Развитие психических функций (от 3-х до 6-ти лет)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 18 18 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 16.05.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте 4
2. Развитие психических функций у детей 3 лет 11
3. Развитие психических функций у детей 4-5 лет 13
4. Развитие психических функций у детей 6 лет 15
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Для развития этого навыка и усиления способностей ребенка к произвольному управлению своим вниманием, рекомендовано озвучивать собственные действия во время выполнения упражнений, а также больше рассуждать вслух.Между 4 и 5 годами начинается формирование произвольной памяти. Сознательное запоминание и припоминание проявляется эпизодами. Более сложный для запоминания материал дети могут воспроизводить в игровой деятельности. Например, если дать ребенку список названий овощей и предложить его запомнить, это будет вызывать у него сложности. Если же превратить задание в игру – ребенок должен продать овощи в магазине, то он быстро сможет воспроизвести предлагаемый список названий. Произвольное запоминание и припоминание становятся легче, если ребенку понятна и эмоционально близка мотивация таких действий. Например, запомнить игрушки, которые нужны для игры, выучить стихотворение и пр.В это возрасте у детей формируется образное мышление. Дети научаются использованию простых схематизированных изображений для решения несложного перечня задач – прохождения лабиринтов, построения чего-то в соответствии со схемой и пр. Развивается предвосхищение – дети могут понять, что может произойти в результате взаимодействия тех или иных объектов, на основании их пространственного расположения. При этом они затрудняются в занимании позиции другого наблюдателя и мысленном совершении преобразования образа. В этом же возрасте проявляются известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины.Продолжается активное развитие воображения. Дети в этом возрасте начинают активно фантазировать, выдумывать различные истории, могут придумать небольшую сказку на заданную тему. В этом же возрасте идет формирование оригинальности и произвольности.Также у детей улучшает произношение звуков и дикция в целом. Дети начинают активно использовать речь, обучаются имитации голосов животных, могут выделить интонацию и речь определенных персонажей. Развивается грамматика слов. Речь детей при взаимодействии между собой – ситуативная, а при общении со взрослыми – внеситуативная.4. Развитие психических функций у детей 6 летВ возрасте 6 лет психические функции у детей формируются в процессе обучения, а также при совместной деятельности детей и взрослых.Обучение и деятельности неразрывно связаны друг с другом, они превращаются в основной источник развития детской психики.Изменения в становлении психических функций и детской личности, которые протекают на каждом из возрастных этапов, обусловлены ведущим типом деятельности.В период дошкольного возраста завершается долгие и сложный процесс овладения ребенком речью. Язык для ребенка превращается в действительно родной. Активно развивается звуковая сторона речи, ребенок перестает узнавать слова, которые произнесены неправильно, он слышит и говорит правильно. В конце дошкольного возраста завершается и процесс фонематического развития.Расширяет активный словарный запас.Идет развитие грамматического строя речи. Дети усваивают строение слова и построение фраз. Ребенок правильно улавливает значение взрослых слов, хотя и достаточно своеобразно их использует. Детская способность самостоятельного словообразования называется словотворчество [6].Дети усваивают грамматические формы языка, приобретают словарный запас, что позволяет ему осуществить переход к контекстной речи. Дети уже умеют пересказывать рассказ или сказку, описывать картинки, передавать свои впечатления об увиденном.Сложный и продолжительный процесс овладения речью завершается. К возрасту 6 лет язык превращается в средство общения и мышления, а также сознательного изучения, так как начинается подготовка ребенка к школе, то есть первое настоящее обучение письму и чтению.Развивается также и грамматический строй речи, ребенок усваивает закономерности морфологического, то есть строение слова, и синтаксического – построение фразы, порядка.Дети дошкольного возраста овладевают всеми формами устной речи, характерными для взрослых. Появляются первые развернутые сообщения – монологи и рассказы. В общении с ровесниками идет развитие диалогической речи, которая содержит указания, оценки, согласование правил игровых действий и пр. В общении со взрослыми дети уже могут задавать сложные вопросы на разные темы, при этом рассуждая и думая вслух [7].Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначальный эффективный характер, эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяется произвольное действие - наблюдение, рассмотрение, поиск. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояние, связи или действия с ними – видит и понимает реальные отношения между ними [5].Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений.В дошкольном возрасте, в благоприятных условиях, когда ребенок решает понятную, интересную задачу, и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.В шесть лет дети способны произвольному запоминанию, умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала. Значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения.ЗаключениеЦелью нашей работы было изучение особенностей развития психических функций детей в возрасте от 3 до 6 лет.Высшие пс1ихические функции - это сложные психические процессы, которые форми1руются приж1изненно, имеют социаль1ное происхождение, опосредова1ны по своему психо1логическому строе1нию и о1бладают произвольным характе1ром осуществ1ления.В отечественной психологии и педагогике период от 3 до 6 лет считается наиболее продуктивным в плане усвоения дошкольником социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.   У детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) активно развивается речь: её звуковая сторона, растёт словарный запас, развивается грамматический строй, осваиваются ребёнком все формы устной речи, присущие взрослым. Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти, начинает формироваться произвольная память. Восприятие утрачивает первоначальный аффективный характер и становится многоплановым. Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесному.Этот период особо важен для развития психических функций детей, поэтому родители должны сделать всё возможное для создания благоприятных условий для развития ребёнка.Таким образом, цель, заявленная в работе, достигнута, а задачи решены в ходе изучения теоретических основ темы.Список литературы1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания  / Б.Г. Ананьев. - М.: Мысль, 2015. – 282 с.2. Вундт, В. Память и внимание  / В. Вундт. - М.: Просвещение, 2014. – 372 с.3. Вунд, В. Сознание и внимание  / В. Вундт. - М.: Просвещение, 2011. – 172 с.4. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2003. - 512 с.5. Дормашев, В.Я., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания.  - М., 2018. - 118 с.6. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2014. – 511 с.7. Общая психология /  Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2014. – 540 с.8.  Карандашев, Ю.Н. Диагностика нервно-психического развития в раннем детстве: Учебное пособие  / Ю.Н. Карандашев, Ю.А. Ховер. – Минск.: Карандашев, 2003. – 304 с.9. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 117-118.10. Современный словарь по психологии / Под ред. В.В. Юрчука. – Минск: «Элайда», 2000. – 704 с.

Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Мысль, 2015. – 282 с.
2. Вундт, В. Память и внимание / В. Вундт. - М.: Просвещение, 2014. – 372 с.
3. Вунд, В. Сознание и внимание / В. Вундт. - М.: Просвещение, 2011. – 172 с.
4. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2003. - 512 с.
5. Дормашев, В.Я., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания. - М., 2018. - 118 с.
6. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2014. – 511 с.
7. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2014. – 540 с.
8. Карандашев, Ю.Н. Диагностика нервно-психического развития в раннем детстве: Учебное пособие / Ю.Н. Карандашев, Ю.А. Ховер. – Минск.: Карандашев, 2003. – 304 с.
9. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 117-118.
10. Современный словарь по психологии / Под ред. В.В. Юрчука. – Минск: «Элайда», 2000. – 704 с.

Вопрос-ответ:

Какие психические функции развиваются у детей от 3 до 6 лет?

У детей в этом возрасте развиваются такие психические функции, как внимание, память, мышление, речь, воображение, эмоциональная сфера и моторные навыки.

Что можно сделать для развития способностей ребенка к произвольному управлению своим вниманием в дошкольном возрасте?

Для развития способностей ребенка к произвольному управлению своим вниманием рекомендуется озвучивать собственные действия во время выполнения упражнений и больше рассуждать с ребенком.

Какие психические функции развиваются у детей 4-5 лет?

У детей 4-5 лет развиваются такие психические функции, как самостоятельное мышление, целеполагание, сенсорная интеграция, коммуникативные навыки и самоконтроль.

Как влияет развитие психических функций на личность ребенка в дошкольном возрасте?

Развитие психических функций в дошкольном возрасте влияет на формирование личности ребенка, способствуя развитию самостоятельности, социализации, эмоциональной стабильности и активности.

Какие изменения происходят в психических функциях у детей 6 лет?

У детей 6 лет происходит развитие мышления, абстрактного мышления, логического мышления, речи и социального поведения. Они начинают усваивать азбуку, осваивать письмо и читать простые тексты.

Какие психические функции развиваются у детей от 3 до 6 лет?

В возрасте от 3 до 6 лет дети активно развивают свои психические функции, такие как внимание, память, мышление, воображение, речь и эмоциональная сфера.

Какие изменения происходят в психических функциях ребенка в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте происходит значительное развитие психических функций ребенка. Внимание становится более устойчивым и сосредоточенным, память улучшается, осваивается мышление, развивается речь, а также формируется эмоциональная сфера.

Что такое произвольное управление вниманием и как его развить у ребенка?

Произвольное управление вниманием - это способность ребенка контролировать и направлять свое внимание на определенные объекты или задачи. Для развития этой способности рекомендуется озвучивать собственные действия во время выполнения упражнений и больше рассуждать с ребенком.

Какие психические функции развиваются у детей в возрасте 4-5 лет?

В возрасте 4-5 лет дети продолжают развивать свое внимание, память, мышление, речь и эмоциональную сферу. Они становятся более самостоятельными и критическими, улучшается их способность к обобщению и анализу информации.