Психологические особенности формирования устной речи у детей с нарушением слуха
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 02.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5
1.1 Характеристика детей, имеющих нарушения слуха 5
1.2. Факторы, влияющие на состояние речи ребенка с нарушением слуха 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 13
2.1. Механизмы формирования активной и пассивной устной речи при нарушениях слуха 13
2.2. Особенности устной речи слабослышащих детей 15
2.3 Основные направления работы по развитию речи 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 24
1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. -224 с.
3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Педагогика, 1963. – 304 с.
4. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. - М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
5. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях. / Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А. и др. – СПб.: КАРО, 2006. – 496 с.
6. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М.: Просвещение, 1975. – 339 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. - М.: Педагогика, 1983. – 383 с.
8. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. - М.: Владос, 2010. – 319 с.
9. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. - М.: Академия, 2007. – 200 с.
10. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М., 1999. – 80 с.
11. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
12. Нудельман М.М. Практикум по сурдопсихологии. М.: Прометей, 1990. - 149 с.
13. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – 5-е изд. - М.: Академия, 2008. – 480 с.
14. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М.: Просвещение, 1975.- 110 с.
15. Соколов А.Н., Тымкив А.С. Основы сурдопсихологии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.-72с.
16. Сурдопедагогика: Учеб. для вузов. / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
17. Сурдопедагогика: Учебное пособие./Л.В. Андреева, О.А. Красильникова, Е.Ю. Мамедова и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011 – 230 с.
18. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. – М.: Просвещение, 1991. – 61 с.
19. Тигранова Умственное развитие слабослышащих детей. – М.: Педагогика, 1978. – 112 с.
20. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – 395 с.
21. Хватцев М.Е., Шабалин С.Н. Особенности психологии глухого школьника. – М.: Учпедгиз, 1961. – 189 с.
22. Яшкова Н.Д. Наглядное мышление глухих детей. М.: Педагогика, 1988. – 142 с.
23. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / Т.Г. Богданова. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2012. – 106 с.
24. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. Для учителя / Р.М. Боскис. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
25. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2013. – 654 с.
26. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. – URL: https://iknigi.net/avtor-lyudmila-golovchic/31861-doshkolnaya-surdopedagogika-lyudmila-golovchic/read/page-21.html (дата обращения 03.03.2019)
27. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [электронный ресурс] / Л.П. Нос¬кова, Л.А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 344 с. – URL: http://samzan.ru/46422 (дата обращения 25.02.2019)
28. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова Л.И., Переслени Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.
29. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 295 с.
30. Терентьева В.И. Дефектология с основами специальной психологии: курс лекций / В. И. Терентьева. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т , 2014. – 123 с.
31. Яковлева, Е. А. Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения / Е. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1417/ (дата обращения: 21.04.2021).
32. Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников. М.: Академия, 2001. 6.Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М: Педагогика, 1971.
33. Демина А.В.Теоретическое осмысление проблемы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом // Педагогический ИМИДЖ. 2019. №3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-problemy-razvitiya-dialogicheskoy-rechi-detey-s-narushennym-sluhom (дата обращения: 21.04.2021).
Вопрос-ответ:
Какие характеристики имеют дети с нарушениями слуха?
Дети с нарушениями слуха могут иметь различные характеристики, такие как: опоздание в развитии речи, трудности восприятия и понимания речи, ограниченный словарный запас, затруднения в произношении звуков, ограничение в коммуникативных навыках и т. д.
Какие факторы влияют на состояние речи у детей с нарушениями слуха?
Состояние речи у детей с нарушениями слуха может зависеть от таких факторов, как: степень потери слуха, возраст начала речи и реабилитации, качество аудиологической реабилитации, уровень интеллектуального развития, наличие сопутствующих нарушений, а также индивидуальные особенности ребенка.
Какие механизмы формирования активной и пассивной устной речи существуют у детей с нарушениями слуха?
У детей с нарушениями слуха существуют различные механизмы формирования устной речи. Активная устная речь формируется через индивидуальные занятия с речевым терапевтом, использование дополнительных образовательных программ, а также через поддержку семьи и окружающей среды. Пассивная устная речь формируется через слушание и понимание речи других людей, использование слуховых аппаратов или других устройств для усиления звука.
Какие особенности формирования устной речи имеют дети с потерей слуха?
Дети с потерей слуха могут иметь особенности формирования устной речи, такие как: затруднения в произношении звуков, ограниченный словарный запас, трудности в понимании и восприятии речи, ограничение в коммуникативных навыках. Однако при правильной реабилитации и поддержке они могут развивать свою речь и коммуникативные навыки.
Какие аспекты речевого развития необходимо учитывать при работе с детьми с нарушениями слуха?
При работе с детьми с нарушениями слуха необходимо учитывать такие аспекты речевого развития, как: развитие фонематического слуха, произношение звуков, словарный запас, грамматические навыки, понимание и использование речевых структур, коммуникативные навыки и т. д. Специалисты должны проводить подходящие занятия и использовать различные методики для развития этих аспектов у детей.
Какие особенности формирования устной речи есть у детей с нарушением слуха?
Дети с нарушением слуха имеют определенные особенности формирования устной речи. Они могут испытывать трудности с произношением звуков, формированием связной речи, а также с пониманием и запоминанием слов и фраз. Кроме того, они могут испытывать проблемы с интонацией и выразительностью речи. Все эти особенности требуют особого подхода в обучении и развитии детей с нарушением слуха.
Какие факторы влияют на состояние речи у детей с нарушением слуха?
На состояние речи у детей с нарушением слуха могут влиять различные факторы. В первую очередь, это степень нарушения слуха, так как дети с глухотой и слабослышащие дети могут иметь разные проблемы с речью. Также важным фактором является возраст, в который было обнаружено нарушение слуха и было начато коррекционное воздействие. Большое значение имеет комплексный подход к обучению и поддержке ребенка со стороны родителей, педагогов и специалистов.
Какие механизмы формирования активной и пассивной устной речи работают у детей с нарушением слуха?
У детей с нарушением слуха механизмы формирования активной и пассивной устной речи могут работать с некоторыми особенностями. При формировании активной речи дети могут испытывать трудности в произношении звуков и формировании связной речи, но при поддержке специалистов и систематической работе над навыками речи они могут добиться значительного прогресса. Что касается пассивной речи - понимания и запоминания слов и фраз, у детей с нарушением слуха это также может быть затруднительно из-за ограниченной аудиосвязи. Однако, с помощью подходящих методик и обучения, они могут развить пассивный словарный запас и понимание речи.
Какие особенности формирования устной речи у детей с нарушением слуха?
У детей с нарушением слуха формирование устной речи происходит с определенными особенностями, так как они имеют проблемы с восприятием и пониманием звукового материала. Эти дети обычно начинают говорить позднее сверстников без нарушений слуха и часто имеют проблемы с артикуляцией и произношением звуков. Они также могут испытывать трудности в понимании и использовании сложных грамматических конструкций. Важно заметить, что каждый ребенок уникален, и уровень развития речи может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей и степени нарушения слуха.