 Основные характеристики рынка труда в России 15
2.3 Преимущества образования 18
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 36
Фрагмент для ознакомления

Лишь 8-10% выпускников удается найти постоянную работу по специальности. [11]И лишь половина из них говорит, что найденная работа совпадает с их ожиданиями. Большинство соглашаются на должности, которые не являлись для них приоритетными, многие начинают работать без каких-либо перспектив в карьерном росте. По данным Росстата, в 2018г. продолжился процесс совершенствования системы образования, направленный на повышение эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, усиления результативности функционирования образовательной системы, в рамках которого происходило объединение образовательных организаций в целях оптимизации бюджетных расходов на образование. Тем не менее, несмотря на процесс оптимизации системы образования, она все еще неоднородна и разрознена с рынком труда. Предприятия нуждаются в квалифицированных работниках, способных к критическому мышлению и проявлению инициативы. [5]Поэтому дальнейшее раздельное существование образования и рынка труда не представляется возможным. Итак, сейчас молодежь при выборе профессии больше отталкивается от таких критериев, как престижность и собственная заинтересованность в специальности. Также многие прислушиваются к мнению окружающих. Сейчас же ситуация такая: с каждым годом все больше людей поступают в ВУЗы на экономические специальности, из-за чего мы можем наблюдать перенасыщенность молодыми специалистами на рынке экономических наук. Университеты сокращают количество бюджетных мест на таких направлениях подготовки, но, тем не менее, тенденция поступление именно на экономические специальности не исчезает и с каждым годом только растет. Сейчас в России более 1400 учебных заведений с экономическим уклоном, и многие из них считаются весьма престижными. Например, Высшая Школа Экономики, которая у всех на слуху, с каждым годом открывает свои двери для все большего количества абитуриентов. Таким образом, имеющихся рабочих мест в экономический сфере значительно меньше, чем молодых специалистов, которых крайне редко берут на работу без наличия опыта. Но, тем не менее, люди все равно предпочитают экономику другим наукам, например, техническим. Хотя статистика говорит о том, что на образовательных программах технических специальностей обучается довольно много людей, большинство из них потом идут работать не по своему профилю обучения, из-за чего на рынке труда всегда остается некоторая потребность в работниках. Однако дальнейшее трудоустройство выпускников зависит не только от выбранной ими специальности, но и от самого ВУЗа и качества обучения. В идеале, учебные заведения должны наблюдать за трудоустройством своих студентов и выпускников, но, к сожалению, в настоящее время такое встречается не везде. [7]Многие студенты начинают искать подработку уже на втором-третьем курсе, но так как без опыта работы мало кого могут взять, а ВУЗ не предлагает достаточное количество оплачиваемых стажировок и рабочих мест, студентам приходится идти работать не по специальности на низкооплачиваемые должности, только лишь бы заработать собственных денег. Следовательно, большинство студентов сейчас работают в сфере общественного питания (официанты, бармены) и торговли (продавцы-консультанты, кассиры). Естественно, многие их них не отказались бы работать по специальности, на которую они целенаправленно поступали когда-то в университет. Вернемся к экономической сфере. Существует мнение, что на рынке труда практически не осталось свободных мест для экономистов, но это не совсем так. Сейчас большим спросом пользуются как специалисты в технической отрасли, так и те, на рынках труда которых отмечается такая тенденция, как текучесть кадров. Экономисты, менеджеры, управленцы персоналом и другие относятся именно к этой категории. Возможно, это является одной из причин такой популярности экономических специальностей, и поэтому ВУЗы все еще активно пропагандируют эти направления подготовки абитуриентам. Так как сейчас система образования обособлена от рынка труда, то сложилась такая ситуация, когда работодателю достаточно тяжело найти подходящую кандидатуру на должность. Большинство ценят практические навыки и умения. Однако в умах людей остается установка, что на собеседовании в первую очередь будут смотреть на диплом о высшем образовании. Естественно, это играет большую роль, но практика показывает, что между одним претендентом с красным дипломом и вторым, у которого имеются практические навыки, работодатель возьмет к себе в команду именно второго. Кандидату на должность необходимо проявить ряд некоторых знаний и умений, которым следует более активно обучать студентов в ВУЗах. Например, явным преимуществом будет умение публично выступать, вести переговоры, писать деловые письма, пользоваться ПК и некоторыми программами. Также ценится владение иностранным языком на высоком уровне и стрессоустойчивость. К сожалению, в ВУЗах такое обучение заканчивается лишь на теории, и студентам не хватает практики. Поэтому после выпуска и при поиске работы начинают возникать проблемы, когда от молодого специалиста начинают требовать совсем не то, чему его учили в университете. Также сейчас существует такая проблема, как рост количества учебных заведений, которые готовят специалистов по направлениям, не имеющих спроса на рынке труда. Обычно на такие специальности легко поступить с небольшим количеством баллов за экзамены, платные места недорого стоят, так что многие могут себе позволить такое обучение. Проблема в том, что такое образование несет в себе мало целесообразности, а знания, полученные студентами, не отвечают требованиям работодателей. Это говорит о том, что с абитуриентами не проводится профориентационная работа и она не замотивированы в поступлении на более востребованную специальность. В наше время существует еще одна проблема – неравномерное распределение ВУЗов по регионам. Многие отмечают, что уже в достаточно крупных городах имеется всего 1-2 высших учебных заведения, причем качество обучения там хромает. Поэтому абитуриенты стремятся поступить в столицу, либо же другие города федерального значения. Таким образом, в одном регионе несколько учреждений могут специализироваться на подготовке обучающихся по практически одинаковым направлениям, а других специальностей может в принципе не быть. Также имеет место быть такая тенденция, как лицензирование новых направлений в ВУЗах, не специализирующихся на них. Снова вернемся к экономическому профилю. Сейчас очень часто открываются экономические специальности в технических, медицинских и других учреждениях. Так как такие университеты раньше не осуществляли подготовку по таким профилям подготовки и в целом были направлены на образование другого профиля, то они не могут сразу начать выпускать таких же хороших специалистов, как в экономических ВУЗах. Таким образом, снова возникает несогласованность образовательной системы и рынка труда. Вернемся к статистике. Общее число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2018г. по сравнению с 2017г. сократилось на 3,1% (или на 24 единицы): число государственных и муниципальных организаций - на 0,8% (на 4 единицы); частных - на 7,5% (на 20 единиц). Численность студентов, обучающихся по программам высшего образования, по сравнению с 2017г. уменьшилась на 84,2 тыс.человек, причем значительное сокращение численности произошло в частных организациях (на 10,3%). При этом постепенно растет число студентов, получающих образование с применением дистанционных образовательных технологий, базирующихся на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети (с 10,2% в 2017г. до 11,3% в 2018г.). Анализ вышеуказанных данных выявляет сокращение образовательных учреждений высшего образования. Данная проблема отражается на снижении качества образовательных результатов в целом, а именно эффективности деятельности ВУЗов, что и привело к их сокращению, а также утрате лицензирования. Проблема взаимодействия системы образования и сферы труда уже достаточно давно изучается научным обществом. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что возникает необходимость в сглаживании непредсказуемости и изменчивости развития среды данных рынков. Так как именно из сбалансированное взаимодействие соединяет и поддерживает экономический рост, происходит постоянный поиск элемента, который мог бы координировать взаимодействие рынка труда и системы образования. По мнению ученых, реальная ситуация в России сейчас демонстрирует то, что возможности трудоустройства для выпускников средних образовательных школ весьма ограничены. Кроме того, бля молодых людей существует альтернатива – военная служба, от которой освобождаются студенты высших учебных заведений. Таким образом, в таких условиях выбор в пользу высшего образования происходит при минимальных временных затратах, из-за чего число абитуриентов увеличивается с каждым годом. [7]У рыночного спроса на образовательные услуги есть особенность – отсутствие возможности транслировать образовательной системе перспективные потребности в масштабах и структуре образовательных услуг. Таким образом, здесь требуется разработка научно обоснованного прогноза развития на долгосрочные периоды. Следовательно, на рынке образовательных услуг необходимо применять государственное регулирование. По мнению специалистов, основной целью является обеспечение качественного и доступного образования, которое будет соответствовать рынку труда. Рассматривая данную проблему в области экономики, можно сделать вывод, что если образовательные учреждения будут подготавливать хороших экономистов, менеджеров и т.д., то это обязательно повлечет за собой экономический рост и развитие этой сферы. Рынок труда всегда будет предоставлять свободные рабочие места для специалистов в данной области, т.к. могут появиться новые сферы для работы. Так, обеспечение качественного экономического образования сможет решить сразу несколько задач. Например, проблему образования в целом (повысится престижность, результативность и целесообразность), проблему перенасыщения на рынке труда в области экономики, а также возникнет согласованность между ним и системой образования. При устойчивом развитии системы высшего образования будет наблюдаться постоянная потребность в человеческих ресурсах, но не от нехватки кадров, а от потребности в новых умах, так как экономика основана на знаниях и требует работников с высшим образованием. Следовательно, практически искоренится проблема с трудоустройством молодых специалистов. Сейчас же можно предложить две стратегии решения проблемы с трудоустройством выпускников. Первая стратегия: государство начинает стимулировать развитие экономики страны, что определенно повысит спрос на товары и услуги, отчего появятся новые рабочие места на рынке труда. Второй стратегией является обеспечение гибкого образования, когда человек при изменениях условий труда сможет достаточно быстро перестроиться и качественно выполнять любую работу. Естественно, для этого снова придется совершенствовать систему образования, делать ее более универсальной. Подводя итог, можно сказать, что в целом наша система образования находится не в критичном состоянии. Так как ВУЗы работают одновременно и на рынке труда, и на рынке образовательных услуг, то важно понимать, что именно от них зависит их согласованность в будущем. При этом особенностью рынка образовательных услуг является его неоднородность, обусловленная множеством сегментных и взаимосвязанных рынков, которые формируются под влиянием таких факторов, как уровень и ступень образования, типа учебного заведения и так далее. Несмотря на то, что функционирование рынка образовательных услуг подчиняется общим законам рыночной экономики, его специфические особенности (высокий динамизм, территориальная сегментация, локальный характер и т.д.) требуют особого регулирования. Таким образом, посредством правильного и грамотного регулирования осуществляется взаимодействие между рынком труда и образовательной системой, которое влечет за собой экономический рост и эффективность производства в целом.ЗаключениеРыночная экономическая система включает наличие и функционирование разных рынков, которые охватывают различные сферы деятельности человека. Можно выделить: рынки ценных бумаг, сырья, готовых изделий, научных исследований, услуг, рынок денег и так далее. Среди представленных рынков важную роль занимает рынок труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни, которое напрямую зависит от состояния экономики. Проблемы рынка труда и безработицы в России являются наиболее актуальными на современном этапе. Через механизм рынка труда формируются уровни занятости населения и оплата за труд. Рынок труда – это один из показателей состояния национального благополучия, стабильности, эффективности экономики. Также рынок труда даёт представление о научно-техническом развитии страны, поскольку быстро развивающаяся экономика предъявляет новые требования к качеству рабочей силы, её профессионально-квалификационному составу, уровню подготовки и обучению кадров. Рынок труда является одним из самых важных среди рынков ресурсов. Без него не может происходить развитие экономики, общественных отношений и других рынков ресурсов в целом. Помимо этого, рынок труда является значимым сектором национального и международного рынка. Международная организации труда обозначает рынок труда как сферу, где предприниматели и работники вместе совершают переговоры, коллективные или индивидуальные, которые касаются вопросов заработной платы и условий труда. Формированию рынка труда предшествуют определённые факторы: - экономическая свобода предпринимателей, либерализация экономики. В её основе лежит право частной собственности на владение и распоряжение средствами производства, включая землю; - свобода труда подразумевает, что у каждого человек есть право самостоятельно решать, как, где и сколько он готов работать; - свобода предпринимательской деятельности. Человек может открыть собственное дело или принять участие в совместном с другими лицами производстве, учитывая законодательство о предпринимательской деятельности.Список использованной литературыАкимова, В.В. Экономика. / В.В. Акимова – М.: Экономика, 2016. – 336 с.Арутюнов Ю. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.А. Арутюнов. – М.: КНОРУС, 2019. – 312 с.Бейзеров, В.А. Макроэкономика / В.А. Бейзеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 384 с.Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 – х т / И.А. Бланк – К.: Ника – Центр, 2019. – 117с.Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие / С.В. Большаков - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2019. – 228 с.Бочаров В.В. Корпоративные финансы / В.В. Бочаров - СПб: Питер, 2016. – 256 с.Бочаров В.В. Финансовый менеджмент / В.В. Бочаров - СПб: Питер, 2016. – 224 с.Бочаров В.В. Корпоративные финансы / В.В. Бочаров – СПб.: Питер, 2019. – 119 с.Вечканов, Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь / Г.Р. Вечканов– СПб.: Лань, 2019. – 352 с.Гриффитс, А.Н, Экономика для бизнеса и менеджмента / А.Н. Гриффитс – М.: Баланс Бизнес Букс, 2017. – 944 с.Елецкий, О.В. Экономическая теория / О.В. Елецкий – М.: Издательский центр "МарТ", 2017. – 400 с.Залевский, С.Н. Экономическая теория. Учебный практикум / С.Н. Залевский – М.: МГОУ, 2016. – 104 с.Зубко, И.М. Макроэкономика / И.М. Зубко– М.: ТетраСистемс, 2019. – 192 с.Кнышова, Е.Е. Экономика организации / Е.Е. Кнышкова – М.: Форум, Инфра-М, 2015. – 336 с.Колосницына, Н.В. Экономика. Задачи, вопросы, тесты / Н.В. Колосницына – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2019. – 228 с.Листова, К.И. Макроэкономика / К.И.Листова – СПб.: Питер, 2016. – 768 с.Любушин, О.Е. Экономика организации / О.Е. Любушин – М.: КноРус, 2019. – 304 с.Магомедов, Е.Ю. Экономика организации (предприятия) / Е.Ю. Магомедов – М.: Дашков и Ко, 2015. – 276 с.Малахов, Р.Г. Экономическая теория / Р.Г. Малахов – М.: Рид Групп, 2019. – 448 с.Ревенко, В.В. Экономика организации / В.В. Ревенко – М.: Юрайт, 2019. – 456 с.Самарина, Г.В. Экономика организации / Г.В. Самарина – М.: КноРус, 2016. – 320 с.Приложения


1. Акимова, В.В. Экономика. / В.В. Акимова – М.: Экономика, 2016. – 336 с.
2. Арутюнов Ю. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.А. Арутюнов. – М.: КНОРУС, 2019. – 312 с.
3. Бейзеров, В.А. Макроэкономика / В.А. Бейзеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 384 с.
4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 – х т / И.А. Бланк – К.: Ника – Центр, 2019. – 117с.
5. Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие / С.В. Большаков - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2019. – 228 с.
6. Бочаров В.В. Корпоративные финансы / В.В. Бочаров - СПб: Питер, 2016. – 256 с.
7. Бочаров В.В. Финансовый менеджмент / В.В. Бочаров - СПб: Питер, 2016. – 224 с.
8. Бочаров В.В. Корпоративные финансы / В.В. Бочаров – СПб.: Питер, 2019. – 119 с.
9. Вечканов, Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь / Г.Р. Вечканов– СПб.: Лань, 2019. – 352 с.
10. Гриффитс, А.Н, Экономика для бизнеса и менеджмента / А.Н. Гриффитс – М.: Баланс Бизнес Букс, 2017. – 944 с.
11. Елецкий, О.В. Экономическая теория / О.В. Елецкий – М.: Издательский центр "МарТ", 2017. – 400 с.
12. Залевский, С.Н. Экономическая теория. Учебный практикум / С.Н. Залевский – М.: МГОУ, 2016. – 104 с.
13. Зубко, И.М. Макроэкономика / И.М. Зубко– М.: ТетраСистемс, 2019. – 192 с.
14. Кнышова, Е.Е. Экономика организации / Е.Е. Кнышкова – М.: Форум, Инфра-М, 2015. – 336 с.
15. Колосницына, Н.В. Экономика. Задачи, вопросы, тесты / Н.В. Колосницына – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2019. – 228 с.
16. Листова, К.И. Макроэкономика / К.И.Листова – СПб.: Питер, 2016. – 768 с.
17. Любушин, О.Е. Экономика организации / О.Е. Любушин – М.: КноРус, 2019. – 304 с.
18. Магомедов, Е.Ю. Экономика организации (предприятия) / Е.Ю. Магомедов – М.: Дашков и Ко, 2015. – 276 с.
19. Малахов, Р.Г. Экономическая теория / Р.Г. Малахов – М.: Рид Групп, 2019. – 448 с.
20. Ревенко, В.В. Экономика организации / В.В. Ревенко – М.: Юрайт, 2019. – 456 с.
21. Самарина, Г.В. Экономика организации / Г.В. Самарина – М.: КноРус, 2016. – 320 с.

Вопрос-ответ:

Какая концепция рынка труда действует в России?

В России действует концепция рынка труда, основанная на принципе свободного конкурентного рынка, где работники и работодатели взаимодействуют на основе предложения и спроса на рабочую силу.

Какие особенности рынка труда в России?

Рынок труда в России имеет ряд особенностей, таких как высокая степень нестабильности и неопределенности занятости, высокий уровень безработицы, низкие заработные платы, большое количество неофициальной занятости и проблемы с соответствием спроса и предложения на рабочую силу.

Каковы основные характеристики рынка труда в России?

Основными характеристиками рынка труда в России являются высокая степень нестабильности и неопределенности занятости, низкий уровень заработных плат, большое количество временной и неофициальной занятости, а также проблемы с соответствием спроса и предложения на рабочую силу.

Почему только 8-10 выпускников удается найти постоянную работу по специальности?

Проблема заключается в том, что многие выпускники не имеют достаточного опыта работы, не умеют прошивать резюме и не уверены в своих навыках. Кроме того, рынок труда предпочитает работников с опытом, что делает поиск работы для новых выпускников затруднительным.

Как образование может быть преимуществом на рынке труда?

Образование может быть преимуществом на рынке труда, так как оно дает выпускникам необходимые знания и навыки для работы. Работодатели часто предпочитают кандидатов с высшим образованием, так как они имеют более широкие знания и теоретическую базу, которые могут быть применены на практике.

Какова концепция рынка труда в России?

Концепция рынка труда в России предполагает свободное образование и свободное трудоустройство граждан, при котором предложение и спрос на рабочую силу регулируются соответствующими рыночными механизмами.

Какие особенности характеризуют рынок труда в России?

Рынок труда в России характеризуется большим количеством временных и нестабильных рабочих мест, высокой безработицей, неравномерным распределением зарплат и низким уровнем заработной платы в целом.

Какие преимущества получает выпускник образовательного учреждения?

Выпускник образовательного учреждения получает преимущества на рынке труда, так как обладает специализированными знаниями и навыками, которые могут быть востребованы работодателями.

Какую часть выпускников удаётся трудоустроить по специальности?

Только 8-10% выпускников удается найти постоянную работу по специальности.