Риторические приемы в диалогах героев Ф.М.Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание )
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 15.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Теоретические основы исследования 4
1.1 Разновидности риторических приемов и суть понятия 4
1.2 Функционирование риторических приёмов в литературе 6
1.3 Выводы 8
2 Практические основы исследования 10
2.1 Анализ диалогов в романе «Преступление и наказание» на предмет выявления риторических приёмов 10
2.2 Понятие о диалогической природе романа на основании анализа риторических приёмов в диалогах персонажей 15
2.3 Выводы 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список использованной литературы 20
Эти выводы сделаны нами на основании анализа использования риторических приемов в диалогах и некоторых монологах персонажей. Рассмотрим монологи Раскольникова, которые встречаются нам в самом начале романа. Герой все размышляет о том, что мысли его грязные, однако не уточняется, о чем конкретно он думает. Мы лишь можем предполагать, что он собирается сделать, в то время как в диалоге Раскольникова с офицером он говорит конкретно, что хочет сделать, конечно, не называя эти желания своими, а говоря об этом как бы гипотетически. В нескольких репликах присутствует немалое количество риторических приемов. В этом фрагменте диалога мы видим и риторический вопрос, и лексически повторы, и эпитеты. Как мы уже говорили в теоретической части нашей работы, риторические приемы используются для того, чтобы убедить, побудить к действию, заинтересовать. Тогда к кому направлена речь Раскольникова? По нашему мнению, таким образом, он пытается оправдать свои мысли, а в итоге и свой поступок. Он пытается убедить и побудить к действию в тот момент не кого-либо, а себя. Но в монологах ему это не удается, в то время как этот диалог становится последней точкой, и Раскольников приобретает решительность, которой ранее не хватало. Примечательно, что в романе несколько раз встречаются слова «оратор», «ораторствовать». Этим Ф.М. Достоевский хочет обратить внимание читателя на то, чем полна речь героев, хочет показать те самые приемы. Писатель часто использует лексические повторы, чтобы показать важность некоторых моментов, использует анафору, эпифору, парцелляцию. Особое место выделяется инверсии, риторическим вопросам и обращениям. На основании всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о диалогичности романа, так как именно в диалогах раскрывается вся суть характеров героев, их истинные желания и способности. Ф.В. Мокаричев в своей работе, направленной на изучение женских образов в творчестве Ф.М. Достоевского, рассматривает образ Сони Мармеладовой, сравнивая ее с Лизой, героиней произведения «Записки из подполья» [8]. Исследователь считает, Соня и Лиза похожи по характеру, обе смиренные, безответные, однако образ Сони раскрыт глубже, в полном объеме. Мы считаем, что именно в диалогах с помощью риторических приемов раскрывается сложная судьба девушки, ее характер, ее истинное отношение к своей жизни и ко всему происходящему в целом. Писатель, начиная с таких произведений, как «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», шел постепенно к созданию и воплощению типа «гордого человека», социально-психологическая специфика которого наиболее полно раскрылась в «Преступлении и наказании» [10, с. 7]. 2.3 ВыводыВ данном разделе нашей курсовой работы мы представили практические основы нашего исследования. Первый подраздел посвящен анализу диалогов и монологов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На основании данного анализа мы пришли к выводу о том, что риторические вопросы чаще встречаются во внутренних монологах героев, в то время как риторические восклицания – в диалогах. Также отдельное внимание мы уделили монологу Мармеладова, который типологизировали как монолог внутри диалога. Внутренние монологи Раскольникова занимают отдельное место. В них преобладают лексические повторы и риторические вопросы. Также мы выяснили, что наиболее часто употребляются такие риторические приёмы, как инверсия, лексические повторы и эпитеты. Реже встречаются анафора, эпифора и парцелляция. Наименее часто используется гипербола. Остальные риторические, рассмотренные нами в теоретической части данной работы в проанализированных нами фрагментах, не были выявлены. Второй подраздел посвящен понятию о диалогической природе романа на основании анализа риторических приёмов в диалогах персонажей. Работая над этим подразделом, мы выяснили, что особенности характеров героев. А также их идеи, раскрываются наиболее ярко именно в диалогах, поэтому мы придерживаемся концепции М.М. Бахтина, основанной на принципе диалогичности романа. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ первом разделе нашей курсовой работы мы рассмотрели теоретические сведения по теме «Риторические приёмы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Мы представили определения риторики, риторического приема, а также описали каждый прием по отдельности и привели примеры из литературы. Мы пришли к следующим выводам.Один из важнейших риторических методов – сравнение. Его используют настолько часто, что люди сами даже не замечают, что используют его в процессе общения. Аллегория представляет собой передачу абстрактного понятия через конкретный образ. Это сложный приём, использование которого подразумевает наличие хороших разговорных навыков и качественной подготовки. Антитеза – резкое противопоставление, анафора – единое начало, а эпифора – единая концовка. Гипербола – нарочитое преувеличение, а литота – преуменьшение. Синекдоха – это фигура речи, в которой часть чего-либо используется для обозначения целого или наоборот. Благодаря этому приему выражения способны варьировать и производить впечатление на читателя.Синекдоха помогает перенести название частного в общее и наоборот, улучшает эстетику языка и придает ему глубину содержания. Метонимия – риторический стилистический прием, который используется во всех жанрах, а метафора – это скрытое сравнение. Эти два понятия часто путают. Перифраз – стилистический прием, который можно определить, как использование высоких, избыточных слов или словосочетаний для передачи значения, которое можно было бы передать более простым выражением. Риторическое обращение представляет собой речь, направленную к неодушевленному объекту, а риторический вопрос не требует ответа. Одним из важнейших синтаксических приемов является парцелляция, то есть членение на несколько частей текста, связанного по смыслу и интонационно. Инверсия – непрямой порядок слов в предложении, например, когда согласованное определение стоит после главного слова, или, когда сказуемое стоит перед подлежащим. Мы провели анализ произведения и выяснили, что чаще всего Ф.М. Достоевский обращается к такому риторическому приему, как инверсия. Также отдельное внимание уделяется эпитету и парцелляции. Имеет место быть анафора. Следует заметить, что в анализе мы отдавали предпочтение диалогам и реже монологам. Цель, поставленная нами во введении работы, была достигнута посредством решения задач. Список использованной литературыАпресян, Г. З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2015. - 280 c.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972г. С.69.Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. Пособие/Сост.: П.А. Николаев, Е.Г. Руднева, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, А.Я. Эсалнек, Е.А. Цурганова; Под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Высш. Шк., 2006. – 463 с.Голуб, И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво / И.Б. Голуб. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2014. – 416 c.Граудина, Л. К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. – М.: Центрполиграф, 2011. - 670 c. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Роман в 6 ч. С эпилогом – М.: Наука, 1866. – 680 с.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов. В 2 т. /Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. – М.,Л.: Л.Д. Френкель, 1925. – 1178 с. Макаричев, Ф.В. О женском начале в мужских характерах в произведениях Ф.М. Достоевского / Ф.В. Макаричев // Проблемы истории, филологии, культуры. Выпуск XVI/2. Москва-Магнитогорск-Новосибирск: Издание МаГУ, 2006. – No XVI/2. – С. 248-258Москвин, В. П. Риторика и теория аргументации: учебник для вузов / В. П. Москвин. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 725 с.Одиноков В. Г. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского. Новосибирск: Наука, 1981. 144 с.Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964. 404 с.Энгельгардт Б. М. Идеологический роман Достоевского // Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы / Под ред. А. С. Долинина. Л.; М.: Мысль, 1924. Сб. 2. С. 71-109.
1 Теоретические основы исследования 4
1.1 Разновидности риторических приемов и суть понятия 4
1.2 Функционирование риторических приёмов в литературе 6
1.3 Выводы 8
2 Практические основы исследования 10
2.1 Анализ диалогов в романе «Преступление и наказание» на предмет выявления риторических приёмов 10
2.2 Понятие о диалогической природе романа на основании анализа риторических приёмов в диалогах персонажей 15
2.3 Выводы 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список использованной литературы 20
Вопрос-ответ:
Какие риторические приемы можно найти в диалогах героев Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание"?
В диалогах героев Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание" можно найти различные риторические приемы, такие как повторы, риторические вопросы, эпифора и дробление прямой речи. Эти приемы используются героями для усиления выразительности своих высказываний, подчеркивания их эмоциональности и убедительности.
Чем отличаются риторические приемы от диалогической природы романа?
Риторические приемы - это способы увеличить эффективность речи, использования средств речевого воздействия на слушателя. Они применяются в целях убеждения, воздействия на чувства и мысли собеседника. Диалогическая природа романа подразумевает множественность точек зрения, взаимодействие различных героев, обмен идеями и мнениями. В диалогах героев романа "Преступление и наказание" присутствуют и риторические приемы, и диалогическая природа, что делает текст более живым и интересным.
Какие функции выполняют риторические приемы в литературе?
Риторические приемы в литературе выполняют несколько функций. Они помогают усилить эмоциональную окраску высказываний, подчеркнуть важность сказанного, создать контраст или сопоставление, убедить и переубедить собеседника, акцентировать внимание на определенных моментах и т.д. В романе "Преступление и наказание" риторические приемы используются для развития сюжета, характеристики героев и передачи их эмоционального состояния.
Какие риторические приемы наиболее часто встречаются в диалогах героев романа "Преступление и наказание"?
В диалогах героев романа "Преступление и наказание" наиболее часто встречаются повторы, риторические вопросы и эпифора. Повторы используются для усиления эффекта, вызывания эмоций и передачи внутреннего состояния героев. Риторические вопросы помогают активизировать внимание слушателя, продемонстрировать уверенность говорящего и вызвать размышления. Эпифора, или дробление прямой речи, служит для создания интенсивности и драматизма в диалогах героев.
Какие риторические приемы используются в диалогах героев романа "Преступление и наказание"?
В романе "Преступление и наказание" герои используют различные риторические приемы, такие как повторение, риторические вопросы, эпанафора, гипотетические предположения и т.д. Эти приемы используются для эмоциональной подкрепления высказываний, усиления доводов и создания эффекта убедительности.
Какова суть понятия "риторические приемы"?
Риторические приемы - это специальные техники и приемы, которые используются говорящим с целью убеждения, воздействия на слушателя и создания эффекта убедительности. Они включают в себя различные стилистические и лексические средства выразительности, такие как повторение, риторические вопросы, противопоставление и другие. В литературе риторические приемы помогают создать эффектные диалоги и выразить мысли героев более ярко и выразительно.
Как функционируют риторические приемы в литературе?
В литературе риторические приемы используются для создания эффекта убедительности и эмоционального воздействия на читателя. Они помогают выразить мысли и чувства героев, подчеркнуть значимость определенных идей и усилить литературный образ. Риторические приемы могут быть использованы как самостоятельный стилистический прием, так и включены в общий контекст литературного произведения для усиления эффекта.
Какие выводы можно сделать на основе анализа риторических приемов в романе "Преступление и наказание"?
Анализ риторических приемов в романе "Преступление и наказание" позволяет сделать вывод о том, что они являются неотъемлемой частью диалогов героев. Эти приемы использованы для создания эффекта убедительности и эмоционального воздействия на читателя. Они помогают выразить важные идеи и подчеркнуть особенности характеров героев, добавляя яркости и выразительности в текст.
Какие риторические приемы использовал Ф.М. Достоевский в диалогах героев своего романа "Преступление и наказание"?
Ф.М. Достоевский использовал в диалогах героев своего романа "Преступление и наказание" различные риторические приемы, такие как: сравнения, вопросительные фразы, эмоциональные выражения, повторы и противопоставления. Они помогают создать напряжение и передать эмоциональное состояние персонажей, а также акцентировать внимание на определенных моментах диалогов.
Какова роль риторических приемов в диалогах героев Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание"?
Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание" не только создают эмоциональную атмосферу и передают внутренний мир персонажей, но и помогают передать основные идеи и темы произведения. Они выступают важным инструментом для автора в процессе развития сюжета и характера героев, а также воздействия на читателя.
Какие выводы можно сделать на основании анализа риторических приемов в диалогах героев Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание"?
Анализ риторических приемов в диалогах героев Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание" позволяет сделать вывод о высоком мастерстве автора и его умении создавать эмоционально насыщенные и многогранные диалоги. Риторические приемы активно используются для передачи внутреннего мира героев, создания конфликта и подчеркивания ключевых моментов в развитии сюжета. Они являются важной составляющей стиля и композиции произведения.