Государственный долг: формы и влияние на функционирование экономики
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 24.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретическое исследование государственного долга, его формы и влияние на функционирование экономики 4
1.1 Понятие, причины возникновения государственного долга 4
1.2. Классификация государственного долга 6
1.3 Роль государственного долга в рыночной экономике 7
Глава 2 Исследование состояния государственного долга и его управление 11
2.1. Структура и динамика государственного внутреннего долга 11
2.2. Анализ состояния внешнего долга 13
2.3 Реализация функций государственного внутреннего долга в российской экономике 15
Глава 3. Направления оптимизация государственного долга в РФ 18
3.1 Целевые ориентиры, возможности и проблемы управления государственным долгом в отечественной экономике 18
3.2 Факторы и причины, влияющие на государственный долг в РФ 21
3.3 Пути оптимизации государственного долга России 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Баланс государственного долга – это соотношение между размерами долга и источниками его погашения. То есть, метод основывается на определении соотношения между такими категориями, как поступления в бюджет, расходы бюджета и образовавшийся дефицит бюджета, так как государственный долг как раз и складывается из этих показателей, а когда доходных источников становится недостаточно, органы государственной власти заимствуют дополнительные финансовые ресурсы. Другим методом является оптимизация государственных заимствований, который фактически представляет собой разработку программы по оптимизации, являющейся основной управления внешним и внутренним долгами. Этот подход используются как для формирования долга, так и при его обслуживании. Таким образом, в управлении государственным долгом необходимо формировать более долгий и дешевый кредитный портфель, для чего следует использовать оптимальный набор долговых инструментов.3.2Факторы и причины, влияющие на государственный долг в РФПри составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы всех уровней обязаны придерживаться принципа сбалансированности бюджета и стремиться к минимизации размера его дефицита. Поскольку сбалансированность любого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, включая федеральный бюджет, не может быть достигнута исключительно за счет собственных доходных источников, государство вынуждено в целях покрытия бюджетного дефицита прибегать к государственному кредиту через систему государственных заимствований.В качестве других причин, традиционно формирующих государственный долг, выступают:во-первых, необходимость систематического выполнения Российской Федерацией своих долговых обязательств (краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных) перед кредиторами, согласно условиям заключенных с ними соглашений либо возникших в результате предоставленных государственных гарантий, во-вторых, потребность финансирования чрезвычайных расходов, возникающих в связи с внешними вызовами и угрозами для России[4]. Продуманные государственные внутренние и внешние заимствования при определенных условиях (например, избыточность денежной массы, обслуживающей экономический оборот) способствуют улучшению денежного обращения и снижению инфляции, что благотворно отражается на внутриэкономической ситуации. Государственный кредит может быть представлен в качестве двух типов финансовых правоотношений. Первый тип характеризуется активной поведенческой линией органов публичной власти, направленной на выгодную для них реализацию отношений по государственным заимствованиям (займам и кредитам), в которых государство выступает в качестве заемщика. Для второго типа отношений характерна пассивная поведенческая модель, где государство лишь гарантирует исполнение обязательств третьих лиц. По причине снижения спроса на российские долговые инструменты со стороны внешних инвесторов преобладающими в отношениях по государственному кредиту становятся отношения по государственным внутренним заимствованиям. В связи с этим выстраивается соответствующая долгосрочная государственная политика, целью которой становится повышение доверия потенциальных отечественных инвесторов к государственному долгу посредством формирования финансовой культуры через повышение финансовой грамотности населения.В России, для поддержания долговой устойчивости экономики, главная задача – это сокращение дефицита и постепенный выход на бездефицитный бюджет. Рисковые ситуации в экономики России на сегодняшний день обусловлены в большей степени изменением цен на нефть. По прогнозам аналитиков цены на нефть будут находиться в диапазоне в пределах 40-60 долл. США/барр. На это повлияют тенденции, протекающие на данном рынке. Также на цену на нефть влияет и геополитическая ситуация в мире, отмечаются кризисные явления. В связи с этим доступ к капиталу у России ограничен. Угроза эскалации этой напряженности негативно влияет на деловую и потребительскую активность. Также существенное влияние на спрос на долговом рынке оказало то, что была заморожена накопительная часть пенсии в России до 2019 года. Данный ресурс служил так называемым источником длинных денег. Их наличие является важнейшим фактором, влияющим на стабильность финансовой системы страны. Для того, чтобы обеспечить устойчивость бюджетной системы и федерального бюджета в частности было принято решение производить уменьшение дефицита федерального бюджета на 1 п.п. в год. Также было принято решение возвратиться к «бюджетному правилу», которое устанавливает порядок осуществления распределения нефтегазовых доходов. Данный порядок нацелен на уменьшение негативного воздействия на экономику страны волатильности «конъюнктурных» доходов. Данное правило перестало действовать в 2016 г. поскольку существовала необходимость приспособления федерального бюджета к факторам изменяющейся среды[8]. В настоящее время, государственный долг – это основной источник покрытия дефицита бюджета Российской Федерации. Актуальной задачей для Российской Федерации является эффективное управление долговым портфелем.3.3 ПутиоптимизациигосударственногодолгаРоссииПодводя итог, стоит отметить, что государственный долг является одним из ключевых критериев, которые косвенно или напрямую определяет макроэкономические показатели и уровень жизни в целом. Однако, несмотря на его важность, в настоящее время не установлены границы государственного долга. Чаще всего оптимальным считается размер совокупного государственного долга, который устанавливается в пределах до 60% от национального ВВП. При этом в мировой практике есть большое количество примеров, когда объем государственного долга, превышал допустимый предел, т.е. достаточно высок, а экономика страны функционировала стабильно.Таким образом, предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию управления государственным долгом в России: -поддержание умеренного уровня государственного долга и расходов по его обслуживанию, а также проведение постоянного мониторинга долговой ситуации; -внедрение более значительного набора инструментов (рыночных операций по выкупу и досрочному погашению долга, операций по конверсии долга на инвестиции и прочие); - проведение мероприятий по реализации долговой политики регионов России.ЗаключениеГосударственный долг имеет противоречивый характер воздействия на экономику: он может замедлять экономический рост при направлении его на поощрение потребления, либо ускорять рост экономики при условии его использования в инвестиционных проектах, обеспечивающих будущее развитие. Также механизм финансирования государственного долга через выпуск облигаций имеет противоречивый характер: государство может успешно привлечь средства для инвестирования в ускорение будущего роста экономики, но такой подход может дать замедление роста в текущем периоде из-за снижения спроса в других областях экономики. Определение безопасного уровня долга для установления фискального правила, позволяющего эффективно отслеживать изменение долга и сохранять пространство для действий правительства, требует не только всеобъемлющий анализ различных факторов, влияющих на устойчивость долга, но и рассмотрения различных сценариев возможной материализации обязательств государства.При использовании государственного долга необходимо продолжать анализ факторов устойчивости в контексте макроэкономической ситуации для того, чтобы предотвратить возможные кризисы и обеспечить устойчивое развитие.В каждой стране, даже в самой развитой, учёные экономисты занимаются изучением вопросов, связанных с управлением государственным долгом ввиду значительных объемов государственного долга и высокого уровня расходов на ее обслуживание.Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.В работе мы предложили следующие направления по совершенствованию управления государственным долгом в России: -поддержание умеренного уровня государственного долга и расходов по его обслуживанию, а также проведение постоянного мониторинга долговой ситуации; -внедрение более значительного набора инструментов (рыночных операций по выкупу и досрочному погашению долга, операций по конверсии долга на инвестиции и прочие); - проведение мероприятий по реализации долговой политики регионов России.Список использованной литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/Акиндинова Н. В., Чернявский А. В., Чепель А. А. Межстрановой анализ структуры и эффективности бюджетных расходов // Вопросы экономики. - 2018. - № 12. - С. 5–27БжихатловС.Х.,НагаевА.А.Особенностиуправлениягосударственнымдолгом//Актуальныевопросыэкономическихнаук.–2016.-№50-2.–с11-16Бобриев Р.В. Государственные заимствования в современных условиях // Государство и право. – 2020 - №2. – с. 97-106Бондарук, Т. Г. Государственный кредит как источник финансирования государственного долга / Т. Г. Бондарук, М. А. Яковенко// Современные проблемы и перспективы развития банковского сектора. - 2016. с. 50-56Гуляева О. С., Усманская В. Г. Государственный долг: сущность, последствия и возможность погашения/ Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2016. - № 29.1. - с 222Дагаева М.А. О вопросах необходимости усовершенствования системы управления государственным долгом России // Форум молодых ученых. – 2018. - №4 (20). – с 386-389Ильина Н. О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации за период 2012-2015 гг. // Политика, экономика и инновации. - 2016. - №1. – С. 10-12Казакова М.В., Андронова О.А. Концепция мега-событий и их влияние на социально-экономическое положение в стране // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 911-932.Коваленко А.В. Противоречивый характер воздействия государственного долга на развитие экономики // Вестник Алтайской Академии экономики и права. – 2019. - № 7-1. – с. 56-59Кузнецова В.В. Управление суверенной задолженностью. М.: ИНФРА-М, 2018. 254 с.Моисеев С.Р. Происхождение долга Российской империи: макроэкономика и уроки финансовой истории // Деньги и кредит. – 2017. – № 8. – c. 67-78. Огурцова Е.В., Комков И.В. Развитие внутреннего рынка государственного долга России: факторы формирования, перспективы изменения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика. Управление. Право. – 2019. – том 19. №3. – с. 246-256Родионова Е.С., Мадатова О.В. Анализ государственного внешнего и внутреннего долга // MODERNSCIENCE. – 2020. - № 4-3. – с. 129-133Сорокина М.М., Казеикина А.Ф. Современное состояние государственного внутреннего долго Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. – 2020. - №17. – с. 385-391Тихонова К.С., Яруллин Р.Р. Современное состояние государственного долга Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - № 6-2. – с. 220-222Финансы: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В.А. Слепова. М.: ИНФРАМ, 2017. 336 с.Щербакова В.С., Еременко И.А., Сопельник Е.Ю. Государственный долг // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Российский и Зарубежный опыт. – 2020. - № 2(27). – с. 61-65 Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ruРезультаты заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам от 24 октября 2018 года // Президент России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/ president/news/58894Центральный Банк РФ[Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://cbr.ru/https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1080111/tsb_soobshchil_o_zamiedl ienii_ghodovoi_infliatsii_do_23.Chudik A., MohaddesК.,Pesaran M.H., Raissi M. Is There a Debt- threshold Effect on Output Growth? // IMF Working Paper, 2015, №197. 58 p. Fall F., Bloch D., Fournier J.-M., Hoeller P. Prudent Debt Targets and Fiscal Frameworks // OECD economic Policy paper, 2015, July, №15, 57 p
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
2. Акиндинова Н. В., Чернявский А. В., Чепель А. А. Межстрановой анализ структуры и эффективности бюджетных расходов // Вопросы экономики. - 2018. - № 12. - С. 5–27
3. Бжихатлов С.Х., Нагаев А.А. Особенности управления государственным долгом // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. - №50-2. – с 11-16
4. Бобриев Р.В. Государственные заимствования в современных условиях // Государство и право. – 2020 - №2. – с. 97-106
5. Бондарук, Т. Г. Государственный кредит как источник финансирования государственного долга / Т. Г. Бондарук, М. А. Яковенко// Современные проблемы и перспективы развития банковского сектора. - 2016. с. 50-56
6. Гуляева О. С., Усманская В. Г. Государственный долг: сущность, последствия и возможность погашения/ Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2016. - № 29.1. - с 222
7. Дагаева М.А. О вопросах необходимости усовершенствования системы управления государственным долгом России // Форум молодых ученых. – 2018. - №4 (20). – с 386-389
8. Ильина Н. О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации за период 2012-2015 гг. // Политика, экономика и инновации. - 2016. - №1. – С. 10-12
9. Казакова М.В., Андронова О.А. Концепция мега-событий и их влияние на социально-экономическое положение в стране // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 911-932.
10. Коваленко А.В. Противоречивый характер воздействия государственного долга на развитие экономики // Вестник Алтайской Академии экономики и права. – 2019. - № 7-1. – с. 56-59
11. Кузнецова В.В. Управление суверенной задолженностью. М.: ИНФРА-М, 2018. 254 с.
12. Моисеев С.Р. Происхождение долга Российской империи: макроэкономика и уроки финансовой истории // Деньги и кредит. – 2017. – № 8. – c. 67-78.
13. Огурцова Е.В., Комков И.В. Развитие внутреннего рынка государственного долга России: факторы формирования, перспективы изменения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика. Управление. Право. – 2019. – том 19. №3. – с. 246-256
14. Родионова Е.С., Мадатова О.В. Анализ государственного внешнего и внутреннего долга // MODERN SCIENCE. – 2020. - № 4-3. – с. 129-133
15. Сорокина М.М., Казеикина А.Ф. Современное состояние государственного внутреннего долго Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. – 2020. - №17. – с. 385-391
16. Тихонова К.С., Яруллин Р.Р. Современное состояние государственного долга Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - № 6-2. – с. 220-222
17. Финансы: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В.А. Слепова. М.: ИНФРАМ, 2017. 336 с.
18. Щербакова В.С., Еременко И.А., Сопельник Е.Ю. Государственный долг // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Российский и Зарубежный опыт. – 2020. - № 2(27). – с. 61-65
19. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru
20. Результаты заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам от 24 октября 2018 года // Президент России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/ president/news/58894
21. Центральный Банк РФ[Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://cbr.ru/
22. https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1080111/tsb_soobshchil_o_zamiedl ienii_ghodovoi_infliatsii_do_23.
23. Chudik A., Mohaddes К., Pesaran M.H., Raissi M. Is There a Debt- threshold Effect on Output Growth? // IMF Working Paper, 2015, №197. 58 p.
24. Fall F., Bloch D., Fournier J.-M., Hoeller P. Prudent Debt Targets and Fiscal Frameworks // OECD economic Policy paper, 2015, July, №15, 57 p
Вопрос-ответ:
Каковы формы государственного долга и какое влияние они оказывают на функционирование экономики?
Государственный долг может принимать различные формы, такие как внутренний и внешний долг, прямой и косвенный долг, краткосрочный и долгосрочный долг и другие. Форма государственного долга может оказывать влияние на функционирование экономики через такие факторы, как процентные ставки, инфляция, фискальная политика и т.д. Например, высокий уровень государственного долга может привести к повышению процентных ставок, что может увеличить затраты на обслуживание долга и снизить возможности государства для финансирования других программ и проектов. Кроме того, государственный долг может оказывать влияние на доверие инвесторов и степень риска в экономике.
Что такое государственный долг и каковы причины его возникновения?
Государственный долг - это общая сумма денежных обязательств, которые государство должно выплатить в будущем. Причины возникновения государственного долга могут быть различными. Одной из причин является необходимость финансирования бюджетного дефицита, когда расходы государства превышают его доходы. Другой причиной может быть необходимость финансирования различных государственных программ и проектов, таких как инфраструктурные проекты, образование, здравоохранение и т.д. Государственный долг также может возникать в результате военных конфликтов или экономических кризисов.
Как классифицируется государственный долг?
Государственный долг может быть классифицирован по различным признакам. Один из способов классификации - это разделение на внутренний и внешний долг. Внутренний долг - это долг, который государство заемляет у своих же граждан или фирм внутри страны, а внешний долг - это долг, который государство заемляет у иностранных кредиторов. Кроме того, государственный долг можно классифицировать на прямой и косвенный долг, краткосрочный и долгосрочный долг, суверенный и негосударственный долг и другие типы.
Какова роль государственного долга в рыночной экономике?
Государственный долг играет важную роль в рыночной экономике. Он позволяет правительству финансировать свои расходы, включая социальные программы, оборону, инфраструктуру и др. Благодаря государственному долгу государство имеет возможность привлекать капитал с рынка, сохраняя при этом возможность управления экономической политикой. Однако чрезмерный долг может стать угрозой для экономики, создавая проблемы с погашением и увеличивая расходы на процентные платежи.
Какие формы может принимать государственный долг?
Государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг представляет собой задолженность правительства перед внутренними кредиторами, такими как физические и юридические лица, банки, пенсионные фонды и т.д. Внешний долг включает задолженность перед иностранными кредиторами, такими как другие государства, международные организации и иностранные инвесторы.
В чем причина возникновения государственного долга?
Причины возникновения государственного долга могут быть различными. Одной из основных причин является нехватка средств у правительства для покрытия своих расходов, особенно в периоды кризисов или войн. Другой причиной может быть неэффективное использование бюджетных средств, коррупция, неплательщики налогов и т.д. Возникновение государственного долга также может быть связано с необходимостью финансирования инфраструктурных проектов или социальных программ.
Как классифицируется государственный долг?
Государственный долг может быть классифицирован по различным признакам. Одним из основных критериев классификации является срок погашения задолженности. Государственный долг может быть долгосрочным, срочным и краткосрочным. Кроме того, долг может быть классифицирован как внутренний или внешний в зависимости от того, кому он должен быть погашен. Также государственный долг может быть классифицирован по типу процентных ставок или типу облигаций, используемых для его выпуска.
Что такое государственный долг и как он влияет на экономику?
Государственный долг представляет собой сумму денежных обязательств государства перед кредиторами. Он может быть как внутренним, то есть обязательством перед внутренними кредиторами (граждане, предприятия и т.д.), так и внешним, когда государство занимает деньги у иностранных кредиторов. Государственный долг оказывает влияние на экономику, например, через уровень процентных ставок, инфляцию, распределение ресурсов и привлечение инвестиций.
Какие причины могут привести к возникновению государственного долга?
Причины возникновения государственного долга могут быть разными. Например, государство может занимать деньги для финансирования бюджетного дефицита, который возникает, когда расходы превышают доходы. Также государство может занимать деньги для финансирования крупных инвестиционных проектов или для покрытия временных финансовых проблем.
Как классифицируется государственный долг?
Государственный долг может быть классифицирован по разным критериям. Например, по срокам погашения он может быть долгосрочным (сроком более 1 года) или краткосрочным (сроком менее 1 года). По источникам финансирования долг может быть внутренним (полученным от внутренних кредиторов) или внешним (полученным от иностранных кредиторов). Еще одна классификация основывается на том, кто является кредитором — физические лица, банки, иностранные государства и другие.
Какой роль играет государственный долг в рыночной экономике?
Государственный долг играет важную роль в рыночной экономике. Он позволяет государству получать дополнительные ресурсы для финансирования государственных программ, инфраструктуры и обеспечения функционирования государства. Однако слишком большой государственный долг может оказывать негативное влияние на экономику, увеличивая процентные ставки, вызывая инфляцию и снижая привлекательность страны для инвестиций.
Каково понятие государственного долга?
Государственный долг - это совокупность обязательств государства перед кредиторами, которые могут быть физическими или юридическими лицами, другими государствами или международными организациями. Государство берет долговые средства для финансирования своих расходов, например, на социальные программы, оборону или инфраструктуру.