Роль крупных предприятий в экономике России и проблемы повышения их эффективности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 37 37 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 19.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы деятельности крупных предприятий в экономике России 7
1.1. Сущность крупных предприятий 7
1.2. Критерии определения крупных предприятий 11

2. Характеристика деятельности крупных предприятий России 14
2.1. Характеристика крупных предприятий России 14
2.2. Проблемы развития крупных предприятий 23

3. Анализ деятельности и перспективы развития крупных предприятий (на примере компании ПАО «Газпром») 27
3.1. Организационно-правовая характеристика ПАО «Газпром» 27
3.2. Настоящее состояние и перспективы развития 29

Заключение 31

Список литературы 33

Приложения 37
Фрагмент для ознакомления

У ПАО «Газпром» имеется собственная индивидуальная и сложная организационная структура. И если искать название данной структуры, то организационная структура ПАО «Газпром» - дивизиональная. Как раз дивизиональная структура является характерной для таких крупных предприятий, как ПАО «Газпром», при всем этом высший менеджмент предприятия, а именно совет директоров, внешний аудитор и ревизионная комиссия, является штабом, который отделен от иных подразделений, в каждом из которых есть отдельно взятое начальство, что тоже выступает в качестве признаков дивизиональной организационной структуры управления. Вместе с тем можно заметить, что организационная структура ПАО «Газпром» базируется на территориальном принципе. Главный офис предприятия базируется в Москве, однако предприятием также активным образом развиваются проекты на очень больших территориях – на Ямале, на арктическом шельфе России, в Сибири, на Дальнем Востоке и осуществляется деятельность на иных территориях. Территориальное деление предоставляет возможность подготовки управленческого персонала отделений непосредственным образом на месте работы. Следовательно, можно сделать уточнение, что организационная структура ПАО «Газпром» - дивизионально-территориальная. Структура управления ПАО «Газпром», как любая структура управления предприятием, имеет собственные преимущества и недостатки, они представлены в Приложении А.Одна из целей «Газпрома» – гарантировать эффективное газоснабжение потребителей Российской Федерации. Для этого следует иметь транспортировочные узлы и станции согласно всей территории Российской Федерации. Соответственно совершается географическое дивизиональное разделение, что может осуществляться только при дивизиональной территориальной организационной структуре управления.Еще одна цель компании – это диверсификация видов работы. Для поглощения и слияния с компаниями, которые производят различную продукцию и услуги в нефтегазовой отрасли, «Газпрому» необходимо дивизиональное распределение по функциям, что также характерно для дивизиональной организационной структуры управления. Одним из положений стратегии ПАО «Газпром» является разработка новых месторождений, что позволит компании укрепить и увеличить свою долю на мировом рынке. Залежи нефти и газа находятся в различных регионах Российской Федерации, для их добычи необходимо географическое разделение, что наиболее эффективно только при дивизионально-территориальной структуре управления. 3.2. Настоящее состояние и перспективы развитияНаправления развития компании можно выделить с помощью GAP– анализа. GAP–анализ – это сравнение текущей ситуации в организационной структуре предприятия с желаемым положением дел в будущем.В таблице 3 представлен GAP-анализ ПАО «Газпром».Таблица 3GAP-анализ ПАО «Газпром»Показатели2015 г.2016 г.2017 г.2018 г.2019 г.Добыча природного и попутного газа в РФ, млн. тонн642,0635,6640,4691,1725,9Добыча природного и попутного газа, млн. тонн444,9419,5420,1472,1498,7Разрыв между спросом в России и предложением ПАО «Газпром»197,1216,1220,3219,1227,2Мировая добыча газа, млн. тонн3676,93745,73751,23933,84121,3Разрыв между мировым спросом и предложением ПАО «Газпром», млн. тонн.3232,03326,23331,03461,73622,6Как видно из таблицы 3, доля добычи газа «Газпром» в РФ составляет более 60%, а доля в мировом объеме добычи около 20%.Проанализировав политические, экономические, социальные и технологические факторы, факторы внутренней и внешней среды компании ПАО «Газпром» можно сделать вывод, что ПАО «Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа. Исходя из выше приведенного анализа предприятия, можно сделать следующий вывод. Стратегической целью развития предприятия является становление ПАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством диверсификации рынков сбыта, обеспечения надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно– технического потенциала.ЗаключениеКрупный бизнес – это крупный самостоятельный субъект с юридическими правами, производящий большие объемы продукции, выполняющий работы и оказывающий услуги для удовлетворения потребностей населения, принося тем самым миллиардную прибыль и определяя политическую и экономическую мощь страны. В основе своей это объединения нескольких самостоятельных компаний - концерны, конгломераты, картели, холдинговые компании, франчайзинг, консалтинг.Крупный бизнес по сравнению с малым обладает рядом преимуществ: - только крупные предприятия способны организовать разработку и массовое производство авиакосмической техники, автомобилей и судов, сельскохозяйственных машин, энергетического оборудования, а также добычу сырья (нефти, газа, руды) и массовое производство материалов и полуфабрикатов (стали, алюминия, пластмассы); - в крупном бизнесе сосредоточены основные денежные потоки, поэтому именно крупный бизнес оказывает значительное влияние на национальную экономику и пр.Главный недостаток крупного бизнеса - это строгий контроль его деятельности государством. На законодательном уровне государственный контроль за деятельностью предпринимателей представляет собой неоднозначную и все еще развивающуюся систему норм и правил. Удельный вес крупного бизнеса в общей структуре бизнеса в России сократился в два раза за последние годы. Установлено изменение числа крупных предприятий по федеральным округам за анализируемый период. При этом по субъектам крупного бизнеса наблюдается сокращение (в среднем по всем округам -28%).Наибольший удельный вес крупные предприятия имеют в отрасли нефтегазовой (92,1%), что вполне оправдано ее спецификой. На втором месте – отрасли транспорта и связи и металлургии – соответственно 84,3% и 80,8%. Наименьший удельный вес крупные предприятия имеют в отрасли химии и неметаллических материалов – 18%, в сельском, рыбном и лесном хозяйстве крупных предприятий нет вообще.Анализ показателей и факторов внутреннего и внешнего развития крупного бизнеса показывает, что он быстрее и эффективнее реструктуризируется, меняя свои функциональные формы развития, более адекватно приспосабливается к изменяющимся условиям развития бизнеса.Российский крупный бизнес тяготеет к выходу из изоляции от внешнего мира, взбадриванию экономического роста, выводу экономики из вялотекущего и инерционного сценария развития, выходу из той сложной ситуации, которая сложилась в экономике и социальной сферах.Были выявлены основные проблемы развития крупного предпринимательства в России:– чрезмерное концентрирование экономики; – локализация хозяйственных отношений; – блокировка горизонтальных экономических связей фирм, которые не могут покинуть пределы компании и пр.Были представлены перспективные направления развития крупного предпринимательства:– слияние небольших и средних предприятий в крупные отраслевые организации;– формирование корректных пошаговых бизнес-планов для предприятий на ближайшие несколько лети пр.Представленная в третьей главе оценка развития крупного предприятия на примере ПАО «Газпром» позволила определить, что оно довольно устойчиво на рынке, имеет свою стратегию развития.Список литературыНормативные акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – «Российская газета». 1993. – 25 дек. - №237. Гражданский кодекс Российской Федерации (НГ РФ). Часть первая от 30.11.94 №51-ФЗ. – «Собрание законодательства Российской Федерации». 1994. - №32. – Ст. 3301.О защите конкуренции: Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 года №135-ФЗ // Российская газета. – 27 июл.О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ // Российская газета. 2007. – 31 июл.Монографии:Арустанов Э.А. Предпринимательская деятельность: Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 368с.Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 395с.Публикациипериодическойпечати:400 крупнейших компаний России // Эксперт. - 2018. - №43(1094). - С.70–85.Арустанов Э.А. Предпринимательская деятельность: Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 368с.Ахметова И.Н. Функции и значение предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики // ModernScience. – 2019. - №9-2. – С.76-79.Белова И.А. Современная структура российского бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. - №7. – С.176-185.Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 395с.Борисова К.С. Крупный бизнес: особенности и тенденции // Стратегия устойчивого развития в исследованиях молодых ученых: Сборник статей и тезисов докладов XIII международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – М.: Перо, 2017. – С.57-59.Варламова У.С., Алексин А.Ю. Развитие предпринимательства в современной России // Форум молодых ученых. – 2019. - №2. – С.374-378.Гузенко О.И. Факторы реализации модернизационного потенциала крупного бизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2019. - №8. – С.1066-1070.Демидович А.А., Демидович И.А. Роль крупного бизнеса в экономике России // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. - №4. – С.419-421.Индикаторы науки: 2019: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.Л. Дьяченко и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 328с.Коваленко А. По-другому не прожить // Эксперт-Урал. - 2019. - №21 (797). - С. 8-11.Крупный бизнес: сущность, формы, преимущества // Современная экономика и образование: проблемы, возможности и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. – Алматы: Учреждение «Алматинская Академия Экономики и Статистики», 2017. – С.176-178.Лазаренко В.А. Корпоративная социальная ответственность крупного бизнеса в России // Вестник Московского университета. Серия 5: география. – 2018. - №1. – С.66-72.Магомедова Х.М. Характер современного российского предпринимательства // Вестник Университета Российской академии образования. – 2019. - №1. – С.20-23.Масленников М.И. Влияние крупного бизнеса на реструктуризацию мировой и российской экономики // Экономика региона. – 2019. – Т. 15. - №2. – С.590-600.Митяков С.Н., Ширяев М.В. Модель взаимодействия малого и крупного бизнеса при создании инновационного продукта // Развитие и безопасность. – 2019. - №4. – С.68-79.Овчинникова О.А., Пахомова Е.В. Крупный бизнес как источник «быстрых побед» в развитии инноваций // Политика, экономика и инновации. – 2018. - №6. – С.19-22.Поцелуев Н.В. Проблемы крупного бизнеса и пути их решения в России // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. - №10-2. – С.64-66.Симонова Е.В. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. - №2. – С.23-27.Страдымова А.Е., Севостьянова О.Г. Развитие предпринимательства в России // Молодежь в науке и предпринимательстве: сборник научных статей VIII междун. форума молодых ученых, посвященного 55-летию университета. – Гомель: БТЭУПК, 2019. – С.346-349.Тюдишев А.Е., Амзорова Д.Н. Эффективность функционирования крупного бизнеса (на примере нефтегазовой отрасли РФ) // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сборник статей Х Междун. науч.-практ. конференции. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2019. – С.247-250.Усольцев Н.Д. Роль крупного бизнеса в экономике России // Региональная экономика: актуальные вопросы и новые тенденции: сборник научных трудов V Междун. науч.-практ. конференции. – Ульяновск: УГТУ, 2019. – С.40-43.Хайруллова Ж.Р., Морозова С.В. Преимущества и недостатки крупного бизнеса и их влияние на социально-экономическую среду // Стратегия научно-технологического развития России: проблемы и перспективы реализации: сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Петрозаводск: Новая Наука, 2020. – С.27-30.Ресурсы Интернета:Доля крупного и среднего бизнеса в выручке отрасли [Электронный ресурс]// URL: https://expert.ru/ratings/table_381232/.Компания SimpleFinance. – [Электронный ресурс] // URL: https://simplefinance.ru/razvitiye-krupnogo-biznesa-v-rossii/.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/.РБК представляет 500 крупнейших компаний [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/.Росстат [Электронный ресурс] // URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/.ПриложенияПриложение АПреимущества и недостатки дивизиональной структуры управления ПАО «Газпром»

Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – «Российская газета». 1993. – 25 дек. - №237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (НГ РФ). Часть первая от 30.11.94 №51-ФЗ. – «Собрание законодательства Российской Федерации». 1994. - №32. – Ст. 3301.
3. О защите конкуренции: Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 года №135-ФЗ // Российская газета. – 27 июл.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Россий-ской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ // Российская газета. 2007. – 31 июл.

Монографии:
5. Арустанов Э.А. Предпринимательская деятельность: Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 368с.
6. Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 395с.

Публикации периодической печати:
7. 400 крупнейших компаний России // Эксперт. - 2018. - №43(1094). - С.70–85.
8. Арустанов Э.А. Предпринимательская деятельность: Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 368с.
9. Ахметова И.Н. Функции и значение предпринимательской дея-тельности в условиях рыночной экономики // Modern Science. – 2019. - №9-2. – С.76-79.
10. Белова И.А. Современная структура российского бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. - №7. – С.176-185.
11. Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 395с.
12. Борисова К.С. Крупный бизнес: особенности и тенденции // Стратегия устойчивого развития в исследованиях молодых ученых: Сборник статей и тезисов докладов XIII международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – М.: Перо, 2017. – С.57-59.
13. Варламова У.С., Алексин А.Ю. Развитие предпринимательства в современной России // Форум молодых ученых. – 2019. - №2. – С.374-378.
14. Гузенко О.И. Факторы реализации модернизационного потенциала крупного бизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2019. - №8. – С.1066-1070.
15. Демидович А.А., Демидович И.А. Роль крупного бизнеса в эко-номике России // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. - №4. – С.419-421.
16. Индикаторы науки: 2019: статистический сборник / Л.М. Гох-берг, К.А. Дитковский, Е.Л. Дьяченко и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 328с.
17. Коваленко А. По-другому не прожить // Эксперт-Урал. - 2019. - №21 (797). - С. 8-11.
18. Крупный бизнес: сущность, формы, преимущества // Современ-ная экономика и образование: проблемы, возможности и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. – Алматы: Учреждение «Алматинская Академия Экономики и Статистики», 2017. – С.176-178.
19. Лазаренко В.А. Корпоративная социальная ответственность крупного бизнеса в России // Вестник Московского университета. Серия 5: география. – 2018. - №1. – С.66-72.
20. Магомедова Х.М. Характер современного российского предпринимательства // Вестник Университета Российской академии образования. – 2019. - №1. – С.20-23.
21. Масленников М.И. Влияние крупного бизнеса на реструктуризацию мировой и российской экономики // Экономика региона. – 2019. – Т. 15. - №2. – С.590-600.
22. Митяков С.Н., Ширяев М.В. Модель взаимодействия малого и крупного бизнеса при создании инновационного продукта // Развитие и безопасность. – 2019. - №4. – С.68-79.
23. Овчинникова О.А., Пахомова Е.В. Крупный бизнес как источник «быстрых побед» в развитии инноваций // Политика, экономика и инновации. – 2018. - №6. – С.19-22.
24. Поцелуев Н.В. Проблемы крупного бизнеса и пути их решения в России // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. - №10-2. – С.64-66.
25. Симонова Е.В. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. - №2. – С.23-27.
26. Страдымова А.Е., Севостьянова О.Г. Развитие предпринимательства в России // Молодежь в науке и предпринимательстве: сборник научных статей VIII междун. форума молодых ученых, посвященного 55-летию университета. – Гомель: БТЭУПК, 2019. – С.346-349.
27. Тюдишев А.Е., Амзорова Д.Н. Эффективность функционирова-ния крупного бизнеса (на примере нефтегазовой отрасли РФ) // Конкурент-ный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сборник статей Х Междун. науч.-практ. конференции. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2019. – С.247-250.
28. Усольцев Н.Д. Роль крупного бизнеса в экономике России // Ре-гиональная экономика: актуальные вопросы и новые тенденции: сборник научных трудов V Междун. науч.-практ. конференции. – Ульяновск: УГТУ, 2019. – С.40-43.
29. Хайруллова Ж.Р., Морозова С.В. Преимущества и недостатки крупного бизнеса и их влияние на социально-экономическую среду // Стратегия научно-технологического развития России: проблемы и перспективы реализации: сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Петрозаводск: Новая Наука, 2020. – С.27-30.


Ресурсы Интернета:
30. Доля крупного и среднего бизнеса в выручке отрасли [Электронный ресурс] // URL: https://expert.ru/ratings/table_381232/.
31. Компания SimpleFinance. – [Электронный ресурс] // URL: https://simplefinance.ru/razvitiye-krupnogo-biznesa-v-rossii/.
32. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/.
33. РБК представляет 500 крупнейших компаний [Электронный ре-сурс] // URL: https://www.rbc.ru/.
34. Росстат [Электронный ресурс] // URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/.

Вопрос-ответ:

Какова роль крупных предприятий в экономике России?

Крупные предприятия играют важную роль в экономике России. Они содействуют развитию отраслей, создают рабочие места, осуществляют инновационную деятельность, привлекают инвестиции и способствуют экспорту. Благодаря масштабам своей деятельности они существенно влияют на социально-экономический развитие страны.

Какие критерии определяют крупные предприятия?

Крупные предприятия определяются по нескольким критериям, включая высокий объем доходов и активов, большое количество сотрудников, значительную долю на рынке, а также наличие филиалов и представительств в разных регионах. Такие критерии позволяют определить предприятия, которые имеют существенное влияние на отрасль и экономику страны в целом.

Что можно сказать о характеристиках деятельности крупных предприятий в России?

Крупные предприятия России обладают большими ресурсами и техническими возможностями, что позволяет им занимать лидирующие позиции на рынке. Они имеют значительный вклад в экономический рост и развитие страны. Однако у них также есть проблемы, связанные с неэффективностью управления, недостаточным внедрением инноваций и низкой конкурентоспособностью на международном рынке.

Какие проблемы развития крупных предприятий существуют в России?

В России существует ряд проблем, связанных с развитием крупных предприятий. Одна из них - это неэффективное управление, что приводит к потере конкурентоспособности и снижению рентабельности. Также возникают проблемы с инновационной деятельностью, недостаточным финансированием и слабым развитием человеческого капитала. Важно решить эти проблемы для повышения эффективности предприятий и развития экономики.

Какую роль играют крупные предприятия в экономике России?

Крупные предприятия в России играют важную роль, так как они составляют значительную долю в общем объеме производства и валового внутреннего продукта страны. Они являются крупными работодателями, обеспечивая занятость миллионов людей, а также являются основными источниками налоговых поступлений в бюджет.

Какие проблемы существуют в повышении эффективности крупных предприятий в России?

В России существует несколько проблем, связанных с повышением эффективности крупных предприятий. Одна из основных проблем - это отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, что приводит к низкой мотивации предприятий для улучшения своей эффективности. Кроме того, нарушение правил и недостаточное соблюдение контроля со стороны государства также оказывают негативное влияние на эффективность работы предприятий.

Какие критерии определяют крупные предприятия в России?

В России крупные предприятия определяются с помощью следующих критериев: объема производства, численности работников и размера активов. Обычно предприятия, превышающие определенные значения этих критериев, считаются крупными. Например, в некоторых отраслях промышленности крупными считаются предприятия с объемом производства выше определенного значения, например, 100 млрд рублей.

Какие проблемы развития существуют у крупных предприятий в России?

У крупных предприятий в России существует ряд проблем, которые мешают их развитию. Одна из таких проблем - это высокая степень государственного вмешательства в экономику, что затрудняет предпринимательскую деятельность и создает неопределенность для бизнеса. Кроме того, недостаток инвестиций и ограниченный доступ к финансовым ресурсам также являются проблемами, с которыми сталкиваются крупные предприятия в России.

Какую роль выполняют крупные предприятия в экономике России?

Крупные предприятия играют важную роль в экономике России, так как они являются основными производителями товаров и услуг. Они обеспечивают значительный объем производства, создают рабочие места, формируют доходные и экспортные потоки. Кроме того, крупные предприятия часто являются инновационными и развивают новые технологии, что способствует росту экономики страны.

Какие проблемы возникают при повышении эффективности работы крупных предприятий в России?

Существует несколько проблем, связанных с повышением эффективности работы крупных предприятий в России. Во-первых, это проблемы управления, так как крупные предприятия часто имеют сложную структуру и большое количество подразделений, что затрудняет координацию и принятие решений. Во-вторых, возникают проблемы с конкурентоспособностью, так как многие крупные предприятия сталкиваются с низкой эффективностью производства, высокими издержками и отсутствием инноваций. Наконец, существуют проблемы регулирования, так как крупные предприятия часто нуждаются в поддержке государства и регуляторных органов для своего развития.