Предмет и сущность философии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 23 23 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 28.02.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение
1. Дофилософские формы мировоззрения и зарождение философии
2. Исторические связи философии и других наук
3. Роль философии в развитии культуры
4. Главные функции философии
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Существует два философских подхода к вопросу. Рационалистический (rationalis — разумный) и эмпирический (empeiria — опыт). Позиция рационалистов — разум является важнейшим компонентом познания, роль опыта принижена. Эмпирики в процессе познания первое место отводят опыту, эксперименту, практически отвергая способности интеллекта к абстрактному мышлению. Оппонентом рационализма выступает иррационализм (irrationalis — неразумный). Это течение в познавательных процессах делает упор на интуитивные способности субъекта, его природные инстинкты.
С познанием связана и методологическая функция философии. Однако лишь с позиции использования в нем методов, средств, приемов, принципов дающих возможность познающему субъекту получить желаемую информацию об объекте и конечный итог.
Сущность методики познания двояка. С одной стороны, субъективность, заключенная в самой природе человека и общества, с другой объективность, т. к. выбор и использование любого метода опирается на специфику данного объекта. Таким образом, методика познания объективна по содержанию, но носитель ее субъективен.
Важно понимать, что в частных науках применяются особые способы познания, в то время как философия использует один универсальный метод. Это происходит потому, что философия владеет наиболее обобщенными сведениями о действительности.
Универсальное философское знание реальности служит базисом прочих наук, специальные научные методы базируются на всеобщем методе познания, который разработан философами. Так философия и является методологией — теорией методов, используя которые наука совершает процессы познания мира.
Сфера методологии в философии — область творческих процессов. Результат познания не может быть известен заранее. На него влияет множество как объективных, так и субъективных факторов.
Важно, в какой степени диалектические методы превосходят метафизические, насколько в процессе познания применены общие и особые методы, каков удельный вес рационализма и эмпирики. Нельзя исключить также методы изучения, лежащие вне сферы науки — религиозные, мистические и пр.
Важную роль играет аксиологическая функция философии. Ее предмет — ценности явлений реальности, ставшие неотделимой составляющей жизни общества и человеческого бытия. В их числе чувство долга, благородство, добродетель и т. д. Однако ценности в природе человека соседствуют со своими антиподами — злом, корыстью, подлостью и прочими человеческими пороками.
В аксиологии — философской теории ценностей, порочные склонности людей оцениваются по-разному. С позиций субъекта (человек, группа людей, общество) ценности являются объектом потребностей и интересов, неким ориентиром в определенных ситуациях. С точки зрения ценностей можно рассматривать все аспекты бытия, Это могут быть проблемы материальные, правовые, нравственные, эстетические и т. д. Субъект может их признать, восторгаться ими, ненавидеть, преклоняться перед ними или категорически отвергать их.
У людей шкала ценностей складывается из общепринятых мнений о свободе, человеческой судьбе, о жизни и смерти, добре и зле и т. д. Комплекс этих мнений и формирует мировоззренческую, философскую позицию.
Аксиологический аспект философии несет гуманистические, воспитательные и педагогические функции. Ценности, определяющие моральный климат общества, определяют его характер и будущность. Историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что в каждом поколении «могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, но жалко, то поколение, у которого нет никаких».
В аксиологической функции философии выделяют ее критичность. В Философия подвергает критике ценности, не подпадающие по ее определения идеалов. В разных философских течениях эти определения различны. Критичность более свойственна философии социальной, ибо любое человеческое общество всегда несовершенно.
Способность объединять, синтезировать знания, полученные в результате деятельности разных наук для того, чтобы сформировать универсальное знание, не содержащее излишних деталей и подробностей, составляет интегрирующую функцию философии.
Возможность улучшить качество изучения определенной проблемы дополнив его абстрактной теорией, раздвигает горизонт исследования. Интегрирующая функция философии играет важную роль в сфере духовности, в изучении социально-политических отношений и процессов в обществе. Применение здесь философского синтеза дает возможность проникнуть в суть общественных процессов, правильно оценить объективные и субъективные факторы их развития.
В этих главных функциях философии проявляется ее роль и значение как в развитии человека и общества, так и в их изучении.










Заключение
Итак, философия занимается изучением принципов существования и развития, роли и места в нем человеческой личности и общества в целом.
Нам необходимо определить и уяснить полномочия философии, ее взаимоотношения с другими науками, ее подходы к изучению и разрешению проблем существования.
Предметом изучения философии являются качества и взаимоотношения предметов и явлений, проявляющиеся везде и повсюду.
Так, причины и следствия, форма и содержание, явление и сущность, случайность и необходимость и т. п. — все эти понятия (философские категории) отображают общие, для всего мира и во все времена, характеристики вещей и процессов.
Философия раскрывает и определяет законы всеобщего. Это те законы, которые, в отличие от законов физических, не имеют ограничений действия, не зависят от природных условий и общественных процессов. Эти законы получили название законов диалектики. Их открыла именно философия. Таким образом, предмет философии — изучение общих принципов эволюции природы, общества и познания.
В давние времена философы считали своей задачей изучение природы, и космоса. Развитие естественных наук избавило философию от этого, и главной целью философского анализа стал человек.
В эпоху Средневековья большая часть философов занимались поисками доказательств бытия божия. На определенном этапе времени предметом философии стало изучение методов и закономерностей научного познания мира, разработка и анализ такого научного языка, который не содержал бы двусмысленностей и противоречий.
История философии показывает, что взгляды на предмет философии со временем изменялись. Тема эта и сейчас является дискутабельной. Однако, несмотря на наличие множества разных философских школ, и направлений, есть возможность увидеть, что их объединяет одно понятие — всеобщее.
В нашей работе мы попытались сделать краткий обзор мнений исследователей по вопросам роли и места философии в контексте теории и практики жизни человеческого общества. Вывод состоит в том, что философия — одна из важнейших сфер общечеловеческого знания, необходимость которой не вызывает сомнений.























Литература
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.
Джеймс У., Ведение в философию. — М., 2000.
Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. — М.,1985.
Конович Л. Г., Медведева Г. И. «Философия — учебник для высших и учебных заведений. — Ростов н/Д. 1995.
Кувакин В. А. Что такое философия? — М, 1989.
Кудлай А. Л. Проблемы религии, Диалог между священником и философом. — М., 2006.
Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. — М., 2002.
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, — М., 1994.
Несмеенов Е. Е.Основы философии в вопросах и ответах. — М., 1997.
Рассел Б., Проблемы философии, — М., 2000.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
Спиркин А. Г. Основы философии (учебное пособие). — М., 1988.
Степин В. С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992.
Традиции и революции в развитии науки. — М. 1991.
Философия Учебник для ВУЗов. — М., 1995.










Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. С.137.

Философия Учебник для ВУЗов. — М., 1995. С.23.


Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах. Т. 1. — М., 1994. С.37.

Кудлай А. Л. Проблемы религии, Диалог между священником и философом. — М., 2006. С.41.

Несмеенов Е. Е.Основы философии в вопросах и ответах. — М., 1997.С.131.

Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. — М., 2002. С.152.

Степин В. С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992. С.41.

Рассел Б., Проблемы философии, — М., 2000. С.153.

Джеймс У., Ведение в философию. — М., 2000. С.87.

Традиции и революции в развитии науки. — М. 1991. С.137.

Конович Л. Г., Медведева Г. И. «Философия — учебник для высших и учебных заведений. — Ростов н/Д. 1995. С.176.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. — М.,1985. С.213.

Спиркин А. Г. Основы философии (учебное пособие). — М., 1988. С.223.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С.28.













3

Литература
1.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.
2.Джеймс У., Ведение в философию. — М., 2000.
3.Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. — М.,1985.
4.Конович Л. Г., Медведева Г. И. «Философия — учебник для высших и учебных заведений. — Ростов н/Д. 1995.
5.Кувакин В. А. Что такое философия? — М, 1989.
6.Кудлай А. Л. Проблемы религии, Диалог между священником и философом. — М., 2006.
7.Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. — М., 2002.
8.Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, — М., 1994.
9.Несмеенов Е. Е.Основы философии в вопросах и ответах. — М., 1997.
10.Рассел Б., Проблемы философии, — М., 2000.
11.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
12.Спиркин А. Г. Основы философии (учебное пособие). — М., 1988.
13.Степин В. С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992.
14.Традиции и революции в развитии науки. — М. 1991.
15.Философия Учебник для ВУЗов. — М., 1995.

Вопрос-ответ:

Каков предмет и сущность философии?

Предмет и сущность философии состоит в изучении основных вопросов бытия, познания, ценности, морали, этики и других фундаментальных категорий. Философия стремится понять сущность мира и нашу роль в нем, а также исследовать основы знания и размышлять о возможных целях и ценностях нашей жизни.

Какие были дофилософские формы мировоззрения и как они связаны с зарождением философии?

Дофилософские формы мировоззрения включали мифологию, религию и магию. В мифологии и религии люди объясняли явления природы и свою собственность с помощью божеств и мифических существ. Философия возникла как критическое рассмотрение этих форм, позволяющее лучше понять мир и нашу роль в нем.

Какие исторические связи существуют между философией и другими науками?

Философия имеет тесные связи с такими науками, как физика, биология, психология, социология и др. Философия помогает задавать фундаментальные вопросы и давать общее осмысление для конкретных научных исследований. Ответы, полученные в философии, помогают направить и интерпретировать результаты научных исследований.

Какую роль играет философия в развитии культуры?

Философия играет важную роль в развитии культуры, поскольку предлагает фундаментальные идеи и ценности, которые оказывают влияние на культурные процессы. Философия влияет на формирование мировоззрения людей, их представления о ценностях, моральных нормах и целях жизни. Она также помогает осмыслить и анализировать различные аспекты культуры, такие как искусство, литература, музыка, архитектура и т.д.

Какая связь между свободой и философией?

Философия занимается анализом и изучением понятия свободы, исследуя его природу, возможности и ограничения. Она помогает нам понять, что такое свобода, каковы ее основные аспекты и как мы можем ее достичь. Философия также предлагает различные философские идеи и концепции, которые помогают нам размышлять о свободе и принимать осознанные решения в нашей жизни.

Какова роль философии в формировании мировоззрения?

Философия играет важную роль в формировании мировоззрения, так как она помогает нам размышлять о основных вопросах жизни и смысле нашего существования. Философия предлагает различные философские школы и концепции, которые помогают нам понять мир вокруг нас, наши место в нем и наши ценности. Она помогает нам осмыслить различные аспекты жизни и принять осознанные решения, а также может служить основой для различных мировоззрений и идеологий.

Как философия связана с другими науками?

Философия имеет исторические связи с другими науками, так как она была первоначально частью единой области знания, называемой «философия». Она включает в себя такие области, как этика, логика, онтология, эпистемология и т. д., которые являются основными темами различных научных дисциплин. Философия также может взаимодействовать с другими науками, предлагая философские подходы и концепции, которые могут быть полезны в их исследованиях. Например, философия науки занимается философскими аспектами научного метода и формированием научных знаний.

Что такое философия?

Философия - это наука, занимающаяся самыми общими и фундаментальными вопросами о мире, человеке, познании, ценностях и других аспектах реальности. Она стремится развить систематическое и критическое мышление, а также предоставить объяснение и обоснование фундаментальных концепций и идей.