Сравнительная оценка систем обязательного Медицинского страхования в РФ и зарубежных странах

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Финансы
  • 35 35 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 26.05.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические аспекты системы обязательно медицинского страхования 7
1.1 Страхование: определение, виды и основные понятия 7
1.2 Модели устройства системы обязательного медицинского страхования в мире 10
1.3 Принципы оплаты медицинских услуг по ОМС за рубежом 13
2 Сравнительная оценка ОМС в России и зарубежом 16
2.1 Оценка ОМС в России 16
2.2 Оценка системы обязательного медицинского страхования в США и Европе 18
2.3 Основные проблемы в системе российской системы ОМС 22
3 Пути совершенствования системы ОМС и рекомендации 27
3.1 Проблема поиска эффективной модели ОМС 27
3.2 Рекомендации по совершенствованию ОМС в России 27
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Фрагмент для ознакомления

Неполная загрузка хорошо оснащенных федеральных клиник наносит гораздо больший ущерб, чем неполная загрузка менее оснащенных региональных медицинских организаций.9) неравномерное распределение федеральных медицинских организаций по территории страны приводит к диспропорциям в доступности высокотехнологичной помощи пациентам и требует совершенствования механизма направления пациентов в федеральные клиники.10) система контроля качества в системе ВОЗ региональными экспертами оказалась неэффективной: федеральные медицинские организации нанимают специалистов, квалификация которых зачастую значительно выше квалификации экспертов.3 Пути совершенствования системы ОМС и рекомендации3.1 Проблема поиска эффективной модели ОМССовременная российская система здравоохранения постоянно подвергается жесткой критике: бесплатная медицина становится все менее эффективной, а платная-все более коррумпированной, цены на лекарства завышены, а некоторые импортные продукты получить невозможно.По мнению многих экспертов, Россия должна перенимать зарубежный опыт и проводить реформу здравоохранения, используя образцы из Западной Европы или США.Но вопрос в том, существует ли универсальная модель организации здравоохранения, подходящая для всех государств, системы здравоохранения практически во всех странах мира сталкиваются с проблемами роста затрат и недоступности медицинской помощи для части населения. Безусловно, не существует универсальной модели организации здравоохранения, подходящей для всех.Уровни централизации, регулирования, распределения расходов между всеми гражданами и роль частного страхования в здравоохранении значительно различаются в разных странах. Однако общие тенденции развития национального здравоохранения в мире позволяют сделать следующие выводы:Медицинское страхование не равнозначно всеобщему доступу к медицинским услугам. На практике во многих странах страховка есть у каждого, но медицинские услуги в ее рамках оказываются "дозированно", или людям приходится подолгу стоять в очереди на лечение.[1, с. 127]"Рост расходов на систему здравоохранения-не единственная особенность Соединенных Штатов. Хотя в других странах эти расходы составляют меньший процент от ВВП на душу населения и ВВП на душу населения, они растут повсеместно, создавая дефицит бюджета, увеличивая налоги и сокращая социальные выплаты.- В странах с акцентом на общественный контроль здравоохранения граждане чаще всего сталкиваются с "очередями", коэффициентами обслуживания, ограничениями на выбор врача и другими барьерами в сфере здравоохранения.- Страны с наиболее эффективными системами здравоохранения достигают этого результата, отказываясь от централизованного государственного контроля и полагаясь на рыночные механизмы - конкуренцию, распределение затрат, рыночные цены и свободу выбора для потребителя.Ни в одной стране речь не идет об отмене всеобщего медицинского страхования, но при уходе от центрального правительства по контролю и переводу здравоохранения на базовый рынок необходимо признать преобладание общемировой тенденции кУсловия оплаты медицинской помощи, предоставляемой в рамках ВОЗ, весьма разнообразны-от подушевого финансирования до оплаты по объему предоставляемых услуг. Однако в основном это касается первичной медико-санитарной помощи. Способы оплаты специализированной медицинской помощи ориентированы на их объем и стоимость.Между тем, в условиях распространения COVID-19 для финансового обеспечения медицинских организаций, которые переквалифицируются в "ковидные" больницы и функционируют в режиме подготовки оказания медицинской помощи больным коронавирусом, а также в других случаях риска серьезных финансовых потерь, целесообразно отказаться от существующего, способа оплаты актива медицинской помощи и использовать механизм, аналогичный механизму сметному финансирования.Для конкретных ситуаций, подобных этой, этот вариант может быть использован в ряде случаев вместо или одновременно со стоимостью оказанной медицинской помощи.3.2 Рекомендации по совершенствованию ОМС в РоссииОсобенностью действующей смешанной бюджетной модели страхования Российской Федерации является существенное недофинансирование бюджетных источников и обязательного медицинского страхования. В настоящее время общие расходы на здравоохранение в России не превышают 6% ВВП. Расходы на здравоохранение составляют 3,4% ВВП, что является одним из самых низких уровней в Европе и мире.При таком уровне финансирования практически невозможно полностью удовлетворить основные потребности населения в медицинских услугах, лекарствах и медицинских изделиях, не говоря уже о расширении доступа к самым передовым методам лечения и медицинским технологиям. Ситуация усугубляется тем, что значительная часть ресурсов, выделяемых на здравоохранение, расходуется неэффективно.По оценкам экспертов, доля неэффективных расходов на здравоохранение в мире составляет от 20 до 40% [7, с. 149] В России доля неэффективных расходов составляет, по разным оценкам, около 40 %. Охват населения ВОЗ составляет 98-99%, ЛМС — 10%. Нет никакой доплаты за медицинские услуги и лекарства. По данным Минздрава, 68% всех расходов на здравоохранение финансируется фондом ВОЗ, а 32%-бюджетами всех уровней, что свидетельствует о значительном прогрессе России на пути перехода к одноканальному финансированию ВОЗ.Однако, по данным Минфина РФ, расходы ВОЗ и бюджетов разных уровней делятся 50 на 50. При этом средства от госпрограмм выделяются из федерального бюджета органам здравоохранения регионов. Фактически ВОЗ финансируется из федерального бюджета, а ее средства приравниваются к бюджетным средствам.Функции страховщика возложены на ФФОМС, медицинские страховые организации полностью исключены из процесса управления финансами здравоохранения, выступая лишь в качестве посредников при перераспределении средств из бюджета ФФОМС. В результате страховка фактически носит декларативный характер, и деньги обычно не следуют за пациентом.Нормативные и организационные аспекты взаимодействия обязательного и добровольного медицинского страхования четко не определены, отсутствует система возмещения затрат и софинансирования, что препятствует созданию сбалансированного механизма финансирования здравоохранения.Сохраняется монополия государственных общественных институтов и их незаинтересованность в повышении качества предоставляемых услуг. Как показывает практика, переходная бюджетно-страховая модель не способствует реструктуризации существующей сети лечебно-профилактических учреждений. Форма собственности медицинских учреждений в основном государственная, институт частных семейных врачей и государственно-частное партнерство не развиты. Законодательные документы провозглашают свободу выбора страховой компании, ЛПУ и врача, но на самом деле альтернативы выбору нет.России следует продолжить курс на создание страховой модели по следующим причинам:— он имеет меньше дефектов по сравнению с двумя другими моделями;- меньше, чем бюджетная модель, зависит от наличия необходимых ресурсов, что особенно важно для России; - имеет более стабильные источники финансирования;- функции финансирования и оказания медицинских услуг отделены друг от друга, что способствует устранению конфликта интересов в отношении государственных ЛПУ;- роль конкурентных механизмов в повышении качества медицинской помощи, оказываемой частными врачами и учреждениями различных форм собственности, является более важной, чем роль бюджетной модели — - обеспечивает соблюдение принципа " деньги следуют за пациентом»;- характеризуется более структурированным распределением, чем в бюджетной модели. Для того чтобы страховая модель работала, необходимо:1. Постепенно увеличить долю расходов на здравоохранение из государственных средств до 5-6% ВВП.2. Завершить переход к действительно одноканальному финансированию через ВОЗ. Положить конец практике, когда ФФОМС играет роль посредника при перечислении денег из бюджета в территориальные фонды медицинского страхования. 3. Изменить роль ФФОМС и страховых компаний путем усиления их роли в управлении ресурсами здравоохранения.4. Отойдите от расчетного финансирования, примените на практике принцип "деньги следуют за пациентом".5. Обеспечить соблюдение принципа свободы выбора врача и медицинской организации для повышения качества медицинских услуг.6. Искать альтернативные источники финансирования, включая добровольное медицинское страхование и доплаты за медицинские услуги, лекарства и другие технологии.7. Разработать нормативную базу по разграничению полномочий и взаимодействию обязательного и добровольного медицинского страхования.Поэтому сравнительное изучение систем ВТО приводит к выводу, что ни одна страна не имеет конкретной модели в чистом виде. Ни одна модель не обладает универсальностью. В любой модели существует только один доминирующий источник финансирования. В бюджетной и страховой моделях государство обеспечивает более 70% всех расходов.Важнейшее значение для устойчивости систем имеет охват населения бесплатной медицинской помощью, отсутствие дублирования расходов, оптимизация ресурсов и доступность медицинских услуг.Ни одна страна не может обеспечить все потребности здравоохранения за счет государственных средств без частного страхования и / или доплатЗаключениеСоциальное обеспечение занимает особое место в социальной политике государства. Развитая в стране система социального обеспечения обеспечивает гражданам эффективные механизмы защиты, что обеспечивает экономическую стабильность и создает климат социальной сплоченности в обществеМинистерство здравоохранения занимает центральное место в финансировании системы здравоохранения. Традиционно система ВОЗ имеет определенные ограничения. Во-первых, она распространяется не на всех граждан, а только на определенные категории населения. Например, в Германии, где эта система наиболее развита, все физические лица, граждане, служащие, студенты, крестьяне, а также безработные подчиняются ВОЗ. Пенсионеры и члены их семей могут быть застрахованы на определенные суммы ежемесячного дохода.Во-вторых, некоторые государства устанавливают определенный уровень среднемесячного дохода, выше которого обязательные платежи по медицинскому страхованию не взимаются. В Германии эта предельная величина трудового дохода за год устанавливается законом. Он уникален для планов пенсионного и медицинского страхования.Работники с доходом, превышающим семьдесят пять процентов от предельного годового дохода, освобождаются от взносов CMA из сверхнормативной суммы. Это важно, так как обязательные платежи в фонды медицинского страхования составляют 7% валового дохода. Во Франции этот предел дохода не установлен.Одной из главных проблем российской системы медицинского страхования является отсутствие регулирования чрезмерного использования медицинской системы. Граждане часто прибегают к медицинской помощи без абсолютной необходимости, что создает больший спрос, что приводит к увеличению предложения.Система должна нанимать больше персонала, проводить больше диагностик и т. д. Аналогичная проблема существует во всех странах, где нет порога для обращения за медицинской помощью.В отличие от Фонда обязательного медицинского страхования, частные страховые компании в США сами собирают средства, и поэтому они контролируют свои расходы. Однако если эта отрасль плохо регулируется государством, это может привести к серьезным проблемам – например, отказу в помощи людям с хроническими заболеваниями или ВИЧ-инфекцией.Таким образом, обзор международного опыта показал, что наиболее эффективными и финансово жизнеспособными системами ОМС являются модели, в которых:- финансирование здравоохранения составляет не менее 5% ВВП;- SMS-системы имеют высокий уровень саморегулирования, и все социальные партнеры вовлечены в управление;- финансирование осуществляется совместно государством, работодателями и работниками;- накопление средств осуществляется в едином пуле;- присутствует реалистичная и сбалансированная тарифная политика - тарифы оговариваются и включают амортизационные отчисления;- используются методы оплаты, основанные на результатах.Список использованной литературыБабурина, Н. А. Страховой рынок России: учебное пособие. пособие для вузов / А. Н. Бабурин, М. В. Мазаев. - М.: Издания Юрайт, 2019. - 127 с.Баранова, А. Д. Актуарные расчеты в страховании жизни: учеб.пособие и практикум для бакалавров и магистров / а. д. Баранова. - М.: Юрайт, 2019. - 194 С.Ермасов, С. В. Страхование в 2 ч. ч. 1. : учебник для академического бакалавриата / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасов. - 6-е изд., переиздания и переиздания: Юрайт, 2019. - 475 С.Кадыров Ф.Н. Обухова О.В., Чилилов А.М. Изменения в порядке финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на современном этапе распространения коронавирусной инфекции // Менеджер здравоохранения, 2020. - № 8. - C.67-74. Кадыров Ф.Н., Чилилов А.М. Функционирование системы обязательного медицинского страхования в условиях распространения коронавируса // Страховое дело. - 2020. - № 8. – С.39-47.Мазаева, М. В. Страхование: учеб.пособие. пособие для вузов / М. В. Мазаев. - М.: Юрайт, 2019. - 136 С.Миропольская, н. В. основы социального страхования: учеб. пособие по СПО / Н. в.Миропольская, Л. М. Сафина. - 2-е изд.Люксембург. и еще-М.: Юрайт, 2019. - 149 С.Страховая организация: пособие и практикум для прикладного бакалавриата / И. П. Гоминич [и др.]; Под ред. И. П. Гоминича, Е. В. Дика.. - М.: Юрайт, 2020. - 231 С.Роик, В. Д. Страхование: учеб. пособие для бакалавров и магистров / ВД Роик. - 2-е изд.Люксембург. и еще-М.: Юрайт, 2019. - 350 с.Орловский Я.П,, Социальное страхование: учебник для академического бакалавриата / Я. П. Орловский [и др.]; Под ред. Я. П. Орловского. - М.: юрист, 2019. - 127 С.Страхование: учеб. пособие и практикум для прикладного бакалавриата / ОТВ. Ред. А. Ю. Анисимов. - 2-е изд.Люксембург. и добавим — М.: Юрайт, 2018. - 218 с.-257 с.Страхование в 2 ч. ч. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Дик [и др.]; Под ред. Е. В. Дик., И. П. Гоминич. - 2-е изд., переиздания и переиздания: Юрайт, 2019. - 311 с.Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Дик [и др.]; Под ред. Е. В. Дика, И. П. Гоминича. - 2-е изд., переиздания и переиздания: Юрайт, 2019. - 318 С.Страхование и управление рисками: учебник для бакалавров / г. в. Чернов [и др.]; Ред. - 2 - е изд., переиздания и переиздания: Юрайт, 2017. - 767 с.Страхование. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. А. Орланюк-Малицкая [и др.]; ОТВ. ред. Л. А. Орланюк-Малицкая, С. Ю. Янова. - М.: Юрайт, 2019. –287-575 С.Суринов, А. Е. экономическая статистика в страховании: учебник для академического бакалавриата / А. Е. Суринов. - 2-е изд., переиздания и переиздания: Юрайт, 2019. - 276 С.Тарасова, Ю. А. Страхование: пособие и практикум для прикладного бакалавриата / Ю. А. Тарасова. - М.: Юрайт, 2018. - 236 С. Тарасова, Ю. А. страхование: пособие и практикум для СПО / Ю. А. Тарасова. - М.: Юрайт, 2019. - 235 С.Риски российского страхового рынка https://raex-a.ru/researches/insurance/crisis/part2 (дата обращения 22.04.2021)Результаты на страховом рынке показывают https://rg.ru/2020/10/12/strahovoj-rynok-v-rossii-neumolimo-vhodit-v-krizis.html (дата обращения 22.04.2021)

1. Бабурина, Н. А. Страховой рынок России: учебное пособие. пособие для вузов / А. Н. Бабурин, М. В. Мазаев. - М.: Издания Юрайт, 2019. - 127 с.
2. Баранова, А. Д. Актуарные расчеты в страховании жизни: учеб.пособие и практикум для бакалавров и магистров / а. д. Баранова. - М.: Юрайт, 2019. - 194 С.
3. Ермасов, С. В. Страхование в 2 ч. ч. 1. : учебник для академического бакалавриата / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасов. - 6-е изд., переиздания и переиздания: Юрайт, 2019. - 475 С.
4. Кадыров Ф.Н. Обухова О.В., Чилилов А.М. Изменения в порядке финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на современном этапе распространения коронавирусной инфекции // Менеджер здравоохранения, 2020. - № 8. - C.67-74.
5. Кадыров Ф.Н., Чилилов А.М. Функционирование системы обязательного медицинского страхования в условиях распространения коронавируса // Страховое дело. - 2020. - № 8. – С.39-47.
6. Мазаева, М. В. Страхование: учеб.пособие. пособие для вузов / М. В. Мазаев. - М.: Юрайт, 2019. - 136 С.
7. Миропольская, н. В. основы социального страхования: учеб. пособие по СПО / Н. в.Миропольская, Л. М. Сафина. - 2-е изд.Люксембург. и еще-М.: Юрайт, 2019. - 149 С.
8. Страховая организация: пособие и практикум для прикладного бакалавриата / И. П. Гоминич [и др.]; Под ред. И. П. Гоминича, Е. В. Дика.. - М.: Юрайт, 2020. - 231 С.
9. Роик, В. Д. Страхование: учеб. пособие для бакалавров и магистров / ВД Роик. - 2-е изд.Люксембург. и еще-М.: Юрайт, 2019. - 350 с.
10. Орловский Я.П,, Социальное страхование: учебник для академического бакалавриата / Я. П. Орловский [и др.]; Под ред. Я. П. Орловского. - М.: юрист, 2019. - 127 С.
11. Страхование: учеб. пособие и практикум для прикладного бакалавриата / ОТВ. Ред. А. Ю. Анисимов. - 2-е изд.Люксембург. и добавим — М.: Юрайт, 2018. - 218 с.-257 с.
12. Страхование в 2 ч. ч. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Дик [и др.]; Под ред. Е. В. Дик., И. П. Гоминич. - 2-е изд., переиздания и переиздания: Юрайт, 2019. - 311 с.
13. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Дик [и др.]; Под ред. Е. В. Дика, И. П. Гоминича. - 2-е изд., переиздания и переиздания: Юрайт, 2019. - 318 С.
14. Страхование и управление рисками: учебник для бакалавров / г. в. Чернов [и др.]; Ред. - 2 - е изд., переиздания и переиздания: Юрайт, 2017. - 767 с.
15. Страхование. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. А. Орланюк-Малицкая [и др.]; ОТВ. ред. Л. А. Орланюк-Малицкая, С. Ю. Янова. - М.: Юрайт, 2019. – 287-575 С.
16. Суринов, А. Е. экономическая статистика в страховании: учебник для академического бакалавриата / А. Е. Суринов. - 2-е изд., переиздания и переиздания: Юрайт, 2019. - 276 С.
17. Тарасова, Ю. А. Страхование: пособие и практикум для прикладного бакалавриата / Ю. А. Тарасова. - М.: Юрайт, 2018. - 236 С. Тарасова, Ю. А. страхование: пособие и практикум для СПО / Ю. А. Тарасова. - М.: Юрайт, 2019. - 235 С.
18. Риски российского страхового рынка https://raex-a.ru/researches/insurance/crisis/part2 (дата обращения 22.04.2021)
19. Результаты на страховом рынке показывают https://rg.ru/2020/10/12/strahovoj-rynok-v-rossii-neumolimo-vhodit-v-krizis.html (дата обращения 22.04.2021)

Вопрос-ответ:

Какие основные понятия связаны со страхованием?

Основные понятия, связанные со страхованием, включают определение страхования, его виды, страховые полисы и страховую премию.

Какие модели устройства системы обязательного медицинского страхования существуют в мире?

В мире существует несколько моделей устройства системы обязательного медицинского страхования, включая национальную модель, модель одноплатформенного страхования, модель социального страхования и модель конкуренции.

Как осуществляется оплата медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию за рубежом?

Оплата медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию за рубежом осуществляется на основе принципа "плательщик-провайдер". Это означает, что страховая компания или государство выплачивают определенную сумму денег провайдеру медицинских услуг за оказание помощи пациенту.

Как происходит оценка системы обязательного медицинского страхования в России?

Оценка системы обязательного медицинского страхования в России происходит на основе различных показателей, включая доступность медицинской помощи, качество услуг, уровень удовлетворенности пациентов и эффективность расходования бюджетных средств.

Какие особенности присутствуют в системе обязательного медицинского страхования в зарубежных странах?

В системе обязательного медицинского страхования в зарубежных странах присутствуют такие особенности, как всеобщая доступность медицинской помощи, высокое качество услуг, широкий перечень покрываемых страхованием услуг и государственная поддержка медицинской системы.

Какие виды и основные понятия страхования существуют?

Страхование - это финансовый механизм, гарантирующий возмещение убытков, связанных с наступлением страхового случая. Основные виды страхования включают автострахование, медицинское страхование, страхование жизни и имущества.

Какие модели устройства системы обязательного медицинского страхования существуют в мире?

В мире существуют различные модели системы обязательного медицинского страхования, включая модель национального здравоохранения, модель обязательного страхования, модель государственной медицинской помощи и смешанную модель. Каждая из них имеет свои особенности и преимущества.

Как происходит оплата медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию за рубежом?

Оплата медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию за рубежом осуществляется различными способами, включая фиксированную оплату за каждую услугу, оплату по смете, оплату по диагнозу и др. Конкретные принципы оплаты зависят от страны и ее системы здравоохранения.