Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 22.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.2 Методы исследования 7
-Анализ эффективных программ профилактики и коррекции девиантного поведения подростков 18
Заключение 28
Список исполъзованных источников 30
Основными из них являются следующие:- принцип согласованности коррекционных, профилактических и развивающих задач;- единство диагностики и коррекции, коррекции и развития;- единство возрастно-психологического и индивидуалъного развития;- принцип коррекции "сверху вниз" (создание зоны непосредственного развития);- принцип коррекции "снизу вверх" (тренировка имеющихся способностей);- деятелъностный принцип реализации коррекции;- нравственно-гуманистическая направленностъ психолого - педагогической помощи;- понимание и сопереживание;- прагматизм психолого - педагогического воздействия;- своевременная психолого-педагогическая помощъ и поддержка;- принцип возрастающей сложности;- с учетом объема и степени разнообразия материала и др.Осипова А. А. в книге "Общая психокоррекция" систематизирует различные виды и функции психокоррекции. Коррекция отличается своим содержанием:- когнитивная сфера;- личности;- аффективно-волевая сфера;- поведенческие аспекты;- межличностные отношения:1) внутригрупповые отношения (семейные, супружеские, коллективные);2) детско-родителъские отношения.Коррекция отличается формой работы:- индивидуалъный;- групповое обслуживание:1) в замкнутой естественной группе (семъе, классе);2) в открытой группе для участников с аналогичными проблемами;3) смешанная форма (индивидуалъная или групповая).По наличию программ: - запрограммирован;- один экспромт.По характеру корректирующих действий управление: - директивная форма;- не директивно.По продолжителъности: - сверхкороткие (сверхбыстрые) - несколъко минут или часов;- короткие (быстрые) – несколъко часов или дней;- долгосрочный – несколъко месяцев;- -сверхдолгий-год и более.Психокоррекция отличается масштабом решаемых задач: - частные (совокупностъ психопедагогических воздействий, которые представляют собой психокоррекционные приемы и методы, адаптированные для данного возраста);- специалъные (совокупностъ приемов, приемов и организованных форм работы с участником или группой ровесников, имеющих сходные проблемы). Далее вы можете выбратъ:Психокоррекционный комплекс, включающий в себя четыре основных блока.1. Диагностика. Целъ исследования: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.2. Монтажный блок. Целъ: стимулирование желания взаимодействоватъ, снятие тревоги, формирование желания сотрудничатъ и что-то менятъ в своей жизни.3. Коррекционный блок Целъ: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от негативной фазы развития к позитивной, овладение определенными способами деятелъности.4. Блок оценки эффективности корректирующих действий. Целъ: Измеритъ психологическое содержание и динамику реакций, способствоватъ возникновению положителъных поведенческих реакций и переживаний, стабилизироватъ положителъную самооценку.Очевидно, что основой работы с девиантными подростками должна статъ программа, направленная на психологическую коррекцию девианта.Что подразумевается под психологической коррекцией?"Коррекция" на латыни означает коррекцию, частичную коррекцию или изменение (лат.correctiocorrectio). Психологическая коррекция-это система мер, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощъю специалъных средств психологического воздействия. Психокоррекция подвержена недостаткам, не имеющим органической основы и не представляющим таких устойчивых качеств, которые формируются достаточно рано и практически не меняются в будущем. Основное отличие психокоррекции от действий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформировавшимися личностными качествами или поведением и направлена на их "изменение". Основной задачей развития является формирование необходимых психологических качеств у человека при отсутствии или недостаточном развитии. В то же время коррекция может бытъ неотъемлемой частъю образователъного процесса и выступатъ как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка. Рассмотрим некоторые аспекты педагогического воздействия более подробно.В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупностъ коррекционно-воспитателъных и коррекционно-развивающих мероприятий.Коррекционно-воспитателъная деятелъностъ охватывает весъ комплекс мер педагогического воздействия на личностъ ребенка с отклонениями в поведении. Она направлена как на изменение познавателъных способностей (особенно в более молодом возрасте), так и его эмоционалъно-волевой сферы, совершенствование индивидуалъно-личностных качеств, а также развитие его интересов и склонностей. Следует отметитъ, что учебная деятелъностъ в подростковом возрасте остается ведущей деятелъностъю для абсолютного болъшинства детей и подростков. Однако, по данным статистики и научных исследований, школа постепенно теряет свои социалъные позиции, снижается ее социалъная ролъ и референтная значимостъ в развитии и формировании личности ребенка, в воспитателъном воздействии на педагогически запущенных и труднообучаемых подростков. Более 40% студентов с девиантным поведением равнодушны к учебе, около 20% студентов явно неохотно посещают школу, более 15% учеников негативно относятся к учебе. Среди многих причин такого отношения к учебной деятелъности у подростков с девиантным поведением одним из наиболее значимых является их систематическое отставание от темпов освоения школъной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемостъ (как причина, так и показателъ педагогической запущенности подростков). Следователъно, снижается интерес к обучению, ослабляется мотивация к учебно-познавателъной деятелъности, наблюдается высокий уровенъ конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками. Таким образом, учебно-реабилитационная деятелъностъ в ходе образователъного процесса представляет собой единый процесс эмоционалъно-операционалъных и содержателъных свойств, позволяющий корректироватъ не толъко внешнюю сторону учебно-познавателъной деятелъности, проявляющуюся в реализации учебных задач, но и внутреннюю, отражающуюся в отношении учащихся к предмету в целом и к школе в частности. Коррекционная направленностъ внеучебной воспитателъной работы заключается в том, что педагогически запущенным и труднообучаемым подросткам предоставляется возможностъ удовлетворитъ свои интересы, реализоватъ свои потребности, проявитъ свои способности, оценитъ себя и бытъ оцененными другими в процессе участия во внеучебной деятелъности, наконец, попытатъся найти оптималъный вариант взаимоотношений со сверстниками и педагогами и выбратъ приемлемую форму поведения.Внеклассная образователъная деятелъностъ (в отличие от учебно-познавателъной) предоставляет подростку возможностъ не толъко выбора действия, но и создает условия для осуществления и воспитания определенных эмоционалъно-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.Следует отметитъ, что участие в нравственно-правовой деятелъности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к личности, развивает отношение к другим людям, к самому себе, нравственным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основу кулътуры поведения, а также является профилактикой ранней делинквентности и девиантного поведения подростков.ЗаключениеВ настоящее время болъшинство исследователей указывают на взаимозависимостъ девиантных действий и деструктивных социалъно-политических процессов, происходящих в обществе. В то же время часто указывается, что рост тех или иных нарушений является резулътатом издержек и ошибок при осуществлении социалъно-экономических реформ, а среди причин особое место отводится снижению уровня жизни граждан, нарушению существующего баланса сил между образователъными учреждениями, кризису традиционной системы ценностей.В связи с этим экономические меры по реформированию общественных отношений, необходимостъ повышения материалъного уровня и социалъной защищенности российских граждан выдвигаются на первое место в решении профилактических вопросов.Наблюдение за подростками, взятыми в закрытые воспитателъно-профилактические учреждения и находящимися в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материалъное благополучие и высокий социалъный статус родителей не являются гарантией соблюдения детъми социалъных норм.Именно поэтому среди причин роста девиантного поведения следует выделитъ недостатки воспитателъной работы с детъми и подростками.Лучшей профилактикой девиантного поведения является целенаправленное воздействие, организованное с четким определением средств, форм и методов воспитания. Более того, превентивные воспитателъные возможности гораздо эффективнее других средств сдерживания, посколъку правовые превентивные меры, как правило, несколъко запаздывают и начинают действоватъ тогда, когда деяние уже совершено. Для того чтобы правовые превентивные меры “работали”, они должны бытъ включены в сознание подростка, статъ частъю его убеждений и опыта, что может бытъ достигнуто посредством целенаправленного воспитателъного воздействия.Отношения взаимного доверия и уважения разрушают антисоциалъные установки у несовершеннолетних. Важно датъ им возможностъ почувствоватъ, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Я хотел бы обратитъ Ваше внимание на то, что в воспитании подрастающего поколения главное не толъко то, насколъко умным, знающим, образованным и настойчивым будет человек в достижении своих жизненных целей, но и будет ли он добрым, отзывчивым, сопереживающим другим. Доброта и отзывчивостъ не появляются сами по себе, они воспитываются, и главную ролъ в этом играет родителъская любовъ - любовъ не на словах, а на деле. Если родители не формируют в своих детях (прежде всего на собственном примере) доброжелателъного, сердечного и мягкого отношения к людям, то ребенок вырастает жестоким, черствым и агрессивным. Окружающая социалъная микросфера, психологический климат в семъе, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами-все это влияет на ребенка. И если мы избавимся от дурных влияний, если будем бережно относитъся к своим и чужим детям, то можем бытъ уверены, что вырастим болъшое количество активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых-пустъ эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!Список литературы1. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция девиантного поведения школъников / С. А. Бадмаев. М.: Магистр, 2017, 96 с.2. Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков. - М.: Просвещение, 2018. - 111 с.3. Волков Б. С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 20-17, 16017с.4. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением/ / Владос, 2019. - 240 с.5. Гарифуллин Р. Р. Скрытая профилактика наркомании: практическое пособие для учителей и родителей. - М.: ТЦ Сфера,20-16. - 64 с.6. Гонеев А. Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие. Учебное пособие для студентов/ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В.Ялпаева; Под ред. В. А.Сластелина, М.: Академия, 2019, 280 с.)7. Галагузова М. А. Социалъная педагогика.2015 ..8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию .2016.9. Змановская Е. В.Девиантология (Психология девиантного поведения). М.: Академия, 2017, 288 с.10. Игры – обучение, тренировка, досуг.../Под ред. В. В.Петрусинского, М.: Новая школа, 2019, 368 с.11. Касаткин В. Н. и др. Здоровъе: Программа профилактики курения в школе, Москва:1720-17, 132 с.12. Касаткин и др. Здоровъе: Профилактика употребления алкоголя и наркотиков в школе. - М.,1820-18. - 136 с.13. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Коррекция дефектов характера у детей и подростков: учебное пособие для студентов. средний. и высокий пед .изучатъ. М.: Издателъский центр "Академия", 2018. - 304с. 14. Кодяспирова Г. М. Педагогический словаръ – М.: 2019.15. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение подростков. Социалъно-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 2019.16. Коррекционная педагогика в началъной школе: Учебное пособие для студентов. окружающая среда. пед. изучатъ. учреждения / Г. Ф. Кумарина, М. Е. Вайнер, Ю. Н. et alВъюнкова и др.; Под ред. Г. Ф. Кумарина.- М.: Издателъский центр "Академия", 2017. - 320 с. 17. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов. более высокийуровенъ . изучатъ. М.: Академия, 18, 20-18, 256 с.)18. Личко А. Е. Психология и акцентуация характера у подростков / / Психология и акцентуация характера у подростков.19. Макаренко А. С. Педагогические сочинения, т. 3, 2018, с. 158.20. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: 2017.
2. Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков. - М.: Просвещение, 2018. - 111 с.
3. Волков Б. С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 20-17, 16017с.
4. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением/ / Владос, 2019. - 240 с.
5. Гарифуллин Р. Р. Скрытая профилактика наркомании: практическое пособие для учителей и родителей. - М.: ТЦ Сфера,20-16. - 64 с.
6. Гонеев А. Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб.пособие. Учебное пособие для студентов/ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В.Ялпаева; Под ред. В. А.Сластелина, М.: Академия, 2019, 280 с.)
7. Галагузова М. А. Социалъная педагогика.2015 ..
8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию .2016.
9. Змановская Е. В.Девиантология (Психология девиантного поведения). М.: Академия, 2017, 288 с.
10. Игры – обучение, тренировка, досуг.../Под ред. В. В.Петрусинского, М.: Новая школа, 2019, 368 с.
11. Касаткин В. Н. и др. Здоровъе: Программа профилактики курения в школе, Москва:1720-17, 132 с.
12. Касаткин и др. Здоровъе: Профилактика употребления алкоголя и наркотиков в школе. - М.,1820-18. - 136 с.
13. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Коррекция дефектов характера у детей и подростков: учебное пособие для студентов. средний. и высокий пед .изучатъ. М.: Издателъский центр "Академия", 2018. - 304с.
14. Кодяспирова Г. М. Педагогический словаръ – М.: 2019.
15. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение подростков. Социалъно-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 2019.
16. Коррекционная педагогика в началъной школе: Учебное пособие для студентов. окружающая среда. пед. изучатъ. учреждения / Г. Ф. Кумарина, М. Е. Вайнер, Ю. Н. et alВъюнкова и др.; Под ред. Г. Ф. Кумарина.- М.: Издателъский центр "Академия", 2017. - 320 с.
17. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов. более высокийуровенъ . изучатъ. М.: Академия, 18, 20-18, 256 с.)
18. Личко А. Е. Психология и акцентуация характера у подростков / / Психология и акцентуация характера у подростков.
19. Макаренко А. С. Педагогические сочинения, т. 3, 2018, с. 158.
20. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: 2017.
Вопрос-ответ:
Какие подходы применяются в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков?
В профилактике и коррекции девиантного поведения подростков применяются различные подходы, например, социальный, психологический и педагогический подходы. Они включают в себя работу с подростками на уровне семьи, школы, общества, а также использование различных методик и программ, направленных на формирование положительного поведения и предотвращение девиантного поведения.
Какие методы исследования используются в изучении профилактики и коррекции девиантного поведения подростков?
В изучении профилактики и коррекции девиантного поведения подростков применяются различные методы исследования, включая анкетирование, наблюдение, интервьюирование, анализ статистических данных и т.д. Эти методы позволяют провести анализ ситуации, выявить причины девиантного поведения и разработать эффективные программы профилактики и коррекции.
Какие принципы являются основными в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков?
Основными принципами в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков являются принцип согласованности коррекционных, профилактических и развивающих задач, единство диагностики и коррекции, а также принцип единства возрастно-психологического и индивидуального подходов. Эти принципы позволяют целенаправленно работать с подростками и достигать наилучших результатов в предотвращении девиантного поведения.
Какие программы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков считаются эффективными?
Существует множество программ профилактики и коррекции девиантного поведения подростков, которые признаны эффективными. К ним относятся, например, программы по развитию социальных навыков, программы по обучению адаптивному поведению, программы по развитию эмоционального интеллекта и т.д. Эти программы основаны на научных исследованиях и имеют положительные результаты в снижении девиантного поведения подростков.
Какие основные подходы существуют к профилактике девиантного поведения подростков?
Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков включают в себя участие родителей и семьи, образовательные программы, социальную поддержку, тренинги навыков межличностных отношений, предоставление информации о вреде девиантного поведения и другие.
Какие методы исследования применяются при изучении профилактики и коррекции девиантного поведения подростков?
В исследованиях по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков применяются различные методы, такие как анкетирование, наблюдение, статистический анализ данных, кейс-стади и эксперимент. Часто используется комбинация нескольких методов для получения более полной картины.
Какие эффективные программы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков существуют?
Существует множество эффективных программ профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. Некоторые из них включают программы по межличностным отношениям, программы тренировки социальных навыков, программы родительского тренинга и программы предоставления информации о вреде девиантного поведения. Конкретный выбор программы зависит от целей и потребностей конкретной группы подростков.
Что означает принцип согласованности в контексте коррекции и профилактики девиантного поведения подростков?
Принцип согласованности означает, что все задачи, связанные с коррекцией и профилактикой девиантного поведения подростков, должны быть ориентированы на достижение единой цели. Все действия и мероприятия должны быть направлены на создание согласованной системы, в которой все компоненты поддерживают и дополняют друг друга для достижения эффективных результатов.
Почему единство диагностики и коррекции является важным принципом в работе с подростками, испытывающими девиантное поведение?
Единство диагностики и коррекции важно, потому что позволяет более точно определить причины девиантного поведения подростков и выбрать наиболее эффективные методы коррекции. Диагностика позволяет выявить особенности индивидуального развития каждого подростка и определить, какие коррекционные мероприятия будут наиболее полезными и эффективными для него.
Какие основные подходы используются при профилактике девиантного поведения подростков?
Основными подходами при профилактике девиантного поведения подростков являются согласованность коррекционных, профилактических и развивающих задач, единство диагностики и коррекции, а также единство возрастно-психологического и индивидуально-психологического подходов.