Совершенная конкуренция и эффективность

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 13.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические аспекты совершенной конкуренции ...4
1.1 Характерные черты, понятия и особенности модели рынка совершенной конкуренции………………………………………………………6
1.2 Поведение фирм при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде………………………………………………………………………….10
2. Эффективность совершенной конкуренции…………………………12
2.1 Поведение фирм при совершенной конкуренции в долгосрочном периоде………………………………………………………………………….12
2.2 Производственная и аллокативная эффективность………………15
2.3 Общественная эффективность модели совершенной конкуренции рынка…………………………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованных источников..…………………………………25
Фрагмент для ознакомления

Также целью общества может быть социальная справедливость. В государстве может быть маленькая прослойка богатых людей и большая бедных при этом распределение и использование ограниченных ресурсов достигли параметров необходимой эффективности.Доходы можно распределить с помощью государственного вмешательства в рыночную систему путем использования разных налоговых ставок для богатых и бедных, при этом новое равновесие на рынке также будет эффективным. В рамках экономической теории с имеющимся аппаратом понятий и инструментов не существует возможности обосновать, что распределение ресурсов, которое соответствует более справедливой имущественной дифференциации, более эффективно, чем менее справедливой социальной и имущественной дифференциации доходов. Поскольку нет способов измерить удовлетворение, которое он получит при приобретении той или иной продукции. Сумма предельных выгод потребителя создает графический вид его частной кривой спроса, а в итоге и рыночного спроса, так как кривую рыночного спроса получают суммированием всех кривых индивидуального спроса. Равновесие рынка совершенной конкуренции будет определятся равенством цены и предельных издержек (МС=Р), в пересечении кривой спроса и предложения[15, с.302-303]. Таким образом, отрасль совершенно конкурентного рынка обеспечивает эффективное распределение ресурсов, так как соблюдены все условия максимизации, но нет гарантии обеспечения соблюдения социальной справедливости в обществе.Использование рыночного механизма в обществе, как правило, приводит к концентрации производства и капитала, порождая при этом развитие монопольных образований, что является нежелательным для любого общества. Поэтому для сдерживания монополистический тенденций необходима государственная политика в области регулирования рыночных отношений от возникновения нежелательных перекосов. При распределении ресурсов в конкурентной модели не допускаются образование побочных затрат и выгод производства общественных благ.Совершенная конкуренция не рассматривает вопросы внешних эффектов производства или потребления для третьих, полагая, что они не существуют. В то же время данные внешние эффекты могут быть очень значительными, к примеру, при загрязнении окружающей среды некоторыми компаниями, затраты на восстановление будут нестись всем обществом в целом. В данном случае рынок совершенной конкуренции не имеет возможности устранить отрицательные внешние эффекты, для этого необходимо вмешательство государства с его регулирующими функциями.Предельные затраты отдельно взятой компании не равны сумме предельных затрат общества в целом. Данный тезис очень ярко демонстрирует ситуация, когда компания при сильном желании максимизации своей прибыли расточительно и варварски использует природные ресурсы, при этом загрязняется окружающая среда. В этом случае даже при установившемся равенстве цены и предельных издержек на совершенно конкурентном рынке цена продукта не отражает действительные затраты общества на его производства, и разумеется, не соответствует экономической эффективности производства. В рамках рынка совершенной конкуренции тяжело развивать технологически новую продукцию, так как для этого нужны большие финансовые средства. Рынок с малыми компаниями этому не способствует, следовательно, отсутствует научное развитие, что также не является положительным аспектом для общества.В модели совершенной конкуренции предполагается наличие стандартизированной продукции. А, следовательно, удовлетворение потребностей людей происходит однобоко, ограничивая большие возможности выбора как по цене, так и по качеству. Вариативность товарной линейки слабая, что в условиях возвышающихся потребностей, не совсем положительный аспект.Условия свободной конкуренции вырабатывают у индивидов такие качества как эгоизм, жестокость, что тоже не является положительным фактором с точки зрения интересов общества. Очевидно, что рынок совершенной конкуренции не обеспечивают полную общественную эффективность, и требуется вмешательство государства в экономическую жизнь общества. Эффективным рынок совершенной конкуренции является для общества, что цена в отрасли самая низкая по сравнению с другими типами рынков. Низкая цена достигается за счет снижения издержек в процессе конкурентной борьбы, и не может быть выше отраслевой, иначе производитель потеряет своих клиентов. Достижение низких цен также способствует свободный вход на рынок новых компаний, так как только в отрасль начинает приносить экономическую прибыль.На рынках совершенной конкуренции отсутствует какая-либо экономическая власть. Ни у одной экономической единицы не реальной возможности повлиять на цены отрасли. Таким образом, отсутствует злоупотребление данной властью. Отсюда напрашивается вывод о ненужности какой-либо экономической власти в лице государства, раз рынок может сам себя регулировать. Однако достижение максимальной эффективности рынка, как было показано, не всегда означает достижение общественной эффективности. Таким образом, с точки зрения общества рынок совершенной конкуренции наиболее эффективный, но он не гарантирует обществу социальной справедливости и отсутствие имущественной дифференциации. Рынок свободной конкуренции со временем порождает монополию, что также не выгодно обществу. Данные рынок не обеспечивает производство общественных благ. Отсутствие большого выбора товаров для удовлетворения потребностей, так как продукты все однородны.ЗаключениеПонятие совершенной конкуренции (в противоположность чистой монополии) подразумевает ситуацию, при которой ни один из производителей определенного вида товаров не может оказать влияние на цену, варьируя объемами предложения. Основным условием данного рынка – наличие большого числа продавцов. Концепция совершенной конкуренции развили классики политической экономии А. Смит, Д. Рикардо, Д. Миль, неоклассическая школа в лице А. Маршалла. Критики теории совершенной конкуренции как базовой модели рынка выступили Э. Чемберлин, Д. Робинсон, Д. Кейнс. Совершенная конкуренция представляется собой скорее теоретическую концепцию рынка, чем реальную. В действительности существует дихотомия конкуренции и монополии, которые связаны между собой и одна в итоге порождает другую.Краткосрочный период в совершенной конкуренции характеризуется невозможностью вхождения в отрасль новых участников и обеспечивается достижение максимальной прибыль при равенстве предельных издержек предельному доходу и цене. При понижении цены в отрасли менее средних переменных издержек компания вынуждена будет прекратить свою деятельность, так как фирма не может покрыть не только свои переменные издержки, но и постоянные.В долгосрочном временном интервале в условиях совершенной конкуренции все факторы производства уже носят переменный характер, то есть могут изменяться: размеры предприятия, вовлечение или бытие оборудования, новые способы производства, персонал и так далее. А также приход и уход компаний отрасли возможен в данном периоде. При росте прибыли в отрасли компании заходят на рынок, увеличивая предложение и снижаю цену. При снижении цены фирмы терпят убытки и уходят с рынка, тем самым сокращая предложение, вызывая рост цен. Поэтому рыночное равновесие в долгосрочном периоде возникнет при условии отсутствия мотивов у компаний для входа или выхода в отрасль. А данная ситуация сложится при равенстве цены минимума средних валовых издержек, тем самым обеспечивая нулевую экономическую прибыль.Получается в модели совершенной конкуренции в долгосрочном периоде покупатели получат минимально возможную цену товара, необходимую для покрытия всех издержек компании.Эффективность рынка совершенной конкуренции оценивается с двух подходов: аллокативная эффективность и производственная. Первая подразумевает равенство предельных издержек и цены, которая с одной стороны максимизирует полезность потребителей, а с другой – максимизирует прибыль производителей, тем самым эффективно распределяя ресурсы. В свою очередь производственная эффективность подразумевает равенство цена и минимальных средних издержек, что обеспечивает производство товаров наименее затратным способом.С точки зрения общества рынок совершенной конкуренции наиболее эффективный, но он не гарантирует обществу социальной справедливости и отсутствие имущественной дифференциации. Рынок свободной конкуренции со временем порождает монополию, что также не выгодно обществу. Данные рынок не обеспечивает производство общественных благ. Отсутствие большого выбора товаров для удовлетворения потребностей, так как продукты все однородны.Таким образом, рынок совершенной конкуренции требует дальнейшего анализа в теоретических и практических аспектах.Список использованных источников1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Модель рынка совершенной конкуренции // Экономическая безопасность. Конференция 2017 года.-С.39-47.2. Донецкова О.Ю. Состояние межбанковской конкуренции на российском банковском рынке // Финансы: теория и практика. -2021.- №1.-С.143-156.3. Василевская А.А., Лунин И.А. Конкуренция и её роль в современной экономической системе // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018005176 (дата обращения: 13.04.2021).4. Криницын Т.И., Максименко Ю.В., Тимошенко Е.А. Стратегия поведения предприятия на рынке совершенной конкуренции в современных условиях // Национальные экономические системы в контексте глобального экономического пространства. Сборник научных трудов.24 марта 2017 года.- С.294-296.5. Куприн А.А. и др. Экономика: учебное пособие / А.В. Буга, И.И.Грозаву, Т.В. Данилова, Л.В. Дорофеева, В.С. Кудряшов, А.А. Куприн,А.Д.Шматко;подред.А.А.Куприна;Сосновоборский филиал РАНХиГС. – СПб.: Астерион, 2018 – 456 с.6. Коровникова Н.А., Остроумов В. В. Истоки теорий макроэкономического равновесия сквозь призму "закона рынков Сэя". - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 187 с // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. -2019.- №4.С. 14-16.7. Микроэкономика: учебное пособие / В.С. Антонюк, И.В. Данилова, Н.В. Моцаренко. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. 2018 – 109 с.8. Микроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ.ред. А.Л. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017 – 353 с.9. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата /Б. В. Корнейчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 -305 с.10. Полетаева В.М., Смулов А.М. О государственном финансовом регулировании российской экономики и проблемах в его организации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». -2021.- №1. –С. 59-69.11. Селиверстов А.С.,,Митрофанов Д.Е., Буцкая А.А. Конкуренция на экономических рынках // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 291-293.12. Тарануха Ю. В.ч Три эффекта конкуренции // Вестн. Том.гос. ун-та. Экономика.- 2020.- №49.-С.10-27.13.УгурчиевО.Б., ШахалиеваД.Р. Некоторые особенности трактования понятия «конкуренция» // Вестник Академии знаний. -2020.- №4(39).-С.341-345. 14. Шамалова Е.В., Лауфер К.М. Экономические аспекты формирования цены медицинской услуги на различных сегментах рынка стоматологии // АНИ: экономика и управление. -2019.- №1(26).-С.389-382.15. Экономика для менеджеров: учебник. В 2-х книгах. Книга I. / подред. А.А. Пороховского, И.М. Тенякова. – М.: Издательство «Книга-Мемуар», 2019 – 540 с.

Список использованных источников

1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Модель рынка совершенной конкуренции // Экономическая безопасность. Конференция 2017 года.-С.39-47.
2. Донецкова О.Ю. Состояние межбанковской конкуренции на российском банковском рынке // Финансы: теория и практика. -2021.- №1.-С.143-156.
3. Василевская А.А., Лунин И.А. Конкуренция и её роль в современной экономической системе // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018005176 (дата обращения: 13.04.2021).
4. Криницын Т.И., Максименко Ю.В., Тимошенко Е.А. Стратегия поведения предприятия на рынке совершенной конкуренции в современных условиях // Национальные экономические системы в контексте глобального экономического пространства. Сборник научных трудов.24 марта 2017 года.- С.294-296.
5. Куприн А.А. и др. Экономика: учебное пособие / А.В. Буга, И.И. Грозаву, Т.В. Данилова, Л.В. Дорофеева, В.С. Кудряшов, А.А. Куприн, А.Д. Шматко; под ред. А.А. Куприна; Сосновоборский филиал РАНХиГС. – СПб.: Астерион, 2018 – 456 с.
6. Коровникова Н.А., Остроумов В. В. Истоки теорий макроэкономического равновесия сквозь призму "закона рынков Сэя". - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 187 с // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. -2019.- №4.С. 14-16.
7. Микроэкономика: учебное пособие / В.С. Антонюк, И.В. Данилова, Н.В. Моцаренко. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. 2018 – 109 с.
8. Микроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. А.Л. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017 – 353 с.
9. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата /Б. В. Корнейчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 -305 с.
10. Полетаева В.М., Смулов А.М. О государственном финансовом регулировании российской экономики и проблемах в его организации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». -2021.- №1. –С. 59-69.
11. Селиверстов А.С.,,Митрофанов Д.Е., Буцкая А.А. Конкуренция на экономических рынках // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 291-293.
12. Тарануха Ю. В.ч Три эффекта конкуренции // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика.- 2020.- №49.-С.10-27.
13. Угурчиев О.Б., Шахалиева Д.Р. Некоторые особенности трактования понятия «конкуренция» // Вестник Академии знаний. -2020.- №4(39).-С.341-345.
14. Шамалова Е.В., Лауфер К.М. Экономические аспекты формирования цены медицинской услуги на различных сегментах рынка стоматологии // АНИ: экономика и управление. -2019.- №1(26).-С.389-382.
15. Экономика для менеджеров: учебник. В 2-х книгах. Книга I. / под ред. А.А. Пороховского, И.М. Тенякова. – М.: Издательство «Книга-Мемуар», 2019 – 540 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет модель рынка совершенной конкуренции?

Модель рынка совершенной конкуренции характеризуется наличием большого числа независимых продавцов и покупателей, однородностью товара, свободным входом и выходом с рынка, отсутствием контроля со стороны фирм, полной информацией и т.д.

Какие черты присущи понятию совершенной конкуренции?

Понятие совершенной конкуренции обладает следующими чертами: отсутствие влияния каждой фирмы на рыночную цену, одинаковая цена для всех продавцов, открытый доступ к рынку и низкие издержки производства.

Какая модель поведения фирм на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде?

В краткосрочном периоде фирмы на рынке совершенной конкуренции могут только принимать цену, но не повлиять на нее. Фирмы стараются максимизировать свою прибыль путем увеличения объема производства до точки, где предельные затраты равны рыночной цене.

Какие особенности имеет поведение фирм на рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде?

В долгосрочном периоде фирмы на рынке совершенной конкуренции имеют возможность входа и выхода с рынка, а также изменения своего уровня производства и использования ресурсов. Фирмы стремятся достигнуть оптимального уровня производства, где предельные затраты равны средним затратам и получают нулевую прибыль.

Чем обусловлена эффективность совершенной конкуренции?

Эффективность совершенной конкуренции обусловлена конкурентной борьбой между фирмами, свободным входом и выходом на рынок, процессом саморегуляции цен и рыночных механизмов. Это позволяет достигнуть оптимального использования ресурсов и получения максимальной общественной выгоды.

Какие характерные черты имеет понятие совершенной конкуренции?

Понятие совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами: полное отсутствие ограничений на вход и выход фирм на рынок, одинаковый доступ к информации для всех участников, одинаковость условий производства и продажи товаров, отсутствие контроля над ценами.

Чем отличается модель рынка совершенной конкуренции от других моделей рынка?

Модель рынка совершенной конкуренции отличается тем, что все фирмы являются ценополучателями и ценоплательщиками, не имеют контроля над ценами и поведение каждой отдельной фирмы не влияет на рыночную цену.

Какие особенности может иметь поведение фирм при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде?

В краткосрочном периоде фирмы при совершенной конкуренции могут принимать решения о производстве и продаже товаров в зависимости от текущих цен и рыночных условий. Они могут изменять объем производства, но не могут влиять на рыночную цену.

Что означает эффективность совершенной конкуренции?

Эффективность совершенной конкуренции означает, что достигается оптимальное соотношение между затратами и результатами производства, а также между предложением и спросом на рынке.

Какие особенности может иметь поведение фирм при совершенной конкуренции в долгосрочном периоде?

В долгосрочном периоде фирмы при совершенной конкуренции могут влиять на рынок своими решениями о входе или выходе с рынка, изменениями в процессе производства и продажи товаров. Они также могут конкурировать с другими фирмами за рыночные доли, что может привести к изменению рыночной цены.

Какие особенности имеет модель рынка совершенной конкуренции?

Модель рынка совершенной конкуренции характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, на этом рынке деятельность осуществляют большое количество небольших фирм, которые производят однородный товар. Во-вторых, вход на рынок для новых фирм не ограничен, то есть каждая фирма может свободно выйти на рынок и конкурировать с другими. В-третьих, фирмы и покупатели обладают полной информацией о ценах и характеристиках товаров. В-четвертых, фирмы не могут влиять на цену товара, она определяется взаимодействием спроса и предложения.

Какие черты характеризуют понятие совершенной конкуренции?

Совершенная конкуренция имеет несколько характеристик. Во-первых, на рынке действует большое количество фирм, которые не имеют значительного влияния на цены товаров. Во-вторых, фирмы производят однородный товар, то есть их товары не отличаются друг от друга по качеству или характеристикам. В-третьих, фирмы имеют свободный доступ на рынок и могут выходить из него без ограничений. В-четвертых, фирмы и покупатели имеют полную информацию о ценах и качестве товаров. В-пятых, фирмы максимизируют свою прибыль.