Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в регулировании социально-экономического развития.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 23.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Характеристика государственного бюджета 4
1.1 Государственный бюджет и его структура 4
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета 8
Глава 2. Анализ государственного бюджета в социально экономическом развитии России 12
2.1 Механизм социально-экономического регулирования государственного бюджета 12
2.2 Стабилизация уровня бюджетных фондов 17
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 1 27
Приложение 2 28
Приложение 3 29
Приложение 4 30
Участие и социальная адаптация людей с ограниченными возможностями в российской системе занятости, которая улучшает меры поддержки этих слоев населения, со стороны государства может не только улучшить материальное положение и самосознание людей с ограниченными возможностями, но также вносят важный вклад в решение проблем нехватки рабочей силы.Также следует отметить разницу в методах реабилитации инвалидов от рождения и людей с ограниченными возможностями от рождения; зрелость и наличие рабочего стажа. Если первое, помимо медицинской помощи для интеграции в общество, требует полной социальной адаптации, то второе, чтобы вести активный образ жизни, требует в первую очередь профессиональной подготовки и психологической помощи.Необходимы коренные изменения для интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Кроме того, эти изменения должны быть комплексными и охватывать весь спектр проблем данной категории граждан, начиная с возможности возникновения. «Получить достойное образование в создании специальной инфраструктуры во всех сферах общественной жизни. Обеспечить Методологическое единство региональных и федеральных прогнозов, при построении сценариев социально-экономического развития Курской области необходимо опираться на среднесрочные и долгосрочные прогнозы роста экономики России.его развитие (таблица 5) (приложение 4).В прогнозном периоде можно выделить три основных периода или фазы развития. Предлагаются следующие сценарии развития Курской области:- первый (базовый) сценарий инерционного развития, реализуемый на практике и связанный с поддержанием темпов роста, конкурентоспособности и эффективности экономики, не предполагает новых масштабных региональных проектов или стратегий. Этот сценарий усиливает ориентацию сырьевых ресурсов в региональной экономике (стабилизация добычи ресурсов из-за инфраструктурных ограничений).- второй (целевой) - прорывной инновационный сценарий, включающий три стратегических направления развития:- ресурсный регион;- индустриально-инновационный центр;- возвращение агропромышленного статуса.Инновационно-прорывной сценарий по приоритетному направлению «ресурсный регион» реализуется на макроуровне реализации целевого сценария развития, но возможен и инерционный сценарий на уровне Федерации со стороны России. При этом инновационная и инвестиционная активность хозяйствующих субъектов достаточно высока, а поддержка региональных и федеральных властей ограничена. Доля промышленности в ВРП увеличивается за счет основных отраслей - электроэнергетики и черной металлургии.Ожидается, что инвестиционная деятельность будет сосредоточена на разработке новых месторождений полезных ископаемых, а также создании перерабатывающих предприятий для их переработки на месте. Внедрение инновационных технологий позволит увеличить добычу и переработку полезных ископаемых, создав в регионе энергоемкие производства.Рост инвестиций в основной капитал будет выше, чем в настоящее время, и потребуются дополнительные инвестиции для разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых и улучшения существующего производства.Предполагается, что в горнодобывающем и перерабатывающем секторе наблюдается высокая активность иностранных инвесторов. Денежные доходы населения будут расти быстрее, чем в предыдущем сценарии. Рост экспорта объясняется изучением рынков стали и электроэнергии на иностранные рынки. Импорт продукции будет постепенно сокращаться после резкого увеличения из-за вступления России в ВТО.В приоритетном направлении «индустриально-инновационный регион» можно взять курс на превращение Курской области в регион-локомотив инновационного центра центрального инвестиционного фонда. Сценарий может быть реализован только при активном целевом развитии Российской Федерации, что требует активного участия региональных властей и федерального центра. Это важно для формирования конкурентоспособных кластеров, а также для привлечения инвесторов в регион. Учитывая, что формирование кластеров и реализация инвестиционных проектов в производственной сфере требует много времени и больших вложений, такой вариант инновационного сценария не может привести к мгновенному росту ВВП, но для тщательной работы потребуется много времени.чтобы получить результат. Промышленные инновации должны стать основным источником дохода для региона. Доля доходов от науки и научных услуг в структуре ВРП резко растет.Таким образом, государственный бюджет является регулятором экономики, отражающим объем финансовых ресурсов, необходимых государству, определяет конкретные направления использования средств, направляет финансовую деятельность государства. Бюджет влияет на социально-экономические процессы, формируя фискальную политику и используя бюджетный механизм. Основными проблемами экономического и социального развития являются оптимизация структуры доходов населения, реформирование социальной сферы, сокращение бедности, негативная структура экономики и низкий уровень конкурентоспособности национальных предприятий, а также значительные расходы государственного бюджета и целевых фондов, финансирование социальных программ. В связи с этим целью государственной фискальной политики является создание новой модели социально-экономического развития.ЗаключениеТаким образом, бюджет любой страны отражает важные экономические, социальные и политические вопросы жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Бюджет отражает масштаб деятельности правительства, но ограничивает его. Если, с одной стороны, это средства, которые предоставляются государству и определяют его финансовый потенциал, с другой стороны, бюджет концентрирует средства для общественного пользования, не являются собственностью, а доступны государственным органам.В рыночной экономике бюджет играет роль особого регулятора социально-экономических процессов, происходящих в государстве. Государственный бюджет является основным методом и инструментом государственного финансового регулирования. Он предусматривает распределение и перераспределение ВВП между регионами государства, социальными слоями населения, секторами экономики в соответствии со стратегией экономического развития, финансовой политикой и потребностями рыночного механизма.В кризисных ситуациях рыночный механизм менее эффективен, поэтому государство должно больше вмешиваться в процесс перераспределения финансов. Именно с помощью этого государственного бюджета определяется размер платежей в бюджет, размер бюджетного финансирования; подсчитываются финансовые ресурсы, которые перераспределяются между разными типами бюджетов.Благодаря бюджету, соответствующему Конституции, государство может сосредоточить свои финансовые ресурсы на важных областях экономического и социального развития.Список использованной литературыНормативные правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Статья 7//Консультант Плюс-http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/2. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)//Консультант Плюс - http://www.consultant.ruНаучная литература3. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система в 2 томах. / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – М.: Юрайт, 2016. - 363 c.- https://fictionbook.ru/author/mstislav_platonovich_afanasev/byudjet_4. Быкова, Н. Н. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. = 2014. - №14. - С. 141-146.-https://moluch.ru/archive/73/12473/5. Волкова, А.А. Проблемы формирования бюджетов на муниципальном уровне / А.А. Волкова // Научный альманах. 2017. № 5-1 (31). С. 64-66. - https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-byudzhetov6. Галухин, А. В. Устойчивость бюджетной системы региона: проблемы и пути их решения /А. В. Галухин//Известия высших учебных заведений. - 2019. -№ 2. -С. 41-49. - https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivost-byudzhetnoy7. Дементьев, Д.В. Бюджетная система РФ./ Д.В. Дементьев. - М.: КноРус, 2016. - 280 c.- https://search.rsl.ru/ru/record/010086288488. Дмитриева, И.Е. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов экономических вузов / И.Е. Дмитриева, Н.А. Биндасова. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 154 c. - http://www.iprbookshop.ru/49905.html9. Золотарева, Г.И. Бюджетная система РФ. / Г.И. Золотарева.- М.: КноРус, 2016. - 176 c. - https://search.rsl.ru/ru/record/0200001268610. Кыштымова, Е.А. Анализ и планирование финансовых результатов/Сборник статей Международной научно-практической конференции в 3-х частях. -2017. -С. 169-172. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=2808662811. Левдонский, А.А. Бюджетные риски и устойчивость Федерального бюджета/ Экономика, предпринимательство и право. 2018. Т. 6. № 2. С. 175-184. - https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnye-riski-i-ustoychivost12. Фомина, Е.А. Риск-анализ территориальных бюджетов: монография. Уфа: БАГСУ, 2015. 231 с. - https://search.rsl.ru/ru/record/01007871841Электронные ресурсы13. Доходы и расходы государственного бюджета. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dohody-i-rashody-gosudarstvennogo-byudzheta (дата обращения 16.04.2021)14. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstvennogo-byudzheta-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-rossii (дата обращения 16.04.2021)15. Официальная Курская область. Сервер органов власти Курской области. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//rkursk.ru/ (дата обращения 16.04.2021)Приложение 1Таблица 1Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010–2030 гг., %ПоказателиВариан- ты20102011- 20152012- 20182016- 20202021- 20252026- 20302011- 2030Валовой внутренний продукт, %InnEn4,34,1 3,84,43,64,83,64,43,44.33,34,43.6Промышленность, %InnEn8,23,93,63,83,34,03,44,13,33,83,14,03,4Инвестиции в основной капитал, %InnEn6,07,36,57,26,17,05,96,04,65,34,36,43,3Реальная заработная плата, %InnEn5,25,75,15,94,85,64,34,94,24,73,75,24,3Оборот розничной торговли, %InnEn6,45,95,55,24,44,73,84,43,64,23,64,84,1Экспорт – всего (на конец периода), млрд долл. СШАInnEn400581580706680805752110595215241178Импорт – всего (на конец периода), млрд долл. СШАInnEn24948548458956867263992681412891033Источник [2]Таблица 2 Основные параметры бюджетной системы по инновационному сценарию, % к ВВППоказатели2011201520202030Доходы38,237,336,835,3Нефтегазовые10,38,27,75,3Ненефтегазовые27,929,029,130,0Расходы36,638,737,836,4Профицит (+) / Дефицит(-)1,6-1,5-1,0-1,1Ненефтегазовый дефицит-8,8-9,7-8,7-6,4Источник [12,с.116]Приложение 2Рисунок 1 - Динамика параметров бюджетной системы по инновационному сценарию, % ВВПИсточник [14]Рисунок 2 - Объем расходов бюджетной системы по инновационному сценарию, % ВВПИсточник [2]Приложение 3Таблица 3 Расходы бюджетной системы по инновационному сценарию, в % к ВВППоказатели2011201520202030Расходы, всего36,638,637,836,4Расходы на экономику5,14,75,37,0Расходы на образование4,14,35,25,3Расходы на здравоохранение3,54,54,75,1Расходы на оборону и безопасность5,67,26,23,8Расходы на социальное и пенсионное обеспечение11,912,711,511,4Прочие расходы6,45,24,83,6Источник [2]Таблица 4 Балансы бюджетов разного уровня (% ВВП)Показатели2011201520202030БалансРасширенный1,5%1,0%0,3% --0,2%Консолидированный0,1%-0,9%-2,0%-2,9%Федеральный0,5%-0,4%-1,4% --2,2%Ненефтегазовый балансРасширенный-5,1%-3,9%-3,3%-3,3%Консолидированный-6,5%-5,8%-5,6%-6,0%Федеральный-6,1%-5,3%-5,0%-5,3%Источник [14]Рисунок 3 - Прогноз параметров расширенного бюджета, % ВВПИсточник [14]Приложение 4Таблица 5 Расходы бюджетной системы по инновационному сценарию, в % к ВВППоказателиВариант прогноза*2004 год2005 годПрогноз (среднегодовой темп роста)2006-20082009-20102011-20152016-2020Индекс промышленного производства12107,5105,5104,6106,1105,4109,7105,2108,3105,2108,7Индекс физического объема продукции сельского хозяйства12106,3101,1102,8104,1103,0105,2103,0106,2103,0108,4Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство»12112,1105,3102,1104,0104,5109,5105,4110,4107,0111,8Индекс физического объема оборота розничной и оптовой торговли12110,2116,8115,3116,0110,5114,0110,0112,0109,0110,0Индекс физического объема транспорта и связи12105,6109,0107,6109,5107,0110,0107,8111,0109,0112,0* 1-й вариант – инерционный; 2-й вариант – инновационно-прорывной.Источник [15]
2. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)//Консультант Плюс - http://www.consultant.ru
Научная литература
3. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система в 2 томах. / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – М.: Юрайт, 2016. - 363 c.- https://fictionbook.ru/author/mstislav_platonovich_afanasev/byudjet_
4. Быкова, Н. Н. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. = 2014. - №14. - С. 141-146.- https://moluch.ru/archive/73/12473/
5. Волкова, А.А. Проблемы формирования бюджетов на муниципальном уровне / А.А. Волкова // Научный альманах. 2017. № 5-1 (31). С. 64-66. - https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-byudzhetov
6. Галухин, А. В. Устойчивость бюджетной системы региона: проблемы и пути их решения /А. В. Галухин//Известия высших учебных заведений. - 2019. -№ 2. -С. 41-49. - https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivost-byudzhetnoy
7. Дементьев, Д.В. Бюджетная система РФ./ Д.В. Дементьев. - М.: КноРус, 2016. - 280 c.- https://search.rsl.ru/ru/record/01008628848
8. Дмитриева, И.Е. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов экономических вузов / И.Е. Дмитриева, Н.А. Биндасова. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 154 c. - http://www.iprbookshop.ru/49905.html
9. Золотарева, Г.И. Бюджетная система РФ. / Г.И. Золотарева.- М.: КноРус, 2016. - 176 c. - https://search.rsl.ru/ru/record/02000012686
10. Кыштымова, Е.А. Анализ и планирование финансовых результатов/Сборник статей Международной научно-практической конференции в 3-х частях. -2017. - С. 169-172. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28086628
11. Левдонский, А.А. Бюджетные риски и устойчивость Федерального бюджета/ Экономика, предпринимательство и право. 2018. Т. 6. № 2. С. 175-184. - https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnye-riski-i-ustoychivost
12. Фомина, Е.А. Риск-анализ территориальных бюджетов: монография. Уфа: БАГСУ, 2015. 231 с. - https://search.rsl.ru/ru/record/01007871841
Электронные ресурсы
13. Доходы и расходы государственного бюджета. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dohody-i-rashody-gosudarstvennogo-byudzheta (дата обращения 16.04.2021)
14. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstvennogo-byudzheta-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-rossii (дата обращения 16.04.2021)
15. Официальная Курская область. Сервер органов власти Курской области. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//rkursk.ru/ (дата обращения 16.04.2021)
Вопрос-ответ:
Какова структура государственного бюджета?
Государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета включают налоги, сборы, штрафы, доходы от собственности и другие источники. Расходы бюджета направляются на финансирование различных программ и проектов, включая социальные выплаты, инфраструктурные проекты, оборону и другие сферы деятельности государства.
Какая роль государственного бюджета в регулировании социально-экономического развития?
Государственный бюджет играет важную роль в регулировании социально-экономического развития. Путем правильного распределения доходов и расходов бюджет может способствовать поддержанию стабильности экономики, финансированию социальных программ и развитию инфраструктуры. Государство может также использовать бюджетные механизмы для реализации своих экономических и социальных стратегий.
Каков механизм социально-экономического регулирования государственного бюджета?
Механизм социально-экономического регулирования государственного бюджета включает в себя такие инструменты, как налогообложение, контроль за расходами, финансирование социальных программ и проектов, а также разработку и реализацию экономических стратегий и планов. Целью этого механизма является достижение стабильности экономики, обеспечение социальной защиты населения и обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны.
Каким образом осуществляется стабилизация уровня бюджетных фондов?
Стабилизация уровня бюджетных фондов осуществляется путем принятия мер по увеличению доходов и сокращению расходов государственного бюджета. К таким мерам могут относиться повышение налоговых ставок, улучшение налогового администрирования, борьба с коррупцией, оптимизация государственных программ и проектов, а также привлечение внешних источников финансирования.
Какова роль государственного бюджета в регулировании социально-экономического развития?
Государственный бюджет играет неотъемлемую роль в регулировании социально-экономического развития. Он обеспечивает финансовую основу для реализации государственных программ и социальных проектов, а также обеспечивает стабильность экономики через распределение доходов и ресурсов.
Какие доходы и расходы входят в структуру государственного бюджета?
В структуру государственного бюджета входят различные виды доходов и расходов. Доходы могут состоять из налогов, акцизов, поступлений от продажи государственного имущества, займов и т.д. Расходы включают выплаты по социальной защите, финансирование государственных программ, содержание и развитие инфраструктуры, оборону и безопасность, а также выплаты процентов по государственным долгам.
Как происходит социально-экономическое регулирование государственного бюджета?
Социально-экономическое регулирование государственного бюджета осуществляется через механизмы фискальной политики. Это может включать изменение налоговых ставок, введение новых налоговых инструментов, увеличение или сокращение расходов на определенные секторы экономики, а также проведение стабилизационных мероприятий для смягчения колебаний в экономике.
Каким образом осуществляется стабилизация уровня бюджетных фондов?
Стабилизацию уровня бюджетных фондов можно достичь различными способами. Во-первых, это может быть достигнуто через эффективное планирование доходов и расходов, чтобы избежать дефицита или излишков. Во-вторых, проведение антикризисных мероприятий и резервного фонда может помочь справиться с экономическими трудностями и сохранить финансовую устойчивость. Наконец, государство также может использовать финансовые инструменты, такие как займы или выпуск государственных облигаций.