Технологии коммуникации в лирике 1970-1980 годов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 20 20 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.05.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования …………….…5
1.1. Художественный текст как объект литературоведческого анализа……...5
1.2. «Литературный тип» и «художественный образ» как основные понятия литературоведения …………..………………………………………………..…10
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования ………………14
2.1 Особенности развития технологий коммуникации в лирике Андрея Вознесенского ………………………………………………………………….14
2.2. Ключевые аспекты реализации технологий коммуникации в поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, В. Высоцкого и Б. Окуджавы …………….16
Заключение………………………………………………………………….……19
Список использованной литературы…………………………………………....21
Приложение 1. …………………………………………………………………...23

Фрагмент для ознакомления

Однако следует отметить тот факт, что А. Вознесенский (во многом по причине своего весьма уже солидного возраста к 1970-1980-м гг.) не примыкает к последователям новых тенденций, в результате которых синтез возможностей коммуникационных технологий и словесного творчества дают новый толчок для развития. Лирика А. Вознесенского во многом напоминает внешнюю форму стихотворений В.В. Маяковского, а Е. Таран так отзывается об отношении Вознесенского к футуризму: «Вознесенский – это кентавр. Это Маяковский, это Пастернак, это Николай Асеев и Леонид Мартынов. Словом, все те, кто исповедовал просодию русского футуризма» [Таран, 2013].Среди лириков, которые были наделены в восприятии А. Вознесенского особым архитектурным мышлением, особое место следует отвести, несомненно,В.В. Маяковскому. Связь А. Вознесенского с В. Маяковским прослеживается довольно четко – это проявляется на уровне соответствий у поэтов романтического идеала художника-бунтаря и строителя нового мира: «Вам Маяковский что-то должен. Я отдаю. Вы извините – он не дожил.Определяет жизнь моюплатить за Лермонтова, Лорку по нескончаемому долгу» («Записка Е. Яницкой, бывшей машинистке Маяковского», 1963) [Вознесенский, 2012:50].В связи с этим целесообразно говорить о том, что введенный Вознесенским термин «видеомы» является своего рода продолжением традиций русского футуризма, в частности художественной манеры В. Маяковского.Авангардный эксперимент Вознесенского выходит за границы стихотворчества: он воспринимал мир «архитектурно», словно постоянно перестраивающуюся конструкцию. 2.2. Ключевые аспекты реализации технологий коммуникации в поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, В. Высоцкого и Б. ОкуджавыПоэты «шестидесятники», к которым принадлежит Е.А. Евтушенко, во многом продолжают традицию А. Вознесенского использовать в своем поэтическом творчестве разнообразные коммуникационные технологии. К наиболее частотным следует отнести следующие: создание видеорядов с зачитыванием самим Е. Евтушенко своих стихотворений, запись целых концертов-поэтических вечеров Е. Евтушенко, участие поэта в самых разнообразных телевизионных передачах, в рамках которых декламировались стихотворения самим поэтом. Следует отметить, что многие стихотворные тексты Евгения Евтушенко стали основой для таких музыкальных произведений, как:- «Хотят ли русские войны», - «Вальс о вальсе», - «Бежит река, в тумане тает…»[Хорина, 2011:82].Примечательно поэтическое творчество Р.И. Рождественского в период 1970-1980-х гг. Поэзия Роберта Ивановича отличается напевностью и подлинной лиричностью. Связь лирики поэта с технологиями коммуникации также четко прослеживается на примере фильма «Судьба» (1977), для которого Рождественским был написан слова к песне «Эхо любви», которую в фильме исполнила Анна Герман. Интересна предыстория создания песни: Роберт Рождественский лично интересовался сюжетом и сценарием к фильму, а также тесно общался с актером, сыгравшим главную роль в картине, Евгением Матвеевым. Вслед за поэтом-«шестидесятником», Б.Ш. Окуджавой, В.С. Высоцкий, известен тем, что активно совмещал поэзию и актерство. Являясь публичной личностью, его стихотворения и песни сыграли большое значение для формирования собственного творческого стиля. Высоцкий практически всегда соединяет в своем творчестве две такие важные категории, как чувственность и сюжетность. Его лирика сюжетна и наполнена чувствами, которые рождаются у поэта в результате его столкновения с действительностью: чем старше Высоцкий, тем глубже его лирика.Поэзия В. Высоцкого проявилась в синтезе с коммуникационными технологиями – его стихотворения, песни под гитару, емкие высказывания, которые впоследствии стали афоризмами («красивых любят чаще и прилежней», «…не знаю, как другие, а я верю, / Верю в друзей…» и т.д.) были запечатлены в различного рода видеоклипах, телевизионных концертах, передачах-интервью и др. Следует отметить, что особую роль в совершенствовании синтеза поэзии с новыми коммуникационными технологиями сыграли съемки В. Высоцкого в разнообразных кинофильмах, в которых он читал свои стихотворения и пел песни под гитару («Опасные гастроли», «Место встречи изменить нельзя» и др.).Интересным является тот факт, чтоВысоцкий писал письма в официальные инстанции для первых лицгосударства, а именно в ЦК КПСС, Л.И. Брежневу, П.Н. Демичеву. Из писем в отдел культуры ЦК было ясно, что поэтжаждал официального признания его как поэта, стремилсязаконно выступать на различных эстрадных площадках страны, но в этом ему всегда отказывали. Однако, следует отметить, что подобный запрет напесни Высоцкого только сильнее подогревал интерес к фигуре поэта-певца. ЗаключениеРассмотрев в настоящей курсовой работе такой перспективный вопрос современного отечественного литературоведения, как специфика функционирования категории двоемирия в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», мы пришли к следующим выводам и заключениям. В первой теоретической главе настоящего исследования«Теоретический экскурс в проблему исследования» мы выявили, что для подробного изучения любого текста художественной литературы необходимо обращаться к литературоведческому анализу.Литературоведческий анализ подразумевает детальное исследование содержание произведения на всех его уровнях, а подробный анализ и интерпретация сюжета произведения помогут понять авторский замысел и специфические особенности мировосприятия писателя. Художественное произведение – это всегда отражение той реальности, в которой творил художник слова. Литературный текст является отражением не столько эпохи, в которую жил писатель, сколько отражением мировосприятия самого автора, на которого оказала эта эпоха немалое влияние. Рассмотрев в практической главе курсовой работы«Практический экскурс в проблему исследования» основные вопросы, посвященные характеристике реализаций технологий коммуникации в творчестве поэтов 1970-1980-х гг., мы пришли к выводу, что поэты-«шестидесятники» к концу ХХ века стараются осваивать новый для себя мир новых технологий, посредством которых возможно соединение поэзии с коммуникационными технологиями. Такой синтез несет за собой только положительную динамику – стихотворения любимых поэтов теперь можно не просто слушать, но визуально изучать. Декламация стихов самими авторами позволяет читателю еще глубже проникнуть в их идейный замысел, ощутить всю палитру чувств, которую «вдохнул» в свои произведения поэт.Список использованной литературы:Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов // Тип литературный. – М., 1974. – С.413-414.Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1975. – С.159-160.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С.204-205.Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623.Вознесенский А.А. Полное собрание стихотворений и поэм в одном томе. – М.: Изд-во «Альфа-книга», 2012. – 1223 с.Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – С.234.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – С.22-24.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и преп. филол. фак., учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С.147.Марченко А. Ностальгия по-настоящему (Заметки о поэтике А. Вознесенского) // Вопросы литературы. – 2020. – № 13. – С. 66–94.Михалькова С.М. В. Маяковский и А. Вознесенский: от «поэта-моста» к «поэту-аэропорту» // Литературоведение / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – №5. – 2016. – С. 140–144.Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – С.23-396.Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – 286 с.Хорина О.Н. Евгений Евтушенко. Особенности поэтического мировоззрения / О.Н. Хорина // Рольличности в истории: реальность и проблемы изучения: науч. сб. (по материалам 1-й Международнойнаучно-практической Интернет-конференции) / Под ред. В. Н. Сидорцова [и др.]. – Минск: БГУ, 2011. – С. 81–84.Электронные источники:15. Таран Е. Кентавр стиха. Вспоминая Андрея Вознесенского // НГ EX LIBRIS: сайт / 26.09.2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2013-09-26/3_kentavr.html(дата обращения: 15.04.2021).Приложение 1.

Список использованной литературы:

1. Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов // Тип литературный. – М., 1974. – С.413-414.
2. Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.
3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1975. – С.159-160.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С.204-205.
5. Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623.
6. Вознесенский А.А. Полное собрание стихотворений и поэм в одном томе. – М.: Изд-во «Альфа-книга», 2012. – 1223 с.
7. Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – С.234.
8. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – С.22-24.
9. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и преп. филол. фак., учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С.147.
10. Марченко А. Ностальгия по-настоящему (Заметки о поэтике А. Вознесенского) // Вопросы литературы. – 2020. – № 13. – С. 66–94.
11. Михалькова С.М. В. Маяковский и А. Вознесенский: от «поэта-моста» к «поэту-аэропорту» // Литературоведение / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – №5. – 2016. – С. 140–144.
12. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – С.23-396.
13. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – 286 с.
14. Хорина О.Н. Евгений Евтушенко. Особенности поэтического мировоззрения / О.Н. Хорина // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения: науч. сб. (по материалам 1-й Международной научно-практической Интернет-конференции) / Под ред. В. Н. Сидорцова [и др.]. – Минск: БГУ, 2011. – С. 81–84.

Электронные источники:

15. Таран Е. Кентавр стиха. Вспоминая Андрея Вознесенского // НГ EX LIBRIS: сайт / 26.09.2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2013-09-26/3_kentavr.html (дата обращения: 15.04.2021).


Вопрос-ответ:

Что такое художественный текст?

Художественный текст - это особый вид текста, созданный художественными средствами и имеющий художественную ценность. Он отличается от научно-популярного или делового текста тем, что его главная цель - передать эстетическое впечатление и вызвать эмоциональный отклик у читателя.

Что такое литературный тип?

Литературный тип - это разновидность художественной литературы, характеризующаяся определенными особенностями в форме и содержании. В литературном типе объединены произведения, имеющие общую тематику, стиль и структуру, отражающие определенное историческое или социальное явление.

Какие особенности развития технологий коммуникации можно наблюдать в лирике Андрея Вознесенского?

Андрей Вознесенский в своей лирике активно использует технологии коммуникации своего времени - радио, телевидение, газеты. Он использует образы и метафоры, связанные с массовыми средствами информации, чтобы передать свои мысли и чувства. Также в его стихах присутствуют элементы советской действительности и культуры, связанные с технологиями коммуникации.

Какой объект анализирует литературоведение?

Литературоведение анализирует художественные тексты, которые могут быть различных жанров и форм. Оно исследует структуру, стиль, тематику, символику и другие аспекты текстов, чтобы понять их особенности и значимость в литературе. Также литературоведение изучает связи между текстами и контекстом, исследует влияние литературных произведений на общество и культуру.

Что такое художественный образ?

Художественный образ - это образ, созданный художественными средствами, который имеет определенную символическую или эмоциональную значимость. Он может быть предметом, животным, олицетворением или абстрактным понятием. Художественные образы помогают передать идеи, эмоции и впечатления в произведении и вызвать определенные ассоциации у читателя.

Какие технологии коммуникации использовались в лирике 1970-1980 годов?

В лирике 1970-1980 годов использовались различные технологии коммуникации, такие как письменное общение, телефонные разговоры и личные встречи. Также в это время стали активно применяться почта, телеграф и факс для передачи сообщений между людьми.

В чем заключается значимость художественного текста для литературоведческого анализа?

Художественный текст является основным объектом литературоведческого анализа. В нем заключены творческие идеи и мысли автора, его мироощущение и художественная концепция. Анализируя текст, литературоведы исследуют структуру произведения, его языковые и художественные особенности, выявляют тематические и смысловые аспекты, а также анализируют его роль в художественной традиции и контексте времени.

Какие понятия литературоведения являются основными для понимания художественного типа и образа?

Понятия литературного типа и художественного образа являются основными для понимания и анализа художественных произведений. Литературный тип определяет основные характеристики и структуру произведения, его жанр и особенности композиции. Художественный образ, в свою очередь, представляет собой единицу художественного текста, олицетворяющую определенные идеи или эмоции и имеющую смысловую и эстетическую функцию.

Какие особенности развития технологий коммуникации можно найти в лирике Андрея Вознесенского?

В лирике Андрея Вознесенского можно обнаружить особенности развития технологий коммуникации, такие как использование телефонных разговоров и писем, а также отражение влияния почты, телеграфа и факса. Автор активно экспериментирует с языком и стилем, используя техники телефонных разговоров и писем в своих стихотворениях, чтобы передать особую атмосферу и эмоциональное состояние персонажей.

Какие технологии коммуникации использовались в лирике 1970-1980 годов?

В лирике 1970-1980 годов использовались различные технологии коммуникации, такие как письменная корреспонденция, телефония, радио и телевидение. Эти технологии играли важную роль в коммуникации автора с миром и влияли на форму и содержание стихов.

Какие понятия литературоведения используются для анализа художественных текстов?

В литературоведении для анализа художественных текстов используются такие понятия, как литературный тип и художественный образ. Литературный тип определяет особенности жанра и стиля текста, а художественный образ - это образное представление действительности, создаваемое через языковые средства.

Какие особенности развития технологий коммуникации можно наблюдать в лирике Андрея Вознесенского?

В лирике Андрея Вознесенского можно наблюдать особенности развития технологий коммуникации, такие как использование телефона и письменной корреспонденции для передачи информации и взаимодействия с другими людьми. Также в стихах автора часто фигурируют образы радио и телевидения, что свидетельствует о влиянии этих технологий на его творчество.